АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
«Профессиональные затруднения молодых педагогов»
1. Основание проведения аудита
Аудит «Профессиональные затруднения молодых педагогов» (далее - аудит) осуществлен в соответствии с планом работы МАУ «МЦРО Сарапульского района» на основании Положения.
2. Характеристика базы аудита
Аудит был проведен в феврале 2020 года в 21 образовательном учреждении Сарапульского района, где работают 42 молодых педагога (возраст – до 30 лет):
- 6 ДОУ – 6 чел.,
- 2 НОШ – 7 чел.,
- 7 ООШ – 16 чел.,
-
![]() |
5 СОШ – 12 чел.,
- 1 школа-интернат – 1 чел.
3. Цель и содержание аудита
Целью аудита являлось выявление профессиональных затруднений молодых педагогов для организации их эффективного взаимодействия с группой сетевых наставников Сарапульского района.
4. Источники получения информации
Аудит проводился на основе анкетирования, посещения уроков/занятий, наблюдения.
5. Организационно-технологические решения подготовки и проведения аудита
В ходе аудита использовались следующие диагностические карты и анкеты:
- Знание современных педагогических технологий
- Готовность к участию в инновационной деятельности
- Профессиональный самоанализ педагога
- Определение затруднений педагогов при организации учебного процесса
Результаты аудита отражены в таблицах, содержащих обобщенные результаты обработки диагностических карт и анкет (приложение 1).
Аудит проводили на внутреннем этапе заместители директоров по УВР, старшие воспитатели, педагоги-стажисты. На внешнем этапе обобщение результатов осуществляли сотрудники МАУ «МЦРО Сарапульского района».
6. Выводы по результатам аудита по выявлению педагогических затруднений молодых педагогов
|
Молодые педагоги района – это неоднородная категория с точки зрения уровня профессиональных качеств. Во многом это определяется стажем работы педагогов. 57% педагогов, участвовавших в процедуре аудита, имеют стаж работы более 3 лет.
I. Знание современных педагогических технологий
Наибольшие затруднения, как у учителей, так и у воспитателей ДОУ, вызывают технологии портфолио, исследовательского и проблемного обучения.
Многие молодые учителя испытывают затруднение в организации личностно-ориентированного обучения.
II. Готовность к участию в инновационной деятельности
Такая готовность в большей степени наблюдается у учителей. Сдерживающим фактором является недостаточность профессиональных способностей учителя к осуществлению инновационной деятельности. В частности – способности к планированию и проведению экспериментальной деятельности, к созданию авторской концепции.
У воспитателей ДОУ дополнительно выявлена невысокая педагогическая креативность, в частности – способность отказаться от стереотипов в педагогической деятельности, преодолеть инерцию мышления и стремление к риску.
III. Профессиональный самоанализ педагога
Анализ анкет говорит о проблемах целеполагания у всех педагогов. Не всегда соблюдаются требования к организации и проведению уроков и занятий: оценивание и самоценивание, рефлексия, возможность у детей высказывать своё мнение, обсуждение заданий, групповая и парная работа, двигательный режим.
|
IV. Определение затруднений педагогов при организации учебного процесса
Диагностические карты по данному направлению заполняли эксперты на основании посещения уроков и занятий, а также в ходе наблюдений за работой молодых педагогов.
Наибольшие затруднения учителей:
- Умение провести самоанализ урока.
- Осуществление дифференцированного подхода к обучению.
- Описание своего опыта работы.
- Умение провести анализ урока коллеги.
- Выявление типичных причин неуспеваемости учащихся.
- Внедрение передового педагогического опыта, описанного в литературе.
У молодых воспитателей ДОУ затруднений гораздо больше (из 27 аспектов педагогической деятельности по 19 аспектам степень затруднений выше средней):
- Поурочное планирование.
- Планирование самообразования и повышение педагогического мастерства.
- Овладение содержанием новых программ и учебников.
- Умение ставить цели урока.
- Умение отработать содержание материала к уроку в соответствии с поставленной задачей.
- Использование эффективных форм на уроке.
- Использование элементов современных педагогических технологий.
- Умение провести самоанализ занятия.
- Осуществление дифференцированного подхода к обучению.
- Описание своего опыта работы.
- Умение провести анализ урока коллеги.
- Учет, оценка знаний, умений и навыков воспитанников.
- Выявление типичных причин затруднений воспитанников.
- Внедрение передового педагогического опыта, описанного в литературе.
- Внедрение передового педагогического опыта коллег своего ОУ (другого ОУ).
- Работа с неуспевающими обучащимися.
- Работа с одаренными детьми.
- Диагностика уровня обученности воспитанников.
- Организация исследовательской деятельности с воспитанниками.
Результаты методического аудита станут основой планирования работы с молодыми педагогами, как творческой группы сетевых наставников Сарапульского района, так и методистов МАУ «МЦРО Сарапульского района».