В Типиконе и в месяцеслове Следованной Псалтири перед датами памяти святых и праздников стоят знаки (шестиричный – черного цвета, все остальные знаки – красного) или нет никакого знака. Они указывают на степень торжественности при совершении богослужений данного дня. На практике знаки, не имеющие значения «великого» или «двунадесятого праздника», могут быть изменены по усмотрению служащих, что обычно регламентируется витиеватой формулировкой: «аще настоятель изволит…». Типикон (глава 47) разделяет праздники, согласно знакам, на великие, средние и малые. В приведенной ниже таблице мы представим знаки типикона, разделив их на две группы.
Праздничные знаки: | Будничные знаки (малые): |
Великий и Двунадесятый | Со славословием |
Бдение | Шестеричный |
Полиелей | Без знака |
- «великие» и «двунадесятые» праздники. Вся служба берется из Минеи, без прибавлений октоиха, за исключением совпадения с воскресным днем двунадесятых праздников памяти Богородицы и пяти «великих» не входящих в число «двунадесятых». Совершается служба бдения с литией (освящение пяти хлебов, пшеницы, вина и масла).
- служба «бдения», которая отличается от великих праздников только тем, что в ней на утрени (кроме воскресенья) перед каноном празднику положено читать канон Богородице. Количество бдений в году (включая воскресенья) порядка 69.
Богослужение воскресного дня – это всегда бдение, на котором происходит соединение воскресной службы Октоиха со службой Минеи, приходящейся на данный день. Порядок соединения Октоиха с Минеей определяется в зависимости от знака типикона. В дни, когда употребляется Триодь (см. ранее) богослужение воскресного дня представляет собой соединение Триоди с Октоихом, а Минея используется лишь в случае праздничного знака святого.
|
- «полиелейная» служба. Октоих (кроме воскресенья) отменяется. На великой вечерне 103-й псалом в начале службы - читается (на бдении он поется), поется «Блажен муж» (1-й антифон 1-ой кафизмы псалтири). Вечерня совершается со входом к пению «Свете Тихий» и положено чтение 3-х паремий (отрывков из текста Ветхого Завета). На утрени совершается полиелей, поется величание, звучит отрывок из Евангелия, канон читается Богородице и святому, в конце утрени торжественно поется «великое славословие».
- служба «со славословием». Служба Минеи совершается в соединении со службой Октоиха, в период пения Триоди - в соединении с Триодью. На вечерне читается 103-й псалом и рядовая кафизма псалтири (по уставу), входа не бывает, паремии не читаются. В службе используются воскресные «богородичны». Окончание утрени праздничное, с пением «великого славословия». В случае совпадения с воскресным днем осуществляется иной порядок, согласно правилам воскресного бдения.
- «шестеричная» служба и без знака. Простая будничная служба (кроме воскресных дней) с максимальным количеством чтений (вместо пения). Служба Минеи совершается в соединении со службой Октоиха, в период пения Триоди - в соединении с Триодью.