ВОПРОС 1.
ПОНЯТИЕ О ДИДАКТИКЕ, ЕЁ ВАЖНЕЙШИЕ КАТЕГОРИИ.ОБУЧЕНИЕ В ЦЕЛОСТНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ.ВИДЫИ ФУНКЦИИ ОБУЧЕНИЯ
Дидактика (от греч. Didaktikos - поучающий) - часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования.
Впервые слово появилось в сочинениях нем.педагога Вольфганга Ратке для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом, как «универсальное искусство обучения всех всему», трактовал дидактику и Я. А. Коменский.
Задачи дидактики — разработка проблем чему учить и как учить.
Современная наука исследует также проблемы: когда, где, кого и зачем учить.
Дидактика — наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах.
Основными категориями дидактики являются:
• Преподавание - упорядоченная деятельность педагога по реализации цели и задач обучения, обеспечение информирования, восприятия, осознания, усвоения, упрочения и практического применения знаний.
• Учение - процесс собственной деятельности учащегося, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта у него возникают новые знания, умения, формы деятельности и поведения, совершенствуются ранее приобретенные.
• Обучение - совместная деятельность педагога и учащихся, упорядоченное их взаимодействие, направленное на достижение поставленной цели.
• Образование - система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления.
• Знания - отражение познаваемого мира в мысли человека, совокупность идей, в которых выражается теоретическое овладение определенным предметом.
• Умения - овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике.
|
• Навыки - умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства.
Одним из двух главных процессов, составляющих целостный педагогический процесс, является процесс обучения.
Структура процесса обучения
• Цель - то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия.
• Содержание - система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения.
• Организация - упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы с целью наилучшей реализации поставленной цели.
• Форма - способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Выбор формы обучения связан с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т. п.
• Метод - путь достижения цели и задач обучения.
• Средство - предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются голос (речь) педагога, его мастерство в широком смысле, учебники, классное оборудование и т. д. Для поддержки учебного процесса используются разнообразные технические средства.
• Результаты (продукты обучения) - то, чего достигает обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели.
Функции:
- образовательная - усвоение научных знаний, формирование умений и навыков
- воспитательная- формирование мировоззрения, нравственных, трудовых, эстетических, этических представлений, взглядов, убеждений, системы идеалов
|
-р азвивающая функция - предусматривает осуществление специальной работы для общего развития учащихся, их мышления, воли, эмоций, учебных интересов и способностей
Виды обучения:
Догматическое - Механическое запоминание, дословное воспроизведение.
Объяснительно-иллюстративное - Объяснение в сочетании с наглядностью.
Проблемное - самостоятельное добывания знаний в процессе решения учебных проблем.
Программированное - система последовательных действий выполнение которых ведет к заранее запланированному результату.
Модульное - самостоятельная работа при дозированном усвоении учебной информации, зафиксированной в модулях.
Компьютерное
Развивающее
Интерактивное обучение
Дистанционное обучение
ВОПРОС 2
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
Проектирование (от лат. projectus — брошенный вперед) — деятельность по созданию проекта, созданию образа будущего предполагаемого явления.
Актуальность освоения основ проектирования педагогами дополнительного образования обусловлена следующими возможностями технологии проектирования:
– она помогает решить широкий спектр социальных и образовательных проблем;
– способствует формированию аналитических, рефлексивных, организационно-управленческих компетенций у педагогов;
– обеспечивает создание современных, конкурентоспособных образовательных услуг.
Проектирование – это деятельность, которая включает в себя цель, средства, сам процесс проектирования и его результат. Соответственно, оно содержит технологические этапы: анализ проблемной ситуации и постановку проблемы; выбор средств и методов ее решения; поиск, обработку, анализ информации, оценку полученных результатов и выводы.
|
Проектная деятельность является одним из методов развивающего обучения. Она направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений учащихся, способствует развитию их творческих способностей и логического мышления, систематизирует знания.
Задачи проектной деятельности в дополнительном образовании:
обучение навыкам проектирования: определить цель, описать основные шаги, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы;
формирование навыков сбора и обработки информации;
формирование креативности и критического мышления;
обучение навыкам планирования деятельности, составления и оформления результатов проектной деятельности, презентации результатов;
мотивирование инициативы, энтузиазма, выполнения работы в срок в соответствии с установленным планом и графиком.
Типы проектов:
Исследовательские проекты - требуют четкого и логичного определения структуры, обозначения целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.
Информационные проекты - направлены на сбор информации, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов.
Творческие проекты - не имеют, как правило, детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. Можно договориться о планируемых результатах (совместной газете, видеофильме, спортивной игрепр.).
Игровые проекты - принятие на себя участниками определенных ролей, обусловленных характером и содержанием проекта.
Практические проекты- четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников, ориентирован на интересы самих участников: издание газеты, создание спектакля и др.
М оделирование проекта, – это последовательность фаз работы над замыслом проекта:
1) осознание участниками необходимости реализации замысла (самоопределение участников проектирования, мотивация, готовность к проектировочной деятельности);
2) конструкторская деятельность: разработка модели проектируемого объекта или явления;
3) разработка программы действий для достижения поставленных целей.
Этапы работы над проектом:
а ) планирование ( обсуждение: обмена мнениями, согласования интересов участников, выдвижения идей на основе уже имеющихся знаний, разрешения спорных вопросов).
б) аналитический этап ( получения и анализа информации)
в) этап обобщения информации; ее понимание, сравнение, отбор наиболее значимой для выполнения поставленной задачи информации
г) этап представления полученных результатов работы над проектом (презентация)- представляют не только полученные результаты и выводы, но и описывают приемы, при помощи которых была получена и проанализирована информация, демонстрируют приобретенные знания и умения, рассказывают о проблемах, с которыми пришлось столкнуться в работе над проектом.
Защита проектов может быть как очная, так и заочная (дистанционная).
При очной форме защиты работы можно предложить также несколько видов ее организации:
1. Конференция –выступают с результатами перед заинтересованной аудиторией
2. Круглый стол –несколько групп учащихся, выполняющих работы по сходной тематике