Проблемой «выгорания» персонала исследователи занимаются на протяжении последних тридцати лет; «местом рождения» и становления данного психологического феномена является США. Как отмечают западные психологи, история изучения выгорания в американской науке прошла две фазы, и в последнее десятилетие исследования этого психического состояния выходят на качественно новый уровень научного познания.
«Синдром эмоционального выгорания - понятие, которое ввел в психологию американский психиатр Фрейденберг в 1974 году. Синдром проявляется нарастающим эмоциональным истощением. Некоторые врачи называют это просто переутомлением» [7, с.123].
Конституирующими признаками синдрома эмоционального выгорания являются: нарастающее безразличие к своим обязанностям, к тому, что происходит на работе, дегуманизация в форме постоянно растущего негативизма по отношению как к клиентам или пациентам, так и к сотрудникам и коллегам, острое ощущении личной профессиональной несостоятельности, ощущение неудовлетворенности работой, явление деперсонализации, а в итоге резкое ухудшение качества жизни. Также в дальнейшем могут развиться психосоматические заболевания и невротические расстройства [8].
«Развитию и усугублению данного состояния способствует необходимость работы в одном, монотонном и напряженном ритме, с сильной эмоциональной нагрузкой, личное взаимодействия со сложными клиентами. Также вместе с этим развитию данного синдрома способствует отсутствие должного вознаграждения (не только материального, но и в том числе, психологического) за осуществлённую работу, что наводит человека на мысль, что его работа бесполезна и не имеет ценности для общества. Фрейденберг отмечал, что подобное состояние зачастую развивается у людей, которые склонны к идеалистическому отношению к работе, сочувствию и в то же самое время эти люди неустойчивы, склонны к мечтаниям, одержимы навязчивыми идеями. В таком случае синдром эмоционального выгорания может являться механизмом психологической защиты в форме полного либо частичного исключения эмоций, как реакция на психотравмирующее воздействие» [5, с.127].
|
Феномен «эмоционального выгорания» был уточнен и детализирован Маслач, Пельманом и Хартманом в 1982 году, в результате чего выделился сам синдром. Последние из приведенных авторов, обобщили многие определения «выгорания» и выделили три основных компонента: физическое и/или эмоциональное истощение, снижение рабочей производительности и деперсонализация [80].
Эмоциональное истощение фиксируется в ощущении эмоционального перенапряжения, в чувстве исчерпанности, опустошенности своих эмоциональных ресурсов. Человек ощущает, что не может больше отдаваться работе с тем же воодушевлением и желанием, как раньше [67].
«Деперсонализация обусловлена возникновением равнодушного, перетекающего в негативное отношение к людям, с которыми человек работает. Контакты с ними приобретают сугубо формальный характер и становятся обезличенными; возникающие при этом негативные установки могут сначала иметь скрытый характер и проявляться лишь во внутреннем раздражении, которое, в последствии, прорываясь наружу и приводит к конфликтным ситуациям. Такие состояния чаще всего имеют место в закрытых рабочих коллективах, выполняющих достаточно длительное время (в районе полугода) совместную деятельность» [63, с.39]. Снижение рабочей продуктивности проявляется в понижении самооценки своей личной компетентности (человек начинает негативно воспринимать себя как профессионала), недовольстве собой. К трем перечисленным основным факторам, играющим важную роль в «эмоциональном выгорании», относят ряд следующих: организационный, ролевой и личностный.
|
Среди личностных особенностей, которые способствуют «выгоранию", О. Фрейденберг указывает: гуманность, эмпатию, мягкость, интровертность, идеализированность, фанатичность.
А. Пайнс с коллегами обнаружили связь «выгорания» с чувством самозначимости себя на работе, с профессиональным ростом, автономией и уровнем контроля вышестоящим начальством. Значимость работы как таковая является преградой для развития «выгорания». В то же самое время неудовлетворенность своим профессиональным ростом, потребность в поддержке, недостаток личной автономии и инициативы на рабочем месте способствуют «выгоранию».
«В.И. Ковальчук отмечает важную роль в процессе эмоционального выгорания таких личностных особенностей, как локус контроля и самооценка. Люди с экстернальным локусом контроля и низким уровнем самооценки больше подвержены напряжению, а, следовательно, более уязвимы и подвержены «выгоранию»» [52, с.139].
К. Кондо считает наиболее уязвимыми, «выгорающими» тех, кто стрессовые ситуации разрешает агрессивно, несдержанно, в соперничестве, любой ценой, а кроме того «трудоголиков», то есть тех людей, которые решили посвятить себя лишь реализации рабочих целей, кто нашел в работе свое призвание и работает до самозабвения. Ролевой фактор, согласно Кондо, проявляется в ролевой неопределенности и ролевой конфликтности.
|
Еще один важный элемент, участвующий в процессе эмоционального выгорания, это организационный фактор. К нему относятся следующие аспекты: не оцениваемый по достоинству многочасовой характер работы; тяжелые условия труда при требовании исключительной продуктивности; неадекватность характера руководства содержанию работы и так далее.
«Как отмечает В.И. Ковальчук, в списке организационных факторов «выгоревшие» люди отмечают следующие: объем работы и уровень напряжения, особенно в контексте нереальных сроков ее выполнения; большое количество повторяемых действий, ведущие к монотонности; недостаток положительной оценки и признания, при вкладывании в работу больших личностных усилий; недостаточный отдых, отсутствие нормального сна и, как следствие, физическое изнеможение, работа без дальнейшего профессионального роста и совершенствования; межличностные конфликты и напряженность; недостаточная поддержка со стороны коллег; когнитивная сложность или эмоциональная перенасыщенность коммуникации и проч.» [4, с.272].
На сегодняшний день выделяют около сотни симптомов, так или иначе связанных с синдромом эмоционального выгорания. В первую очередь, стоит отметить, что условия в сфере профессиональной деятельности зачастую могут являться и причиной синдрома хронической усталости, который во многих случаях сопутствует синдрому эмоционального выгорания. В случае синдрома хронической усталости типичные жалобы пациентов (клиентов) следующие: снижение работоспособности; прогрессирующая усталость, ухудшенная переносимость ранее обыденных нагрузок; боль в мышцах; мышечная слабость; расстройства сна; забывчивость; головные боли; раздражительность; снижение способности концентрации внимания и общее снижение мыслительной активности. У лиц с зафиксированным синдромом хронической усталости может обнаруживаться субфебрилитет, длительные боли в горле. Во время постановки этого диагноза следует помнить, что при этом не должны присутствовать другие заболевания или причины, способные вызвать появление подобной симптоматики [58].
Выделяют три основных признака синдрома эмоционального выгорания. Развитию синдрома эмоционального выгорания предшествует период повышенной активности, во время которого человек полностью поглощен профессиональной деятельностью, отказывается от потребностей, не связанных с ней, забывает о личных нуждах. После этого наступает истощение, что и является первым признаком синдрома эмоционального выгорания. Оно определяется как чувство исчерпание физических и эмоциональных ресурсов, а также как перенапряжение. Этому сопутствует чувство усталости, не проходящее после ночного сна. Эти явления ослабевают после отдыха, однако по возвращении в прежнюю рабочую среду возобновляются [68].
Следующим, вторым, признаком синдрома эмоционального выгорания является личностная отстраненность. Профессионалы, отмечающие изменение своего сострадания к клиенту (пациенту), расценивают развивающееся эмоциональное устранение как попытку справиться с эмоциональными стрессорами, возникающем на работе. В наиболее крайних проявлениях этого признака человека вообще почти ничто не волнует из сферы профессиональной деятельности, ни отрицательные, ни положительные события не взывают у него эмоционального отклика. Практически полностью утрачивается интерес к пациентам, которые воспринимаются на уровне неодушевленных предметов и даже нахождение рядом с ними приносит чувство дискомфорта. Третьим признаком является падение самооценки и утрата ощущения себя как ценного профессионала. Человек больше не видит перспектив в своей работе, снижается профессиональное удовлетворение, теряется вера в свои возможности как профессионала. Синдром эмоционального выгорания является смесью физического, когнитивного и эмоционального утомления или истощения, при этом основной фактор – именно эмоциональное истощение. Дополнительные компоненты «выгорания» представляют собой следствие купирования стресса, приводящего к деперсонализации [82].
На сегодняшний момент единого взгляда на структуру синдрома эмоционального выгорания нет, но, тем не менее, достаточно определенно можно сказать, что он является личностной деформацией, которая есть результат эмоционально напряженных и затрудненных отношений в системе «человек-человек». Последствия эмоционального выгорания могут проявиться как в сугубо психологических (когнитивных, мотивационно-установочных эмоциональных) изменениях личности, так и в психосоматических нарушениях. И то, и другое имеет важное значение для психосоматического и социального здоровья личности. У людей, которые поражены синдромом эмоционального выгорания, обычно выявляется сочетание психосоматических, психопатологических, соматических симптомов и признаков социальной дисфункции. Также наблюдаются нарушения сна, хроническая усталость, когнитивная дисфункция (нарушения внимания и памяти), личностные изменения. Возможно развитие депрессивного расстройств, тревожного расстройства, зависимостей от различных психоактивных веществ и даже суицид.
«Симптомами общего соматического характера являются головная боль, гастроинтестинальные (синдром раздраженного желудка, диарея) и кардиоваскулярные (тахикардия, гипертония, аритмия) нарушения. Исследователи выделяют пять основных групп симптомов, характерных для синдрома эмоционального выгорания:
- физические симптомы (усталость, истощение; физическое утомление, изменение веса; бессонница; недостаточный сон, плохое общее состояние здоровья, в т.ч. по ощущениям; одышка, затрудненное дыхание; тошнота, чрезмерная потливость, головокружение, дрожь; повышение артериального давления; воспалительные заболевания кожи и язвы; болезни сердечно-сосудистой системы);
- симптомы эмоционального характера (недостаток эмоций; цинизм, пессимизм и черствость в личной жизни и работе; усталость и безразличие; ощущение безнадежности и беспомощности; раздражительность, агрессивность; тревога, неспособность сосредоточиться, усиление иррационального беспокойства; чувство вины, депрессия; душевные страдания, истерики; потеря надежд, идеалов или профессиональных перспектив; увеличение деперсонализации других или своей - люди обезличиваются, становятся как манекены; ощущается чувство одиночества);
- поведенческие симптомы (рабочее время превышает 45 часов в неделю; в процессе работы появляется усталость и желание отдыха; пропадает аппетит; уменьшается физическая нагрузка; оправдывается употребления табака, лекарств, алкоголя;
- несчастные случаи - падения, аварии, травмы и др.; импульсивное эмоциональное поведение);
- интеллектуальное состояние (пропадает интерес к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам и решении проблем; скука, апатия, тоска, падение интереса и вкуса к жизни; отдается предпочтение рутине, стандартным шаблонам, нежели какому-либо творческому подходу; безразличие к новшествам и цинизм; уменьшение участия или полный отказ от участия в различных развивающих экспериментах – образовании, тренингах; упор просто на формальное выполнение работы;
- социальные симптомы (падение интереса к досугу, понижение социальной активности, увлечениям; социальные контакты сводятся к рабочим; плохие отношения и на работе и дома; ощущение непонимания одних людей другими, чувство изоляции; ощущается недостаток поддержки со стороны семьи, коллег, друзей)» [8, с. 198].
Таким образом, мы видим, что, синдром эмоционального выгорания характеризуется ярко выраженным сочетанием ряда симптомов нарушения в соматической, психической и социальной сферах жизни.
Сейчас существует ряд теорий, разделяющих эмоциональное выгорание на стадии.
Дж. Гринберг, например, предлагает рассматривать эмоциональное выгорание как прогрессирующий процесс, разделенный на пять стадий.
- Первая стадия эмоционального выгорания (т. н. "медовый месяц"). работник обычно вполне доволен заданиями и работой в целом, относится к ней с энтузиазмом. Однако по мере того, как накапливаются рабочие стрессы, профессиональная деятельность теряет привлекательность и приносит все меньше удовольствия. Работник становится все менее энергичным.
- Вторая стадия эмоционального выгорания (т. н. «недостаток топлива»). Появляются усталость и апатия, возникают проблемы со сном. При недостатке дополнительного стимулирования и мотивации работник теряется интерес к своей трудовой деятельности, привлекательность работы в данной организации исчезает и падает продуктивность его деятельности. Возможны дистанцирование от своих трудовых обязанностей и отстранённость. В случае если присутствует достаточно высокая мотивация, работник может подпитывать свой энтузиазм за счет внутренних ресурсов, однако это идет в ущерб его здоровью.
- Следующая, третья, фаза эмоционального выгорания (хронические симптомы). Чрезмерное погружение в работу без отдыха, особенно это актуально для «трудоголиков», приводит к склонности к заболеваниям, а также к отрицательным психологическим переживаниям, а именно - обостренной злобе, хронической раздражительности, чувству подавленности и «загнанности в угол». Постоянное ощущение нехватки времени (т. н. синдром менеджера).
- Следующая стадия эмоционального выгорания - кризис. Здесь, как правило, развиваются различные хронические заболевания, в связи с чем человек, зачастую, теряет работоспособность. Обостряются переживания неудовлетворенности качеством жизни и профессиональной неудовлетворенности.
- Пятая, финальная, стадия эмоционального выгорания (т. н. «пробивание стены»). Психологические и физиологические проблемы переходят в острую форму и, в некоторых случаях, могут спровоцировать развитие опасных заболеваний, являющих прямой угрозой человеческой жизни. У работника появляется такое количество проблем, что он рискует быть уволенным.
Динамическая модель Перлмана и Хартмана раскрывает развитие синдрома эмоционального выгорания в рамках четырех стадий.
- Первая стадия - напряженность, она связана с дополнительными усилиями, которые необходимо предпринимать человеку в процессе адаптации к ситуационным рабочим требованиям. Есть два типа ситуаций, которые вызывают напряженность такого рода. Первый: у работника недостаточно навыков и умений, чтобы соответствовать профессиональным и статусно-ролевым требованиям. Второй: работа не соответствует его ценностям, ожиданиям и потребностям. И те, и другие ситуации создают специфическое противоречие между субъектом и его рабочим окружением, что и запускает сам процесс эмоционального выгорания.
- На второй стадии работник начинает ощущать, что находится в состоянии стресса. Специфической характеристикой данных переживаний является их вытекание напрямую из напряженности первой фазы. Дело в том, что множество стрессогенных ситуаций вовсе могут не вызывать соответствующих переживаний, в силу того, что происходит достаточно конструктивное оценивание своих собственных возможностей и осознаваемых требований в контексте работы.
Сам процесс движения от первой стадии эмоционального выгорания ко второй зависит от распределения статусно - ролевых расстановок в социальном профессиональном поле, а так же от личных ресурсов человека.
- Третья стадия характеризуется тем, что она сопровождается реакциями основных трех реактивных классов (физиологические, поведенческие, аффективно-когнитивные) в индивидуальных вариациях.
- Четвертая стадия заключает в себе эмоциональное выгорание как многогранное переживание хронического психологического стресса. Будучи само по себе негативным последствием длительного психологического стресса, переживание выгорания проявляется как эмоциональное и физическое истощение, как переживание личного неблагополучия - определенного психологического или физического дискомфорта. Образно четвертая стадия о сравнима с «затуханием горения» в условиях дефицита топлива.
Существует еще одна модель процесса протекания эмоционального выгорания. Это модель Н. Буриша.
Согласно этой модели, развитие синдрома эмоционального выгорания проходит следующий ряд стадий. Сперва возникают весомые энергетические затраты, что является следствием экстремально завышенной положительной установки на выполнение профессиональной деятельности. По мере развития синдрома появляются чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе. Следует отметить, что развитие эмоционального выгорания индивидуально и определяется различиями в эмоционально-мотивационной сфере, а также условиями, в которых протекает профессиональная деятельность человека. В развитии синдрома эмоционального выгорания М. Буриш выделяет следующие стадии или фазы.
- Предупреждающая фаза. Чрезмерная активность: чрезмерное участие; отказ от тех потребностей, которые не связанных с работой, вытеснение из сознания переживаний разочарований и неудач; ограничение в общении и приобретении социальных контактов. Истощение: усталость, бессонница; повышение угрозы несчастных случаев.
- Снижение уровня собственно активного участия в социальных процессах. Снижение уровня сочувствия по отношению к пациентам и сотрудникам: потеря позитивного восприятия коллег; уход от помощи к надзору и контролю; перекладывание вины за собственные личные неудачи на других людей; доминирование стереотипов и шаблонов в поведении; появление негуманного подхода к коллегам и пациентам; возрастание требований; потеря жизненных идеалов, концентрация на личных потребностях; появление чувства того, что другие люди используются тобой; зависть.
- Эмоциональные реакции. Депрессия: снижение самооценки и постоянное чувство вины; безосновательный страхи, апатии, лабильность настроения. Агрессия: обвинение других, защитные установки, игнорирование возможности своего собственного участия в неудачах; отсутствие способности идти на компромисс и снижение толерантности; конфликты с окружением, подозрительность
- Фаза деструктивного поведения. Сфера интеллекта: снижается концентрация внимания, отсутствует способность выполнять сложные задания; отсутствие воображения, фригидность мышления. Мотивационная сфера: отсутствие личной инициативы; понижение эффективности деятельности; отсутствие личной инициативы и творческого мышления, выполнение заданий строго согласно инструкции. Эмоциональная и социальная сфера: сокращение количества неформальных контактов, общее безразличие; снижение степени участия в жизни других людей, либо чрезмерная привязанность к одному конкретному лицу; избегание в разговорах тем, затрагивающих работу; одиночество, самодостаточность, скука, отказ от хобби.
- Психосоматические реакции, снижение иммунитета; неспособность к отдыху в свободное время; сексуальные расстройства, бессонница; повышение давления, головные боли, тахикардии;расстройства пищеварения, боли в позвоночнике; зависимость от кофеина, никотина, алкоголя. Разочарование и отрицательная жизненная установка; чувство беспомощности и бессмысленности жизни; экзистенциальное отчаяние.
Согласно М. Буришу, сильная зависимость от работы приводит в итоге к полному отчаянию и экзистенциальной пустоте.
«Первый этап - это фаза «поисков» (70 гг. ХХ века, США). Цель, которая стояла перед учеными, заключалась в том, чтобы исследовать природу и проанализировать понятия «Выгорание личности». Объектом исследований были специалисты вспомогательных профессий» (врачи, психологи, психиатры). На этой фазе феномен выгорания изучался в двух направлениях - психиатрическом и социально-психологическом. Именно представитель психиатрического (или клинического) направления Х. Дж. Фрайденберг в 1974 году ввел понятие "burn-out". Он изучал характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Таким образом, симптомы выгорания и сущность психического здоровья были предметом исследования психиатрического направления. Следует отметить, что термин «выгорание» из психического термина «выгорание» следует различать в англоязычной психологической литературе. Последнее связано с остаточными явлениями шизофрении, симптоматика которых проявляется по-разному. Второй подход, который включает исследования выгорания на этапе «поиска», был социально-психологическим. Концепция «выгорания» как трех симптомных комплексов была сформулирована К. Маслач и его коллегами» [10, с.24].
Первая статья, посвященная этой проблеме, появилась в 1978 году. К. Маслач как социальный психолог изучила взаимодействие людей в ситуационном контексте работы. К ситуационным факторам выгорания относились: а) большое количество клиентов; б) преобладание отрицательной обратной связи от клиента; c) нехватка личных ресурсов для преодоления стресса. Таким образом, в 70-х годах ХХ века изучались природа и факторы выгорания, то есть качественная сторона явления. Методами исследования были опросы, тематические исследования и наблюдения. Практически ориентированная ориентация в изучении выгорания определялась социальными, экономическими, историческими и культурными факторами 70-х годов XX века. Эти факторы связаны с развитием услуг в Соединенных Штатах. В 1980-х годах началась методологическая фаза исследования синдрома выгорания. Основное внимание было уделено оценке этого психического состояния. Были подготовлены вопросники, методология исследования была разработана в рамках индустриально-организационной психологии. В 1981 году К. Маслач опубликовала инструмент MBI для измерения выгорания [10]. При этом выгорание понималось как форма трудового стресса, связанная с концепциями удовлетворенности работой, организационной культурой и текучестью сотрудников. Промышленно-организационный подход сочетал клиническое и психологическое направление изучения выгорания. С середины 1990-х годов изучение синдрома выгорания в американской психологии вышло на качественно новый уровень - помимо факторов, другие аспекты этого психологического явления затронули тему.
Во-первых, выгорание стало изучаться не только широким кругом социальных профессий, но и служащими, военнослужащими, лидерами. Также объектом диагностики считаются представители профессий из «не социальной сферы» (программисты, пилоты и т. д.).
Во-вторых, исследования выгорания основаны на разработанной методологии. К. Маслач сформулировала выгорание не только как форму, но и в результате хронического стресса в родах. Это психическое состояние развивается под влиянием 6 «областей» организационных факторов.
Она считает, что в рабочей деятельности 6 групп стрессовых факторов: «рабочая нагрузка», «контроль и автономия работника», «восприятие вознаграждения», «психологическая совместимость сотрудника с деятельностью и коллегами», «восприятие справедливости», и «сопоставление значений сотрудников с объявленными / скрытыми значениями организации» [9].
В-третьих, психодиагностический инструментарий стал более разнообразным. На этом этапе иностранные психологи измеряют выгорание с использованием нескольких тестов: MBI, SBS и The Tedium Scale [8]. Наиболее распространенным тестом по измерению выгорания является MBI, все остальные разработаны на его основе.
Тем не менее, вопросник MBI подвергается критике со стороны многих специалистов за то, что он чаще измеряет личностные качества и отношения, чем ситуационные факторы выгорания.
В-четвертых, помимо использования продольного метода, проводятся исследования межкультурного выгорания. Например, результаты сравнения пяти профессиональных групп (образование, социальное обслуживание, медицина, психиатрия и тюрьма) показали аналогичные профили выгорания среди американских и голландских специалистов.
В-пятых, предметом изучения американских психологов был антипод явления выгорания. В качестве такового К. Маслач предложила концепцию «участия», которая характеризуется сосредоточением на работе, энтузиазмом, позитивным отношением к своей работе [9].
К. Маслач считает, что расширение участия в работе более эффективно, чем обучение сотрудников эффективной стратегии преодоления.
В-шестых, есть «выход» синдрома выгорания из узкой интерпретации его в рамках трудовой деятельности и приобретения статуса экзистенциального явления. «Vigorechia» или «сгоревший» человек испытывает сложную симптоматику умственной потери из-за длительного психического стресса в эмоционально или когнитивно-сложных ситуациях профессионального взаимодействия с другими людьми. В результате возникает умственное (субъективное) и физическое несчастье, уменьшается или теряет трудовая активность и работоспособность, исчезает удовлетворение качеством жизни и осознание смысла жизни. В.Е. Орел пишет: «Американские психологи выходят за рамки межличностного подхода и рассматривают выгорание как проявление эрозии человеческой души в целом независимо от типа профессиональной деятельности» [6,с.36].
Таким образом, на современном этапе американской науки исследования выгорания проводятся как в психологии стрессовых состояний, так и в психологии профессиональной деятельности и экзистенциальной психологии. Синдром психического «выгорания» уже более двадцати пяти лет широко изучается в зарубежной психологии. В отечественной психологии интерес к этому явлению возник сравнительно недавно. В англоязычной литературе опубликовано более тысячи статей об «эмоциональном сгорании». Однако исследования были в основном описательными и эпизодическими. Трудности исследования синдрома до 1980-х годов связаны с неопределенностью и суммарностью его описательных характеристик, а также с отсутствием соответствующих измерительных приборов. В настоящее время исследователи идентифицируют около 100 симптомов, так или иначе связанных с умственным «выгоранием». В большинстве случаев они являются описательными, не подтвержденными эмпирическими исследованиями. В MBI синдром психического выгорания рассматривается как трехмерный дизайн, в том числе: эмоциональное истощение, деперсонализация и сокращение личных достижений. В модели немецких исследователей Enzman и Kleiber выделяются три типа истощения: деморализация, истощение и потеря мотивации.
«Авторы динамической фазовой модели «выгорания» - Г.Т. Голембиевский и Г.Ф. Голембиевский - различают три степени и восемь фаз «выгорания», отличающиеся соотношением показателей по всем трем факторам (по значениям индикаторов понимается как оценка баллов, набранных на подшкалах вопросника «MBI», по отношению к средним статистическим значениям.) Предлагаемая модель позволяет нам различать среднюю степень «выгорания», при которой наблюдаются высокие темпы эмоционального истощения и переходный уровень м. До этого этапа «выгорания» эмоционально-энергетический «запас» противодействует растущей деперсонализации и сокращению личных достижений. Японские исследователи считают, что четвертый фактор «Участие» (зависимость, вовлеченность), который характеризуется головные боли, нарушение сна, раздражительность и т. д., а также наличие химических зависимостей (алкоголизм, курение табака), чтобы определить выгорание трех фаз ctor модель Маслач. Большинство специалистов признают необходимость учета трех компонентов для определения наличия и степени «выгорания». В этом случае вклад каждого из факторов различен (например, исключая фактор «личные достижения», приносит синдром выгорания в депрессию). Существует также двухфакторный подход - Д.В. Даирандон.
B. B. Шефли, согласно которому синдром «выгорания» включает в себя:
- эмоциональное истощение;
- «аффективный» фактор относится к сфере жалоб на плохое физическое здоровье, нервное напряжение;
- деперсонализация - фактор «установки», проявляется в изменении взглядов к пациентам или к себе.
Принимая во внимание синдром «выгорания» как одномерной структуры, Pinness и Aronson, это явление рассматривается как состояние физического и психологического истощения, вызванное профессиональным.
Выводы к главе I
Анализ психологической научной литературы по вопросам: сущности стресса, адаптации к стрессу, требования к профессии психолога-консультанта и синдрома эмоционального выгорания обнаружил, что эта тема исследовалась многими отечественными и зарубежными учеными, такими как Г. Селье, Г. С. Лазарус, О. Френденберг, К. Маслач, Б. Перлман и другие.
1. В физиологии этим понятием обозначали неспецифическую реакцию организма («общего адаптационного синдрома») в ответ на любое неблагоприятное воздействие, позже оно стало использоваться для описания состояний человека в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях.
В зависимости от вида стрессора и характера его влияния на человека выделяются следующие виды стресса: эмоционально-положительный стресс, эмоционально-негативный стресс; кратковременный (острый) стресс и долгосрочный (хронический) стресс; физиологический и психологический стресс. Причиной стресса может быть любая сильная эмоция. Чаще всего - страх, гнев, обида. Это и слишком интенсивная радость.
Причиной стресса являются психофизиологические состояния. Установлено, что в различных профессиональных группах интенсивность стресса может быть разной. Причиной профессионального стресса могут быть:
1. Общеорганизационные проблемы; реорганизация; неадекватное расстановка кадров; стрессовый режим работы, перегрузка; авторитарный стиль руководства; межличностные конфликты в коллективе и тому подобное.
2. Расстройство адаптации – это реакция на идентифицированный фактор или совокупность стресс-факторов.
3. Психологическое консультирование и психотерапия отнесены к профессиям, требующим большой эмоциональной нагрузки, ответственности и неопределенности критерии успеха. Представителям этих профессий грозит опасность "синдрома сгорания".
4. Причины синдрома «выгорания», которые часто обнаруживаются: монотонность работы, особенно если ее значение кажется сомнительным, инвестиции в работу больших личных ресурсов с недостаточным признанием и положительной оценкой, строгое регулирование рабочего времени, особенно когда нереалистичные сроки, работа с «немотивированными» клиентами, постоянно сопротивляются усилиям консультанта по оказанию им помощи, а также незначительные, трудные ощутимые результаты такой работы, напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка и чрезмерная критика, отсутствие условия для выполнения работы на работе, когда это не поощряется, и обширные эксперименты и инновации, работающие без возможности дальнейшего образования и профессионального развития, неразрешенные личные конфликты.
Существуют три основных компонента синдрома эмоционального выгорания: эмоциональное и / или физическое истощение, деперсонализация и снижение производительности труда. Для профилактики синдрома эмоционального выгорания необходимо: не стремиться быть всегда лучшим, учиться переключаться с одной деятельности на другую, не воспринимать очень близко конфликты на работе, стараться не перегружать себя и прочее.