И обобщение формы живописными средствами




Пояснительная записка

Термин «интеграция» в системе современного образования прочно занимает свое место. Интеграция дает возможность перестраивать, расширять и углублять содержание образования, приводит к изменениям в методике работы и создает новые обучающие технологии. Интеграция обеспечивает совершенно новый психологический климат на уроке, как для ученика, так и для учителя.

Интеграционный урок предполагает соединение двух или трех учебных предметов, взаимодополняющих друг друга, в единое целое.

Если связь музыки и литературы бесспорна и очевидна, то музыка и изобразительное искусства образуют более сложный союз. Причина заключается в их природе: ведь музыка и литература – временные явления, они взаимодействуют в едином потоке звучания, едином биении ритмического пульса.

Изобразительное искусство - явление пространственное. И музыка здесь вроде бы вовсе не причем; у нее своя художественная область и встреча ее с живописным искусством, если и возможна, например: в опере, или в музыкальном спектакле, где действия требуют музыкального выражения и декоративного оформления.

Однако если проанализировать выразительные средства композиции и музыки, то можно провести аналогию. По курсу дисциплины «Основы дизайна и композиции» учащиеся должны уметь использовать художественные средства композиции, а так же знать средства композиционного формообразования и специальные выразительные средства. А использование музыки и мультимедийной презентации усилит творческий процесс. Такой полихудожественный подход гармонизирует внутренне состояние, что позволяет учащимся шире раскрыть свои творческие возможности.

Урок рассчитан на 90 минут.

 


Тема урока: «Стилизация цветов и растений для создания орнаментальной композиции»

Тип урока: Сообщение новых знаний.

Вид урока: интегрированный – изобразительное искусство, музыка.

Цель:

Образовательная: Создания композиции орнамента под национальную музыку.

Сформировать знания по выполнению стилизации природных форм и элементов, опираясь на выразительные средства композиции и музыки.

Развивающая: развивать чувство гармонии в сочетании изобразительного и музыкального искусства; развитие познавательных интересов и положительных мотивов к творческой деятельности.

Воспитательная: воспитывать чувство видения гармонии в изобразительном искусстве, этнической музыке; формирование уважения к культуре народов мира, эстетического восприятия мира.

 

Учебно-методическое обеспечение и ТСО.

Оборудование: ПК, мультимедиа аппаратура, мультимедийная презентация, доска.

Дидактический материал:

· для преподавателя: раздаточный материал: открытки и иллюстрации с изображением; пед.рисунок - примеры стилизации растительных элементов;

· для учащихся: альбом, карандаш, гуашь, акварель кисточки.

Наглядные пособия: работы художника Эжена Грассе, иллюстрации из учебно-методического пособия Щекалевой М.А. «Бионическая практика».

Музыкальный ряд: индийская народная мелодия, русская народная мелодия; ирландская джига – риверданс; башкирская мелодия курая «Сибай».


Структура урока и дозировка времени:

Структура урока Дозировка времени
1. Организационный момент 5 мин.
2. Сообщение новых знаний 25 мин.
3. Закрепление 45 мин.
4. Рефлексия 12 мин.
5. Итог урока, задание на дом 3 мин.

Ход урока.

1. Организационный момент. (5 мин.).

Подготовительная часть урока. Проверка готовности группы.

Преподаватель: ставит задачу перед учащимися.

- Сегодня мы с вами изучим последовательность стилизации природных форм, научимся гармонично составлять композицию, используя элементы стилизации и опираясь на собственные чувства при прослушивании музыкальных произведений. Продолжим изучать подбор приёмов и выразительных средств в создании композиций (слайд 1).

2. Сообщение новых знаний (25 мин.).

В композиции существует, ряд законов, правил, приемов и выразительных средств. И в композиции и музыке существуют схожие средства выразительности. Если провести аналогию, то можно сопоставить их таким образом:

В музыке В композиции
громкостная динамика динамика
оттенки и нюансы нюансы
рельеф и фон плановость
контраст контраст
лад холодные и тёплые цвета

Одно из средств композиции – стилизация.

Стилизация означает декоративное обобщение и подчёркивание особенностей формы предметов с помощью ряда условных приёмов. Можно упростить или усложнить форму, пластику, цвет, детали объекта, а также отказаться от передачи объёма.

Однако упростить форму это не только объединить её, но и подчеркнуть выразительные стороны, опустив малозначительные детали. Стилизация имеет свои особенности в народном и декоративно-прикладном искусстве, в живописи и графике. При этом усиливаются соответственно характеру растения все типические особенности его, и удаляется или ослабляется частное или случайное. Часто эти изменения настолько значительны, что первоначальный материал преображается до неузнаваемости.

Появление стилизованного символического орнамента способствовала общность природы условно-символических изображений произведений орнаментального искусства в целом, а сами орнаментальные образы, как правило, представляют собой символы или систему символов. Такого рода изображение способно в лаконичной форме выразить очень широкие, многообразные понятия. Появившись в Древнем Египте и других странах Древнего Востока, символический орнамент и сегодня продолжает играть важную роль.

К наиболее распространенным растительным формам с древнейших времен относятся: лотос, папирус, пальмы, лавр, виноградная лоза, плющ, дуб (слайд 2).

Различные условия восприятия требуют различной степени преобразования предметной формы. Так, изображение, предназначаемое для просматривания на большом расстоянии, делается в преувеличенном размере, с очень чёткими контурами, в обобщённом виде, без мелких деталей. Напротив, изображение, рассматриваемое вблизи, может быть небольшого размера, с проработанными деталями.

Художник может изменять предмет в любой степени, отход от натуры бывает очень значительным. Цветок, лист, ветку можно трактовать почти как геометрические формы или сохранить природные плавные очертания.

Способы стилизации:

1. пластический,

2. геометризированный,

3. геометрический.

А если при этом сопоставлять музыку народов мира (так же как и орнаменты), то мы получим (приложение 1) следующую аналогию:

· Пластическая стилизация – например узоры «Пейсли» или «индийский огурец» (звучит восточная, индийские мелодии с духовыми национальными инструментами). Индийские мелодии с духовыми национальными инструментами эта музыка витиеватая, мелодичная. Сравните её с данным узором – он состоит из пластичных, витиеватых линий, завитков, кругов. Сходство с музыкальными выразительными средствами на лицо (слайд 3).

· Геометризированная стилизация – русские узоры для вышивки. Русская народная мелодия на гуслях звучит ритмично и мелодично. Гусляр перебирает на струнах, словно шаг за шагом, крестик за крестиком складывается, вышивается узор (слайд 4).

· Геометрическая стилизация - кельтская ритмичная музыка и кельтский орнамент (слайд 5). Посмотрите, как четко складывается ритм этого орнамента, и сопоставьте с ритмом этой мелодии. Рождаются образы – танцующие ирландскую джигу танцоры…

А теперь разберём процесс стилизации. Он осуществляется в следующем порядке:

1. выбор исходного материала (слайд 6);

2. реалистическое изображение (слайд 7);

3. декоративное изображение (слайд 8);

4. абстрактное изображение:

а) обобщение форм (слайд9);

б) усложнение, добавление деталей (10).

(просмотр зрительного ряда, последовательность выполнения работы, приложение 2)

И обобщение формы живописными средствами

Реальные оттенки, как правило, приводятся к нескольким цветам, или же происходит отказ от реального цвета. В зависимости от назначения поиски образа дают то или иное цветовое решение. Рассмотрим работы Эжена Грассе «Цветочные орнаменты в стиле модерн» (Приложение 3, слайды 11-13)

Правильно подобранное музыкальное сопровождение усилит яркость восприятия и даст толчок творческому процессу.

3. Закрепление. (45 мин)

Постановка задач.

Преподаватель: Создать композицию растительного орнамента под башкирские народные мелодии «Аллаяр» и «Сибай».

1. Работа с раздаточным фото – материалом, изучение натуры. Анализ натуры, её формы.

2. При анализе растения целесообразно обратить внимание учащихся на конструкцию растения в целом, и проследить закономерность построения формы. А также обратить внимание на симметрию характерную для большинства растений.

Демонстрация образцов работ художников, указывая на возможности изобразительных материалов и логике их применения (Приложение 4, слайды 14-16).

В качестве примера работы художников производственного объединения «Агидель» (Приложение 5, слайд 17-19). Обратите внимание на стилизацию растительных форм. Есть вопросы по заданию?

Учащиеся: (предполагаемые вопросы)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: