Стены Нижней церкви выложены из плитнякового кирпича (плинфы). Видно, что каждый кирпичик делался для своего места. В стены вмурованы глиняные кувшины-голосники, в точности как в Коложской церкви, они облегчали конструкцию и наделяли внутреннее пространство церкви хорошей акустикой.
Особенностью архитектуры Нижней церкви было декоративное убранство фасадов, украшенных вставками из больших естественных камней-валунов. Гранитный валун раскалывался на две части и вкладывался в стену плоской стороной наружу, которая в отдельных случаях полировалась. Так древние дойлиды экономили на строительном материале, а заодно и украшали фасады церкви. Некоторые камни настолько гладкие, что невозможно представить, как 8 веков назад их полировали. Цвет камня самый различный — от розового до красного, от серого до черного. Кроме камней фасады стен выкладывались разнообразной комбинацией крестов из керамической майоликовой плитки желтого, зеленого и коричневого цвета. Такой прием кладки стен использовался только в Гродненской архитектуре.
Если сравнивать архитектуру Нижней церкви, то можно увидеть общие черты ее с Коложской, так как композиция Коложи, ее конструкция и декоративное убранство родственны Нижней церкви. Оба памятника подтверждают существование на Гродненщине самостоятельной архитектурно-художественной школы, где широко использовались местные строительные материалы, керамика и элементы народного прикладного искусства.
«Нижняя» церковь больше «верхней». Ее размеры без апсиды составляют 16,7 на 12 метров. Стены церкви сохранились на высоту от 1,5 до 2,5 метра. Она так же, как и «верхняя» церковь, имела с восточной стороны одну алтарную апсиду. В церкви было три входа – главный с западной стороны и два боковых с юга и севера. Внутреннее пространство церкви членилось шестью столбами. Ее фасады были обработаны пилястрами. Стены сложены из плинфы размером 25X16X4 и 24X15X4 сантиметра. Горизонтальные швы – 2,5–4 сантиметра. Некоторые кирпичи имеют выпуклые клейма. В кладку стен вставлялись огромные гранитные камни неправильной формы, красного, серого и черного цветов. Размеры их разные – 8 X65 сантиметров, 70X60 сантиметров и т. д. Поверхность гранита, выступающая из стен, полирована, некоторые камни имеют фаски. Помимо шлифованных гранитных камней, стены церкви были украшены керамическими, покрытыми глазурью плитами красного и зеленого цвета. При раскопках в стенах здания обнаружены голосники.
|
Особенностью архитектуры Нижней церкви было декоративное убранство фасадов, украшенных вставками из больших естественных камней-валунов. Гранитный валун раскалывался на две части и вкладывался в стену плоской стороной наружу, которая в отдельных случаях полировалась. Цвет камня самый различный — от розового до красного, от серого до черного. Его применение в кладке с использованием различных способов обработки поверхности придавало фасадам живописность.
Красочность фасадов церкви еще больше усиливалась керамическими вставками, покрытыми глазурью коричневого и зеленого цветов.
Таким образом, полихромия, по существу, была главным художественным средством в декоративной обработке как наружных, так и внутренних стен церкви.
Таким образом, Нижняя церковь (сер. XII в.), очевидно, была соборным храмом Гродненской крепости. По остаткам стен можно заключить, что церковь представляла собой небольшой и цельный объем с одной главой. Стены храма выложены из плитнякового кирпича (плинфы). В них вмурованы глиняные кувшины-голосники, которые облегчали конструкцию и благодаря которым внутреннее пространство церкви имело хорошую акустику.
|
3. Пречистенская церковь XII в.: месторасположение и архитектурные особенности памятника.
Во второй половине XII века в Гродно существовали еще как минимум две каменные церкви, родные сестры Борисоглебской: так называемая Нижняя (на территории Старого замка) и Пречистенская (на нынешней территории монастыря Рождества Богородицы)
Храмы Гродненской школы зодчества по планировке представляли собой вполне традиционные трехапсидные крестово-купольные церкви. Они строились из плинфы с использованием в кладке гранитных валунов. Наружные стены Коложской церкви (и как предполагают Нижней и Пречистенской тоже) декорировались цветными майоликовыми плитками, выложенными в виде креста. Пол храма также делался из разноцветных майоликовых плит. В стены, для облегчения конструкции и улучшения акустики, вмуровывались пустые кувшины - голосники, горлышки которых выступали над внутренней поверхностью стен, что делало невозможной их роспись фресками (как было принято). Церкви снаружи не штукатурились.
Пречистенская церковь по наружную стену рва Гродненского детинца была построена не позднее 1210 г. Была обнаружена в 1980 г. во время археологических раскопок под руководством И.М. Чернявского.
|
Архитектура Пречистенской церкви совпадает с Нижней церковью по всем элементам плана, за исключением того, что у Пречистенской церкви была не полукруглая, а прямоугольная в плане апсида. Размеры церкви 19,1X12,7 м.
История Гродненского монастыря в честь Рождества Пресвятой Богородицы восходит к женской монашеской общине, которая собралась при древнем Пречистенском соборе. Впоследствии Пречистенский храм был уничтожен пожаром примерно в 1654 году.
Издревле на месте монастыря находился православный Свято-Пречистснский собор. Вначале он был деревянным, но в конце XII в. стены были уже каменными. С введением унии храм был обращен и униатскую церковь.
В 1633 г. при Пречистенской церкви временно поместились 4 монахини ко главе с Василисой Сапегой, прибывшей из города Вильно. В 1642 г. униатский митрополит Антоний Селява распорядился передать базилианкам на вечные времена территорию к западу от Пречистенской церкви вплоть до Королевского замка. В том же, 1647 г. страшный пожар уничтожил Пречистенскую церковь. Пожар 1654 г. разрушил ее окончательно. Позднее базилианки построили здесь храм Рождества Богородицы и жилые помещения. В 1720 г. после пожара на новоприобретенном плацу стали строить церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы и другие монастырские здания. В 1728 г в очередном городском пожаре деревянная церковь Рождества Богородицы сгорела. Строительство новой церкви и монастырских келий было завершено лишь к 1751 г.
В 1843 г. женский базилианский монастырь был преобразован в православный Рождество-Богородичный 2-го кл. женский монастырь. Из Оршанского православного монастыря приехали игумена Афанасия, 6 монахинь и 4 послушницы.
Осенью 1864 г. здесь был устроен приют для воспитания дочерей бедных чиновников и сирот лиц духовного ведомства. В 1866 г. была построена церковь в честь преподобного Сергия Радонежского. Вскоре после этого знаменательного события обитель посетил Император Александр II. 7/20 окт. 1877 г. в обители совершилось чудо обильного мироточения Владимирской иконы Божией матери, которое продолжалось полгода. Это миро было собрано в особый ковчежец в виде креста, который и доселе находится при иконе. Благодаря своим чудотворным свойствам она стала одной из главных святынь обители.
25 июля 1900 г. по определению Священного Синода монастырь был перенесен в урочище Красносток, в 28 верстах от Гродно, где имелись великолепный храм (устроенный в 1867 г. во имя святого апостола Иоанна Богослова) и помещения бывшего Доминиканского монастыря, закрытого в 1866 г. 6 сентября 1901 г. началось торжественное перенесение Рождество-Богородичного женского монастыря на новое место. Впереди торжественной процессии несли фонари, кресты и хоругви, за ними - Владимирский чудотворный образ Божией матери на руках 4 инокинь с двумя хоругвями и двумя рипидами по сторонам в предшествии 2 диаконов с кадилами.
С этого времени Рождество-Богородичный монастырь в Красностоке стал основным, а Гродненская обитель обрела статус приписной. Кроме этого у монастыря имелись подворья в Петербурге и Дрогичине.
Во время Первой мировой войны Красностокский женский монастырь был эвакуирован в Москву. Сестры увезли с собой и 2 чудотворные иконы Красностокские и Владимирскую-Мироточивую. Красностокская древняя икона из Москвы попала в Петроград в храм Красностокского подворья и лишь в 1954 г. вернулась в храм Гродненского женского монастыря. Вторая Красностокская икона с 1931 г. и до сих пор находится в подмосковном храме в село Ермолино.
После революции в 1918 г. монахиням из Красностока был передан бывший мужской монастырь под Москвой - Екатерининская пустынь. В Красностокском монастыре польская власть уже поселила католических монахов. Гродненская обитель продолжала существовать как подворье, однако оно оказалось на территории Польши. Группа сестер (21 человек) возвратилась на подворье своего монастыря, привезя с собой чудотворную Владимирскую икону.
В 1927 г. была восстановлена монастырская церковь, сгоревшая от пожара в 1914 г. В 1953 г. на территории монастыря был построен жилой дом, где было поселено девять монахинь. В 1959 г. в монастыре проживало 58 человек, в их числе - 3 игумснии, 25 монахинь, 27 инокинь и 3 послушницы.
Размеренная монастырская жизнь в 1960 г. была насильственно прервана: второй раз за время своего существования монастырь вынужден был покинуть Гродно и на долгие годы переселиться в Жировицы.
Чудотворные иконы Божией Матери поставили в Богоявленском храме также, как они стояли и в Гродно: справа - Владимирская икона Божией Матери, слева - Красностокская икона Божией Матери. В алтаре на Горнем месте - Казанская икона Божией Матери.
В 1992 г. Гродненский Свято-Рождество-Богородичный женский монастырь начал новый этап своего существования. 1 июля 1992 г., в день Боголюбской иконы Божией Матери, совершено первое богослужение в возвращённом православном монастыре. 20 сентября 1992 г., в канун Рождества Пресвятой Богородицы, вернулась в свой монастырь мироточивая чудотворная икона Владимирской Божией Матери.
14 янв. 1993 г. освящен зимний храм в честь преподобного Сергия Радонежского. Сотни людей, пришедших в этот день на Литургию, были свидетелями необычайного для зимнего времени появления радуги на небе в момент освящения храма. 1 июля 1993 г.. в день празднования Боголюбской иконы Божией Матери, был возвращен и главный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Вывод:
Анализ архитектурных памятников XII столетия - Борисоглебская (Коложская) церковь,Нижняя и Пречистенская церкови подтверждают существование на Гродненщине самостоятельной архитектурно-художественной школы, где широко использовались местные строительные материалы, керамика и элементы народного прикладного искусства.