Определение ордера, данное и рассмотренное подробно в предыдущем параграфе, ни в коей мере не может служить основанием тому, что безордерные композиции следует считать беспорядочными, т. е. построенными на беспорядке. Одна из основных задач зодчества - организация пространства путем создания удобств для обеспечения того или иного жизненного процесса и удовлетворения идейно-эстетических запросов. Поэтому упорядоченность и системность, гармоничность и целостность неотъемлемы от понятия архитектурной композиции. К безордерным композициям относят все архитектурные формы независимо от конструктивной схемы, отличающиеся от рассмотренных классических ордерных систем. Безордерные композиции по конструкции могут быть стоечно-балочными, арочными, сводчатыми, рамными, стеновыми и более сложными.
Развитие архитектурно-конструкторской мысли постоянно стремилось к увеличению полезных объемов монументальных строений с одновременным сокращением их конструктивных масс. Древнейшие культовые сооружения возводили из местных материалов в геометрически простейших, близких к природным конструктивных решениях. Например, ступа (дословный перевод: куча земли, камней) - индийское мемориальное или культовое сооружение для хранения буддийских реликвий (рис. 11, в). Позже эти сооружения возводили из кирпича или облицовывали ценными породами камня.
Рис. 11. Архитектура периода патриархального рабовладения: в - большая ступа в Санчи (Индия, 1-е тысячелетие до н. э.)
Зиккураты (дословный перевод: быть высоким) (рис. 11, б) - ступенчатые башни - культовые сооружения древней Месопотамии, возможно использовавшиеся жрецами как обсерватория - строили из сырцового кирпича (высушенных, но необожженных глиняных параллелепипедов). Выложенный из сырца массив отделывали ценными отделочными материалами и даже позолотой. Пирамиды (рис. 11, а) - гробницы египетских фараонов, возводили их из блоков известняка массой более 2 т. Поверхность пирамид и подходы к ним облицовывали мраморными и гранитными породами. Пирамида прежде всего поражала размером при простоте художественного и технического решения.
|
Рис. 11. Архитектура периода патриархального рабовладения: а - комплекс пирамид в Гизе (Египет, 3-е тысячелетие до н. э.), б - халдейский зиккурат (Двуречье, 1-е тысячелетие до н. э.)
Все эти древние памятники являют собой символ вечности и могущества обожествленного носителя деспотической власти. Размеры внутренних помещений независимо от их назначения ничтожны по сравнению с массой конструкций.
Создав совершенные архитектурные формы из камня, древние греки не разрешили проблему перекрытия крупного единого пространства (не расчлененного колоннадами) с помощью стоечно-балочной конструктивной схемы, но создали все предпосылки для развития арочно-сводчатых и купольных конструкций. Дальнейшие шаги по этому пути сделало строительное искусство Рима, Византии и готики.
Арки и своды - конструкции криволинейного очертания, перекрывающие пролет между опорами, которые могут быть в виде столбов, стен или балок. Арки и своды выкладывают из клинообразных камней, грани которых, как правило, соответствуют направлению радиуса, образующего кривизну арки или свода. Число камней по всей дуге должно быть нечетным, чтобы центральный камень (замковый) замыкал, расклинивал всю конструкцию и передавал усилия распора и собственный вес камней и вышележащей нагрузки на опоры (пяты арок). Возникающее на опорах усилие называется распором. Каменную кладку арочных конструкций выполняли по опалубке (обшивке), настилаемой на специальные жесткие конструкции, называемые кружалами. Внешний контур кружал делали соответствующим будущей форме свода или арки. Возведение кружал и опалубок было трудоемким и требовала большого расхода дорогостоящей тесаной древесины.
|
Первые прототипы сводчатых конструкций использовались египтянами при устройстве погребальных камер в пирамидах. Их перекрывали парами наклонных блоков (в виде карточных домиков), и они передавали распор от вышележащей кладки на свои опоры. В инженерных сооружениях Греции употребляли цилиндрический свод, называвшийся "камара". До нас дошли перекрытия афинского водосточного канала и тоннель, ведущий к стадиону в Олимпии. То, что конструкции арок и сводов не нашли широкого применения в период расцвета греческой архитектуры, теоретики объясняют частыми землетрясениями, разрушительному действию которых арочные конструкции больше подвержены, чем стоечно-балочные.
Римское зодчество отразило историческое развитие Римской державы, превратившейся к началу нашей эры в обширную рабовладельческую империю. Завоевательная деятельность Рима вызвала потребность в строительстве хороших дорог по сложному рельефу. Дороги обеспечивали вывоз богатств из покоренных владений, переброску войск в районы новых завоеваний, карательных отрядов в районы волнений на ранее захваченных территориях. В результате был разработан метод многослойного монолитного покрытия дорог, прочных и износоустойчивых, с толщиной полотна покрытия около 1 м и шириной до 20 м. Научились перебрасывать мосты через водные преграды - виадуки, позже строить системы водоснабжения - акведуки (водовод) (рис. 12).
|
Рис. 12. Акведук, Древний Рим (I в. до н. э.)
Строительство виадуков, особенно сложность возведения их опор, заставило работать инженерно-строительную мысль над увеличением пролетов, чтобы сократить число опор, над упрощением методов кладки, укреплением подводных оснований, изобретением вяжущих, твердеющих в мокром состоянии и в воде. Важнейшими инженерными открытиями римской эпохи были создание арки и изобретение бетона.
Элементарная санитария выдвинула потребность строительства закрытых резервуаров для воды, так называемых цистерн, и каналов для отведения сточных вод, обогативших римских строителей умением возводить своды. Уникальным сооружением с применением свода была клоака Максима, построенная в начале II в. до н. э., - сборный коллектор сточных вод.
Новый строительный опыт римские зодчие стали распространять со строительства утилитарных сооружений на монументальные общественные здания с огромным внутренним пространством. Это в свою очередь повлекло за собой разработку новых систем конструкций и приемов декорировке зданий, например расчленение конструкции стены на несущее ядро из бетона и облицовку из туфа, травертина или мрамора, служившую одновременно опалубкой при возведении бетонных стен. При возведении куполов и сводов из бетона стали использовать кессоны для конструктивного усиления и облегчения купольной оболочки. Кессоны - ящики, которые закладывали в тело бетона, - создавали пустоты, а между ними образовывались ребра жесткости.
На рубеже новой эры, когда римляне завоевали Египет, в строительную технику Рима внедряется новый материал - кирпич. С появлением кирпича изменились технические приемы возведения сводов и куполов. Вместо сложной конструкции дефицитных деревянных опалубок начали выкладывать кирпичные арочные каркасы, которые заменили кружальные фермы для укладки бетона в опалубку.
Можно считать, что римскими зодчими были разработаны все принципиальные конструктивные решения, связанные с использованием арок и сводов (рис. 13). Сначала они погашали распор за счет толщины массива стены. Позже стали применять в тех же целях распалубки 3 (рис. 13, д) или крестовые своды (рис. 13, е), которые располагали перпендикулярно оси основного пролета над смежными помещениями, как это выполнено в термах Каракаллы (III в.) или в базилике Максенция и Константина (первая половина IV в.) (рис. 14). Кроме того, распалубки и крестовые своды 1 позволяли устраивать в цилиндрических сводах световые проемы, не ослабляя их несущей способности. Крестовые своды при ограниченной протяженности замыкали апсидой 1 (см. рис. 13).
Рис. 13. Схемы основных типов цилиндрических сводов (а-ж) и сферического (з): а - незамкнутый, б - сомкнутый, в - замкнутый апсидой, г - замкнутый апсидой с опущенной конхой, д - распалубленный, е - крестовый, ж - парусно-сомкнутый, з - парусный сферический; 1 - апсида, 2 - конха, 3 - распалубки, 4 - паруса, 5 - скуфья, 6 - шелыга
Рис. 14. Средний зал базилики Максенция и Константина (реконструкция): 1 - крестовый свод, 2 - архивольт, 3 - раскреповка
Вместе с развитием конструктивных решений арок и сводов совершенствовались и приемы их художественной обработки: органическое сочетание декора с конструкцией, наложение лепного декора и применение живописи.
Простейшие формы декора зародились при использовании цилиндрического свода в конструкциях общественных зданий. Если свод опирался на стену, выделяли пяту пояском, если на колоннаду - вместо пояска устраивали архитравную балку, передающую нагрузку от свода к колоннам.
При большой протяженности цилиндрического свода для сокращения количества кружал возводили подпружные арки, по которым укладывали покрытия. Этот конструктивный прием стал элементом структурного декора. С развитием технологии возведения сводов из бетонов подпружные арки оказались в теле бетона, но мотив подпружных арок сохранился как декоративный лепной рельеф, часто сочетающийся с живописью.
Другой декоративный прием, привнесенный из ордерных традиций в сводчатые конструкции, - кессон. Разработанный греками кессон (рис. 15) был единственным конструктивно возможным для того времени решением перекрытия. Рисунок конструктивной схемы был однотипным и монотонным, но греки сумели оживить это техническое решение декоративным приемом. Кессоны - пространство между пересекающимися балками - перекрывали плитами с декоративными углублениями. Тем самым уменьшали массу плиты и снимали часть нагрузки с балок.
Рис. 15. Кессонные перекрытия в Парфеноне
Это в свою очередь позволило уменьшить сечение последних, а художественное решение углублений с порезками создало впечатление невесомости потолка.
Римляне, владея значительным разнообразием кладочных систем из камней различных геометрических очертаний (рис. 16), кессон обращают в декоративный прием. Причиной тому стало отделение простых каменных работ по возведению конструкций от тонких скульптурных. Кессон вырубали уже по готовой кладке свода с учетом контура швов, потом даже перестали считаться и с этим обстоятельством. Кессон в римских каменных сводах утратил свою конструктивную структуру - осталась декоративная крышка, а ребра, образующие ящик, исчезли.
Рис. 16. Примеры римских типов кладки сводов с разрезкой их на кессоны
В литых бетонных сводах при использовании деревянных ящиков для формовки ребер жесткости, усиливающих несущую способность сводов и куполов и облегчающих всю конструкцию, восстанавливается конструктивная структура кессонов. Грубый бетонный остов отделывали лепниной, а кессоны римского Пантеона были обрамлены бронзой с серебряными розетками в середине. Одновременно развивались чисто декоративные традиции, и тогда кессоны выполняли, сочетая лепные работы со штукатурными (см. рис. 14).
Технические открытия римского зодчества, революционизировавшие строительные методы, удешевившие строительство и ускорившие его темпы, явились предпосылкой для развития стилевых основ византийской и готической архитектуры.
Византийский период (IV-XV вв. н. э.) был связан главным образом с развитием обширных центричных внутренних пространств, перекрываемых купольными системами. Период готики (XII-XV вв.) развивал системы многопролетных крестовосводчатых конструкций над помещениями галерейного типа, называемых нефами.
Византийская строительная техника развивалась на основе строительства оборонительных сооружений. Крепости, чтобы выдерживать длительные осады, должны были иметь большие запасы воды. Задача была решена созданием специфической византийской формы парусного свода с измененным радиусом кривизны скуфьи 5 (см. рис. 13, з). Таким образом наряду с полным парусным сводом возник сферический купол на парусах, который стали использовать в гражданском и культовом строительстве. В дальнейшем скуфью начали приподнимать на опорах над парусами для освещения подкупольного пространства и с помощью системы парусных сводов создавать обширные подкупольные пространства. Шедевром такого архитектурно-конструктивного решения остался для потомков собор Софии в Константинополе (рис. 17), построенный в 532-537 гг.
Рис. 17. Собор Софии Константинопольской (разрез)
Потребность осветить подкупольное пространство, породившее расположение скуфьи на опорах, вскоре перешла в традицию, и там, где не требовалось светового эффекта, отдельные опоры заменяли сплошной стеной. Так появился подкупольный барабан.
В тех случаях, когда была необходимость увеличить полезную площадь сооружения, составляли несколько подкупольных объемов в ряд или компоновали их вокруг центрального купола. Традиция пятикупольных композиций вошла и в русское храмовое зодчество.
В Византии строили только из кирпича без применения кружал (из-за нехватки древесины пользовались веревочной воробой с одного уровня подмостей). Прогресс кирпичной кладки, господствовавшей в архитектурных конструкциях византийского периода, и стремление к увеличению внутреннего пространства определили развитие новых декоративных приемов, унаследованных частично от римских традиций, а частично от ближневосточного зодчества.
Кирпичная кладка становится сама структурной частью декора. Если у римлян кладка выступала в роли наполнителя тела стены и скрывалась между камнями облицовки, выполнявшими роль опалубки снаружи и внутри здания, то фасады византийских памятников архитектуры демонстрируют изящество и многообразие декоративных приемов кирпичной кладки.
Все богатство средств декоративной отделки переместилось вместе с пышностью христианского обряда во внутреннее подкупольное пространство. В Софийском соборе, например, оно не доминирует над объемами экседр*, сводов и аркад, а объединяет их в единый объем.
* (Экседра (греч.) - в античных зданиях полукруглая ниша обычно с расположенными вдоль стены сиденьями.)
Основной декоративной отделкой интерьера (кроме куполов) становится облицовка, но не массивная, как у римлян, а выполняемая из сравнительно тонких мраморных плит, которые примораживали на цемянке (смесь известкового раствора с тертым кирпичом) к готовой стене. Рельеф на таких плитках не высекали, а рассверливали, чтобы не расколоть плитку. Эта технология распространялась на обработку поясов, полочек и даже капителей, которые покрывали густым кружевным узором на фоне цветной мраморной облицовки стен. Внутренние поверхности куполов и сводов облицовывать плиткой византийцы не решались из-за ненадежности крепления, поэтому их обширные площади заполняли живописными панно, чаще всего с сюжетной тематикой. Живопись должна была быть долговечной, так как для реставрации ее необходимо было бы возводить сложные леса. Наиболее распространенной декоративной отделкой становится мозаика с условным плоскостным изображением фигур, с контрастными цветовыми переходами и с плоскостным фоном, подчеркивающим цельность ограждения.
Развитие основ готических конструктивных систем зарождалось, как и византийское зодчество, под влиянием строительной культуры ближайших греческих колоний в Малой Азии и соседней с ними Армении. Например, Сирия и Армения, богатые местным легко обрабатываемым природным камнем, сохранили мастерство его обработки и до сих пор широко применяют камень в строительстве. При возведении сводчатых и купольных конструкций, как и прежде, применяют кружала. Недостаток строевого леса а условиях Сирии привел к необходимости многократного использования кружальной фермы для выполнения однотипных перекрытий. Стремление к снижению нагрузки на кружала развило традицию использования стрельчатой конструкции арок. Очертание стрельчатой арки выполняли с помощью двух одинаковых дуг одной кривизны, описанных из двух симметричных центров. Стрельчатая арка снижала распор наподобие иранской овальной арки с увеличенной стрелой подъема, но не требовала изготовления камней с переменной кривизной очертания.
Армянские зодчие, стремясь перенять бескружальную систему кладки куполов и вместе с тем упростить изготовление камней, меняющих кривизну в двух направлениях по мере возведения конструкции, заменили сферическое очертание купола коническим. Вместе с тем в Армении были переработаны римские традиции введения каркаса в своды применительно к естественному камню. Сначала из камня выполняли ребра жесткости купола, а промежутки между ними заполняли более тонкими деталями лотков. Естественно, что ребра жесткости выступали из тела куполов и сводов. Таким образом, в недрах византийской эпохи зарождались элементы нервюр (ребра жесткости сводчатых конструкций готики).
Готические архитектурные памятники в отличие от византийских воздвигались преимущественно как высотные композиции, конструктивной основой которых был каркас из естественного камня.
Мастера готики не скрывали каркас в теле наружных стен, как римляне, а наоборот, выявляли его, создавая тем самым основу тектонического декора сводов и стен. Каменные готические своды XII и XIII вв. по толщине приближались к современным железобетонным, нервюры имели сечение 40-50 см, а толщина распалубки сводов достигла 10 см. Своды опирали на столбы, массивность которых скрывалась различными декоративными приемами, чаще всего их поверхность обрабатывали под пучки изящных вытянутых колонок. С фасада и в интерьере готические сооружения несмотря на некоторую суровость не кажутся тяжеловесными. Все конструктивные поверхности превращены в единый композиционный каменный резной узор. Он образует тектонический декор в виде стрельчатых арок в сочетании с множеством скульптур. Образцом готической архитектуры считается Реймский собор (рис. 18). Амьенский собор (рис. 19), близкий по архитектурным достоинствам Реймскому, начали строить лет на десять позже - в 1220 г.
Рис. 18. Реймский собор (Франция, начало строительства после 1210 г.)
Рис. 19. Амьенский готический собор (Франция, 1220-1270 гг.)
Очень образно достоинства готической архитектуры описывает проф. Н. А. Кожин: "Основной гордостью Реймса был его фасад... Чрезвычайно стройные башни без шпилей на них слиты с фасадом в еще более органическое единство, чем в Париже. На фасаде Реймса, жестоко пострадавшем во время империалистической войны, находятся лучшие из всех готических статуй; здесь достигает большой высоты синтез архитектуры со скульптурой. Некоторые из статуй (например, фигура Марии) производят впечатление сознательного подражания античным. Несравненно более живые и подвижные, чем раньше, статуи полностью могут претендовать на высокую оценку по своей несомненной красоте и выразительности. Лица порой приобретают индивидуально живой, должно быть портретный характер. Складки одежд, по-прежнему закутывающих тела, падают более свободно и естественно. Важно, что между статуями, стоящими рядом, возникает живая действенная связь, подчеркнутая ритмом складок одежд. Скульптура образует своеобразные гирлянды, положенные на остов здания, ритмические ряды и декоративные узоры. В каждом незаметном углу здания снаружи и внутри резец скульптора выполнил статую, полуфигуру или голову. В большинстве своем эти небольшие изваяния не имеют ничего общего с религиозными сюжетами. Это - изображение простых людей, порой смеющихся, порой пьющих вино, порой несущих тяжесть, порой просто гримасничающих "*.
* (Кожин Н. А., Сидоров А. А. Архитектура средневековья. Гос. арх. изд-во Акад. арх. СССР. М., 1940.)
Собор в Реймсе, как и другие памятники готической архитектуры, является продуктом коллективного творчества. Строились такие памятники долго: Амьенский собор - 50 лет, Реймский - более 100 лет. В готике главным декоративным мотивом стал конструктивный ажур несущих ребер, который не нуждался в орнаментации перекрывающей их оболочки. Кроме того, декоративная обработка тонкой оболочки технически была затруднена.
Конструктивная правдивость готики в сочетании с разнообразием декоративных приемов римской архитектуры при кладке сводов из естественного камня объединяется в следующем за готикой знаменательном периоде всестороннего культурного развития человечества - в эпоху Возрождения, называемую также Ренессансом. Эпоха Возрождения - прогрессивное социальное движение, сопровождаемое бурным развитием науки, культуры и искусства. В этот период у передовых слоев общества бурно проявляется стремление к познанию мира, вместе с этим - страсть к путешествиям. Зодчие Возрождения изучают архитектурные памятники античной эпохи и сливают воедино в своих произведениях изящество римского декора с гражданственностью греческого масштаба и с достижениями современной им науки и техники.
Так, уже в ранний период Возрождения (XIV-XV вв.) обозначились два направления в архитектурных решениях сводов. Одно выразилось в схеме укладки плит оболочки по подпружным аркам (рис. 20, а), другое - по ребристой решетке каркаса свода, заполняемого тонкими плитами (рис. 20, б). Оба эти конструктивные решения не утратили своего значения и для выполнения современных железобетонных конструкций с последующей отделкой их лепниной. Основные типы конструктивных кессонных сводов изображены на рис. 21.
Рис. 20. Пример укладки кессонных плит по подпружным аркам (фрагмент свода капеллы Пацци во Флоренции) (а) и по ребристой решетке каркаса (реконструкция) (б)
Рис. 21. Схемы основных типов конструктивных кессонных сводов
В периоды позднего Возрождения и стиля барокко структурные конструктивные приемы уступают место конструктивно-декоративным и ложно-конструктивным. Освоение штукатурно-лепных технологических процессов оказалось экономичнее. С расширением использования штукатурной технологии возникает богатство новых форм синтеза искусств в архитектурном творчестве. Дорогие мозаичные и облицовочные работы с применением резьбы по камню, использовавшиеся в первом тысячелетии нашей эры, стали уступать декоративности и красочности сочетания лепных работ с монументальной живописью (рис.22).
Рис. 22. Палаццо Фарнезе в Риме (проезд во внутренний двор). Пример свода с декоративно-конструктивным кессоном в сочетании с монументальной скульптурой и живописью
Живопись по штукатурке известна с древности под названием "фреска" (или альфреско, что значит по сырому). В эпоху Возрождения фреска достигла высокого подъема благодаря более совершенной и простой технологии.
В архитектуре синтезируются не только изобразительные средства, но и все архитектонические формы предшествовавших эпох. Ренессанс в архитектуре можно считать кульминацией логического сочетания разнообразных технических и художественных средств с широким использованием ордерных композиций.
Последующие сменявшие друг друга стили (барокко, рококо, классицизм, ампир и др.) восприняли главным образом декоративно-масштабное существо архитектурных приемов эпохи Возрождения, постепенно низводя их до значения орнаментальных вставок, набираемых из разрозненных деталей. Например, в конце XIX в. детали ордеров используют для украшения карнизов зданий различного назначения, как обрамление окон и подъездов жилых домов и общественных зданий, как декорацию, прикрывающую глухие участки стен, и т. д.
В заключение краткого ознакомления с развитием различных архитектонических систем можно сказать, что к концу XIX в. они теряют свое конструктивное назначение и превращаются в предмет для подражания, в художественный прием, не всегда соответствующий технической целесообразности.
В 1949 г. французы торжественно отметили столетие железобетона, утвердив приоритет за Ламбо, которому принадлежит создание первого получившего известность железобетонного сооружения: лодки из проволочного железного каркаса, покрытого цементным раствором. Этому предшествовало открытие в первой четверти XIX в. после полувекового периода экспериментов искусственного гидравлического вяжущего. Этот длительный и настойчивый поиск был связан с бурным развитием промышленного строительства, особенно портовых сооружений в странах, не имевших природных запасов гидравлических добавок, подобных пуццолану.
С появлением нового строительного материала и созданием конструкций, характеризуемых включением железа в бетон, за сравнительно короткий период (два-три десятилетия) разрабатываются методы расчета элементов из железобетона и новые системы конструкций.
Русская инженерная мысль в этой области развивалась в ногу со временем. В 1877 г. в Германии был предложен первый метод расчета плит перекрытий, а в 1885 г. в Москве уже строятся заслуживающие внимания конструкции и сооружения из железобетона. Большая заслуга по внедрению железобетона принадлежит профессору Н. А. Белелюбскому. Проведенные им в 1891 г. в Петербурге испытания разнотипных железобетонных конструкций доказали значительные преимущества железобетона.
Новые технические средства, внедрявшиеся в промышленное строительство, не могли не всколыхнуть прогрессивное крыло архитектурной общественности. На рубеже XIX-XX вв. под натиском научно-технического прогресса новаторство становится лозунгом архитектуры. Последнее десятилетие прошлого века закладывает фундаментальные параметры архитектуры - ее социальную и инженерную основу, повлиявшую на развитие архитектуры XX в. И неправильно архитектуру этого периода связывать только с модерном* - в чем-то прогрессивным, но противоречивым направлением в буржуазном искусстве. Передовые русские архитекторы этого периода противопоставляют художественное осмысление новых материалов и конструкций изжившему себя принципу создания архитектуры путем оснащения фасадов и интерьеров архитектурными деталями, не связанными стилевым единством (такое формальное механическое соединение различных стилей в искусстве называется эклектикой).
* (Модерн - с французского новейший, современный.)
Ведущие русские зодчие стиля модерн, лидером которых признан Федор Осипович Шехтель, отнюдь не отказываются от декоративных приемов, но первостепенное значение приобретают черты зрительной конструктивности, фактура и цвет материала в сочетании с живописным и рельефным декором, не претендующим на стилевые аналогии. Русский модерн - это не только стиль, характеризуемый структурными или декоративными формами, это скорее направление в архитектуре, строящееся на принципе постоянного обновления. Сначала зодчие развивали национальные и народные стилевые композиции (рис. 23), но построенные не на приспособлении древнерусских деталей к современным зданиям (хотя были и такие отклонения), а на характере композиционного взаимосочетания различных по назначению объемов и форм, создающих стилевое единство. Используя прием стилизации, зодчие обращаются и к другим стилям, например к готике, которая так же, как и русская архитектура (до периода русского классицизма XVIII - начала XIX вв.), не имела жестких ордерных систем, но несла в себе четкую конструктивную и функциональную оправданность.
Рис. 23. Ярославский вокзал (1902 г., постройка в 'неорусском' стиле)
В дальнейшей эволюции модерна орнаментика уступает функционально- и конструктивно-декоративным приемам. Конструкция и функциональная структура все очевиднее определяют композицию здания. Свойственный железобетону каркас, его ритм в сочетании с разнообразием фактур каменных штукатурок и с включением цвета становятся ведущими архитектурными мотивами (рис. 24). На этом этапе был сделан очередной шаг к современному пониманию задач отечественной архитектуры через конструктивизм 20-х годов.
Рис. 24. Здание гостиницы 'Боярский двор' на Старой площади (1901 г.)