Структура политических партий.




1)Организационно оформленные партии имеют централизованный партийный аппарат, который рекрутируется из числа партийных функционеров, рассматривающих свою политическую деятельность как профессию.

- В этих партиях существует орга­низационная связь между партией и ее членами. Член партии получает партийный билет, уплачивает партийные взносы и подчиняется всем дисциплинарным требованиям, предусмот­ренным партийным уставом.

- Партии, относящиеся к данной группе, представляют собой, как правило, относительно небольшие по численности организации, обладающие четкой структурой («кадровые партии»). Они стро­ятся на принципах бюрократического централизма. Как правило, в этих партиях огромные полномочия принадлежат общенацио­нальному руководству и непосредственно лидеру.

- Указанные партии могут строиться и на основе коллективного членства, которое рассматривается как органическое дополнение к членству индивидуальному.

К числу таких партий (по данным на 1989 г.) можно было отнести либерально-демократическую партию Японии, Христи­анско-демократический союз ФРГ, Австрийскую народную пар­тию, партию центра Швеции, ИНК и некоторые другие, политические партии в РФ.

2)Организационно неоформленные партии характеризуются тем, что у них отсутствует институт официального членства.

- Лица, считающиеся членами партии, организационно с ней не связаны.Они не имеют партийных билетов, не платят членских взносов; на них не распространяется партийная дисциплина.

- Отсутствие официального членства в партиях этого типа ком­пенсируется наличием разветвленного аппарата профессио­нальных партийных чиновников, который представляет собой основное орудие осуществления партийной политики.

- Деятель­ность таких партий сводится прежде всего к избирательной борьбе, к «улавливанию голосов избирателей». Основная задача данных партий - добиться победы на выборах.

Типичным примером организационно неоформленных партий являются главные политические партии США - республиканская и демократическая. Обе эти партии представляют собой громадные политические организации с довольно слабым центральным руко­водством. Формально членами партии считаются все те изби­ратели, которые проголосовали на предшествующих выборах за список соответствующей партии. Организационной связи между партией и ее членами не существует.

Организационная структура аппаратов республиканской и демократической партий весьма сложна и хаотична. В целом она приспособлена прежде всего к нуждам избирательной борьбы. Отсюда - совпадение территориальной партийной структуры с географией избирательных округов. Организационные принципы построения партийного аппарата содержатся в правилах, прини­маемых национальными конвентами, в законах отдельных штатов.

Официальный партийный механизм дополняется различного рода организациями самодеятельного характера. К их числу, например, относятся Калифорнийская республиканская ассамблея, Калифорнийский демократический совет. Во время президентских кампаний создаются организации такого типа, как «Независимые за Никсона», «Юристы за Хемфри», «Бизнесмены за Кеннеди» и т.д. Немаловажную роль играют различного рода партийные клу­бы, комитеты политических действий.

Главным звеном партийной структуры является комитет избирательного участка, возглавляемый участковым партийным капитаном. Участковый партийный капитан и другие лидеры низовых организаций административно-территориальных единиц подчинены вышестоящим партийным инстанциям. Формально они избираются партийными избирателями либо на праймериз, либо на собраниях по избирательным участкам. Однако такая про­цедура формирования комитетов избирательных участков является далеко не универсальной.

Участковые партийные комитеты составляют основу пар­тийного аппарата как у республиканцев, так и у демократов. Они ведут политическую деятельность «у корней травы», т.е. непо­средственно с избирателями своего участка. Задача участкового партийного капитана - добиться победы над противником любой ценой.

 

Вопрос №4.

 

Особую важность в современную приобретает институализация политических партий - порядок образования и регулирования внутренней структуры и политической деятельности.

В настоящее время можно выделить два основных метода регулирования правового статуса и порядка деятельности поли­тических партий - внешний и внутренний.

1) Внешний метод регулирования - осуществляется посредством принятия а)конституций,

б) обычных парламентских законов и

в) вынесения судебных решений.

В ряде конституций, принятых после второй мировой войны, содержатся положения, касающиеся политических партий. Степень детализации и определенности этих положений различна, но само их наличие представляет совершенно определенную специфическую черту современного конституционализма. Приведем несколько наиболее типичных примеров.

В ст. 49 конституции Италии 1947 года сказано: «Все граждане имеют право свободно объединяться в партии, чтобы демокра­тическим путем содействовать определению национальной поли­тики». В более консервативной конституции Японии 1947 года о политических партиях в ст. 21 сказано менее определенно: «Гарантируется свобода собраний и объединений, а также свобода слова, печати и всех иных форм выражения мнений».

Конституция Фран­ции 1958 года посвящает партиям специальную ст.4: «Поли­тические партии и группировки содействуют выражению мнений голосованием. Они создаются и осуществляют свою деятельность свободно. Они должны уважать принципы национального суверенитета и демократии».

Конституционные положения представляют собой основу для законодательной регламентации деятельности политических партий. Наиболее типичным примером в этом отношении является закон о партиях ФРГ 1967 года. В п. 1 параграфа 2 этого закона сказано, что партии представляют собой «объединения граждан, которые постоянно или в течение длительного времени оказывают влияние на формирование политической воли народа в масштабе Федерации или отдельных земель и имеют намерение содей­ствовать представительству народа в немецком бундестаге или ландтаге, если они реально могут на это претендовать, судя по размерам и прочности их организации, по количеству членов и по их деятельности на внутриполитической арене».

В последующие годы законы, регулирующие институализацию политических партий, были приняты в Финляндии, Италии, США, Португалии, Австрии, Испании и ряде других стран.

Различного рода законы, касающиеся деятельности полити­ческих партий, были приняты в США (закон о контроле над коммунистической деятельностью 1954 года, законы об из­бирательных правах 1965 и 1970 гг., закон о федеральных избирательных кампаниях 1974 года), хотя в конституции США 1787 года и 27 поправках к ней не содержится никаких намеков на создание и деятельность политических партий. Однако следует заметить, что в конституциях и избирательных законах отдельных штатов содержатся многочисленные положения, касающиеся организации и деятельности политических партий.

К числу актов внешнего регулирования организации и дея­тельности политических партий относятся решения судов, об­ладающих правами конституционного надзора, что особенно ти­пично для США и ФРГ.

2) Внутренний метод регулирования- осуществляется самими политическими партиями через их центральные и местные ру­ководящие органы.

Все партии вне зависимости от степени их организационной оформленности обладают определенной внут­ренней структурой, между различными партийными органами существуют институализированные отношения. Особым пред­метом регулирования в организационно оформленных партиях является членство. Руководящие органы партий - съезды, конференции, центральные и национальные комитеты и т. д. принимают программы, уставы, правила, инструкции по вопросам организационной структуры и партийной деятельности. Изда­ваемые в этом порядке партийные нормы не носят, конечно, правового характера, и их принудительное исполнение через суд невозможно.

Необходимой гарантией соблюдения внутрипар­тийных норм являются различные средства собственно пар­тийного принуждения (исключение из числа членов, взыскания, отказ в выдвижении в кандидаты и пр.). Любопытно отметить, что даже такие классические организационно неоформленные партии, как республиканская и демократическая в США, за последние годы приняли меры к укреплению своих партийных организаций. С этой целью в 1974 году был принят устав демократической партии, а в 1976 году национальный конвент республиканской партии одобрил специальные правила. Все это было сделано для укрепления организационной структуры и партийного единства.

Для современного этапа характерна тенденция к более тесным контактам между аппаратом политических партий и государ­ственным аппаратом. Сейчас в политических системах многих стран происходит дальнейшая институализация политических партий, усиливается их взаимосвязь с различными звеньями госу­дарственного механизма.

 

Для справки: ИТОГИ ВЫБОРОВ в ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ РФ

(окончательные на 10.12.2011 г.):

Проголосовало всего в России:

2 декабря 2007 года явка избирателей в Госдуму 5 созыва составляла – 63,71% от общего числа избирателей (109 145 517 чел.) - для сведения.

4 декабря 2011 года явка избирателей в Госдуму 6 созыва составляла – 60,21%, это 65 772 067 избирателя от общего числа избирателей (109 237 780 чел.).

Места в Госдуме 6 созыва (2011-2016) и процентное соотношение политических партий распределились:

1) Всероссийская политическая партия «Единая Россия» (центр) - 49.32%+3,57= 52,888% - 238 депутатов (было 70%).Это 32 379 135 избирателей. Партия «Единая Россия» потеряла конституционное большинство (2/3) и не может самостоятельно принимать федеральные законы и изменять Конституцию, теперь у нее простое большинство (52,89% против остальных 47,11%), но способное без всех партий принять любой закон, кроме федерального.

2) Политическая партия «Коммунистическая партия РФ» (левые) - 19.19% +1,25= 20,444% - 92 депутата (было 12,667%).(12 599 507 избирателей). КПРФ получила 92 мандата в Госдуме. Это даёт некоторые преимущества. При наличии 90 мандатов фракция может вносить предложения в Конституционный суд РФ, Счетную палату, ставить на заседании парламент вопрос о недоверии правительству.

3) Политическая партия «Справедливая Россия» (центр) - 13.24% +0,98= 14,222% - 64 депутата (было 8,444%).(8 695 522 избирателей). ЭТО РЕЗЕРВНАЯ ПАРТИЯ ВЛАСТИ И, ВЕРОЯТНО, ВОЙДЁТ В БЛОК С ЕДИНОЙ РОССИЕЙ, ПОЛУЧИВ КОНСТИТУЦИОННОЕ БОЛЬШИНСТВО 2/3 В ДУМЕ - 302 ДЕПУТАТА. ВСЕГО 3 ЧЕЛОВЕКА И ПЕРЕВЕС.. ГРАМОТНО! С ЛДПР НЕ ХВАТАЕТ ВСЕГО 7 ГОЛОСОВ ИЛИ ТАК ЗАДУМАНО БЫЛО? МУДРО. А С КПРФ КОНСОЛИДАЦИЯ НЕВОЗМОЖНА. ВОТ ТАКИЕ ВРЕМЕНА. КАК ГОВОРИТ ТЕЛЕВИЗОР: ГОЛОСУЙ - НЕ ГОЛОСУЙ, ВСЕ РАВНО... КАК ЗАДУМАЛИ. СЛЕДИТЕ ЗА ДЕЙСТВИЯМИ ЭТОЙ ПАРТИИ И ВСЁ БУДЕТ ПОНЯТНО. ЕЩЁ ПРИДУМАН ОНФ - Общероссийский народный фронт... Он сам по себе, как и партия Справедливая Россия, т.к. его участники не члены ЕР...

4) Политическая партия «Либерально-демократическая партия России» (правые) - 11.67% +0,77= 12,444% - 56 депутатов (было 8,889%).(7 664 570 избирателей).

Партии, не представленные в Думе 5 созыва, но участвующие в выборах 4 декабря 2011 года:

- Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» - 3.43% - в Госдуму не проходит, но будет финансироваться государством и не будет оплачивать эфирное предвыборное время (2 252 403 избирателя)

- Политическая партия «Патриоты России» - 0.97% (639 119 избирателей)

- Всероссийская политическая партия «Правое дело» - 0.60% (392 806 избирателей)

1 депутат = 0,22222...% (100%: 450 чел.)

Голоса (5%) последних 3-х партий (и испорченные 1,58%) распределятся пропорционально численности депутатов между победившими партиями - как бы кто ни голосовал. Таким образом, как говорит телевизор, протестное голосование в стране состоялось (т.к. в бюллетенях исчезла графа "против всех") и этот протест выразился в том, что бывшие 17% от Единой России люди авансом и вынужденно перераспределили КПРФ-6%, ЛДПР-3%, СР-8%, а 6,58% "маленьких" партий тоже вернулись пропорционально к "большим"... А 40% избирателей России просто не пожелали голосовать... Так что голосовать нужно ВСЕГДА и обязательно, но за тех, кто явно ПРОХОДИТ в думу, чтобы избежать перераспределения...Скоро Вы увидите новых людей в Госдуме и, надеемся, что у вас будет счастливое лицо, хороший аппетит и стремление к жизни.

https://rg.ru/2011/12/10/duma-itogi-dok.html - здесь Постановление ЦИК России о результатах выборов от 09.12.2011 г. и списки новых депутатов.

 

 

Источник: Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях"
(ред. от 03.02.2015) –выборка текста.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: