1)Организационно оформленные партии имеют централизованный партийный аппарат, который рекрутируется из числа партийных функционеров, рассматривающих свою политическую деятельность как профессию.
- В этих партиях существует организационная связь между партией и ее членами. Член партии получает партийный билет, уплачивает партийные взносы и подчиняется всем дисциплинарным требованиям, предусмотренным партийным уставом.
- Партии, относящиеся к данной группе, представляют собой, как правило, относительно небольшие по численности организации, обладающие четкой структурой («кадровые партии»). Они строятся на принципах бюрократического централизма. Как правило, в этих партиях огромные полномочия принадлежат общенациональному руководству и непосредственно лидеру.
- Указанные партии могут строиться и на основе коллективного членства, которое рассматривается как органическое дополнение к членству индивидуальному.
К числу таких партий (по данным на 1989 г.) можно было отнести либерально-демократическую партию Японии, Христианско-демократический союз ФРГ, Австрийскую народную партию, партию центра Швеции, ИНК и некоторые другие, политические партии в РФ.
2)Организационно неоформленные партии характеризуются тем, что у них отсутствует институт официального членства.
- Лица, считающиеся членами партии, организационно с ней не связаны.Они не имеют партийных билетов, не платят членских взносов; на них не распространяется партийная дисциплина.
- Отсутствие официального членства в партиях этого типа компенсируется наличием разветвленного аппарата профессиональных партийных чиновников, который представляет собой основное орудие осуществления партийной политики.
|
- Деятельность таких партий сводится прежде всего к избирательной борьбе, к «улавливанию голосов избирателей». Основная задача данных партий - добиться победы на выборах.
Типичным примером организационно неоформленных партий являются главные политические партии США - республиканская и демократическая. Обе эти партии представляют собой громадные политические организации с довольно слабым центральным руководством. Формально членами партии считаются все те избиратели, которые проголосовали на предшествующих выборах за список соответствующей партии. Организационной связи между партией и ее членами не существует.
Организационная структура аппаратов республиканской и демократической партий весьма сложна и хаотична. В целом она приспособлена прежде всего к нуждам избирательной борьбы. Отсюда - совпадение территориальной партийной структуры с географией избирательных округов. Организационные принципы построения партийного аппарата содержатся в правилах, принимаемых национальными конвентами, в законах отдельных штатов.
Официальный партийный механизм дополняется различного рода организациями самодеятельного характера. К их числу, например, относятся Калифорнийская республиканская ассамблея, Калифорнийский демократический совет. Во время президентских кампаний создаются организации такого типа, как «Независимые за Никсона», «Юристы за Хемфри», «Бизнесмены за Кеннеди» и т.д. Немаловажную роль играют различного рода партийные клубы, комитеты политических действий.
|
Главным звеном партийной структуры является комитет избирательного участка, возглавляемый участковым партийным капитаном. Участковый партийный капитан и другие лидеры низовых организаций административно-территориальных единиц подчинены вышестоящим партийным инстанциям. Формально они избираются партийными избирателями либо на праймериз, либо на собраниях по избирательным участкам. Однако такая процедура формирования комитетов избирательных участков является далеко не универсальной.
Участковые партийные комитеты составляют основу партийного аппарата как у республиканцев, так и у демократов. Они ведут политическую деятельность «у корней травы», т.е. непосредственно с избирателями своего участка. Задача участкового партийного капитана - добиться победы над противником любой ценой.
Вопрос №4.
Особую важность в современную приобретает институализация политических партий - порядок образования и регулирования внутренней структуры и политической деятельности.
В настоящее время можно выделить два основных метода регулирования правового статуса и порядка деятельности политических партий - внешний и внутренний.
1) Внешний метод регулирования - осуществляется посредством принятия а)конституций,
б) обычных парламентских законов и
в) вынесения судебных решений.
В ряде конституций, принятых после второй мировой войны, содержатся положения, касающиеся политических партий. Степень детализации и определенности этих положений различна, но само их наличие представляет совершенно определенную специфическую черту современного конституционализма. Приведем несколько наиболее типичных примеров.
|
В ст. 49 конституции Италии 1947 года сказано: «Все граждане имеют право свободно объединяться в партии, чтобы демократическим путем содействовать определению национальной политики». В более консервативной конституции Японии 1947 года о политических партиях в ст. 21 сказано менее определенно: «Гарантируется свобода собраний и объединений, а также свобода слова, печати и всех иных форм выражения мнений».
Конституция Франции 1958 года посвящает партиям специальную ст.4: «Политические партии и группировки содействуют выражению мнений голосованием. Они создаются и осуществляют свою деятельность свободно. Они должны уважать принципы национального суверенитета и демократии».
Конституционные положения представляют собой основу для законодательной регламентации деятельности политических партий. Наиболее типичным примером в этом отношении является закон о партиях ФРГ 1967 года. В п. 1 параграфа 2 этого закона сказано, что партии представляют собой «объединения граждан, которые постоянно или в течение длительного времени оказывают влияние на формирование политической воли народа в масштабе Федерации или отдельных земель и имеют намерение содействовать представительству народа в немецком бундестаге или ландтаге, если они реально могут на это претендовать, судя по размерам и прочности их организации, по количеству членов и по их деятельности на внутриполитической арене».
В последующие годы законы, регулирующие институализацию политических партий, были приняты в Финляндии, Италии, США, Португалии, Австрии, Испании и ряде других стран.
Различного рода законы, касающиеся деятельности политических партий, были приняты в США (закон о контроле над коммунистической деятельностью 1954 года, законы об избирательных правах 1965 и 1970 гг., закон о федеральных избирательных кампаниях 1974 года), хотя в конституции США 1787 года и 27 поправках к ней не содержится никаких намеков на создание и деятельность политических партий. Однако следует заметить, что в конституциях и избирательных законах отдельных штатов содержатся многочисленные положения, касающиеся организации и деятельности политических партий.
К числу актов внешнего регулирования организации и деятельности политических партий относятся решения судов, обладающих правами конституционного надзора, что особенно типично для США и ФРГ.
2) Внутренний метод регулирования- осуществляется самими политическими партиями через их центральные и местные руководящие органы.
Все партии вне зависимости от степени их организационной оформленности обладают определенной внутренней структурой, между различными партийными органами существуют институализированные отношения. Особым предметом регулирования в организационно оформленных партиях является членство. Руководящие органы партий - съезды, конференции, центральные и национальные комитеты и т. д. принимают программы, уставы, правила, инструкции по вопросам организационной структуры и партийной деятельности. Издаваемые в этом порядке партийные нормы не носят, конечно, правового характера, и их принудительное исполнение через суд невозможно.
Необходимой гарантией соблюдения внутрипартийных норм являются различные средства собственно партийного принуждения (исключение из числа членов, взыскания, отказ в выдвижении в кандидаты и пр.). Любопытно отметить, что даже такие классические организационно неоформленные партии, как республиканская и демократическая в США, за последние годы приняли меры к укреплению своих партийных организаций. С этой целью в 1974 году был принят устав демократической партии, а в 1976 году национальный конвент республиканской партии одобрил специальные правила. Все это было сделано для укрепления организационной структуры и партийного единства.
Для современного этапа характерна тенденция к более тесным контактам между аппаратом политических партий и государственным аппаратом. Сейчас в политических системах многих стран происходит дальнейшая институализация политических партий, усиливается их взаимосвязь с различными звеньями государственного механизма.
Для справки: ИТОГИ ВЫБОРОВ в ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ РФ
(окончательные на 10.12.2011 г.):
Проголосовало всего в России:
2 декабря 2007 года явка избирателей в Госдуму 5 созыва составляла – 63,71% от общего числа избирателей (109 145 517 чел.) - для сведения.
4 декабря 2011 года явка избирателей в Госдуму 6 созыва составляла – 60,21%, это 65 772 067 избирателя от общего числа избирателей (109 237 780 чел.).
Места в Госдуме 6 созыва (2011-2016) и процентное соотношение политических партий распределились:
1) Всероссийская политическая партия «Единая Россия» (центр) - 49.32%+3,57= 52,888% - 238 депутатов (было 70%).Это 32 379 135 избирателей. Партия «Единая Россия» потеряла конституционное большинство (2/3) и не может самостоятельно принимать федеральные законы и изменять Конституцию, теперь у нее простое большинство (52,89% против остальных 47,11%), но способное без всех партий принять любой закон, кроме федерального.
2) Политическая партия «Коммунистическая партия РФ» (левые) - 19.19% +1,25= 20,444% - 92 депутата (было 12,667%).(12 599 507 избирателей). КПРФ получила 92 мандата в Госдуме. Это даёт некоторые преимущества. При наличии 90 мандатов фракция может вносить предложения в Конституционный суд РФ, Счетную палату, ставить на заседании парламент вопрос о недоверии правительству.
3) Политическая партия «Справедливая Россия» (центр) - 13.24% +0,98= 14,222% - 64 депутата (было 8,444%).(8 695 522 избирателей). ЭТО РЕЗЕРВНАЯ ПАРТИЯ ВЛАСТИ И, ВЕРОЯТНО, ВОЙДЁТ В БЛОК С ЕДИНОЙ РОССИЕЙ, ПОЛУЧИВ КОНСТИТУЦИОННОЕ БОЛЬШИНСТВО 2/3 В ДУМЕ - 302 ДЕПУТАТА. ВСЕГО 3 ЧЕЛОВЕКА И ПЕРЕВЕС.. ГРАМОТНО! С ЛДПР НЕ ХВАТАЕТ ВСЕГО 7 ГОЛОСОВ ИЛИ ТАК ЗАДУМАНО БЫЛО? МУДРО. А С КПРФ КОНСОЛИДАЦИЯ НЕВОЗМОЖНА. ВОТ ТАКИЕ ВРЕМЕНА. КАК ГОВОРИТ ТЕЛЕВИЗОР: ГОЛОСУЙ - НЕ ГОЛОСУЙ, ВСЕ РАВНО... КАК ЗАДУМАЛИ. СЛЕДИТЕ ЗА ДЕЙСТВИЯМИ ЭТОЙ ПАРТИИ И ВСЁ БУДЕТ ПОНЯТНО. ЕЩЁ ПРИДУМАН ОНФ - Общероссийский народный фронт... Он сам по себе, как и партия Справедливая Россия, т.к. его участники не члены ЕР...
4) Политическая партия «Либерально-демократическая партия России» (правые) - 11.67% +0,77= 12,444% - 56 депутатов (было 8,889%).(7 664 570 избирателей).
Партии, не представленные в Думе 5 созыва, но участвующие в выборах 4 декабря 2011 года:
- Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» - 3.43% - в Госдуму не проходит, но будет финансироваться государством и не будет оплачивать эфирное предвыборное время (2 252 403 избирателя)
- Политическая партия «Патриоты России» - 0.97% (639 119 избирателей)
- Всероссийская политическая партия «Правое дело» - 0.60% (392 806 избирателей)
1 депутат = 0,22222...% (100%: 450 чел.)
Голоса (5%) последних 3-х партий (и испорченные 1,58%) распределятся пропорционально численности депутатов между победившими партиями - как бы кто ни голосовал. Таким образом, как говорит телевизор, протестное голосование в стране состоялось (т.к. в бюллетенях исчезла графа "против всех") и этот протест выразился в том, что бывшие 17% от Единой России люди авансом и вынужденно перераспределили КПРФ-6%, ЛДПР-3%, СР-8%, а 6,58% "маленьких" партий тоже вернулись пропорционально к "большим"... А 40% избирателей России просто не пожелали голосовать... Так что голосовать нужно ВСЕГДА и обязательно, но за тех, кто явно ПРОХОДИТ в думу, чтобы избежать перераспределения...Скоро Вы увидите новых людей в Госдуме и, надеемся, что у вас будет счастливое лицо, хороший аппетит и стремление к жизни.
https://rg.ru/2011/12/10/duma-itogi-dok.html - здесь Постановление ЦИК России о результатах выборов от 09.12.2011 г. и списки новых депутатов.
Источник: Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях"
(ред. от 03.02.2015) –выборка текста.