Введение. Теоретические проблемы курса.




I. Аннотация

1. Наименование дисциплины в соответствии с учебным планом

Русская литература XI - XIX вв (Книжность и книжники древней Руси)

 

Цель и задачи дисциплины

Целями освоения дисциплины являетсяизучение ранних этапов возникновения и развития русской литературы и книжной культуры и подготовка к изучению курсов «Русская литература XI - XIX вв. (История отечественной литературы)» и «Русская литература XX – начала XXI вв. (Современный литературный процесс)».

З адачами овладения дисциплины является овладение рядом теоретических понятий, связанных со спецификой и историей создания средневековых текстов, мировоззрением и эстетическими представлениями эпохи, системой жанров литературы Древней Руси; ознакомление с содержанием определенного круга наиболее значительных произведений, своеобразием эпохи их написания, жанровой спецификой, местом памятника в историко-литературном процессе средневековья; создание представлений о закономерностях и особенностях развития древнерусской литературы в целом и в отдельные периоды, о связях письменных произведений с фольклором и литературами других стран.

 

Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина относится к базовой части дисциплин ООП. Она непосредственно связана с изучением таких дисциплин, как «Устное народное творчество», «Введение в литературоведение», продолжает их и предваряет изучение таких дисциплин, как «Книжность и книжники Древней Твери», «Русская литература XI - XIX вв. (История отечественной литературы)», «Русская литература XX – начала XXI вв. (Современный литературный процесс)», «Библиография», «Текстология».

 

4. Объем дисциплины (или модуля):

- для студентов дневного отделения 2013-2015 годов набора: 4 зачетных единицы, 144 академических часа, в том числе контактная работа: лекции 40 часов, практические занятия 40 часов, лабораторные работы 0 часов, самостоятельная работа: 28 часов.

- для студентов заочного отделения:

4 зачетных единицы, 11 академических часа, в том числе контактная работа: лекции 24 часа, практические занятия 4 часа, лабораторные работы 0 часов, самостоятельная работа: 116 часов.

5. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (или модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Планируемые результаты освоения образовательной программы (формируемые компетенции) Планируемые результаты обучения по дисциплине
Знание древнерусской и классической литературыОПК-9 Владеть: приемами и методами оценки творчества писателей и поэтов XI-XIX вв. Уметь анализировать творческую индивидуальность писателя-классика в жанрово-стилевом и идейно-содержательном аспектах Знать особенности творчества писателей и поэтов XI-XIX вв..

6. Форма промежуточной аттестации – экзамен во 2 семестре.

7. Язык преподавания: русский

 

II. Содержание дисциплины, структурированное по разделам с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Для студентов очной формы обучения 2013-2015 годов набора

Наименование разделов и тем Всего Аудиторные занятия Самостоя-тельная работа
Лекции Практические занятия
Становление древнерусской литературы (конец X— первая половина XI в.).        
Литература Киевской Руси (вторая половина XI-XII в.)        
Литература периода раздробленности и объединения Северо-восточной Руси (XIII-XV вв.)        
Московская литература XIV-XV вв.        
Новгородская, псковская, тверская литература XV в.        
Литература Московского царства (XVI в.)        
Литература первой половины ХVП в.        
Литература второй половины ХVII в.        
Итого:        
Контроль:  
Всего:  

 

Для студентов заочной формы обучения

Наименование разделов и тем Всего Аудиторные занятия Самостоятельная работа
Лекции Практические занятия
Становление древнерусской литера- туры (конец X— первая половина XI в.).        
Литература Киевской Руси (вторая половина XI-XII в.)        
Литература периода раздробленности и объединения Северо-восточной Руси (XIII-XV вв.)        
Московская литература XIV-XV вв.        
Новгородская, псковская, тверская литература XV в.        
Литература Московского царства (XVI в.)        
Литература первой половины ХVП в.        
Литература второй половины ХVII в.        
Итого:        

III. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (или модулю)

Программа курса

Введение. Теоретические проблемы курса.

Древнерусская литература — начальный этап развития русской литературы. Хронологические и географические границы древнерус­ской литературы. Ее объем и специфические особенности: рукопис­ный характер, традиционность, анонимность, взаимосвязи с фольк­лором, деловой и церковной письменностью. Центральные темы древнерусской литературы: патриотизм, государственное строитель­ство, народное единство и героизм, утверждение высоких нравст­венных идеалов. Характер историзма, публицистичность. Худо­жественный метод древнерусской литературы, система жанров, тес­ная связь жанров и стилей.

Особенности средневекового мировоззрения. Религиозный харак­тер древнерусской литературы. Роль Библии, творений отцов Церкви. Нравственные основы христианского вероучения и их отраже­ние в литературе. Почитание Святой Троицы. Христианская антропология.

Познавательное, воспитательное и эстетическое значение древне­русской литературы. Ее роль в развитии литературного языка. Взаимодействие древнерусского и старославянского языков. Лите­ратура и письменность. Понятие литературного памятника. Руко­пись и печатная книга. Списки, редакции, изводы. Критика текста: научное установление родства списков и первоначального текста памятника. Эволюция писчего материала и письма. Древнерусские почерки и орнаментика рукописей. Определение по этим данным места и времени создания списка. Проблема авторства и хронологического приурочивания памятника. Литературные центры Древней Руси.

Краткие сведения по источниковедению древнерусской литературы. Значение трудов Ф. И. Буслаева, А. Н. Веселовского, А. Н. Пыпина, Н. С. Тихонравова. Достижения литературоведческой науки XX в. в исследовании древнерусской литературы. Курс лекций А. С. Орлова, учебник Н. К. Гудзия, работы И. П. Еремина, В. П. Адриановой-Перетц, Д. С. Лихачева. Зарубежные исследователи древнерусской литературы (Л. Мюллер, К.-Д. Зееманн, Р. Пиккио, С. Мат-хаузерова и др.). Проблема периодизации древнерусской литературы (традиционная историческая периодизация и попытки ее преодоления).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: