Ворог Пальма салю гало| зака| ла||к жел 14 глава




Перескажите рассказ, как запомнили.

Белка.

Сидела белка на елке и грызла орешки. В лес вошел охотник с собакой. Собака почуяла белку и громко залаяла. Белка увидела собаку и спряталась в дупло.

Стр.168

 

Методические рекомендации. Начало работы аналогично предыдущей. Далее логопед просит детей назвать и запомнить слова-действия. Затем дети выписывают их на доске, пересказывают рассказ, не забывая о словах-действиях.

5. Прослушайте рассказ. Назовите слова-действия в последовательности рассказа. Перескажите рассказ, не забывая о словах-действиях.

Методические рекомендации. После прочтения текста логопед выясняет смысл выражения взял след. После вторичного прочтения рассказа дети называют слова-действия в последовательности рассказа и пересказывают его, как запомнили.

Охота.

Охотник рано утром пошел в лес на охоту. За ним побежала его собака Смелый. Охотник на снегу увидел следы зайца. Смелый сразу взял след. Вот из-за куста выскочил заяц. Смелый бросился за зайцем. Но на этот раз заяц убежал от преследователя.

6. Прослушайте рассказ. Назовите слова, обозначающие действия, по порядку.

Перескажите рассказ, как запомнили.

Товарищ.

Миша и Витя возвращались из школы. Они спустились к реке. Витя побежал вперед. Хрупкий лед треснул. Мальчик очутился в воде. Миша не растерялся. Он осторожно пополз по льду к товарищу и вытащил его на берег.

Слово для объяснения: хрупкий.

7. Прослушайте рассказ. Перескажите его, как запомнили.

Методические рекомендации. Логопед напоминает детям, что при

пересказе рассказа им помогут слова-действия. Надо помнить об этом.

Гроза.

Надвинулась огромная туча. Загремел гром. Сверкнула молния. Подул сильный ветер. Зашумели деревья. Закружились сорванные листья. Хлынул проливной дождь.

8. Прослушайте рассказ. Перескажите его, как запомнили.

Методические рекомендации. После того как дети перескажут текст

рассказа, логопед выясняет, что помогло детям пересказать рассказ по порядку, ничего не пропуская. Логопед предлагает детям и впредь запоминать слова-действия и пользоваться ими при пересказе.

Зима в лесу.

Наступила осень. Голый и холодный шумит лес. Испугались зайцы-беляки. Сквозь деревья очень видна белая заячья шубка.

Пришла зима. Пушистым снегом покрылись деревья. Побелели лесные полянки. Обрадовались зайцы-беляки. Теперь никто не увидит их белую шубку.

 

9. Прослушайте рассказ. Скажите, о чем или о ком говорится в каждом предложении. Перескажите рассказ с помощью картинок.

Методические рекомендации. Логопед читает рассказ целиком, объясняет слова резвились, кувшинки. Затем читает текст по предложениям, после каждого предложения спрашивает детей, о чем или о ком говорится в предложении, и выставляет после ответа соответствующие картинки. После этого текст еще раз читается целиком. Дети пересказывают его, опираясь на картинки.

Перечень картинок, на которых изображены речка, рыбки, стрекозы, кувшинки, ребята.

Летом.

По лесу протекала маленькая речка. Под водой резвились рыбки. Над водой кружились стрекозы. У берега качались белые кувшинки. На берегу загорали ребятишки.

10. Прослушайте рассказ. Скажите, о ком или о чем говорится в каждом

предложении. Перескажите рассказ по картинкам.

Перечень картинок: кувшинки, стрекозы, утка с утятами, ива.

Методические рекомендации те же.

На реке.

На реке раскрылись белые кувшинки. Над водой склонилась тонкая ива. Около ивы резвятся стрекозы. Дикая утка вывела из кустов маленьких утят.

11. Прослушайте рассказ. Подберите картинку к каждому предложению. Перескажите рассказ по картинам.

Перечень картинок, на которых изображены темное небо, ветер, листья, лягушки, птицы, молния, дождь.

Методические рекомендации. После того как логопед прочитает рассказ целиком, он предлагает детям поставить картинки в последовательности рассказа. Затем дети, глядя на картинки, пересказывают рассказ, как запомнили.

Гроза.

Небо потемнело. Поднялся сильный ветер. Закружились в воздухе листья. Перестали квакать лягушки. Замолкли птицы. В небе сверкнула ослепительная молния. Хлынул сильный дождь.

12. Прослушайте рассказ. Мысленно нарисуйте картинку к каждому предложению Перескажите рассказ по воображаемым картинкам.

Летом в лесу.

Хорошо в летнем лесу. Покачиваются высокие стройные сосны. Зеленые елки раскинули мохнатые лапы. Красуются белые березки. Дрожат серые осины. Коренастый дуб раскинул свои могучие ветки.

Стр.170

 

Слова для объяснения: красуются, коренастый, могучие.

13. Прослушайте рассказ. Отгадайте, что это за цветок. Нарисуйте его. Расскажите, какой он.

Все знают этот простой цветок. Листья у него большие, резные, ежат на земле кругом, как воротничок. А из ророгничка тянется высокий толстенький стебелек, похожий на шейку. На кончике стебелька красуется золотая головка, как маленькое солнышко, коровка золотая головка превратится в белый пушистый шарик. Дуешь на шарик, и полетят легкие парашютики. Он так и называется... (одуванчик).

14. Прослушайте рассказ. Что это за дерево?' Нарисуйте его. расскажите,

какое оно.

Я всем деревьям царь. Корень мой глубоко в землю ушел, ствол толстый, коренастый. Сучья мои черные и крепкие, листья красиво вырезаны. Плоды у меня маленькие, зато каждый в шапочке. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозой.

15. Прослушайте рассказ. Рассмотрите картинку. Расскажите, какая лиса.

Картинка с изображением лисы.

Лисичка.

У кумушки-лисы зубки острые, рыльце тоненькое, вытянутое. Ушки на макушке остренькие, пушистый хвостик на отлете.

Хорошо кумушка принаряжена. Шубка тепленькая, шерсть пушистая, золотистая, а на шейке белый передничек.

16. Прослушайте рассказ. Скажите, сколько в нем частей. К каждой части

подберите картинку. Перескажите рассказ по картинкам.

Перечень картинок: белка с бельчатами, барсук с бар сурчатами, волк с волчатами.

Методические, рекомендации. Логопед сначала читает рассказ целиком, затем повторяет его по частям. Дети подбирают картинки к каждой части. Таким образом начинаем формировать у детей умение пользоваться при пересказе планом.

Как звери воспитывают своих детей?

Звери по-разному относятся к своим детям. Белка бросает своих бельчат, как только у них откроются глаза, и больше не занимается их воспитанием.

А барсучиха — заботливая мать. Пока барсучата слепые и не умеют ходить, мать вытаскивает их из норы погреться на солнышке. Потом она учит барсучат ловить лягушек, выкапывать съедобные коренья.

О волчатах заботятся и мать и отец. Пока волчата маленькие, мать не отходит от них. Пищу приносит волк. Осень и зиму волки

Стр.171

 

бродят всей семьей. Только через два года волчонок становится самостоятельным.

17. Прослушайте рассказ. Придумайте название каждой части и мысленно нарисуйте картинки. Перескажите рассказ по картинному плану.

Методические рекомендации. Логопед читает рассказ сначала целиком, потом по частям. В беседе выясняется, что в первой части речь идет о весенней земле, во второй — о весеннем солнце, в третьей — о весенних деревьях. Одновременно дети рисуют в воображении картинки. Логопед записывает названия картинок на доске. В заключение он сообщает детям, что они составили план рассказа, и просит пересказать рассказ по этому плану.

Пробуждение природы.

С земли еще не сошел снег. Она холодная. Грязь со снегом хлюпает под ногами. Но кое-где уже появились проталинки.

Солнышко светит так ярко, что слепит глаза. Его лучи купаются в лужах вместе с воробьями.

Деревья оживают и наливаются соком. На них набухают почки. Уже выглядывают кое-где первые клейкие листочки.

Слова для объяснения: хлюпает, проталинки.

План.

1. Весенняя земля.

2. Весеннее солнце.

3. Весенние деревья.

18. Задание то же.

Храбрец.

Весело бежали в школу ребята. Утренний мороз щипал им щеки. Мальчики громко разговаривали и смеялись.

Вдруг из ворот выскочила собака. Она была огромная и лохматая. Собака с громким лаем бросилась на ребят.

Ребята испугались и убежали. Только маленький Вася не струсил. Он остался на месте и стал ласково разговаривать с собакой.

Собака перестала лаять, завиляла хвостом, подошла к мальчику и стала к нему ласкаться.

Выборочный пересказ

1. Прослушайте рассказ. Ответьте на вопросы. Расскажите сначала о Сереже, потом о Коле.

Методические рекомендации. Логопед читает текст целиком, затем задает вопросы сначала о Сереже, потом аналогичные вопросы о Коле. После ответов учеников логопед снова читает текст целиком. Один ученик рассказывает о Сереже, другой — о Коле. Остальные ученики дополняют рассказ.

Цветок или волчья пасть?

Шли из школы домой Сережа и Коля. Сережа был веселый, потому что он получил «пятерку». А Коля был грустный и задумчивый. Он не выучил урок, и учительница поставила ему «двойку».

Стр.172

 

Был теплый весенний день. Сияло солнце. В голубом небе плыло белое облачко.

Сережа загляделся на облако и сказал: «Смотри, Коля, какое красивое облако! Оно похоже на белую розу. У нее нежные, тоненькие лепестки».

Коля долго смотрел на облако, потом тихо сказал: «Где же лепестки? Где цветок? Облако похоже на страшного волка. Он хочет на кого-то броситься».

Мальчики долго смотрели на облако, и каждый видел свое.

(В. Сухомлинский.)

Вопросы: ^

С кем шел из школы Сережа? (Коля)?

Какой был Сережа? (Коля)?

Почему Сережа был веселый?

Почему Коля был грустный и задумчивый?

Какой был день?

Что увидел вместо облака Сережа? (Коля)?

2. Прослушайте рассказ. Ответьте на вопросы. Расскажите сначала об Оле,

потом о Лиде.

Кто поступил правильно?

 

Оля и Лида пошли в лес. Долго бродили они по лесу, устали и сели отдохнуть на лесной полянке. Оля села под кустик, а Лида устроилась на пеньке. Девочки вынули из сумки хлеб, яйца и бутылки с водой и стали кушать.

Оля поела, а скорлупу от яиц, бутылку и пакет бросила под кустик. А Лида остатки еды и бутылку положила в пакетик, аккуратно завернула и положила пакет обратно в сумку.

Вопросы:

Куда пошла Оля (Лида)?

Как Оля (Лида) гуляла?

Где села Оля? (На чем устроилась Лида?)

Что Оля (Лида) вынула из сумки?

Как поступила Оля (Лида) после еды?

Правильно ли она поступила?

Ты поступил бы так, как Оля (Лида)?

3. Прослушайте рассказ. Расскажите сначала, как голуби ищут корм, потом,

как ищут корм воробьи.

Хитрецы.

Простаки эти голуби! Воробьи похитрее.

Голуби честно ищут корм, а воробьи за ними подсматривают. Вот увидели голуби на одном подоконнике зерна и крошки и сле-

 

Стр.173

 

телись к нему. А воробьи тут как тут, но не на подоконник сели, а на панель под окном.

Голуби наверху возню устроили, толкаются, дерутся. Зерна и крошки вниз сыплются. Воробьи внизу не зевают: клюют да клюют.

Слова для объяснения: хитрецы, простаки, панель.

4. Прослушайте рассказ. Расскажите, как озорничал слон. Методические рекомендации. Логопед читает рассказ целиком.

Слон-озорник.

Макс — это огромный слон. Он работает в цирке и любит шутить.

Однажды Макса повели купаться. Макс зашел в воду, почувствовал себя на свободе и развеселился. Он опустил хобот в воду и стал шарить им по дну. Потом Макс поднял хобот да как дунет на людей. Из хобота вырвались струя воды и град камней. Весь народ бросился врассыпную. А довольный Макс запускает хобот в воду, набирает воду с песком и камешками и поливает людей, как из пожарной кишки.

Что тут делать? Как унять озорника? Ведь слон во много раз сильнее человека. Он может хоботом переломить человека пополам.

Но дрессировщик не испугался. Он смело вошел в воду, подошел к слону и быстро схватил его за ухо.

Как только Макс почувствовал, что его не боятся, он сам струсил и опустил свой огромный хобот. Так дрессировщик утихомирил слона и вывел его на берег.

(По В. Бианки.)

Слова для объяснения: шарить, врассыпную, унять, град камней, пожарная кишка.

Краткий пересказ

Важным этапом в обучении учащихся пересказам является краткое изложение текста. Дети учатся выделять из рассказа и обобщать самые главные сведения, излагая содержание рассказа тезисно.

Этот вид пересказа развивает и дисциплинирует мышление учеников, учит их точно излагать мысли.

Умение кратко и точно изложить содержание услышанного или прочитанного в дальнейшем поможет ученикам успешно овладевать гуманитарными предметами.

При обучении детей краткому пересказу можно использовать следующие приемы: логопед читает текст целиком, затем читает тот же текст по частям и просит, учеников озаглавить каждую часть. План рассказа записывается на доске. Потом логопед просит учеников пересказать кратко по плану рассказ.

Или логопед читает текст целиком. Далее по каждой части рассказа задает вопросы и требует лаконичного ответа (одним, двумя предложениями). После чего ученики кратко пересказывают рассказ.

Стр.174

 

1. Прослушайте рассказ. Составьте план рассказа. Повторите кратко рассказ по плану.

Методические рекомендации. Если дети затрудняются в составлении плана, логопед должен им помочь.

Макс — помощник.

Это было до революции. Хозяин цирка каждый день подписывал квитанцию, по которой служащие получали продукты для четвероногих артистов. А эти артисты имели очень хороший аппетит. Один Макс (это был слон) съедал целую гору овощей.

Но вот однажды хозяин цирка, человек очень жадный, отказался кормить зверей. Узнав об этом, Дуров забеспокоился и отправился к хозяину и потребовал, чтобы тот подписал квитанцию на продукты. Хозяин отказался и предложил Дурову покупать продукты на базаре.

— Но на базаре нет столько продуктов!

— Это меня не касается.

— Вы обрекаете моих зверей на голодную смерть. Сейчас же подпишите квитанцию,— волновался Дуров.

— Не подумаю,— сказал хозяин цирка.— Ваши звери, вы и беспокойтесь!

Долго спорили Дуров и хозяин цирка. И Дуров ушел ни с чем.

Через полчаса с лестницы донеслись чьи-то шаги, тяжелые и редкие. Хозяин цирка насторожился и удивленно посмотрел на дверь. Дверь сама распахнулась, и в нее вползла гибкая серая змея, а за ней показалась огромная голова с огромными ушами-лопухами. Это была голова слона. Затем в дверь протиснулась половина громадного тела слона.

— Каррр!..— произнес хозяин цирка. Он хотел крикнуть «караул!». Но с перепугу у него отнялся язык. Слон шагнул еще раз, и его тяжелая голова повисла над самым столом. Хозяин цирка застыл от страха. В это время вошел Дуров и стал рядом со слоном.

— Че-че-чего вы хотите? — с трудом пролепетал хозяин.

— Макс,— спокойно сказал Дуров,— скажи хозяину, чего мы все от него хотим?

Слон протянул хобот с квитанцией хозяину цирка. Хозяин быстро схватил перо и дрыгающим почерком подписал квитанцию.

— Благодарю вас,— вежливо сказал Дуров.

Четвероногие артисты были спасены от голодной смерти.

(По В. Бианки.) План рассказа.

1. Хозяин цирка отказался подписать квитанцию.

2. Спор хозяина цирка с Дуровым.

3. Неожиданное появление слона.

4. Как слон заставил хозяина подписать квитанцию.

Стр.175

 

Примерный краткий пересказ

Однажды хозяин цирка отказался подписать квитанцию на продукты для зверей. Узнав об этом, Дуров пошел к хозяину.

Долго спорил Дуров с хозяином цирка. Он очень просил его подписать квитанцию. Но хозяин не согласился. Дуров ушел ни с чем.

Через полчаса дверь вдруг распахнулась, в нее протиснулся слон. Он подошел к хозяину цирка. Хозяин очень испугался.

Слон протянул хобот с квитанцией хозяину. Хозяин быстро подписал квитанцию.

2. Прослушайте рассказ. Ответьте на вопросы. Перескажите получившийся краткий рассказ.

Булька.

Ивану Ивановичу на день рождения подарили маленького забавного щенка. Иван Иванович назвал его Булькой. Булька был веселый, добрый и не кусался. По утрам он будил Ивана Ивановича, облизывал ему щеки.

Булька рос, умнел и очень любил своего хозяина.

Как-то раз Иван Иванович должен был уехать в командировку. Он попросил соседей присмотреть за собакой. В день отъезда он отвел Бульку соседям, попрощался с ним и ушел. Булька стал нервничать, визжать и рваться вслед за Иваном Ивановичем. Но сосед закрыл его в комнате.

Приехав на вокзал, Иван Иванович купил в кассе билет и направился к поезду. Он был очень грустный, ему было жаль запертого в комнате Бульку. Вдруг он почувствовал, как что-то мягкое тычется ему в ногу. Иван Иванович обернулся и увидел грязного и счастливого Бульку.

Когда Иван Иванович уехал, Булька метался по всей комнате. Сначала он хотел открыть дверь, но ему это не удалось. Тогда он прыгнул на подоконник, лапами распахнул окно и выпрыгнул из комнаты. Оказавшись на свободе, Булька отыскал след хозяина и помчался во весь дух.

Ивану Ивановичу пришлось взять его с собой.

Вопросы:

Кого подарили Ивану Ивановичу на день рождения?

Почему Иван Иванович отвел Бульку соседям?

Что случилось на вокзале?

Как Булька освободился?

Примерный краткий пересказ

У Ивана Ивановича был щенок Булька. Его подарили ему на день рождения.

Однажды Иван Иванович должен был поехать в командировку и отвел Бульку соседям.

Стр.176

 

Когда Иван Иванович садился в поезд, он почувствовал, что кто-то тычется ему в ноги. Это был Булька.

Булька выскочил из закрытой комнаты через окно и по следу прибежал на вокзал.

Устные сочинения

1. Прослушайте начало рассказа. Придумайте его конец. Перескажите рассказ целиком.

Запасы на зиму.

Сколько грибов на полянке! Суетится рыженькая белочка-хлопотунья. Срывает она крепкий гриб-боровик и осторожно взбирается с ним на дерево. Там выберет веточку покрепче и наколет на нее гриб. Грибы на ветках высохнут.

А когда придет зима...

Слова для объяснения: суетится, хлопотунья.

2. Прослушайте начало рассказа. Придумайте его конец. Перескажите рассказ целиком. Придумайте название рассказа.

Миша и Юра товарищи. Они живут в одном доме и учатся в одном классе. Они всегда вместе играют, часто вместе делают уроки. Однажды Юра заболел...

3. Рассмотрите картинки. Ответьте на вопросы. Расскажите, как белка спасла

зайчика.

 

Вопросы:

к 1-й картинке: Где сидел зайчик? Что он делал?

ко 2-й картинке: Кто заметил зайчика? Что лиса стала делать?

Стр.177

к 3-й картинке: Кто сидел на дереве? Что решила сделать белочка? Как она спасла зайчика?

 

Примерный текст рассказа.

Как белка спасла зайчика.

Под кустиком сидел зайчик. Он грыз веточку и не смотрел по сторонам.

Заметила зайца хитрая лиса. Она стала тихонько подкрадываться к зайчику.

На елке сидела белка и грызла шишку. Она заметила хитрую лису и решила спасти зайчика. Белка бросила шишку прямо лисе в лоб. Лиса испугалась и бросилась наутек. Так белка спасла зайчика.

4. Рассмотрите картинку. Прослушайте словосочетания. Составьте рассказ «Дежурные».

 

5. Ответьте на вопросы полным предложением. Составьте рассказ «В гостях у бабушки».

К кому поехала Ира в гости? Кому она повезла торт? Что испекла бабушка для внучки? Чем Ира угостила бабушку? Чем бабушка угощала внучку?

Примерный текст рассказа.

Ира поехала в гости к бабушке. Она повезла бабушке большой торт. Бабушка ждала Иру. Она испекла для внучки вкусные пироги. Ира угощала бабушку тортом, а бабушка угощала свою внучку вкусными пирогами.

 

Словосочетания: сегодня дежурят, стирает пыль, пошел за водой, решил убежать, в дверях столкнулся.

Примерный текст рассказа.

Сегодня дежурят Таня, Витя и Костя. Таня стирала пыль с подоконника и цветов. Витя взял ведро и пошел за водой. Ленивый Костя решил убежать. В дверях он столкнулся с Витей. Ведро с водой опрокинулось. Костя поскользнулся и упал в лужу. Из портфеля высыпались книжки и тетрадки.

Стр.178

 

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

С УЧАЩИМИСЯ 2-Х КЛАССОВ,

СТРАДАЮЩИМИ НАРУШЕНИЕМ ПИСЬМА

Методический материал этой главы предназначен для второго года коррекционной работы с учащимися 2-х классов.

Коррекционная работа первого года обучения с учащимися 1-х (III) и 1-х (IV) классов была направлена на устранение имеющихся отклонений в речевом развитии и проводилась в основном аналогично. Разница заключалась в использовании лексического материала с учетом возраста детей, а также в некоторых изменениях последовательности прохождения тем. Но к концу учебного года ученики 1-х (III) и 1-х (IV) классов получили одинаковый объем знаний, умений и навыков. Таким образом, на втором году коррекционной работы логопед имеет возможность строить свою работу по единому плану, не исключая дифференцированного подхода к группам и индивидуального подхода к каждому ребенку. Разница будет заключаться только в сложности лексического материала. С этой целью некоторые задания в книге отмечены звездочкой. Они предназначены для учеников 2-х (III) классов.

Второй год коррекционной работы начинается с повторения гласных первого и второго ряда, твердости и мягкости согласных. Основным видом работы является дифференциация гласных.первого и второго ряда, а также гласных ё — ю, которые дети часто смешивают на письме.

После этого продолжается работа над словом. Слово рассматривается с точки зрения его лексического значения и морфологического состава. Логопед формирует у детей умение понимать смысловое значение слова, заключенное в корне, выделять корень и подбирать ряд однокоренных слов. Затем он учит их образовывать новые слова при помощи суффиксов и приставок. Учитывая, что дети часто путают на письме предлоги и приставки, целесообразно провести несколько занятий на дифференциацию приставок и предлогов, опираясь при этом на смысловое значение слова.

После того как дети научатся подбирать однокоренные родственные слова, логопед переходит к практическому усвоению темы «Безударные гласные».

Предлагаемая последовательность изучения материала обусловлена тем, что ученики неправильно подбирают проверочные слова, опираясь не на родственность слов, а на близкое фонетическое звучание. Так, например, они могут к слову поведение подобрать проверочное слово видеть.

Дальнейшая работа направлена на уточнение и закрепление

Стр.180

 

понятия о звонкости и глухости согласных и их дифференциацию. Рассматриваются все пары согласных по единой схеме, но это не значит, что логопед должен отрабатывать все пары согласных. Он может взять в работу только те пары согласных, которые смешивают ученики конкретной группы.

Завершается второй год коррекционной работы дифференциацией согласных, сходных по акустико-артикуляционным свойствам.

Работа над совершенствованием связной речи проводится внутри каждой темы в виде работы над деформированными текстами, изложениями, сочинениями по картинкам и т. п.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ I И II РЯДА

Как указывалось ранее, смешение на письме гласных I и II ряда может быть обусловлено тем, что ученики недостаточно четко усвоили, какая гласная пишется после твердых, а какая после мягких согласных. Опираясь на сформированный на первом году коррекционной работы навык звукового анализа, они обозначают буквой тот гласный звук, который слышат после мягкого согласного, и пишут «завали» вместо завяли [зъв'ал'и9], «веселый» вместо

веселый.

Таким образом, ученики смешивают не графический образ гласных I и II ряда (графемы),, а их фонетическое звучание в слове. Поэтому целью данной работы является не дифференциация гласных букв I и II ряда как таковых, а формирование у учеников умения выбирать ту или иную гласную букву, опираясь на твердость или мягкость впереди стоящего согласного. По этой причине представляется нецелесообразным дифференцировать гласные I и II ряда в начальной позиции и в позиции после гласного.

Но нельзя обойти вниманием тему «Разделительный ь», поскольку у детей еще в недостаточной степени сформировано слуховое восприятие и они не чувствуют присутствия маленькой паузы перед гласными II ряда в словах с разделительным ь. Как следствие этого, в их письменных работах встречаются ошибки типа «мурави» вместо муравьи, «деревя» вместо деревья. Поэтому при работе над каждой парой гласных вводятся задания на формирование умения слышать в слове мягкий согласный и небольшую паузу перед полным звучанием последующего гласного II ряда и навыка правильного написания слов с разделительным ь.

На первом занятии логопед дает задания на повторение гласных первого и второго ряда, на влияние гласных второго ряда на мягкое произнесение предыдущего согласного.

Стр.181

 

Примерные виды заданий

Дифференциация а — я

1. Игра «Веселые буквы».

Описание игры. Логопед рассказывает детям сказку про буквы а и я: «Однажды буквы а и я решили пошутить и поменялись комнатками. Буква а поселилась в комнатке буквы я. Буква я заняла комнатку а. Давайте посмотрим, что из этого получилось и можно ли оставить их жить там, где они хотят».

Методические рекомендации. На доске написаны слова. Ученики читают слово, затем заменяют гласную а на гласную я и наоборот, произносят получившееся слово и решают, можно ли оставить буквы в получившемся слове.

а) игла шляпы б) мал поля

флаг лямки вал ряды

краски земля мать Юля

2. Спишите слова. Вместо точек вставьте гласную а или я. Подчеркните мягкие согласные перед вставленными гласными.

Методические рекомендации. Логопед разбирает с учениками первые слова каждого столбика, выясняет, как звучит согласный перед вставленной буквой, и уточняет, какую букву надо писать после мягкой согласной. Затем ученики выполняют задание самостоятельно.

 

п.рус п.тки мор.к пол.

С.ДИК л.мка сил.ч троп.

Л.ПКИ р. дом сал.т земл.

М.СКИ тр.пки в.лый плит.

*Л. Спишите слова. Вместо точек вставьте букву а или я. Подчеркните мягкие согласные перед вставленными буквами.

т.релки гл.деть гл.зной

св.зка кр.сить т.жёлый

к.ток т.нуть к.пустный

т.нучка т.щить т.нучий

4. Спишите слова. Вставьте вместо точек букву а или я. Подчеркните твердые

согласные перед вставленной буквой,

сл.коть пл.чет см.тый

м.рки пр.чет гр.зный

м.коть ск.чет ст.рый

л.мпа пл.тит сл.дкий

. 5. Спишите слова. Подумайте, какое правило поможет вам правильно вставить гласную.

а) щ.вель печ.ть *б) волч.та трещ.ть

ч.шка площ.дь галч.та укач.ть

рощ. свеч. грач.та запищ.ть

нач.ло пищ. девч.та угощ.ть

6. Спишите слова. Вместо точек вставьте пропущенную букву а или я. Подчеркните букву а одной черточкой, букву я двумя черточками.

Стр.182

 

а) ут.т. б) зар.дк. зав.л.

кот.т. зат.жк. пр.т.ла

тел.т. кор.г. в.з.ла

цыпл.т. л.гушк. т.нул.

7. Прочитайте слова парами. Послушайте, как звучит гласная я в первом и

во втором слове. Объясните, почему она звучит по-разному. Спишите слова парами,

подчеркните выделенные слоги.

Методические рекомендации. Логопед может обыграть это задание. Он обращает внимание на то, что во втором слове буква я как бы отлетает от слова, потому что «спотыкается» о букву ь. Поэтому в этих словах надо обязательно писать мягкий знак, чтобы букве было обо что «спотыкаться». Если дети не напишут букву ь, то буква я «приклеится» к согласной и тогда слово изменит свое значение: семья превратится в семя, вместо слова колья получится Коля. Затем дети выполняют задание, четко проговаривая слова.

семя — семья деревья — вянут Коля — колья братья — тянут

8. Выпишите в столбик имена детей и припишите к ним имена взрослых.

Образец: Соня — Софья.

Соня, Наталья, Таня, Софья, Наташа, Татьяна, Илюша, Дарья, Даша, Илья, Марья, Маша

9. Спишите имена и фамилии. Подчеркните последний слог имени и первый слог

фамилии. Прочитайте их.

Прасковья Вяткина Дарья Рябова

Марья Рязанова Илья Ляпунов

Наталья Лямина Софья Фялова

*10. Прочитайте имена и фамилии. Подумайте, какие фамилии надо подобрать к данным именам.

Методические рекомендации. При затруднении логопед предлагает детям ориентироваться на последний слог имени и первый слог фамилии.

Образец: Марья Рязанова.

Наталья, Марья, Прасковья, Дарья, Илья; Рязанова, Рябова,

Ляпунов, Лямин, Вяткина

11. Спишите слова. Вставьте пропущенный мягкий знак.

хлоп.я друз.я лися волч.я

сем.я обез.яна птич.я медвеж.я

корен.я звен.я барсуч.я рыся

12. От данных слов образуйте новые слова по образцу. Напишите их, подчеркните 6.

Образец: сук — сучья.

сук, лист, прут, дерево, кол, крыло, перо, стул, брат

13. Спишите слова. Вставьте, где надо, букву ь.

а) крыл.я Кол.я б) корен.я врем.я

кол.я лист.я Тат.яна обез.яна

лыжн.я т.янет пол.яна скам.я



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: