Пояснительная записка
Термин «интеграция» в системе современного образования прочно занимает свое место. Интеграция дает возможность перестраивать, расширять и углублять содержание образования, приводит к изменениям в методике работы и создает новые обучающие технологии. Интеграция обеспечивает совершенно новый психологический климат на уроке, как для ученика, так и для учителя.
Интеграционный урок предполагает соединение двух или трех учебных предметов, взаимодополняющих друг друга, в единое целое.
Если связь музыки и литературы бесспорна и очевидна, то музыка и изобразительное искусства образуют более сложный союз. Причина заключается в их природе: ведь музыка и литература – временные явления, они взаимодействуют в едином потоке звучания, едином биении ритмического пульса.
Изобразительное искусство - явление пространственное. И музыка здесь вроде бы вовсе не причем; у нее своя художественная область и встреча ее с живописным искусством, если и возможна, например: в опере, или в музыкальном спектакле, где действия требуют музыкального выражения и декоративного оформления.
Однако если проанализировать выразительные средства композиции и музыки, то можно провести аналогию. По курсу дисциплины «Основы дизайна и композиции» учащиеся должны уметь использовать художественные средства композиции, а так же знать средства композиционного формообразования и специальные выразительные средства. А использование музыки и мультимедийной презентации усилит творческий процесс. Такой полихудожественный подход гармонизирует внутренне состояние, что позволяет учащимся шире раскрыть свои творческие возможности.
|
Урок рассчитан на 90 минут.
Тема урока: «Стилизация цветов и растений для создания орнаментальной композиции»
Тип урока: Сообщение новых знаний.
Вид урока: интегрированный – изобразительное искусство, музыка.
Цель:
Образовательная: Создания композиции орнамента под национальную музыку.
Сформировать знания по выполнению стилизации природных форм и элементов, опираясь на выразительные средства композиции и музыки.
Развивающая: развивать чувство гармонии в сочетании изобразительного и музыкального искусства; развитие познавательных интересов и положительных мотивов к творческой деятельности.
Воспитательная: воспитывать чувство видения гармонии в изобразительном искусстве, этнической музыке; формирование уважения к культуре народов мира, эстетического восприятия мира.
Учебно-методическое обеспечение и ТСО.
Оборудование: ПК, мультимедиа аппаратура, мультимедийная презентация, доска.
Дидактический материал:
· для преподавателя: раздаточный материал: открытки и иллюстрации с изображением; пед.рисунок - примеры стилизации растительных элементов;
· для учащихся: альбом, карандаш, гуашь, акварель кисточки.
Наглядные пособия: работы художника Эжена Грассе, иллюстрации из учебно-методического пособия Щекалевой М.А. «Бионическая практика».
Музыкальный ряд: индийская народная мелодия, русская народная мелодия; ирландская джига – риверданс; башкирская мелодия курая «Сибай».
Структура урока и дозировка времени:
№ | Структура урока | Дозировка времени |
1. | Организационный момент | 5 мин. |
2. | Сообщение новых знаний | 25 мин. |
3. | Закрепление | 45 мин. |
4. | Рефлексия | 12 мин. |
5. | Итог урока, задание на дом | 3 мин. |
Ход урока.
|
1. Организационный момент. (5 мин.).
Подготовительная часть урока. Проверка готовности группы.
Преподаватель: ставит задачу перед учащимися.
- Сегодня мы с вами изучим последовательность стилизации природных форм, научимся гармонично составлять композицию, используя элементы стилизации и опираясь на собственные чувства при прослушивании музыкальных произведений. Продолжим изучать подбор приёмов и выразительных средств в создании композиций (слайд 1).
2. Сообщение новых знаний (25 мин.).
В композиции существует, ряд законов, правил, приемов и выразительных средств. И в композиции и музыке существуют схожие средства выразительности. Если провести аналогию, то можно сопоставить их таким образом:
В музыке | В композиции |
громкостная динамика | динамика |
оттенки и нюансы | нюансы |
рельеф и фон | плановость |
контраст | контраст |
лад | холодные и тёплые цвета |
Одно из средств композиции – стилизация.
Стилизация означает декоративное обобщение и подчёркивание особенностей формы предметов с помощью ряда условных приёмов. Можно упростить или усложнить форму, пластику, цвет, детали объекта, а также отказаться от передачи объёма.
Однако упростить форму это не только объединить её, но и подчеркнуть выразительные стороны, опустив малозначительные детали. Стилизация имеет свои особенности в народном и декоративно-прикладном искусстве, в живописи и графике. При этом усиливаются соответственно характеру растения все типические особенности его, и удаляется или ослабляется частное или случайное. Часто эти изменения настолько значительны, что первоначальный материал преображается до неузнаваемости.
|
Появление стилизованного символического орнамента способствовала общность природы условно-символических изображений произведений орнаментального искусства в целом, а сами орнаментальные образы, как правило, представляют собой символы или систему символов. Такого рода изображение способно в лаконичной форме выразить очень широкие, многообразные понятия. Появившись в Древнем Египте и других странах Древнего Востока, символический орнамент и сегодня продолжает играть важную роль.
К наиболее распространенным растительным формам с древнейших времен относятся: лотос, папирус, пальмы, лавр, виноградная лоза, плющ, дуб (слайд 2).
Различные условия восприятия требуют различной степени преобразования предметной формы. Так, изображение, предназначаемое для просматривания на большом расстоянии, делается в преувеличенном размере, с очень чёткими контурами, в обобщённом виде, без мелких деталей. Напротив, изображение, рассматриваемое вблизи, может быть небольшого размера, с проработанными деталями.
Художник может изменять предмет в любой степени, отход от натуры бывает очень значительным. Цветок, лист, ветку можно трактовать почти как геометрические формы или сохранить природные плавные очертания.
Способы стилизации:
1. пластический,
2. геометризированный,
3. геометрический.
А если при этом сопоставлять музыку народов мира (так же как и орнаменты), то мы получим (приложение 1) следующую аналогию:
· Пластическая стилизация – например узоры «Пейсли» или «индийский огурец» (звучит восточная, индийские мелодии с духовыми национальными инструментами). Индийские мелодии с духовыми национальными инструментами эта музыка витиеватая, мелодичная. Сравните её с данным узором – он состоит из пластичных, витиеватых линий, завитков, кругов. Сходство с музыкальными выразительными средствами на лицо (слайд 3).
· Геометризированная стилизация – русские узоры для вышивки. Русская народная мелодия на гуслях звучит ритмично и мелодично. Гусляр перебирает на струнах, словно шаг за шагом, крестик за крестиком складывается, вышивается узор (слайд 4).
· Геометрическая стилизация - кельтская ритмичная музыка и кельтский орнамент (слайд 5). Посмотрите, как четко складывается ритм этого орнамента, и сопоставьте с ритмом этой мелодии. Рождаются образы – танцующие ирландскую джигу танцоры…
А теперь разберём процесс стилизации. Он осуществляется в следующем порядке:
1. выбор исходного материала (слайд 6);
2. реалистическое изображение (слайд 7);
3. декоративное изображение (слайд 8);
4. абстрактное изображение:
а) обобщение форм (слайд9);
б) усложнение, добавление деталей (10).
(просмотр зрительного ряда, последовательность выполнения работы, приложение 2)
И обобщение формы живописными средствами
Реальные оттенки, как правило, приводятся к нескольким цветам, или же происходит отказ от реального цвета. В зависимости от назначения поиски образа дают то или иное цветовое решение. Рассмотрим работы Эжена Грассе «Цветочные орнаменты в стиле модерн» (Приложение 3, слайды 11-13)
Правильно подобранное музыкальное сопровождение усилит яркость восприятия и даст толчок творческому процессу.
3. Закрепление. (45 мин)
Постановка задач.
Преподаватель: Создать композицию растительного орнамента под башкирские народные мелодии «Аллаяр» и «Сибай».
1. Работа с раздаточным фото – материалом, изучение натуры. Анализ натуры, её формы.
2. При анализе растения целесообразно обратить внимание учащихся на конструкцию растения в целом, и проследить закономерность построения формы. А также обратить внимание на симметрию характерную для большинства растений.
Демонстрация образцов работ художников, указывая на возможности изобразительных материалов и логике их применения (Приложение 4, слайды 14-16).
В качестве примера работы художников производственного объединения «Агидель» (Приложение 5, слайд 17-19). Обратите внимание на стилизацию растительных форм. Есть вопросы по заданию?
Учащиеся: (предполагаемые вопросы)