Основные задачи 3-го этапа




Диагностика

Пластичность ЦНС – помогает подстроиться под нарушение и скоррегироваться. Чем меньше ребенок, тем пластичнее НС, поэтому важна ранняя диагностика.

Принцип единства диагностической и коррекционной помощи.

При диагностике нарушенного развития выделяют 3 этапа:

1. Скрининг-диагностика. Быстрая диагностика, можем обследовать большое количество детей, чтобы выявить детей с нарушением речи и определить спектр проблем, а также выявить потенциальную группу риска.

2. Дифференциальная диагностика. Разграничение степени и характера нарушения. Выяснение первичного и вторичного нарушения. Определение прогноза развития.

3. Углубленная псих-пед диагностика. Выявляем индивидуальные псих-пед особенности, выявляем особенности воспитания. Разрабатываем программу обучения и воспитания.

Основные задачи 3-го этапа

Выявление нарушения, влияние нарушения, индивид особенностей ребенка, постановка и уточнение диагноза, составление программы, контроль динамики.

В зависимости от этапа виды диагностики:

первичная диагностика: выявление исходного уровня для дальнейшей программы, промежуточная для оценки динамики и развития ребенка, 3-я итоговая диагностика для выявления достигнутого уровня развития.

Условия проведения обследования.

Симага определяют необходимые условия:

1. Помещения для проведения работы: не должно бы предметов, которые отвлекают ребенка, не должно быть дополнительных звуковых фонов, хорошее освещение.

2. Перед проведением диагностики дать ребенку время освоиться в помещении.

3. Устанавливаем контакт с ребенком, создание благоприятной атмосферы, выяснить, как ребенку нравится заниматься: за столом, на коврике и прочее. Проводить обследование, налаживать контакт не через стол, а быть ближе к ребенку. Адекватность поощрения и стимулирования ребенка. Нельзя допуская комментарии и критические оценки педагога и родителей. При предъявлении задания убедиться, что ребенок понял и запомнил инструкцию. Инструкция должна быть короткой и понятной. Длинную инструкцию делить на этапы.

https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=462086

https://iknigi.net/avtor-tatyana-ovchinnikova/175453-enciklopediya-metodov-psihologo-pedagogicheskoy-diagnostiki-lic-s-narusheniyami-rechi-tatyana-ovchinnikova/read/page-1.html

 

Подготовка стимульных материалов.

Чем ниже уровень развития речи, тем понятнее и нагляднее должен был стимульный материал.

Зависит от уровня обученности ребенка – материал (картинки, слова) должен быть понятен, но не заучен.

Должен отбираться в соответствии с социальным опытом ребенка.

Чтобы в рамках одного материала можно было обследовать несколько функций.

Использовать игрушки, муляжи. При подборе картинного материала опираемся на уровень развития ребенка.

Можно использовать лого программы, игры, но ограниченное количество времени.

Наглядные средства должны быть хорошо видны, соответствовать возрасту и развитию, соответствовать задачам развития, сопровождаться комментариями логопеда.

Пособия подбирается с целью обследования определенной функции (сенсорной, фонематического восприятия и пр.)

Типичные ошибки:

Не следует отрывать ребенка от интересной для него деятельности для обследования.

Учитывать общий темп понимания. Гиперактивность либо контролировать, либо давать большее количество заданий, чтобы ребенок не потерял интерес. Наблюдать за колебанием настроения и мотивации. Частая смена видов деятельности.

Не использовать момент соревнования.

Привлекать интерес ребенка, поддерживать мотивацию.

Требования по Левченко: с возрастными особенностями р-ка и опорой на ведущий вид деятельности – это та деятельность, которая в данный возрастной период происходит максимальное развитие р-ка. Вокруг нее формируются другие виды деятельности.

Ведущие виды деятельности:

До года – эмоциональное общение. Комплекс оживления на обращенную речь. Формируется базовое доверия

1 – 3 года – предметная манипулирование.

3 – 6 лет – игровая деятельность. Сюжетно-ролевая – мир социальных отношений.

7 – 14 лет – учебная, ближе к подростковому – общение со сверстниками.

Требование: характер объектов и материалов должен быть знаком. Методики удобны и стандартизированы, оценивать не только количественные данные, но и качественная оценка выполнения задания: виды помощи и пр.

Порядок предъявления заданий: мнение, что надо располагать от простого к сложному. Другие считают, что надо чередовать.

Методы ППД

Выделяют методы: наблюдения, эксперимент, опрос, беседа, анкетирование, интервью, тестирование, анализ продуктов деятельности.

Беседа – самостоятельный или доп, применяется с целью получения инф-ции или выявнения того, что не было ясно. Бывает диагностичекая, уточнющая, формирующая, заключительная, вступительная, итоговая, обучающая.

Вступительная – с родителями, анамнез, интересы, поведение дома. С ребенком – мотивы поведения, отношения к школе, знания об окружающем мире.

Составляем заранее намеченный план с выделением четких вопросов. Зависит от типа беседы, задач.

Беседа может быть стандартизирована, частично стандартизирована. Может быть свободная беседа – строим беседу по мере того, как идет, например, диалог с родителями.

Должна побуждать и поддерживать интерес, важно продумывать время и пространство, зависит от активности собеседника, важно создавать доверительные отношения. Предупредить у родителей ожидания немедленного результата. Беседа подкрепляется другими действиями: диагностикой и пр.

Этапы беседы:

1. Установлние кнтакта

2. Общие открытые вопросы по теме, чтобы получить больше свободных высказываний от собеседника

3. Останавливаемся на более специфических конкретных вопросах. Успешность от беседы зависит от умения задавать вопросы, слышать ответ. Определяется целями и задачами беседы

4. Окончание беседы. Ослабляем напряжение, если было, выражаем благодарность за сотрудничество.

 

Закрытые вопросы – да или нет.

Открытые вопросы – требуют развернутого ответа.

Уточнения.

Альтернативные вопросы – вопрос может содержать возможный выбор.

Избирательные вопросы – обозначает круг предметов. Например, чем он болен?

Иксовые вопросы – на них могут быть любые ответы

Прямые вопросы – касаются непосредственного вопроса

Косвенные вопросы – опосредованно касаются исследуемого предмета.

Проективные вопросы – все ли боятся обращаться к незнакомым людям?

Избегать наводящих вопросов: Вы конечно любите читать книги?

Избегать оценочных позиций

Особенно детям не формулировать вопросы широко типа: «Что делал в садике?» Вопрос должен быть более конкретный.

 

Шванцар Диагностика психического развития. Рекомендации по проведению беседы с детьми.

Анкетирование – метод массового сбора инф.

Вопросы анкеты бывают открытые и закрытые.

 

Требования к анкете: нельзя задавать вопросы к нравственной оценке своих качеств, вопросы должны быть лаконичны, понятны, точные, конкретные.

На выяснение характеристики давать несколько вопросов. Например, прямой и косвенный.

Идти по степени трудности.

 

Массовость, легкость обработки результатов.

Недостатки: не учитывает различное понимание вопроса, достоверность невысокая, ответы могут не показать действительности суждений.

 

Тесты – стандартизированные, обычно краткие, для предоставления количественных и качественных ответов. Мб индивидуальные, групповые, бланковые, на компьютере, вербальные, невербальные. См. презентацию

М.б. открытые, закрытые, установление правильной последовательности.

Для детей разные варианты диагностических заданий. Забрамная выделяет, что важно эмоциональное включение ребенка, понимание, отмечать характер деятельности, уровень работоспособности, контролирует ли ребенок выполнения, перенос показанного задания на дельнейшие действия. Особенности речевого общения ребенка и интеллектуальной деятельности.

1. Принятие задачи

2. Непринятие может быть связано с неустановленным контактом, возможно, нужно найти игровой материал.

3. Ребенок может не понимать инструкцию, особенно с отвлекаемостью

4. Может быть затруднения из-за фонематических нарушений, может не понимать большие инструкции.

5. Несформированность грамматического строя речи

6. Возможность выполнять задание

7. Оцениваем степень самостоятельности: сам, с педагогом – какая помощь, не может. Виды помощи см. презентацию: фиксировать вид помощи.

Отмечать, насколько ребенок берет помощь, дозированность качество и мера помощи.

Анализируем возможность контроля собственной деятельности.

Наблюдение.

Определение см. в презентации.

Наблюдение за игровой деятельностью детей: использует ли игрушку по назначению, понимание роли, принятие роли и ролевого поведения, играет один, игра рядом, взаимодействие – адекватность, использование предметов-заместителей.

Речевое развитие: озвучивает свои действия, логика действий, грамматическая конструкция.

Составляем протокол, отмечаем то, что наблюдаем.

Наблюдение как самостоятельный или дополнительный метод для построения гипотез или доп сведений. По времени может быть непрерывное, фиксация событий от начала и до конца. Может быть дискретное – изучаются отдельные этапы, например только как ребенок отвечает на уроке. По объему широкое проблемное, узко-специальное, тематическое. По типу связи может быть открытое или скрытое, чтобы ребенок не знал, что наблюдают за ним. В раннем возрасте один из основным методов.

Недостатки: длительно проходит, субъективно, у разных специалистов могут быть разные параметры, наблюдают по-разному.

Эксперимент – см. презентацию

Раскрываются причинно-следственные связи

Предполагает активное вмешательство эксперимнтатора,

Фиксация изменений изучаемых объектов,

Задания должны быть доступны, адекватны для ребенка, ситуация в виде игрового или учебного задания.

В случае необходимости должны оказать помощь

Оценка в балльной системе, далее переводим в уровень.

Качественная оценка выполнения.

Фиксируем протокол.

Метод изучения продукта деятельности детей.

Если анализируем письменные работы: ошибки, есть ли дисграфия, умение структурировать, логично излагать.

Творческие работы: уровень моторного развития, зрительного восприятия.

Опрос.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: