ВОПРОС 1.
СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК. ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ ДРУГИХ НАУК.
По мере расширения границ исследования в педагогике происходит дифференциация педагогических знаний. В результате в ней стали выделяться отдельные научные дисциплины, отличающиеся друг от друга особенностями объекта воспитания и предмета исследования. В настоящее время в систему педагогических наук входят:
Общая педагогика - исследует основные закономерности воспитания как специально организованного пед. процесса, составляет основу для разработки всех отраслей педагогических знаний.
Возрастная (дошкольная, школьная) - исследует закономерности формирования и развития личности в определенном возрасте.
Коррекционная (сурдо–, тифло–, олигофренопедагогика) изучают обучение и воспитание детей с физическими и психофизиол. недостатками в развитии.
История П и образования изучает развитие педагогических идей, теорий и систем образования.
Частные методики
Отраслевая педагогика (спортивная, военная, инженерная и др.)
Педагогика не может развиваться обособленно от других наук. Она имеет наиболее тесные связи с философией, психологией, социологией, физиологией, школьной гигиеной и другими науками, изучающими проблемы человека, личности и общества.
1. С психологией: общий объект изучения - это процессы развития и формирования личности. Психология изучает законы развития психики человека, а педагогика разрабатывает законы управления развитием личности.
- В философии находит прежде всего опорные методологические положения.
- С социологией. Результаты социологических исследований помогают оценивать педагогические явления.
- Связи с кибернетикой, компьютеризация педагогики (эффективное управление, обучающие программы).
- История, география, литература, человек, сфера его обитания – связаны с педагогикой.
Формы связи разнообразны:
· педагогика заимствует и интерпретирует теоретические идеи других наук и применяет их методы (философия, социология, психология, этика, эстетика, физиология и гигиена человека и др.);
· педагогика в свою очередь оказывает влияние на развитие других наук.
ВОПРОС 2.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫОБУЧЕНИЯ В ОБЪЕДИНЕНИЯХ ПО ИНТЕРЕСАМ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
Процесс обучения – целенаправленный педагогический процесс организации учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ЗУН, развитию их творческих способностей. Процесс обучения строится на основе взаимодействия преподавания и учения, это совместная деятельность педагога и учащегося
Принципы обучения – положения, на которые надо опираться при преподавании основ наук. Они отражают основные требования к организации обучения, деятельности преподавателя и учащихся.
О рганизационно-методические принципы (по Сластенину) вытекают из того, что организация и методика обучения регламентированы действием закономерностей социального, психологического и педагогического характера. К ним относятся:
- принцип преемственности - построение определенной системы и последовательности процесса обучения, так как сложные задачи не могут быть решены до изучения более простых
- последовательности и систематичности - преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе, логическое построения как содержания, так и процесса обучения.
- единства группового и индивидуального обучения -оптимальное их сочетание. Индивид становится личностью благодаря, с одной стороны, его общению и взаимодействию с другими людьми, а с другой - своему стремлению к обособлению.
- соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых;
- сознательности и творческой активности - активность обучаемых может иметь репродуктивный или творческий характер. Репродуктивная - запоминание и воспроизведение изучаемого материала, следование указаниям учителя, при этом
невостребован личностный потенциал обучаемых, творческое отношение, самостоятельность мышления. Творческий педагог не требует жесткого следования своему темпу, поощряет самостоятельность, творчество.
- доступности при достаточном уровне трудности - требует учета особенностей развития учащихся, анализа материала с точки зрения их реальных возможностей и такой организации обучения, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок.
- наглядности – эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала.
- продуктивности и надежности - если обучение не приводит к достижению целей образования, то в нем нет педагогической необходимости. Обучение должно быть прежде всего продуктивным, иметь образовательный, развивающий и воспитательный эффект. Надежности обучения заключается в прочности, основательности и гарантированности достижений обучаемых. Известно, что образование - это то, что остается, когда все изученное забудется (М.Планк).