Оценка кредитоспособности предприятия–заёмщика: российские и международные методики.




 

Банки развитых капиталистических стран применяют сложную систему большого количества показателей для оценки кредитоспособности клиентов. Эта система дифференцирована в зависимости от характера Заемщика (фирма, частное лицо, вид деятельности), а также может основываться как на сальдовых, так и оборотных показателях отчетности клиентов.

Американская методика.

Так ряд американских экономистов описывает систему оценки кредитоспособности, построенную на сальдовых показателях отчетности.

Американские банки используют четыре группы основных показателей:

1. ликвидности фирмы;

2. оборачиваемости капитала;

3. привлечения средств

4. показатели прибыльности.

К первой группе относятся коэффициент ликвидности (Кл) и покрытия (Кпокр).

Коэффициент ликвидности Кл - соотношение наиболее ликвидных средств и долговых обязательств.

Ликвидные средства складываются из денежных средств и дебиторской задолженности краткосрочного характера.

Долговые обязательства состоят из задолженности по ссудам краткосрочного характера, по векселям, неоплаченным требованиям и прочим краткосрочным обязательствам.

Кл прогнозирует способность Заемщика оперативно в срок погасить долг банку в ближайшей перспективе на основе оценки структуры оборотного капитала. Чем выше Кл тем выше кредитоспособность.

Коэффициент покрытия Кпокр - соотношение оборотного капитала и краткосрочных долговых обязательств.

Кпокр - показывает предел кредитования, достаточность всех видов средств клиента, чтобы погасить долг. Если Кпокр менее 1, то границы кредитования нарушены, заемщику больше нельзя предоставлять кредит: он является некредитоспособным. Пример расчета данного коэффициента представлен в приложении 1 в таблице 1.

Показатели оборачиваемости капитала, относящиеся ко второй группе отражают качество оборотных активов и могут использоваться для оценки роста Кпокр. Например, при увеличении значения этого коэффициента за счет роста запасов и одновременном замедлении их оборачиваемости нельзя делать вывод о повышении кредитоспособности Заемщика. Пример расчета данного коэффициента представлен в приложении 1 в таблице 2.

Коэффициенты привлечения (Кпривл) образует третью группу оценочных показателей. Они рассчитываются как отношение всех долговых обязательств к общей сумме активов или к основному капиталу; показывают зависимость фирмы от заемных средств. Чем выше коэффициент привлечения, тем хуже кредитоспособность заемщика. Пример расчета данного коэффициента представлен в приложении 1 в таблице 3.

С третьей группой показателей тесно связаны показатели четвертой группы, характеризующие прибыльность фирмы. К ним относятся:

1. доля прибыли в доходах (отношение чистой прибыли к валовой);

2. норма прибыли на активы (чистая прибыль на сумму активов);

3. норма прибыли на акцию.

Если растет зависимость фирмы от заемных средств, то снижение кредитоспособности, оцениваемой на основе Кпривл, может компенсироваться ростом прибыльности. Пример расчета данного коэффициента представлен в приложении 1 в таблице 4.

Французская методика.

Оценка кредитоспособности клиентов французскими коммерческими банками включает 3 блока [26]:

1) оценка предприятия и анализ его баланса, а также другой отчетности;

2) оценка кредитоспособности клиентов на основе методик, принятых отдельными коммерческими банками;

3) использование для оценки кредитоспособности данных картотеки Банка Франции.

При оценке предприятия банк интересуется следующими вопросами:

-характер деятельности предприятия и длительность его функционирования;

-факторы производства:

а) трудовые ресурсы руководителей, управленцев и персонала (образование, компетентность и возраст руководителя, наличие у него преемников, частота передвижения управленцев по рабочим местам, структура персонала, показатели простоя, соотношение оплаты труда и добавленной стоимости (должно быть в пределах 70 %);

б) производственные ресурсы (соотношение амортизации и амортизируемых средств, уровень инвестиций);

в) финансовые ресурсы;

г) экономическая среда (на какой стадии жизненного цикла находится выпускаемая продукция, является ли предприятие монопольным производителем, условия конкуренции, стадия развития рынка основной продукции предприятия, коммерческая политика фирмы, степень освоения приемов и способов маркетинга).

В активе баланса при анализе выделяются три составные части:

- иммобилизованные активы,

- оборотные средства (запасы, дебиторы, прочие),

- денежная наличность (касса, деньги на счете в банке, ценные бумаги).

Пассив баланса делится на постоянные ресурсы, кредиторскую задолженность и денежную наличность (учет векселей и др.). На основе счета результатов деятельности определяются следующие показатели (расчет представлен в таблице 2.1.):

Таблица 2.1.

