ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ В ОБЪЕДИНЕНИЯХ ПО ИНТЕРЕСАМ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ




ВОПРОС 1.

СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК. ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ ДРУГИХ НАУК.

По мере расширения границ исследования в педагогике происходит дифференциация педагогических знаний. В результате в ней стали выделяться отдельные научные дисциплины, отличающиеся друг от друга особенностями объекта воспитания и предмета исследования. В настоящее время в систему педагогических наук входят:

Общая педагогика - исследует основные закономерности воспитания как специально организованного пед. процесса, составляет основу для разработки всех отраслей педагогических знаний.

Возрастная (дошкольная, школьная) - исследует закономерности формирования и развития личности в определенном возрасте.

Коррекционная (сурдо–, тифло–, олигофренопедагогика) изучают обучение и воспитание детей с физическими и психофизиол. недостатками в развитии.

История П и образования изучает развитие педагогических идей, теорий и систем образования.

Частные методики

Отраслевая педагогика (спортивная, военная, инженерная и др.)

 

Педагогика не может развиваться обособленно от других наук. Она имеет наиболее тесные связи с философией, психологией, социологией, физиологией, школьной гигиеной и другими науками, изучающими проблемы человека, личности и общества.

1. С психологией: общий объект изучения - это процессы развития и формирования личности. Психология изучает законы развития психики человека, а педагогика разрабатывает законы управления развитием личности.

  1. В философии находит прежде всего опорные методологические положения.
  2. С социологией. Результаты социологических исследований помогают оценивать педагогические явления.
  3. Связи с кибернетикой, компьютеризация педагогики (эффективное управление, обучающие программы).
  4. История, география, литература, человек, сфера его обитания – связаны с педагогикой.

Формы связи разнообразны:

· педагогика заимствует и интерпретирует теоретические идеи других наук и применяет их методы (философия, социология, психология, этика, эстетика, физиология и гигиена человека и др.);

· педагогика в свою очередь оказывает влияние на развитие других наук.

 

ВОПРОС 2.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫОБУЧЕНИЯ В ОБЪЕДИНЕНИЯХ ПО ИНТЕРЕСАМ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

Процесс обучения – целенаправленный педагогический процесс организации учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ЗУН, развитию их творческих способностей. Процесс обучения строится на основе взаимодействия преподавания и учения, это совместная деятельность педагога и учащегося

Принципы обучения – положения, на которые надо опираться при преподавании основ наук. Они отражают основные требования к организации обучения, деятельности преподавателя и учащихся.

О рганизационно-методические принципы (по Сластенину) вытекают из того, что организа­ция и методика обучения регламентированы действием зако­номерностей социального, психологического и педагогического характера. К ним относятся:

- принцип преемственности - построение определенной системы и последовательности процесса обучения, так как сложные задачи не могут быть решены до изучения более простых

- последовательности и систематичности - преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе, логическое построения как содержания, так и процесса обучения.

- единства группового и индивидуального обучения -оптимальное их сочетание. Индивид становится личностью благодаря, с одной стороны, его общению и взаимодействию с другими людьми, а с другой - своему стремлению к обособлению.

- со­ответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучае­мых;

- сознательности и творческой активности - активность обучаемых может иметь репродуктивный или творческий характер. Репродуктивная - запоминание и воспроизведение изучаемого материала, следование указаниям учителя, при этом
невостребован личностный потенциал обучаемых, творческое отношение, самостоятельность мышления. Творческий педагог не требует жесткого следования своему темпу, поощряет самостоятельность, творчество.

- доступности при достаточ­ном уровне трудности - требует учета особенностей развития учащихся, анализа материала с точки зрения их реальных возможностей и такой организации обучения, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок.

- наглядности – эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала.

- продуктивности и надежности - если обучение не приводит к достижению целей образования, то в нем нет педагогической необходимости. Обучение должно быть прежде всего продуктивным, иметь образовательный, развивающий и воспитательный эффект. Надежности обучения заключается в прочности, основательности и гарантированности достижений обучаемых. Известно, что образование - это то, что остается, когда все изученное забудется (М.Планк).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: