Все методы и приемы по реализации проекта тесно взаимосвязаны между собой:
· Рассказ воспитателя.
· Беседы, рассматривание иллюстраций.
· Работа с презентациями.
· Рассуждения детей на заданную тему.
· Продуктивная деятельность.
· Опытно-экспериментальная деятельность.
· Игровая деятельность.
· Взаимодействие с родителями.
· Чтение художественной литературы.
· Наблюдения и экскурсии «Экологическая тропа по саду».
· Анкетирование родителей.
· Оформление выставки для родителей.
· Диагностика уровня знаний у детей старшей группы.
Осуществляя проект участники учатся пользоваться различными источниками и способами получения информации.
Материально-техническое обеспечение проекта
§ Художественная литература, энциклопедии.
§ Методическая литература.
§ Презентации о видах комнатных растений, зачем человеку комнатные растения, паспорт комнатных растений.
§ Дидактические игры.
§ Материалы для проведения опытно-экспериментальной деятельности.
§ Иллюстрированный материал.
§ «Уголок природы» в группе, «Зимний сад» в ДОУ.
§ Проектор и ноутбук.
§ Интернет-ресурсы.
§ Атрибуты для сюжетных игр.
§ НОД детей и педагога.
§ Материалы и пособия для продуктивной деятельности.
Ход реализации проекта
Подготовительный этап
Цель данного этапа - определить тему, цель и задачи данного проекта; изучить и создать информационную базу по проекту; подобрать необходимое оборудование и материалы; диагностировать уровень знаний воспитанников о мире комнатных растений в начале проекта.
На данном этапе необходимо было показать проблему - изучение уровня знаний детей старшей группы о комнатных растениях показало, что у детей отсутствует целостная система сформированных представлений и навыков о комнатных растениях. Было выявлено, что дети испытывали трудности в различении комнатных растений по внешнему виду, способам ухода за ними.
Содержание работы подготовительного этапа:
ü тематические беседы с детьми;
ü рекомендации родителям;
ü анкетирование;
ü наблюдения;
ü подбор литературы для детей;
ü подбор наглядно-демонстрационного материала;
ü разработка нод;
ü подбор загадок, пословиц, поговорок;
ü подбор дидактических, подвижных, словесных игр;
ü определение тематики проблемных вопросов;
ü подбор оборудования.
Основной этап
Цель: обогащение и расширение знаний о комнатных растениях, правилах ухода за ними.
Этот этап включает в себя организацию целенаправленной деятельности взрослых и детей, в результате которой дети получат необходимую информацию по теме проекта и навыки практической деятельности.
Планируемые мероприятия предусматривают активное участие и взаимодействие детей, включая их в процесс познания. Дошкольники становятся активными исследователями окружающего мира вместе с педагогами и родителями.
Содержание работы основного этапа:
ü Образовательная область: «Физическое развитие», «Здоровье»:
Утренняя гимнастика: «Чудный день»; гимнастика после сна: физминутка «Цветочек»
Пальчиковые игры «Комнатные растения»
Дыхательная гимнастика «Приятный аромат»
Беседа «Лекарственные растения на подоконнике», «Польза комнатных растений для человека».
ü Образовательная область: «Социально – коммуникативное развитие»:
Ситуация общения: «Как люди выращивают комнатные растения»
ИОС «Что будет, если не будем поливать комнатные цветы?»
«Хорошо – плохо» (комнатные цветы)
Настольно печатная игра: «Собери цветок»; «Посади цветочек в горшок»,
«Угадай растение по описанию», «Собери пазлы»
С/р игра «Магазин цветов», «Цветовод»
НОД: «Мир комнатных растений»
Работа в уголке природы: «Полей комнатное растение», «Дежурство в уголке природы»
Рассматривание «Паспорт комнатных растений»
Центр безопасности. «Безопасность при уходе за комнатными растениями» (рассматривание иллюстраций)
ü Образовательная область: «Речевое развитие»:
Составление рассказов – описаний о комнатных цветах
Рассматривание картины»Уголок живой природы в детском саду»
Придумывание сказки о комнатном цветке
Рассказывание р.н.с. «Хаврошечка» с использованием наглядного моделирования.
ü Образовательная область: «Познавательное развитие»:
НОД:
«Растения в нашем уголке природы»; «Уход за комнатными растениями»
ОЭД: посадка комнатных растений(отростков),посадка лука.
Исследовательская деятельность:
Сравнение листьев у растений: фикус и фиалка; амаралис и циссус.
Опыт «Дети солнца» - что происходит с растением, если ему не хватает света.
Конструктивно-исследовательская деятельность:
Моделирование из бумаги «Бутон розы»
Экскурсия «Экологическая тропа в детском саду»
Экскурсия в «Зимний сад» ДОУ
Беседа: «Что растет на окошке?»; «Кто такие зеленые друзья? Почему они так называются?», «Могут ли растения болеть и почему?»
ü Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие»
НОД:
Рисование «Комнатное растение» (с натуры- спатифиллум)
Декоративное рисование «Закладка «Городецкий цветок»
Лепка «»Цветок в горшке»
Работа в уголке книги. Рассматривание книг, альбомов «Комнатные растения»;
Самостоятельная деятельность: раскрашивание раскрасок по теме «Комнатные цветы»
Слушание П. Чайковского «Вальс Цветов»;
Музыкальный этюд «Цветочек»
ЧХЛ: В. Катаев «Цветик – семицветик», Л. Скребцова «Лекарство в цветочных горшках», Е Благинина «Бальзамин»,Г.Х.Андерсен «Дюймовочка». Стихотворение Е. Благининой «Бальзамин», Г.Ракова «Фиалка», «Аспидистра», «Фикус», «Бегония» и др.,
Л. Пилипенко «Аспарагус», «Каланхоэ», «Алоэ», «Камнеломка», Н. Нищева «Комнатные цветы », О. Аленкина «Кактус», Ю. Лысаков «Кактус», Б. Ферпер «Бегония», Б. Пастернак «Герань» и др.
ü Работа с родителями.
Анкетирование «Что Вы знаете о комнатных растениях?»;
Оснащение уголка природы комнатными растениями;
Заключительный этап
Завершающий этап включает в себя подведение итогов, представление презентации.
Цель: закрепление и обобщение знаний и представлений о комнатных растениях.
Содержание работы заключительного этапа:
Ø Подведение итогов работы: беседы с детьми и родителями по теме «Что я узнал нового?»
Ø Оформление выставки рисунков, поделок по теме «Комнатные цветы».
Ø Выпуск и презентация альбома «Загадки комнатных растений».
Ø Составление памяток, рекомендаций для родителей «Как ухаживать за комнатными растениями».
Ø Ведение дневников наблюдений за ростом и развитием лука и посаженных отростков цветов.
Ø Обмен впечатлениями по работе над проектом.
Ø Оформление опыта работ по проекту в методический кабинет.
Результаты проекта
§ У детей появился ярко выраженный интерес к живой природе. Большинство ребят научились называть и различать комнатные растения.
§ Сформировалось представление о необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
§ Усвоились нормы поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту.
§ Дети усвоили: что растению необходимо для роста, части растения, чем растения отличаются друг от друга, как состояние растения зависит от ухода человеком.
§ Обогатился словарный запас детей по данной теме.
§ Расширилась экологическая среда группы.
§ Обогатилась развивающая среда в группе.
§ Активизировалась познавательная и творческая активность детей, родителей, повысилась компетентность педагогов.
Список используемой литературы
1. О.Соломенникова «Ознакомление с природой в старшей группе»
2. Рабочая программа под ред.Н.Е.Вераксы (старшая группа)
3. Атлас комнатных растений
Интернет-ресурсы
1. www.maam.ru.proekt-komnatnye-rastenija-nashi-druzja-pasport-proekta-prezentacija
2. https://sch1400z.mskobr.ru/elektronnye_servisy/blog/daeva_tat_yana_ivanovna/pamyatka_dlya_roditelej_i_pedagogov/
Приложения к проекту
v Приложение 1. Анкета для родителей «Что вы знаете о комнатных растениях?»
v Приложение 2. Диагностика уровня знаний детей старшей группы по теме «Комнатные растения»
v Приложение 3. НОД «Уход за комнатным растением»
v Приложение 4. НОД (оригами) «Цветы небывалой красоты»
v Приложение 5. Памятка для родителей «Опасные комнатные растения»
v Приложение 6. Беседа «Лекарство на подоконнике»
v Приложение 7. Фотоотчет по проекту.
Приложение 1