Показатели финансовой деятельности предприятия

 
Показатель Формула Метод определения  
Выручка от реализации (В)      
Валовый коммерческий доход ВД = В - Стмц и ги Выручка о реализации минус стоимость приобретенных ТМЦ и готовых изделий  
Добавленная стоимость (ДС)| ДС=ВД - Рэ ВД минус эксплуатационные расходы (административные, на субподрядчиков)  
Валовый эксплуатационный доход (ВЭД) ВЭД=ДС - Рзп - Нзп ДС минус расходы на зарплату, минус налоги на зарплату, минус оплата отпусков  
Валовой эксплуатационный результат (ВЭР) ВЭР=ВЗД - Кр% + Двлж - Отчриск ВЭД минус уплата процентов за кредит плюс доход от вложения средств в другие предприятия и минус отчисления в фонд риска  
Прибыль, которая может быть использована для самофинансирования (СФ) СФ=ВЭР - Праб - Нпр ВЭР минус прибыль, распределяемая между работниками предприятия, и минус налоги на прибыль  
Чистая прибыль (ЧП) П=СФ+Дслуч - Рслуч - Анедв СФ плюс или минус случайные доходы (расходы) минус амортизация недвижимости  
       

Баланс и другие формы отчетности используются, во-первых, для оценки соотношения сальдовых показателей и, во-вторых, для расчета коэффициентов кредитоспособности на основе оборотных показателей. Предметом анализа являются такие пропорции, как соотношение долгосрочной задолженности и собственных средств, соотношение стабильных собственных ресурсов и суммыактивов, динамика затрат и убытков по сравнению с темпами роста производства и т.д. Данные отчетности фирмы сопоставляются с данными сводного баланса, который составляется на основе баланса однородных предприятий. Одним из основных направлений анализа данных баланса является определение банковского риска.

Показатели состояния денежной наличности оцениваются с учетом уровня развития предприятия, его рентабельности и потребности в оборотных средствах. Последнее изучается на основании показателей скорости оборота остатков сырья и готовой продукции на складе, а также

сроков расчетов с поставщиками.

В качестве одного из вариантов частной методики оценки кредитоспособности клиента коммерческим банком можно привести методику Credit Line. Эта методика представляет собой систему оценки, построенную на 5 коэффициентах [24]:

K1 = ВЭД / ДС;

K2 = Финансовые расходы / ДС;

K3 = Капиталовложения за год / ДС;

K4 = Долгосрочные обязательства / ДС;

K5 = Чистое сальдо наличности / Оборот.

Каждый из показателей оценивается в пределах четырех баллов и определяется общий итог в баллах. Сумма баллов определяет уровень кредитоспособности клиента.

Учитываются также и данные картотеки банка Франции. Эта картотека имеет четыре раздела. В первом предприятия разделяются на 10 групп в зависимости от размера актива баланса и каждой группе присваиваются литеры от А до К. Второй раздел является разделом кредитной котировки, выражающий доверие, которое может быть допущено в отношении предприятий. Эта котировка основывается на изучении финансовой ситуации и рентабельности, а также на оценке руководителей, держателей капиталов и предприятий, с которыми клиент имеет тесные коммерческие связи. Кредитная котировка делит предприятия на 7 групп, которым присваиваются шифры от 0 до 6.

Третий раздел классифицирует предприятия по их платежеспособности. Банк Франции фиксирует все случаи неплатежей и в зависимости от этого разделяет клиентов коммерческих банков на три группы, которым присваиваются шифры 7, 8 или 9. Шифр 7 означает пунктуальность в платежах, отсутствие реальных трудностей в денежных средствах в течение года. Шифр 8 дается при временных затруднениях, связанных с наличием денежных средств, которые не ставят под серьезную угрозу платежеспособность предприятия. Шифр 9 означает, что платежеспособность предприятия сильно скомпрометирована.

Четвертый раздел картотеки делит всех клиентов на две группы: предприятия, векселя и ценные бумаги которых могут быть переучтены, и предприятия, векселя и ценные бумаги которых не могут быть переучтены в Банке Франции.

Методика определения класса кредитоспособности заемщика

В основе определения класса кредитоспособности Заемщика лежит критериальный уровень показателей и их рейтинг.

Коэффициенты и показатели на уровне средних величин являются основанием отнесения Заемщика ко II классу, выше средних - к I и ниже средних к III.

Рейтинг и значимость показателя в системе определяется экономистом индивидуально для каждого Заемщика в зависимости от политики данного коммерческого банка, особенностей клиента, ликвидности его баланса, положения на ссудном рынке. Например, высокая доля краткосрочных ресурсов, наличие просроченной задолженности по ссудам и неплатежей поставщикам повышают роль коэффициента ликвидности, который оценивает способность предприятия к оперативному высвобождению денежных средств. Втягивание

ресурсов банка в кредитование постоянных запасов, заниженность размера собственных средств повышают рейтинг показателя обеспеченности собственными средствами. Нарушение экономических границ кредита, закредитованность клиентов выдвигают на первое место при оценке кредитоспособности уровень коэффициента покрытия.

Общая оценка кредитоспособности дается в баллах. Баллы представляют собой сумму произведений рейтинга каждого показателя на класс кредитоспособности. I класс присваивается при 100-150 баллах, II класс - при 151-250 баллах и III класс - при 251-300 баллах.

При оценке кредитоспособности клиента коммерческого банка рекомендуется использовать не только основные, но и дополнительные показатели. В их числе могут быть показатели, характеризующие обрачиваемость запасов или средств в расчетах, долю ликвидных активов в общей сумме оборотных средств или соотношение ликвидных активов I класса и задолженности, уровень неплатежей за истекший период, эффективность производственного потенциала, доходность и прибыльность партнеров (например, кредитоспособность заказчика), среднюю продолжительность строительства, равномерность распределения дохода.

Одинаковый уровень показателей и сумма баллов достигаются влиянием разных факторов. Так, увеличение общего размера ликвидных средств за счет товарно-материальных запасов далеко не всегда создает прочную гарантию возврата ссуд. Рост остатков годовой продукции, не имеющей широкого потребителя или связанной с транспортными затруднениями, не гарантирует своевременного возврата ссуды. Рост Кл и Кп может объясняться сокращением долговых обязательств. Заключение о кредитоспособности клиента будет зависеть от причины этого сокращения. Если, например, задолженность по краткосрочным ссудам уменьшилась из-за срыва поставок сырья, то нельзя рост коэффициента оценивать как укрепление финансового положение клиента. Анализ факторов, изменивших уровень соответствующих коэффициентов и показателей, должен являться обязательным элементом оценки кредитоспособности клиента коммерческого банка. В качестве основных направлений этого анализа можно выделить:

· Анализ влияния ликвидных средств в целом и их элементов на коэффициенты

ликвидности и покрытия;

· оценку изменения коэффициента покрытия под влиянием изменения

товарно-материальных запасов;

· изучение изменения структуры долговых обязательств и ее воздействия на

коэффициенты ликвидности и покрытия;

· Анализ факторов, определивших рост или снижение показателя

обеспеченности собственными средствами;

· оценку показателя обеспеченности собственными средствами с позиции

достаточности собственных средств клиента.

Анализ факторов изменения уровня коэффициентов и показателей кредитоспособности позволяет более точно определить класс кредитоспособности, а также выработать условия по данному классу.

Не рекомендуется повышать класс кредитоспособности клиента банка или оговаривать условия кредитования по данному классу при:

- улучшении коэффициента ликвидности только за счет роста дебиторской задолженности или остатков готовой продукции;

- повышения коэффициента покрытия за счет роста остатков готовой продукции, не обеспеченной договорами на сбыт, или труднореализуемых остатков сырья и незавершенного производства;

- ухудшении структуры ликвидных средств;

- фактическое наличие собственных оборотных средств в размере менее постоянной минимальной потребности в них;

- росте показателя обеспеченности собственными средствами малых производственных структур за счет фондов, связанных с рисковой деятельностью предприятия;

- улучшения показателя обеспеченности производственной деятельности договорами за счет заключения договоров с некредитоспособными покупателями и поставщиками;

- сокращение долговых обязательств банку в связи с не поставками кредитуемого сырья.

В последние десятилетия в западных банках разрабатываются методы оценки качества потенциальных заемщиков с помощью разного рода статистических моделей. Цель состоит в том, чтобы создать стандартные подходы для объективной характеристики заемщика, найти числовые критерии для разделения будущих клиентов на надежных и ненадежных, подверженных риску банкротства. Примером такой модели может служить "модель Зета", разработанная группой американских экономистов в конце 1970-х гг. и применяемая банками в кредитном анализе. Модель предназначена для оценки вероятности банкротства фирмы. Значение ключевого параметра "Z" определяется с помощью уравнения, переменные которого отражают некоторые характеристики анализируемой компании: ее ликвидность, скорость оборота капитала и т.д. Если значение коэффициента превышает определенную пороговую величину, то фирма зачисляется в разряд надежных, если же оно ниже критической величины, то значит, финансовое положение такого предприятия внушает опасения и выдавать кредит ей не рекомендуется.

Расчет "Z-счета" (Е. Альтмана) осуществляется по следующей формуле:

Индекс кредитоспособности по модели Альтмана = 3.3 * [(прибыль до выплаты налогов, процентов) \ (всего активов)] + 1,0 * [(выручка от реализации) \ (всего активов)] + 0,6 * [(собственный капитал) \ (привлеченный капитал)] + 1,4 * [(накопленная реинвестированная прибыль) \ (всего активов)] + 1,2 * [(чистый оборотный капитал) \ (всего активов)].

 

 

По материалам статистических сборников, периодической печати приведите данные о средней процентной ставке по ипотечным кредитам в России и в других странах. Объясните динамику.

Ушедший 2010-й вполне можно назвать годом реанимации ипотеки. После комы, в которую ипотека впала в 2009-м, объем выданных кредитов увеличился в два раза, и по прогнозам экспертов должен составить около 350 млрд руб. В 2011 году эксперты ожидают увеличения объемов выдачи до 500 млрд руб. Однако выйти на докризисный уровень по этому показателю банкам удастся не раньше 2012 года.

Удвоить выдачу ипотечных займов банки смогли, смягчив условия кредитования. Пожалуй, главным достижением стало снижение ставок по кредитам. В крупнейших госбанках (Сбербанке и ВТБ 24) к концу года можно было получить займ под 9-9,5% годовых в рублях и 7,5% в иностранной валюте. «За 2010 год банк трижды снижал ставки по жилищному кредитованию», - отметила директору управления розничного кредитования Сбербанка Наталья Карасева. Этому примеру последовали и ВТБ 24, DeltaCredit и некоторые другие банки. Позитивным для рынка стало и распространение плавающих ставок. «У ВТБ 24 по специальным ипотечным программам переменные ставки начинаются от 8% годовых в рублях», - рассказал вице-президент, начальник управления разработки кредитных продуктов и партнерских программ департамента ипотечного кредитования ВТБ24 Георгий Тер-Аристокесянц.

Кроме ставок в ушедшем году снижались и требования к первоначальному взносу. Большинство банков снизили первоначальный взнос только до 20% (ВТБ 24, банки "ДельтаКредит", Росбанк, Сбербанк, ЮниКредит Банк, "ЖилФинанс" и некоторые другие). А до 10% первоначальный взнос отважился снизить лишь Сбербанк (для работников материнской компании). Банк "Россия" предлагает ипотеку на приобретение готового жилья с 10% взносом всем желающим.

Увидел рынок и первые результаты работы страховой компании АИЖК - за время работы с ее участием было застраховано 400 кредитов, благодаря чему заемщикам удалось снизить первоначальные взносы до 10%.

«Мы полагаем, что объем выдачи ипотечных кредитов в 2010 году превысит 350 млрд руб., а объем рынка жилищного кредитования составит 1,3 трлн руб.», - полагает Георгий Тер-Аристокесянц. В Росбанке уверены, что при дальнейшем снижении ставок Банком России, тенденция снижения ставок на ипотечном рынке продолжится. «Хотя развитие этого направления зависит не только от условий банковского кредитования, но и от динамики строительства и ввода в эксплуатацию нового жилья, роста доходов населения, общей экономической ситуации», - полагает Наталья Карасева.

«По нашим прогнозам, в следующем году ипотечный рынок вырастит в полтора раза до 500 млрд руб.», - уверена зампред правления DeltaCredit Лора Файнзилберг. На докризисные же уровни выдачи ипотеки (в 2008 году объем выдачи достиг исторического максимума - 655 млрд руб.), по общему мнению экспертов, рынок может вернуться лишь в 2012 году.

 

 

Список использованной литературы

 

1. Ветрова А.В. Кредитное бюро: проблемы и решения // Банковское дело - 2000 г. - №11 - с. 12 - 16.

2. Вешкин Ю.Г.,Банковские системы зарубежных стран курс лекций /Ю.Г. Вешкин, Г.Л. Авагян.-М.: Экономист 2004. - 400 с.

3. Видяпин К. Н. Экономическая теория./ Ташкент: издательство ташкент-ского финансового института, 2002 - 256 стр.

4. Давыдов С. В. Перемены в банковской отрасли. // «Финансо-вый контроль» №2, 2004, стр. 18

5. Едронова В.Н., Хасянова С.Ю. Классификация банковских кредитов и методов кредитования // Финансы и кредит. - 2002. -№1. - С.3-5

6. Жарковская Е.П., Арендс И.О. Банковское дело: Курс лекций. - М.: Омега-Л, 2007. - 399 с.

7. Жуков Е.Ф. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов / под ред- М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 600 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: