Игры на раскрепощение.
Игры могут быть направлены на тактильное взаимодействие участников или же просто на совершение некоторых веселых действий, помогающих разрядить обстановку и сломать психологический барьер между участниками.
-«Дрозд»
Выстраиваем участников упражнения в два круга: один внутренний, другой внешний, друг к другу лицом. Проговариваем слова и показываем все на человеке, который стоит напротив вас. Слова: Я дрозд, ты дрозд. У меня нос, у тебя нос. У меня губки алые, у тебя губки алые. У меня щечки красные, у тебя щечки красные. Мы с тобой два друга (пожатие рук). Любим мы друг друга. (Обнимаются). Упражнение продолжается до тех пор, пока не пройдет полностью круг.
-«Гусеница»
Выстраиваем участников друг за другом. Правую рук их просим протянуть вперед, чуть-чуть нагнуться, а левую руку просунуть у себя между ног, так, чтобы ухватиться за правую руку стоящего сзади. Последний начинает пролазить между ног у всех, кто стоит впереди его, пока не дойдет до самого первого. Таким образом, наша «гусеница», полностью перерождается. Упражнение длиться, пока «гусеница» не переродиться.
-«Человек человеку»
Все участник находятся в хаотичной порядке и двигаются. Как только ведущий произносит фразу «Человек человеку». Участник должны найти себе пару. Когда пары сформируются, ведущий произносит: «ухо к уху», «голова к голове», «живот к животу» и т.п. Упражнение выполняется в течение 5-7 минут.
«Поздороваться носами»
За одну минуту поздороваться с как можно большим количеством человек. Здороваться можно руками, носами, коленками и тд.
«Сиамские близнецы»
Выбираются два участника. Они должны взяться за руки. А теми руками, которые остались свободны, им надо выполнить какое-нибудь задание. Например, несколько раз сложить лист бумаги или завернуть бумагу в подарок и затем перевязать его ленточкой, завязать бантом легкий шарфик и тд.
|
И другие.
Игры на сплочение.
Направлены на улучшение взаимодействия в коллективе, укрепление сложившихся связей, на поднятие командного духа. Включают в себя сложные упражнения, которые можно выполнить только с помощью участия всех членов команды.
-«Ковер-самолет»
Участники упражнения находятся на ткани, всей группой или командой. Их задача, перевернуть эту ткань, так, чтобы она лежала лицевой стороной к полу, при этом ни один человек, с этой ткани сойти не может. Упражнение выполняется, пока ткань не перевернется на другую сторону.
-«Переправа»
Участников выстраивают на ступеньках, так, чтобы пальцы их ног, находились у самого «обрыва». Стоящий справа начинает переправляться на другой конец и т.д. Упражнение выполняется, пока все не переправятся.
-«Лабиринт»
На полу нарисован лабиринт. Один участник команды встает в начало лабиринта с завязанными глазами. Цель – совместными усилиями других участников команды вывести «слепого» из лабиринта не прикасаясь к нему, а только лишь объясняя словами, куда ему следовать. Запрещается наступать на линии лабиринта.
И другие.
Игры на выявление и развитие конфликтов.
Игры нужны для создания атмосферы, в которой участники смогут выговориться и расставить точки над «i», понять, что у них есть конфликт, и начать двигаться по направлению к его разрешению.
|
Часто игры на сплочение могут служить и играми на конфликты. Зависит от того, в каком состоянии находится команда, и каков исход игры (упражнения). Если команда не справится с заданием, это может повлечь конфликт и «разбор полетов», если упражнение будет выполнено успешно, то команда может обрадоваться результату и найти поводы для примирения.
«Палочка»
Все участники выстраиваются друг на против друга, выдвигают правую рука вперед, и загибает все пальцы, кроме указательного. На эти указательные пальцы, кладется палочка. Задача упражнения опустить палочку ниже колен, всем вместе и поднять на такой уровень, на котором она была. Упражнение выполняется, пока палочка не опуститься и поднимется.
- «Пальцы»
Для проведения упражнения, следует всех участников поставить в круг. Участники закрывает глаза и с закрытыми глазами на «раз», «два», «три» выкидывают любое количество пальцев, при этом, не разговаривая. Ведущий называет количество пальцев всех участников. Упражнение заканчивается, тогда, когда все участники выкидывают одинаковое количество пальцев.
И другие.
Игры на настройку.
Игры служат «переключателем» настроения команды. Используются когда нужно успокоить участников, тогда все упражнения делаются в тишине, либо, когда требуется активизировать и «зажечь». В последнем случае, упражнение должно включать в себя как можно больше шума, гама и веселых движений.
«Пульс»
Команда встает в круг. Каждый берется за запястье стоящего справа от него участника и пытается уловить его пульс.
«Выбивание ритма»
|
Участники упражнения становятся в круг, начинают выбивать вместе определенный ритм. Далее к ритму добавляется фраза от одного к другому (по имени). Например, Маша говорит: «От Маше к Пете». Петя выбирает следующего и говорит: «От Пети к Саше» и т.д. Таким образом, должен быть задействован хотя бы раз каждый из команды.
«Хи-хи, ха-ха…»
Участники встают в круг и по очереди говорят: первый «хи-хи», второй «ха-ха», третий снова «хи-хи», следующий опять «ха-ха» и т.д.
И другие.
Игры с залом.
Нужны для привлечения внимания к сцене, ведущему или к ожидаемому событию. А также занять участников, чтобы они не разбрелись, не уснули и не потеряли интерес. Обычно это очень коротенькие игрушки, связанные с повторение каких-либо простых движений, которые могут быть закончены в любой момент.
«Карлики и великаны»
Играющие становятся в круг. Ведущий объясняет, что если он скажет "карлики" все должны сесть на корточки, а если скажет "великаны", все должны встать. Кто ошибется - выходит из игры. Ведущий намеренно подает неправильные команды, например "Кастрюли! Валенки! Ворота!"
«Лавата»
Дружно танцуем мы
Тра-та-та, тра-та-та
Танец веселый наш
Это Лавата
Ведущий: наши руки хороши?
Все: хороши... Ведущий: а у соседа?
Все: лучше! (все берутся за руки и поют)
И так далее, каждый раз меняя положение рук.(Голова хороша, уши хороши, колени хороши)
« Ежики»
Зал вместе сведущим произносит слова и повторяет его движения:
Приходили, приходили (идем вместе).
Ежики, ежики (показываем растопыренные пальцы).
Наковали, наковали (ударяем кулак о кулак).
Ножницы, ножницы (руками показываем ножницы).
Бег на месте, бег на месте (бежим на месте).
Зайчики, зайчики (показываем уши).
Ну-ка дружно! Ну-ка вместе! («Мальчики»,«Девочки»).
Игра проводится обычно 2-3 раза.
«Ипподром»
Участник упражнения находятся в кругу. Ведущий рассказывает правила. Лошадки бегут по ипподрому (хлопаем себя по коленям ладошками), барьер (подпрыгиваем), кусты (потираем ладони друг о друга и произносим «ШШШШШ»), Кин-конг (встаем и ударяем себя кулаками в грудь), теща (стреляем как из пистолета и произносим «тыдыжь». Упражнение выполняется в течение 3-5 минут.
«Ой ля калина»
Все участники упражнения находятся в кругу. Ведущий произносит слова: «Ой ля калина, (делает волну руками, от плеч до колен) ой ля ку-ку (после волны руки на уровне плеч. Правая рука согнута в локте и направлена в верх. Левая рука согнута в локте, лежит горизонтально, указательный палец касается локтя правой руки. Затем руки меняются)» Румба, румба (выполняем упражнение «фонарики» сначало правой, затем левой), тач, тач (движением тазом в право, в лево)! АА («пока» правой рукой,), ОО(«пока» левой рукой», пах паф (убиваем как из пистолета), вжик, вжик, (перерезаем горло) ЕС»
Игры на доверие
Проводятся только, когда вы чувствуете, что команда справиться с заданием. В противном случае, можно «уничтожить» команду неудачным завершением упражнения. Если вам кажется, что команда не готова или вы не можете достаточно качественно провести упражнение, не приступайте к нему или попросите помощи старшего вожатого (куратора).
Упражнения на доверие проводятся ближе к концу смены, требуют участия каждого члена команды и определенной техники безопасности и показывают степень доверия участников друг к другу.
"Хрустальная палочка", «Колокол».
Группа стоит в плотном кругу. В центре в расслабленном состоянии стоит человек. Он начинает падать (не сгибая ног) в какую-то сторону. Группа ловит его и возвращает назад. Первый вариант: человек сам выбирает, куда падать. Второй вариант: Группа качает человека в каком-либо направлении.
Техника безопасности: исходное положение у стоящих в кругу - правая нога вперед, левая сзади в упоре, руки вытянуты вперед. Человека ловят на ладони. От группы требуется большое внимание и аккуратность, иначе человеку можно сильно навредить. Если в группе есть совсем слабый человек, то можно либо поставить его между двумя сильными, либо поставить сзади него более сильного человека, который просунет руки ему под плечи и будет его дублировать (при этом важно не обидеть самого этого человека).
"Львиный мост"
Группа стоит в две шеренги лицом друг к другу вытянув руки вперед. Человек проходит между шеренгами и в последний момент перед его лицом руки по очереди поднимаются вверх. Проходить можно либо с открытыми, либо с закрытыми глазами.
"Поднятие на пальцах".
Участник ложится на пол и закрывает глаза. Члены группы образуют круг и очень медленно начинают поднимать его (на пальцах). Затем медленно опускают на пол, мягко раскачивая вперед и назад (листочком).
"Падение на доверие".
Участники тренинга делятся на пары. Упражнение заключается в том, что один человек из пары будет падать, а другой его ловить. Человек, который ловит, встает на колени или чуть приседает (примерно в 90 см позади своего партнера), чтобы успеть прервать падение до того, как его партнер коснется пола. Человек, который падает, встает спиной к своему партнеру, закрывает глаза, расслабляется и падает назад на руки партнера, стараясь не подстраховывать себя во время падения. Затем партнеры меняются ролями.
И другие.
Игры на составление психологического портрета команды.
Нужны для куратора (вожатого) чтобы оценить командные роли, состояние команды, личные качества каждого участника. Нужны для участников, чтобы разобраться в себе, в своей командной роли, в своих ощущениях.
Упражнение Я надеюсь – я опасаюсь
Цели и возможности применения. Упражнение помогает участникам тренинга точнее сформулировать свои ожидания от предстоящего обучения, а также способствуют тому, чтобы участники максимально открыто делились своими мыслями, чувствами и опасениями и т.д.
Необходимые материалы: бумага для записей.
Время: 5-15 минут.
Размер группы: любой.
Описание. Тренер раздает участникам бумагу и просит написать их надежды и опасения, связанные с предстоящим тренингом. Например: «Я надеюсь, что тренинг поможет мне разрешить проблему с моим другом, я опасаюсь, что тренинг будет скучным». Подписывать записки не нужно.
Все записки сдаются тренеру.
Тренер зачитывает записки по одной, и группа обсуждает, что нужно сделать для того, чтобы эти надежды оправдались, а опасения остались лишь опасениями.
Упражнение Одноминутная речь
Упражнение помогает развитию коммуникативных навыков, ораторского мастерства, способности говорить спонтанно. Также оно может служить разогревом для пассивной группы.
Необходимые материалы: тренер заранее готовит список вопросов для выступления на определенную тему. (Пример списка см. ниже).
Время: в зависимости от размера группы 10-25 минут.
Размер группы: 6-15 человек.
Описание. Тренер объясняет, что каждому из участников нужно будет произнести одноминутную речь на определенную тему. Выбирается доброволец, который будет следить за временем.
Тренер зачитывает или показывает на проекторе первый вопрос и выбирает первого оратора, который говорит в течение минуты.
Тренер называет следующий вопрос и вызывает следующего участника, так продолжается, пока не выступят все.
После завершения выступлений тренер просит группу дать обратную связь всем участникам.
Обсуждение.
1. Что особенно понравилось в выступлениях, привлекло внимание, «зацепило»?
2. Какие удачные ораторские приемы были использованы участниками?
3. Было ли легко или тяжело говорить спонтанно?
4. Что делали спикеры, если у них «заканчивались мысли»?
Приложение. Возможны список вопросов для выступления.
• Как вы заработали первые деньги?
• Самый необычный подарок, который вы дарили или получали?
• Самая смешная история, которая с вами происходила?
• Лучший отпуск, который вы провели?
• Отговорки, которые люди придумывают, когда опаздывают?
• Что лучше – дипломатичность или прямолинейность?
• Манипуляции – это хорошо или плохо?
• С каких фраз начать знакомство в метро?
• Если бы вы выиграли кругосветное путешествие, куда бы вы поехали?
——————–
.
Упражнение Витязь на распутье
В упражнении отрабатываются презентационные навыки, умение убеждать.
Время: 20-30 минут.
Размер группы: 10-15 человек.
Описание. Вся группа делится на команды по 3-4 человека, кроме одного участника, который будет играть роль Ильи Муромца.
Тренер рассказывает группе свой вариант русской сказки, в которой Илья Муромец видит на распутье камень, на котором написано: «налево пойдешь – коня потеряешь, направо пойдешь – голову потеряешь, прямо пойдешь – женатым будешь». В этом упражнении каждой команде нужно будет убедить Илью Муромца, что следует пойти именно в ее направлении. Первая команда будет уговаривать Муромца поехать налево, вторая – направо, а третья – прямо. У каждого направления есть свои преимущества, ведь даже в варианте «голову потеряешь» можно вспомнить о тех приключениях, которые ждали в сказке богатыря, выбравшего этот путь, или объяснить, что на самом деле он потеряет голову от любви. Командам нужно показать именно их направление в максимально выгодном свете.
Группам дается 10 минут на подготовку, после чего один представитель от каждой группы выступает перед Ильей Муромцем. Муромец решает, куда он поедет, и дает обратную связь о том, что ему понравилось, а что не понравилось в каждом выступлении.
Вариант. Можно снять выступление на видеокамеру и сделать разбор того, какие приемы убеждения использованы.
———————————
Упражнение Бесплатные советы
Упражнение проводится в завершающей части тренинга, в результате него каждый из участников получает индивидуальные рекомендации по применению полученных знаний.
Необходимые материалы: Листы бумаги формата А4, карандаши.
Время: 10-30 минут (в зависимости от размера группы).
Размер группы: 6-20 человек.
Описание. Участники тренинга сидят в общем кругу. Каждый участник пишет вверху свое имя, например «Иванов Михаил», после чего каждый лист передается участнику, сидящему справа.
Участник, сидящий справа, в течение одной минуты пишет рекомендации,которые он мог бы дать человеку, листочек с именем которого он получил.
После этого все листы по команде тренера передаются дальше направо. Следующий сосед добавляет свои рекомендации.
Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый не получит назад свой собственный лист с написанными на нем рекомендациями от каждого члена группы.
Вариант. Имя написать на обратной стороне и рекомендации заворачивать, что бы их не было видно.
И другие.
Техника креативности.
В жизни при решении проблем мы обычно опираемся на привычные знания и прошлый опыт, редко затрудняя себя искать новые решения задач. Мы всегда идем по уже протоптанному пути. Но рано или поздно мы достигаем такой точки пути, когда нужно свежее новое решение. И тогда–то мы и начинаем креативить. То есть создавать то, чего еще не было, используя свою фантазию и творческое начало.
Специально для таких случаев и существуют «техники креативности» - методы, позволяющие заставить работать вашу голову в поиске новых идей.
Начнем с обычного мозгового штурма.
Мозговой штурм:
Модератор кидает тему, над которой надо подумать. Участники набрасывают все варианты решения проблемы, которые только приходят им в голову. Варианты без обсуждения записываются в единый список (более 50 шт). Далее, модератор предлагает оставить 10 наиболее интересных решений. Из них оставить 3. Из них одно.
Но есть более интересные варианты «придумывания».
Метод сопоставления.
Допустим, нам нужно изобрести новый шкаф.
Возьмем два слова, которые никоим образом не относятся к шкафу. Например, бабочка и клавиатура. Далее, напишем их характеристики, избегая такие прилагательные, как длинный, красивый, теплый и прочие (каждый человек имеет свое понятие о красоте, длине, и то, что красиво для одного, не красиво для другого).
бабочка | клавиатура |
С крыльями | С кнопками |
С узором | С буквами |
Летает | Пластмассовая |
С усиками | Черная |
Ест нектар | С подсветкой |
Вышла из кокона | Работает от электричества |
Претерпела трансформацию (была гусеницей) | Двуязычная |
Теперь сопоставляем полученные характеристики с нашим предметом в произвольном порядке.
Шкаф с узором и с буквами. Это может быть детский шкаф, где ребенок может составлять слова и сопоставлять с картинками.
Шкаф с подсветкой и трансформируемый – шкаф и для книг и для одежды, шкаф-стол.
Шкаф с крыльями и двуязычный. Например, при покупке шкафа мы дарим клиенту карнавальные крылья и специальный чехол для их хранения в шкафу. Или это шкаф из Нарнии:) а двуязычным он может быть в случае, если внутри шкафа на дверце написаны размеры одежды, символы по уходу за одеждой, и их описание на 2 и более языках.
И так далее.
Если мы говорим о придумывании нового мероприятия, то действуем по той же схеме.
Еще один метод сопоставления.
Придумываем диван.
В первом столбце перечисляем возможные характеристики дивана, которые можно изменять, в верхней строке по-горизонтали пишем любые предметы, не имеющие отношение к дивану. Вы можете написать сколько угодно столбцов и строк.
картина | ручка | батарея | |
Материал | Краски, холст, дерево | Пластмасса, чернила, металл | металл |
Размер | 1х1 м | 12 см в длину | 1х0,5 м |
Форма | квадрат | цилиндр | прямоугольник |
Аксессуары | рамка | зажим, колпачок | --- |
Функции | украшает | пишет | обогревает |
Наш диван может быть квадратным, обогревать, узор обивки может включать в себя картины известного художника, может иметь на подлокотниках столик для записей, подушки на диване могут быть оформлены как картины в рамках или иметь цилиндрическую форму и тд.