О книге
Сенаторов Н. Я., Коршунова А. П., Муштаева Н. Е. 'Лепные работы' 1982 г
Сенаторов Н. Я., Коршунова А. П., Муштаева Н. Е. "Лепные работы"
Издание второе, переработанное и дополненное
Одобрено Ученым советом Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию в качестве учебника для средних профессионально-технических училищ.
Москва "Высшая школа" 1982
ББК 38.639.5
С31 УДК 693.63
Рецензенты: В. И. Рабинович - кандидат искусствоведения, член Союза архитекторов СССР, доцент Московского архитектурного ин-та; Б. Ф. Фролов - инженер, нач. произв. отдела экспериментального производственного комбината монументальной и декоративной скульптуры.
Сенаторов Н. Я., Коршунова А. П., Муштаева Н. Е.
С31 Лепные работы: Учебник для средних профтехучилищ. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. школа, 1982. - 224 с, ил. - (Профтехобразование. Архитектура). В пер.: 50 к.
В учебнике рассказывается о связи лепного искусства и архитектуры, об архитектурных ордерах, о применении лепного декора в современном строительстве.
Описаны организация производства лепных работ, способы изготовления моделей и форм, способы отливки и отбивки гипсовых и цементных изделий, технология формовки крупноразмерных скульптурных работ и изготовления лепных деталей из мастик и папье-маше.
Второе издание (1-е "Лепка и моделирование архитектурных деталей" - в 1976 г.) дополнено описаниями безордерных систем и способов выполнения мемориальных комплексов.
Книга предназначена в качестве учебника для учащихся средних профессионально-технических училищ по специальности лепщик и модельщик архитектурных деталей.
Введение
В "Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1981-1985 годы и на период до 1990 года" поставлена задача - улучшить жилищные и культурно-бытовые условия жизни населения, добиться в основном обеспечения каждой семьи отдельной квартирой, повысить комфортность жилищ и уровень их благоустройства, усилить внимание к вопросам комплексной застройки городов и поселков.
|
В связи с этим в области архитектуры и строительства предстоит повысить качество планировочных, архитектурных и строительных решений, снизить стоимость строительства зданий, сооружений, а также жилых домов, осуществить мероприятия по значительному сокращению затрат ручного труда в строительстве и повысить индустриализацию строительного производства.
Советская архитектура, вооруженная методом социалистического реализма, призвана создавать такие произведения, которые способствовали бы формированию у советских людей высоких идейно-нравственных качеств, чувства прекрасного.
В творческом содружестве архитекторов, художников, скульпторов, мастеров прикладного искусства каждый специалист должен повысить ответственность за высокое качество своего труда и тем самым внести вклад в решение этих задач.
Лепщики, штукатуры, резчики по камню и дереву, чеканщики и мозаичисты - это мастера прикладного искусства, призванные обогащать архитектуру своим трудом, умением и талантом. Лепное искусство, тесно связанное с архитектурой, должно способствовать выражению прогрессивных идей нашего зодчества. Большое значение в борьбе за мир и процветание социалистической культуры получило строительство мемориальных комплексов. Декоративные элементы (орнаменты, барельефы, скульптурные тематические панно) украшают метрополитены, дворцы культуры, гидросооружения и многие общественные здания.
|
Мастера лепного искусства должны хорошо владеть всем арсеналом отделочных работ, что позволит им активно участвовать в разработке единого идейно-художественного замысла, создаваемого архитектором.
Многообразие выпускаемых промышленностью строительных и отделочных материалов создает все условия для улучшения художественных характеристик современной отечественной архитектуры и развития творческой инициативы мастеров прикладного искусства.
Лепщик-модельщик является ближайшим помощником архитектора, художника, скульптора в повышении художественных характеристик архитектуры.
Наличие в стране драгоценного наследия памятников архитектуры прошлых веков, воскрешающих перед нами историю нашего народа, требует неустанной работы реставраторов - мастеров прикладного искусства.
Мастерство лепщика воспитывается на образцах культурного наследия. Чтобы создавать новое, обосновывать принципы и разрабатывать методы и приемы декоративного искусства в век индустриализации, необходимо познакомиться с различными декоративными приемами в архитектуре на основных этапах ее развития.
Индустриализация строительства и прогресс строительной техники выдвигают требования максимальной механизации производства лепных архитектурных деталей и изделий. В нашей стране созданы механизированные художественные мастерские для производства лепного декора.
|
Лепщики-модельщики принимают участие в создании художественной керамики и стекла, изделий из пластмассы и металла. Они должны быть знакомы с различными видами отделочных работ: облицовочными, штукатурными и т. п. Эти знания позволят им внести свой вклад в создание декоративных форм современной архитектуры.
Учебник составлен группой преподавателей кафедры "Технология строительного производства" Московского архитектурного института.
Глава I. Архитектура и лепное искусство
Лепное искусство - это умение выполнить по замыслу архитектора, выраженному в чертеже или графическом эскизе, декоративный рельеф из материалов, предусмотренных проектом.
Лепные работы складываются из четырех основных производственных процессов: выполнение модели размером в натуральную величину, как правило, из пластичных материалов (мягких, поддающихся смятию, неломких) типа глины; изготовление с помощью этой модели формы для отливки в ней изделия или его части, отливка самой детали, установка детали на место, предусмотренное ей проектом. Как правило, первые три процесса выполняют в мастерской, а последний - на строительной площадке.
Лепщик архитектурных деталей выполняет весь комплекс лепных работ и является строительным рабочим высокой художественной квалификации.
Он должен обладать большой культурой труда, его работа традиционно связана с творчеством архитекторов, так же как продукт труда лепщика - с архитектурой.
Архитектура (в переводе с греческого) - искусство строить здания, сооружения и их комплексы. Архитектурой называют и сами здания и сооружения, предназначенные для обслуживания социально-бытовых и идейно-художественных потребностей общества. Художественные достоинства архитектурного произведения проявляются в архитектонике - главном принципе построения композиции. Архитектоника - строение художественного произведения - выражает взаимообусловленность элементов и целого в конкретном объекте и их гармоничное сочетание (соразмерное согласование этих элементов).
Средствами построения архитектонических и гармонических композиций служат пропорции (определенные закономерности сочетания частей между собой), ритм (равномерное чередование элементов) и масштаб (или масштабность членений), выступающий как мерило соразмерности объекта и его деталей предметам и явлениям, для которых он предназначен.
Кроме этих средств в архитектуре используют различные декоративные (украшающие) средства и, в частности, лепной декор и орнамент. Дословный перевод этих слов - украшения. Однако в русском языке применительно к архитектуре они несут неоднозначный смысл. Французский термин "декор" более емкий, соответствующий русскому слову убранство, и означает совокупность разнообразных художественных средств. Латинский термин "орнамент" имеет более конкретный смысл: ритмично или симметрично повторяющийся рисунок, выраженный линией, цветом или рельефом.
В различные исторические эпохи менялись и принципы, и художественные приемы построения архитектурных композиций, т. е. менялся стиль - совокупность характерных отличительных признаков, присущих искусству какого-либо народа, какой-либо эпохи, течения, направления или школы.
Архитектурное произведение воплощает в себе единый инженерно-конструктивный, социально-функциональный и идейно-художественный замысел, создающий архитектурный образ. Оно включает в себя архитектурную форму и декор, создаваемый различными видами декоративно-прикладного и изобразительного искусства. Органическое слияние этих компонентов образует понятие синтеза искусств.
Синтез искусств в нашу эпоху особенно наглядно проявляется в интерьерах (внутренних помещениях) общественных зданий.