Ворог Пальма салю гало| зака| ла||к жел 15 глава




стр.183

 

14. Спишите предложения. Подчеркните слоги с разделительным ь.

Методические рекомендации. После окончания работы один из учеников читает слова, в которых есть разделительный ь, и повторяет подчеркнутый слог.

Дарья ест горячий суп. Илья гулял с братом. Таня хочет варенья. Братья тянут сети. Ребята лечили воробья.

Саша Улякин и Паша Ульянов — друзья. К деревьям привязали качели. На поляне барсучья нора. Сухие листья валялись на земле. Нельзя отказать друзьям в помощи.

*15. Спишите предложение. Где надо, вставьте букву ь.

Дар.я ест гор.чий суп. Ил.я гул.ял с братом. Тан.я хочет варен.я. Брат.я т.янут сети. Реб.ята лечили вороб.я.

К дерев.ям прив.язали качели. На пол.яне барсуч.я нора. Сухие лист.я вал.ялись на земле. Нельз.я отказывать друз.ям в помощи.

16. Внимательно прочитайте словосочетания. Найдите допущенные ошибки и напишите словосочетания правильно.

кошачя лапка красивые перя чистая трапка

лися шапка родные братя грязные патна

медвежя шкура большие деревя красивая шлапка

17. Проверочный слуховой диктант.

а) семья, листья, тряпка, мята, крылья, чашка, капля, хлопья; *б) оленья, котята, обезьяна, поляна, статья, грязный, Ульяна, порядок, деревья, стулья, поленья

Дифференциация о — ё

1. Соедините буквы. Прочитайте получившиеся слова. Напишите их парами. Подчеркните буквы, которыми отличаются эти слова.

Образец: нос - - нёс.

 

2. Спишите слова. Вставьте пропущенную букву о или ё. Подчеркните мягкие

согласные перед вставленными буквами.

к.шка в.ела лар.к круж.к

м.шка в.дра нар.д впер.д

к.чка св.кла зв.зды прыж.к

п.чка гн.зда л.шадь кл.ны

3. Спишите слова. Вставьте пропущенный слог со или сё.

а) ли..нок но..чек б) поро..нок те..мочка

вы..кий гу..нок поя..чек бок..ры

ве..лый ку..чек по..лок коло,.чек

4. Прочитайте слова парами. Спишите их. Подчеркните выделенные слоги. Прочитайте их.

полёт — польёт берём — старьё

повёз — жнивьё солёный — бельё

 

5. Спишите слова. Вставьте пропущенную букву о или ё.

а) нес.м д.рни в.лосы б) совь.

гв.здь п.яс вер.вка пов.зка

сер.жки пол.т сап.жки забь.т

сыр.й пл.хо вар.ный заб.та

6. Спишите словосочетания. Подчеркните букву ё вместе с согласной, стоящей

впереди.

а) полёт птиц пьёт молоко б) зёрна пшеницы

новое ружьё льёт дождик стайка воробьев

несёт сумку ведёт козу быстрый самолёт

подмёл пол шьёт кофту вьёт гнёзда

7. Допишите названия детенышей. Подчеркните гласные о, ё.

тел... гус... лис... слон...

жереб... цыпл... волчо... тигр...

порос... ут... лос... льв...

ягн... индюшо... медвежо... верблюжо...

*8. Внимательно прочитайте словосочетания. Найдите в них ошибки. Спишите

словосочетания правильно.

Методические рекомендации. Сначала работа выполняется устно.

Ученики поочередно читают словосочетания, находят ошибки, исправляют их. Затем

словосочетания записываются в тетрадь. Ученики проверяют еще раз написание того

слова, в котором была допущена ошибка.

плывот по реке полем цветы следим за воробём

выбросим старё старое ружё дорни за кольцо

совет гнездо большой посолок забём гвоздь

9. Спишите предложения. Вместо точек вставьте пропущенную букву о или ё.

а) Коля жд.т Сер.жу. Мы ид.м в Д.м пионеров.

Л.шадь вез.т дрова. У Ал.ши новые гал.ши.

П.вар нес.т пирог. Л.дка плыв.т по реке.

б) Вол.дя поёт вес.лую песню. У слон.нка длинный х.бот. Отец прив.з два в.за др.в. Кошел.к лежит на ст.лике. На вер.вке висят м.крые пел.нки. У т.ти Т.ни есть т.лка Т.мка.

10. Проверочный слуховой диктант.

большой, цыплёнок, ружьё, полёт, самолёт, старьё, дворник, тёрка, стёртый, польёт, бельё, утёнок

Дифференциация у — ю

1. Спишите слова, вставляя пропущенную букву у или ю. Подчеркните согласные перед вставленными гласными синим или зеленым карандашом.

Методические рекомендации. При затруднении логопед напоминает, что твердые согласные подчеркиваются синим карандашом, а мягкие — зеленым.

а) н.хать тр.сы *б) бр.ки кл.бника

н.жно т.бик кл.бок пар.сник

с.чок кр.па кл.ква вербл.ды

л.ди кр.чок пл.шка стар.шка

стр.185

 

2. Спишите слова парами. Во втором слове каждой пары допишите гласную. Методические рекомендации. Логопед предлагает детям вспомнить правило правописания сочетаний чу, щу.

а) летаю — я леч. отвечаю — я отвеч. очищаю — я очищ.

*б) встречаю — я встреч, угощаю — я угощ. замечаю — я замеч.

вылезаю — я вылез, обнимаю — я обним. кидаю — я кин.

приглашаю — я приглаш., выплываю — я выплыв, провожаю — я провож.

3. Измените слова по образцу. Спишите их.

Образец: любить — я люблю. Щ

любить — я..., писать — я..., говорить — я..., крутить — я..., лепить — я..., висеть — я..., смотреть — я..., вертеть — я..., терпеть — я..., красить — я..., купить — я.... плакать — я...

ПОЛЬЮ

СОЛЮ

ПОЛЮ

4. Прочитайте слова парами. Спишите их. Подчеркните выделенные слоги. Прочитайте их.

солью

5. а) Прочитайте первое слово каждой пары первого столбика, б) Закончите вторые слова в паре, используя первые слова.

Образец: пролью.

лью — про. пью — за...

шью — при... вью — со...

 

 

шью

ПЬЮ

бью

ЛЬЮ

Подумайте, где надо вставить букву ь. На-

*7. Прочитайте словосочетания пишите словосочетания правильно.

горячий ут.юг т.юбик клея

свист в.юги приш.ю пуговицу

серые бр.юки вижу Ил.ю

6. Соедините слоги. Напишите получившиеся слова. Подчеркните слоги с разделительным ь.

вып.ю молоко свет л.юстры прикол.ю брошку

8. Спишите предложения. Слова, данные в скобках, измените по смыслу.

Мама повесила голубую (штора). Лодка подплыла к (корабль). Юре купили красивую (юла). Трудно (муравей) тащить зерно. В магазине продают спелую (клюква). Мама пришила метки к новому (бельё).

Стр.186

 

9. Из данных слов составьте и напишите предложения. Подчеркните слоги с буквами у, ю.

волки, на, воют, ночью, луну в, вьюга, лесу, намела, сугробы плохо, стужу, в, воробью, зимнюю ела, плюшку, Катя, румяную

*10. Внимательно прочитайте словосочетания. Найдите ошибки. Напишите словосочетания правильно.

колучий куст, кружит вюга, тулени ревут, кормлу свинью, налю суп, купили рукзак, пойду к ручю, тубик клея

11. Проверочный слуховой диктант.

люстра, туфли, утюги, полюс, ставлю, любимый, ночью, подруга, крючок, осенью

Дифференциация ы — и

1. Спишите слова, изменяя их по образцу. Подчеркните последний слог во втором

слове каждой пары.

Образец: стол — столы.

стол —... стена —... рисунок —...

конь —..: чашка —... самолёт —...

слон —... ответ —... сорока —...

2. Спишите слова, вставьте пропущенные буквы и, ы.

плот. т.ква покр.л зар.л.

стол. п.сьмо крас.л п.онер,

круг. в.лка проб.л р.бак.

лос. р.бка крут.л кр.шк.

3. Спишите слова. Вставьте пропущенные буквы. Какое правило поможет вам

не ошибиться?

ш.на маш.на кам.ш.

туш.л пруж.на ш.р.на

ж.вот галош. р.ж.ки

уж.н реш.л в.ж.гал

*4. Спишите словосочетания. Вместо точек вставьте пропущенную букву ы или и.

х.щн.е звер. св.ные сос.ски стальн.е пруж.ны

корз.на с гр.бам. кн.жные стран.цы туш.ли пожар,

з.мние кан.кул. к.слые ел.в. р.жие лис.ц.

*5. Измените слова по образцу. Спишите их парами.

Образец: соловей — соловьи, соловьи — соловьиный,

олень — оленьи.

муравей —... муравьи —... рысь —...

воробей —... воробьи —... медведь —...

стр.187

 

6. Внимательно прочитайте словосочетания. Найдите слова, в которых пропущены буквы. Напишите словосочетания правильно.

белые снежнки душстые ландыши

легкие пушнки острые клки

дружные малши весёлые канкулы

Проверочные диктанты на отработанные парные гласные

I. У папы пила. Рита купила мыло. У Тани болят зубы. У Нины бусы. Из трубы идет дым. В саду растут сливы. В лесу сыро. У машины новые шины.

*2. Наступила зима. Дуют суровые ветры. Кругом высокие сугробы. Тихо в лесу. Птицы не поют, только стучит дятел. Звери ушли в норы. Дети рады зиме. Они взяли санки и катаются с горы.

3. Мама купила Илюше юлу. К Илюше пришла Люда. Они на полу запустили юлу. Юла вертится и гудит. Забавная игрушка юла.

4. Сегодня в классе будут дежурить Лёля Ильина и Костя Ульянов. Они откроют окна. Влажной тряпкой снимут пыль с листьев, польют цветы. Подметут пол веником. Санитары примут работу дежурных.

Письмо по памяти

*1. Методические рекомендации. Логопед читает текст один раз и выставляет картинки, на которых изображены осень, дождь, листья, деревья, птицы, лес, поле, огород. Затем предлагает ученикам записать содержание рассказа, как они его запомнили, обязательно используя выставленные картинки.

Осень.

Наступила осень. Целый день льет дождик. Падают листья с деревьев. Улетают в теплые края наши друзья-птицы. В лесу, в поле, на огородах стало тихо.

*2. Методические рекомендации. Логопед читает текст, написанный на доске, водя указкой по тексту, тем самым концентрируя зрительное внимание детей. Затем предлагает ученикам самим прочитать текст, выписать шесть, семь слов по своему усмотрению, в которых они могут сделать ошибки, и прочитать текст еще раз. После этого текст рассказа закрывается, дети пишут его по памяти. После окончания работы текст открывается, ученики проверяют свою работу.

Охота не удалась.

Охотник взял ружьё и пошёл в лес. За охотником бежала его собака. Поднялась сильная вьюга. Хлопья снега быстро засыпали кусты, сучья деревьев, заячьи и лисьи следы. Какая теперь охота!

Дифференциация ё — ю

Прежде чем перейти к дифференциации букв ё — ю, логопед должен выяснить, не смешивают ли дети простые гласные о — у, лежащие в основе сложных гласных. И если выяснится, что ученики их

Стр.188

 

смешивают, то необходимо начинать работу по различению у — о, после чего может отпасть необходимость в дифференциации ё — ю. Если же дети будут продолжать смешивать эту пару гласных звуков, следует провести занятия по их различению.

Примерные виды заданий

1. Прослушайте слова. Поднимите карточки с буквой ё или ю, когда услышите

эти звуки в названных словах.

ёлка, юбка, ёж, юркий, юрта, ёжится, ёрш;

союз, приём, каюта, таёжный, баюкать, моё, твоё, свою

2. Прослушайте слоги и звуковые сочетания. Запишите их в две строчки. В первую с буквой ё, во вторую с — ю. Скажите, как звучит согласный перед этими буквами.

мё, мю, сю, пё, тю, лю, рё, рю, зё, зю, сё, лю, лё; амё, амю, утю, утё, урю, орё, озё, изю, отё, алё, илю

3. Спишите слова в два столбика. В первый с буквой ё, во второй с — ю.

Подчеркните ё и ю разными карандашами.

союз, ёжик, поют, июнь, юг, юла, ёрш, Юля, ёлка клён, салют, полёт, малютка, селёдка, орёл, клюв, верёвка, тюль, плёнка, пелёнка, крюк

4. Вставьте пропущенную букву ё или ю. Подчеркните их разными карандашами.

а) т.тя Ст.па бер.за *б) спо.м песн.

л.к кл.ква ут.г цвет.т т.льпан

кр.к бр.ки бр.вна собер.м кл.кву

м.д в.сла вер.вка совь.м вер.вку

5. Составьте и запишите словосочетания. Вместо точек вставьте слова мою

или моё.

... бельё... плёнку

Подай Возьми

... юбку... старьё

6. Спишите слова. Подчеркните ё и ю, вместе с согласными и ь, стоящим

впереди.

шьёт, пьёт, вьюга, бельё, копьё, вьюнок, старьё, чьё, чью, пьют, льёт, вьюн

7. Спишите слова парами. Подчеркните е и ю вместе с согласными, стоящими

впереди. Устно придумайте предложение с каждым словом.

Методические рекомендации. При подчеркивании логопед требует, чтобы ученики четко проговаривали сочетания лю, лью, ню, нью

солю — солью к оленю — оленью полю — полью белю — к белью, 9. Закончите словосочетания, изменяя слова по образцу.

Образец: ворона вьёт; птицы вьют.

Ворона вьёт; птицы... курица клюёт; куры...

град бьёт; часы... Юра поёт; дети...

стр.189

 

дождь льёт; дожди... Люба узнаёт; дети...

швея шьёт; швеи... Вова даёт; мальчики...

кошка пьёт; кошки... кузнец куёт, кузнецы...

9. Спишите предложения, вставьте пропущенную букву ё или ю. Подчеркните их разными карандашами.

Л.ба ела кл.кву. На кра. оврага раст.т кл.н. Л.ба л.бит сладкий из.м. Ст.па ищет свои бр.ки. Ал.ша и Л.ня собира.т кл.кву на кра. болота. Ор.л напал на ста. воробь.в.

*10. Внимательно прочитайте предложения. Найдите ошибки, исправьте их. Запишите все слова в предложениях правильно.

Люда лёбит свёклу. Мальчики наблёдали за полётом ласточек. Над избушкой висит хлеба краешка. Голубь клёёт зёрна. Дети собирает берёзовый сок. Телюнок забрёл в овюс. Охотник нашёл лисье нору. Дождик льют, как из ведра. Октябрята полёт свёклу.

11. Проверочные диктанты.

Осень.

Наступила осень. Целый день льёт дождь. Желтеют и падают листья с деревьев. Улетают в тёплые края перелётные птицы. Животные утепляют своё жильё. Скоро вьюга заметёт всю землю.

Алёнке покупают новую юбку. Все в посёлке знают дядю Лёню. На берёзе и клёне желтеют листья. Под ёлкой Алёша нашёл колючего ёжика. Старьё принимают в приёмном пункте. Дёма подмёл пол, Люба стёрла пыль.

12. Зрительные диктанты.

Методические рекомендации. Логопед пишет предложение на доске. Ученики прочитывают его. Затем предложение закрывается, ученики пишут, как запомнили. После чего предложение, записанное на доске, открывается, ученики проверяют написанное. И т. д.

Птицы слетаются в стаю. Лёня несёт тюльпаны Люсе. Лёша и Люба вышивают утёнка. У вороны чёрные перья и крупный клюв.

Подарки.

Я на праздник Октябрю Самолёты вдаль ведёт,

Сто рисунков подарю... Чтобы в мире и покое

Нарисую тех, кто строит, Жил на всей земле народ.

(В. Степанов.)

РАБОТА НАД МОРФОЛОГИЧЕСКИМ СОСТАВОМ СЛОВА

Работая над морфологическим составом слова, логопед решает следующие задачи:

во-первых, совершенствует словарь детей, обучая их подбирать родственные и однокоренные слова и образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов;

стр.190

 

во-вторых, воспитывает у детей языковое чутье, т. е. зрительное и слуховое внимание к слову, умение чувствовать и понимать его лексические оттенки, умение правильно выбрать и употребить нужное слово в контексте, опираясь на его Лексический оттенок;

в-третьих, учит детей различать приставки и предлоги. При написании глаголов с приставками и существительных с предлогами ученики в основном опираются на слуховое восприятие этих слов, не учитывая смысловое значение предлогов и приставок, и поэтому часто отделяют приставки от слова, а предлоги пишут вместе со словом. Работая над этой темой, логопеду следует, в отличие от учителя, опираться не на грамматическое правило правописания предлогов и приставок, а на смысловое значение предлогов (предлоги усвоены были детьми на первом году коррекционной работы) и лексический оттенок слова с приставкой и без нее.

В процессе решения всех трех поставленных задач логопед будет осуществлять еще одну, общую задачу логопедической работы — развитие мышления учеников.

Работа над морфологическим составом слова начинается с формирования у учеников понятия об однокоренных и родственных словах, их сходстве и различии.

Сначала нужно подвести детей к практическому усвоению понятия «однокоренные слова». Для этого дети учатся выделять общую часть, в которой заключен лексический смысл всей группы родственных слов. Затем вводим в эту группу слова с похожим корнем, но с другим лексическим значением и подводим детей к пониманию того, что не всегда слова с одинаковым корнем бывают родственными.

На данном этапе работы целесообразно давать ученикам задания — поставить ударение в группах однокоренных, родственных слов. При выполнении этих заданий логопед обратит внимание детей на тот факт, что гласная в корне не всегда произносится

так, как пишется (водный — [о], а вода — [а]), но пишется всегда одинаково. Выделяя корень в группе родственных слов, ученики опираются только на зрительное восприятие, запоминая написание гласной в корне. Таким образом, опираясь на зрительное восприятие и память, формируем у детей орфографическую зоркость, воспитываем языковое чутье. Кроме того, дети учатся из группы однокоренных, родственных слов выбирать только те, в которых ударение падает на гласную в корне, тем самым формируя умение правильно выбирать проверочные слова.

Научив детей чувствовать, видеть и слышать в слове общую часть, можно переходить к практическому усвоению суффиксального способа образования слов. В работу включаются суффиксы, придающие слову значение уменьшения, увеличения, и суффиксы, образующие названия некоторых профессий.

Сначала логопед просит образовать новое слово, затем обращает внимание детей на появившуюся в слове новую часть.

Вслед за этим ведется работа над практическим усвоением

Стр.191

 

приставочного способа образования слов. Работая над этой темой, логопед должен постоянно обращать внимание детей на те смысловые оттенки, которые придает слову приставка, приучать их воспринимать приставку как неотъемлемую часть слова.

Для закрепления умения образовывать новые слова и умения выделять в слове приставку, корень, суффикс логопед предлагает ученикам несколько заданий на конструирование слова из данных частей, т. е. приставок, корней и суффиксов.

Поскольку окончание слова не является словообразующим элементом, считаем нецелесообразным вводить специальные задания на выделение окончания в словах. На первом году коррекционной работы, формируя у детей умение грамматически правильно оформлять предложение, мы в достаточной степени приучили их чувствовать изменение окончания слова в зависимости от рода и падежа.

Если работа логопеда предшествует работе учителя по теме «Состав слова», логопед может не требовать от детей термины «корень слова», «приставка», «суффикс», а называть частями слова приставку и суффикс и главной частью слова корень. Затем постепенно вводить их истинные названия.

Корень слова

Примерные виды заданий 1. Сказка «Чудо-дерево».

Оборудование: рисунок дерева, таблички со словами рос, росток, росло, выросли, заросли, разрослось, проросли.

Методические рекомендации. Логопед читает ученикам текст сказки, одновременно прикрепляя к рисунку дерева карточки со словами. Затем ученики списывают слова в тетради, находят общую часть в этих словах, определяют общее лексическое значение слов, которое заключено в этой общей части (рос — значит, увеличивался в размерах, вытягивался вверх), и выделяют общую часть знаком корня.

«Жило-было маленькое слово рос. Было оно коротеньким, почти незаметным. Таким коротеньким и незаметным, что другие большие слова часто забывали, что оно живет рядышком: в гости не звали, на дни рождения не приглашали. Обидно было слову рос, и пошло оно со своей обидой к царице Грамматике. Просит ее: «Помоги мне, царица Грамматика! Совсем про меня стали забывать слова-соседи. Сделай так, чтобы я выросло и стало большим и длинным».

«Так ты вырасти хочешь? — сказала царица Грамматика.—

Ну, будь по-твоему!» И посадила она слово рос в землю, как зернышко, водичкой его полила. I

Прошло немного времени, и появился из земли росток. Рос I

росток и превратился в маленькое деревце. Солнышко пригрева-

ло, дождик его поливал, и деревце росло, росло, становилось все

больше. И вот выросло большое дерево, проросли на нем веточки '

и листочки. Разрослось чудо-дерево, стало пышным, раскидистым,

а вместо плодов на его ветках слова висят».

стр.192

 

Найдите в каждом слове то маленькое слово рос, из которого они все выросли.

2. Прочитайте слова. Найдите в них общую часть. Спишите слова, обозначьте

в них общую часть. Поставьте в словах ударение. Прочитайте слова, в которых

ударение падает на гласную в корне.

бег, бегун, беговой, пробег, выбегу, бегаем, забеги; варит, варю, варенье, варёный, повар, заварим; ход, ходит, заходит, переход, поход, выходим

3. Прочитайте слова. Сначала выпишите слова с общей частью бег, потом слова

с общей частью вар, а затем слова с общей частью ход. Подчеркните слова, в которых ударение падает на гласную в корне. Запомните эту гласную.

повар, выход, разбег, бегает, варит, варёный, ходит, поход, варенье, заход, бегун, сварил, вареник, ходьба, побег, беговая, отвар, бегущий

4. Внимательно прочитайте слова. Выпишите слова с общей частью, выделите

ее. Поставьте в словах ударение. Прочитайте слова, в которых ударение падает

на гласную в корне.

Методические рекомендации. Логопед обращает внимание детей на то, что все слова начинаются с одной и той же буквы, поэтому очень важно внимательно прочитать их, подумать, какой смысл заключен в каждом слове, какие слова похожи по смыслу, какая часть у них общая.

а) час, чёрный, часы, чулок, часовая, часики, червяк, часовщик

б) свет, светит, сидел, светло, садик, светлый, серый

*в) светлый, свет, свежий, светлячок, свинья, светить, свалить, световой, свезём, свадьба, светильник

*5. Внимательно прочитайте слова. Запишите их в два столбика. Выделите корни в словах каждого столбика.

Методические рекомендации. Логопед предлагает детям сначала прочитать слова и подумать, какой смысл заключен в каждом слове. Затем один ученик читает похожие по смыслу слова, второй ученик читает другую группу слов, остальные контролируют правильность ответов. После этого ученики выполняют задание

болеть, больной, болтать, заболел, болтун, выболтать, больница, болтушка, болезнь, болтунья, боль, больно;

валит, вал, вялый, завял, увял, свалить, валун, вяленый, завялить, валять, повалить, вялить

6. К выделенным словам подберите из скобок похожие по смыслу слова.

Выделите во всех словах общую часть.

Методические рекомендации. После окончания работы ученики читают группы слов, объясняют их общий смысл и называют корень. Логопед обращает внимание детей, что слова с одинаковым корнем имеют разный смысл, поэтому они не являются родственными.

 

шипы —... (шипучка, зашипел, шиповки, шипу-

шипит —... чий, шипение, шипящий, шиповник)

маленький —... (малыш, малярные, малюет, малявка,

маляр —... малышки, размалёванный)

7. Прочитайте пары слов. Выделите общую часть. Являются ли слова родственными? Докажите это, подобрав к каждому родственные слова.

рис — рисунок гора — горе делить — дело

стр.193

 

8. Прочитайте слова. Являются ли они родственными? Докажите это.

белки — белки плачу — плачу

кружки — кружки замок — замок

*9. Прочитайте слова. Выделите лишнее слово. Почему оно лишнее? Спишите родственные слова.

кружить, кружки, кружиться кружки, окружил козлята, козлы, коза, козлы, козлиный замочек, замок, замкнуть, замочная, замок

*10. Прочитайте слова, сгруппируйте их по смыслу в два столбика. Поставьте в словах ударение.

плачет, платит, выплата, плачу, переплата, плачу, поплачу, уплачу, заплачу, заплачу, заплакал, плакали, платим

11. Прочитайте текст. Найдите и выпишите родственные слова. Выделите в них

общую часть, поставьте ударение. Назовите слова, в которых ударение падает на

гласную в корне.

Методические рекомендации. При затруднении логопед предлагает ученикам читать предложения парами — первое и второе, второе и третье и т. д. В каждой паре ученики находят родственные слова и выполняют задание.

Славин папа — моряк. Он плавает на большом морском теплоходе. Папа бывал во многих заморских странах.

Слава живёт в Приморском крае. Его называют ещё Приморьем. Славин дом стоит на берегу моря.

12. Ответьте на вопрос одним словом. Найдите в вопросе слово, родственное

ответу. Напишите слова парами, выделите общую часть. Поставьте в словах ударение.

Методические рекомендации. Чтобы несколько облегчить работу ученикам 2-х (IV) классов, логопед может сам прочитать написанные на доске или карточках вопросы.

Кто летает на самолёте и управляет им?

Кто плавает на морских кораблях?

Кто охраняет границы нашей Родины?

Кто работает на заводах?

Кто работает в колхозах?

Кто работает на тракторе?

Кто продаёт игрушки в магазине?

13. Измените выделенные слова по образцу. Напишите пары словосочетаний.

Выделите корень в родственных словах.

Образец: медвежья берлога — берлога медведя.

медвежья берлога —... морская форма —

воронье гнездо —... лётная форма —...

коровье молоко —... школьная форма —....

14. Вместо точек вставьте выделенное слово. Прочитайте получившиеся слова. Спишите их, выделите общую часть.

двор —...ник,...овый,...няжка, по...ье; след—...ы,...ить, на...ить, по...ний; кормт-...ит, по...ил,...ушка, под...ка

стр.194

 

*15. К данным словам подберите как можно больше родственных слов. Выделите в них общую часть, поставьте ударение. Назовите слова, в которых ударение па 1ает на гласную в корне.

мороз —... вода —...

лётчик —... сад —...

16. К выделенным словам подберите и напишите родственные слова. Выделите общую часть этих слов.

Методические рекомендации. При затруднении логопед может помочь ученикам, спрашивая: почему местность гористая? (потому что там горы), почему край лесистый? (потому что там растет лес) и т. д.

гористая местность —... дождливый день —...

лесистый край —... столовая посуда —...

домашний халат —... пятнистый олень —...

17. Прочитайте слова. Найдите в них общую часть (корень). С каждым словом придумайте предложения.

Методические рекомендации. Ученики 2-го (IV) класса придумывают предложения устно, а ученики 2-го (III) класса записывают их и выделяют корень.

а) стол, столяр, столовая

лиса, лисята, лисья нора

конь, конюх, конюшня

мороз, морозный, заморозил

б) голубь, голубятня, голубиный

боль, больной, больница

берёза, берёзовая роща, подберёзовик рыба, рыбак, рыбачья лодка

Суффиксальный способ образования слов

Примерные виды заданий

1. Игра «Найди хозяина».

Оборудование: картинки, изображающие великана, гномика и дровосека.

Описание игры. На фланелеграфе выставлены картинки. Логопед спрашивает: «У кого голова?» (У дровосека.) «У кого головка?» (У гномика.) «У кого головища?» (У великана.) Затем логопед вперемешку называет части лица и тела сказочных персонажей (нос, глазищи, глазки, ушки, уши, носик, носище и т. д.), ученики находят «хозяина». Логопед записывает слово под соответствующей картинкой и сразу выделяет корень. После записи всех слов логопед предлагает детям определить, какая часть слова помогла узнать, кому это слово принадлежит, и выделяет суффиксы.

голова, головка, головища, нос, носик, носище. глаза, глазки, глазищи, уши, ушки, ушищи

рот, ротик, ротище, лоб, лобик, лбище

рука, ручка, ручища, нога, ножка, ножища

2. Нарисуйте в тетрадях гномика, дровосека и великана. Прочитайте слова и

напишите их в три столбика под соответствующими картинками. Выделите в словах

корень и суффикс.

Методические рекомендации. Логопед может предложить детям образец схематического рисунка.

Стр.195

 

домище, столик, корзина, дом, стол, корзинка, столище, корзинища, домик, ножик, стулище, нож, ножище, стул, стульчик

3. Игра «Найди место».

Оборудование: картинки, изображающие кузовок с надписью: кузовок и чемодан с надписью: чемоданчик.

Описание игры. Логопед выставляет на доску картинки и предлагает ученикам нарисовать в тетрадях кузовок и чемоданчик, внизу написать соответствующие суффиксы. Затем дети читают написанные на доске слова и определяют, что надо «положить» в кузовок, а что в чемоданчик, опираясь на суффикс слова. После этого списывают слова в два столбика, обозначая корень и суффикс.

лесок, грибок, зайчик, носок, стульчик, дубок, шкафчик, вагончик, уголок, супчик, голосок, зубчик, зубок

4. Вместо точек вставьте выделенную часть слова. Спишите слова парами. Обозначьте суффикс.

ваза — вазочка лапа — лап...а дыра — дыр...а рама — рам...а яма — ям...а

белый — беленький чёрный — чёрн...ий синий — син.-.ий серый — сер...ий жёлтый — жёлт...ий

*5. Измените слова по образцу. Спишите их парами. Выделите корень и суффикс во втором слове каждой пары.

лента — ленточка старый — старенький стекло — стёклышко

стр.196

 

 

труба —.... тёплый —... перо —...

карта —... тёмный —... крыло —...

куры —... лысый —... гнездо —...

морковь —... рыжий —... пятно —...

вод



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: