Особенности работы с согласными звуками




 

Для большинства иностранных учащихся представляют трудности звуки л, ж, ш, ц. Для разных восточных групп – ч, щ, с, з, р, х, для китайских групп – р, ш/с, ц/ч). Отрабатывать их нужно последовательно. Фонетические упражнения должны строиться: от звука в типичном его окружении - к слову – к словосочетаниям – к отрезкам живой речи. Предварительно нужно раскрыть специфику образования трудного звука (используя схемы, таблицы). Нужно дать практические советы для правильного артикулирования. Сначала нужно отбирать слова с одной фонетической трудностью: мыл – мил, пыл – пил, позже – слова с несколькими трудностями: пыли – пили, рысь – рис и т.п.

Многими категориями иностранцев с большим трудом усваивается мягкость русских согласных. Необходимо показать, что парные мягкие и твердые согласные фонемы являются различителями смысла: лук- л’ук, мал – м’ал, дал – д’ал.

На письме обозначение твёрдости и мягкости осуществляется последующей гласной буквой: е, ё, ю, я, и - смягчающие гласные. Артикуляция мягких согласных, которая заключается в дополнительном подъеме средней части спинки языка к среднему нёбу, значительно облегчается после отработки звука й [ј], который образуется именно подъемом средней части спинки языка к среднему нёбу.

В работе с парными по глухости- звонкости звуками следует идти от постановки отдельных звуков к сопоставлению соотносительных пар типа: борт – порт, дом – том, затем к ассимиляции по глухости/звонкости. Следует показать, что звук [в] не вызывает озвончения впереди стоящего согласного. Например: свет, твёрдый.

Необходимо обратить внимание на то, что в русском языке конечный согласный всегда глухой, а также на ассимиляцию по глухости и звонкости не только внутри слова, но и на стыке слов: письмо о т брата.

В программу- минимум должно быть включено произношение некоторых групп согласных: произнесение глагольных форм на – ться, тся: купаться – купается; групп согласных тск, дск, тство, дство: детский, городской; сочетаний в распространенных словах: счет, заказчик; двойных согласных: вводить – водить; сочетаний чн, чт: конечно, но досрочно; что, но почта; некоторых случаев с непроизносимыми согласными: солнце, здравствуйте; некоторых форм прилагательных, местоимений и числительных: красного, моего, первого.

 

____________________________________________________________________

мягкость. В русском языке различаются твердые и мягкие согласные. Только твердыми являются: ж,ш,ц; только мягкие – ч, ш, j; остальные шумные и сонорные согласные являются парными по твердости-мягкости: [б] – [б’], [в ]– [в’], [д] – [д’], [ з] – [з’], [л] – [л’], [м] – [м’], [н] – [н’], [п] – [п’], [р] – [р’], [с] – [с’], [т] – [т’], [ф] – [ф’].

артикуляция мягких согласных. В отработке йотообразной артикуляции, характерной для мягких согласных, эффективны упражнения с фонематически противопоставленными звуками: кон – конь, братбрать.

программу-минимум. Программа - минимум это основа для дальнейшей методики углублённой работы над произношением. Применительно к разным категориям слушателей (лекторы, переводчики, преподаватели, студенты) требуется разное наполнение курса.

 

Кадр 13.

Вводно-фонетический курс в программе обучения РКИ

Вводно-фонетический курс рассчитан на количество часов от 18 до 36. Однако на этом обучение фонетике не заканчивается, а лишь качественно и количественно меняется.

Возможны такие подходы к его введению в программу обучения:

1. Вводно-фонетический курс предшествует элементарному курсу обучения русскому языку: изучается только звуковая сторона русской речи. Снимаются вопросы лексики и фразеологии. Такой курс ведут специалисты-фонетисты. После вводно-фонетического курса учащиеся приступают к занятиям по развитию речи.

2. Вводно-фонетический курс включается в общий объем учебной работы, параллельно с занятиями по развитию речи. Работа по фонетике при этом идёт в тесной связи со всем процессом обучения.

Обычно предлагается такое распределение отводимого на фонетический курс курс времени. В первом семестре на каждом из двухчасовых занятий 1 час отводится занятию фонетикой. Во втором семестре 15-20 минут – на правильное произношение. На других этапах: заучивание наизусть, пение, работа с магнитофоном. На 2 курсе рекомендуется использовать индивидуальные карточки, 5-7 минут отводить на фонетическую «зарядку». На старших курсах – основное внимание уделяется интонации, характерной для предложений различных типов и для разного стиля речи.

 

Кадр 14.

Упражнения по фонетике

Упражнения должны быть разнообразны, но они должны составлять единую систему. Основные методические положения:

1) Должна быть отражена системность звукового состава русского языка.

2) Упражнения должны строиться с учетом звуков и звукосочетаний, помогающих изучению явления.

3) Необходим отбор слов и словосочетаний с учетом значимой стороны, отобранный минимум лексики должен отражать последовательность в усвоении звуковых явлений. Нужно использовать специально отобранные слова, служащие эталоном в произнесении того или иного звука.

4) Должен соблюдаться принцип: от знакомого – к незнакомому.

5) Работа по фонетике должна быть согласована с общей работой по развитию речи и по расширению словаря.

Типы упражнений по фонетике:

«Фонетическая зарядка» – тип тренировочных упражнений, направленных на отработку основных фонетических закономерностей. Обычно проводится в виде работы по карточкам. В карточки включаются слова-эталоны, по которым учащийся сможет восстановить произносительные нормы.

Фонетические диктанты направлены на развитие навыков восприятия речи на слух.

Вслед за чётким произношением отобранного преподавателем материала учащиеся повторяют слова и сочетания слов, записывают их в фонетической транскрипции. Проверка понимания значения слова со слуха может проводиться с помощью перевода.

Фонетические диктанты направлены на отработку различения на слух звуковых сочетаний, характерных для русского языка, а также для понимания звукоразличительной роли разных фонетических факторов. Главная цель фонетических диктантов - отрабатывать как правильное восприятие звуков речи, так и их воспроизведение.

Активизации внимания способствует использование технических средств.

Технические средства можно и нужно сочетать с пением. Пение оказывает положительную роль: растягивание, замедленное звучание позволяет лучше фиксировать внимание на нормах русского произношения.

В систему работы по фонетике должны быть включены тексты для заучивания наизусть: скороговорки, стихи.

Весьма положительную роль играют фонетические игры.

________________________________________________________________________________

«фонетическая зарядка». Самый простой вид фонетической зарядки ® это чтение слогов ® слов ® многосложных слов. Чтение слогов по таблицам

фонетические диктанты. Сначала предлагается только знакомый, отработанный материал, слова, 2) позже – словосочетания, и незнакомые слова, 3) нужно включать слова и словосочетания, трудные для произношения данной национальности.

технических средств. Можно записать себя и послушать ошибки. Проанализировать их.

фонетические игры. Кроссворды, шарады, командные игры. Разнообразие фонетических игр и упражнений см. в рекомендованной работе И.С. Миловановой.

 

Литература

Брызгунова Е.А. Практическая фонетика и интонация русского языка. М: Изд-во МГУ, 1963.

Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. М., 1979.

Вежбицкая Л.А., Игнаткина Л.А. Практическая фонетика русского языка для иностранных учащихся. СПб., 1993.

Кислицына Е.А. Фонетические тесты как средство диагностики и контроля при обучении русскому языку китайских учащихся – нефилологов (начальный этап). Автореф. канд. филол. наук. СПб.

Колосницына Т.В. Технология обучения РКИ и гуманитарным дисциплинам на ритмической основе. М.: “Вестник” ЦМО МГУ, 1998.

Любимова Н.А. Обучение русскому произношению: Артикуляция. Постановка и коррекция русских звуков. М., 1979.

Нестерова Н.Г. Психолингвистические основы обучения иностранцев русской фонетике // Российская дидактическая школа и преподавание второго языка (памяти П. Я. Гальперина). Матер. междунар. науч.-метод. конф. Новосибирск, 2001.С. 134 – 136.

Нестерова Н.Г. К проблеме коммуникативной значимости произносительных ошибок при обучении русскому языку как иностранному // Россия и Китай на дальневосточных рубежах. Благовещенск: Изд-во Амурского ун-та, 2002. Вып.3. С. 534-539.

Рожкова Г. И. Фонетическая система русского языка и методика работы по фонетике. М., 1975.

Федянина Н. А. Ударение в современном русском языке. М., 1976.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: