Тема: Борисоглебская, Нижняя и Пречистенская церкви XII века в Гродно




ТЕМА: Борисоглебская, Нижняя и Пречистенская церкви XII века в Гродно

ЦЕЛЬ: Познакомить с отличительными чертами Гродненской архитектурной школы.

 

ЗАДАЧИ: 1) Развитие навыков анализа отличительных особенностей Гродненской архитектурной школы

2) Формирование умений учащихся использовать полученные знания в подготовке экскурсионных программ.

3) Воспитание художественного вкуса и чувство гордости за культурно-историческое наследие Беларуси посредством изучения учащимися древнейших памятников архитектуры своей страны.

ТИП УРОКА: Комбинированный

ФОРМА: урок импровизация

СПОСОБЫОБУЧЕНИЯ: сочетание коллективных, групповых и индивидуальных способов обучения.

МЕТОДЫОБУЧЕНИЯ: иллюстративный, словесный, эвристический, проблемно-поисковый.

ОБОРУДОВАНИЕ: план-конспект.

ВРЕМЯ: 90 мин.

 

 

СТРУКТУРА УРОКА:

1. Организационный момент.

  1. Повтор пройденного материала.
  2. Постановка проблемных вопросов:
  3. Совместный поиск ответов на поставленные вопросы
  4. Осмысление и закрепление полученных знаний через анализ и обобщение материала.
  5. Самостоятельные выводы по изучаемой теме.
  6. Оценивание учащихся и дом. задание.

Домашнее задание: повтор пройденного материала.

 

Конспект урока

 

1. Борисоглебская (Коложская) церковь - памятник Гродненской архитектурной школы. Характерные черты и особенности храма. История церкви и реставрационных работ.

2. Нижняя церковь XII в: структура храма и его условное название. Система кладки, итерьер, алтарь, полы. Конструкция храма и его последующая история.

3. Пречистенская церковь XII в.: месторасположение и архитектурные особенности памятника.


Тема: Борисоглебская, Нижняя и Пречистенская церкви XII века в Гродно

 

В культурном наследии Гродно ведущую роль играют его замечательные архитектурные ансамбли. В них соседствуют памятники различных эпох и стилей, в которых нашла свое отражение сложная история города. Сохранились памятники древнерусского зодчества (остатки крепостных стен и башен, Нижняя и Борисоглебская церкви), готики, ренессанса и барокко (бернардинский костел и монастырь, Старый замок), барокко (иезуитский, бригитский и францисканский монастыри с костелами), классицизма (дом вице-губернатора Максимовича), псевдоготики (лютеранская кирха), псевдорусской архитектуры (Военный собор), модерна (бывший дом Тальгейма), конструктивизма (Дом офицеров) и других самых разнообразных направлений.

 

1. Борисоглебская (Коложская) церковь - памятник Гродненской архитектурной школы. Характерные черты и особенности храма. История церкви и реставрационных работ.

В конце XII столетия на далекой окраине Волынской земли, в Гродненском княжестве, сложилась вполне самостоятельная, хотя и не крупная, гродненская школа зодчества. Это было бесспорно доказано в монографии Н. Н. Воронина Древнее Гродно (М., 1954). Его исследование не потеряло своей научной значимости до сих пор.

Из построек Гродненской школы отнюдь не в полном виде дошла только церковь Бориса и Глеба. Другие архитектурные памятники Галицко-Волынских земель той эпохи исчезли, оставив лишь упоминания в летописях и материал для археологов. А были величественные храмы, прекрасные дворцы, мощные крепости. Из памятников зодчества XII века в Гродно обнаружены так называемая Нижняя церковь, Пречистенская церковь, терем и неизвестная по названию стена детинца. В городке Волковыске, входившем в Гродненское княжество, раскопаны фундамент и нижняя часть неизвестной церкви.

 

Таким образом, к 80-м годам XII века в Гродно уже были построены великолепные храмы:

· «Нижняя» княжеская церковь на территории Старого замка,

· Воскресенская церковь для богатых прихожан на территории Нового замка (археологи еще не установили точное место ее расположения),

· Пречистенская церковь для жителей Гродненского посада и окрестных деревень (на территории женского монастыря).

· Борисо-Глебская (Коложская) церковь

 

Коложская или Борисоглебская церковь была построена в первой половине XII века в честь святых Бориса и Глеба. Это главная достопримечательность города, так сказать, его визитная карточка. Коложа – единственная постройка Гродненской архитектурной школы, сохранившаяся до наших дней. К сожалению, и она сохранилась лишь частично: ее своды и купол исчезли давно, а во время оползня в 1853 году полностью обрушилась южная стена. Поэтому часть стен церкви сделана из обычного кирпича, а крыша - из обычного кровельного железа.

 

Свято-Борисо-Глебская (Коложская) церковь в Гродно - памятник православного зодчества XII века - жемчужина белорусской культуры. Это - старейший христианский храм Принеманья, одно из немногих сохранившихся сооружений домонгольского периода в Беларуси.

Храм не имеет прямых аналогов в древнерусской архитектуре и напоминает композицию более ранних гродненских церквей, известных по археологическим исследованиям. Этот факт даёт возможность предположить существование в конце XII века уникальной архитектурной школы - гродненской школы зодчества, что подтверждает самобытность белорусского народа.

 

Церковь была построена по заказу князей Бориса и Глеба Всеволодовичей – внуков Владимира Мономаха, и освящена в честь их небесных покровителей, святых Бориса и Глеба.

Входе археологических исследований Н. Н. Ворониным было выявлено, что монументальное строительство в Гродно велось силами мастеров, прибывших из Волыни. В самой же Волыни кирпичное строительство началось лишь в 50-е годы XII века. Позднее, видимо, в 1170-х годах, волынские строители переехали в Гродно. Таким образом, временем строительства Борисоглебской церкви можно считать 1170-е годы, а ктиторами — местных князей, или Бориса, или Глеба (Н.Н. Воронин относил храм к 1180 - м гг.). Во всяком случае, храм в Коложе упомянут в «Ипатьевской летописи», в записи, повествующей о событиях 1183 года: «Городен погоре весь и церковъ каменная от блистаниия молний и шибения грома». Надо полагать, здесь идет речь о каменной церкви во имя Бориса и Глеба.

После разрушительного пожара 1183 года, который уничтожил Соборную (или так называемую «Нижнюю») церковь древнего Гродно в княжеском детинце, Борисоглебская церковь стала главным городским храмом. В Ипатьевской летописи под 1183 год сохранилось сообщение о пожаре в Гродно: «Того же лета Городен погоре всь и церкы каменая от блистания молние и шибения грома». Летописец говорит о нескольких церквях, ведь 80-м годам XII века в Гродно, помимо Борисо-Глебской и Соборной, были построены и другие каменные храмы: Пречистенская, Воскресенская и Малая церковь, а также кирпичные княжеский терем и стены, а также, предположительно, и отдельные башни гродненского замка. Ни один город на территории Беларуси, даже Полоцк, в тот период не имел такого количества каменных построек, причем все они возведены в оригинальном стиле, больше нигде не встречающемся. Строителем Коложи считают легендарного зодчего Петра Миланега, позже работавшего в Киеве.

Церковь была возведена на высоком берегу реки Неман в нескольких сотнях метров от княжеского замка. По преданию, в конце XIV века князь Витовт ходил походом на Псков и захватил один из его пригородов - Коложу, жителей которого угнал в Гродно и поселил возле Борисо-Глебской церкви. Это место якобы стало называться Коложей, а храм с тех приобрел второе имя - Коложский. Однако историки и археологи не подтверждают факт наличия здесь городского посада и считают, что название Коложа («коложань, коложень») – это название древней языческой рощи - святилища, где позже был построен православный храм, и обозначает место, где бьют многочисленные родники.

Архитектура церкви

Архитектура церкви не имеет аналогов среди сохранившихся сооружений и напоминает композицию более раннего городенского собора — Нижней церкви, известной нам по археологическим исследованиям. Этот факт даёт возможность предположить существование в конце XII века в Гродно обособленной архитектурной школы, развивавшейся отчасти под влиянием романики.

По строительной технике Коложский храм ближе всего к зодчеству Волыни. Он воздвигнут из кирпича в технике цементной кладки. Использовался кирпич плитняковой формы. Состав цемента был особый: в него входили известь, крупный песок (жвир), уголь и битый кирпич. Кладка стен равнослойная — все ряды кирпичей ровно выходят на фасад, а швы приблизительно равны толщине кирпича. Крепость постройки изумительная, в чем сказалось благотворное влияние византийских строительных традиций.

Коложская церковь представляет собой крестово-купольный храм, трёхапсидный и шестистолпный, с дополнительным пространством в предалтарной части. Его фасады членятся плоскими трехуступчатыми лопатками, придающими храму легкость и устремленность ввысь. Кладка стен выполнена из тонкого плоского кирпича – плинфы на толстых швах из известкового раствора. Древнерусские зодчие добавили в раствор толченый кирпич, вследствие чего он приобрел розоватый оттенок. Отличительная особенность храмаотсутствие штукатурки наружных стен. Это позволяет любоваться декоративными достоинствами кирпичной кладки, в которую неповторимым цветным узором, напоминающим белорусские орнаменты, вставлены шлифованные гранитные и гнейсовые камни, а также многочисленные поливные керамические плитки, выложенные крестами различной геометрической формы. Храм органично вписывался в свое естественное окружение. Зеленая трава и камни, цветы и деревья, синь неба и воды Немана дополнялись многоцветными узорами и нарядными куполами древней святыни, являя радость жизни и мощь всесозидающей силы Бога-Творца.

Ученые обнаружили на плинфе Коложи целый ряд древних знаков. Предположительно, это клейма мастеров. Среди них есть и «буквенные» знаки, что говорит о широком распространении письменности среди наших предков. Отдельные исследователи нашли знаки и на камнях, украшающих стены храма. На этом основании они утверждают, что при строительстве Коложи использовались валуны, ранее служившие объектом языческого поклонения древних жителей Принеманья. Если это так, можно лишь восхищаться мудрости наших предков: не огнем и мечом несли они христианство по рубежам Древней Руси, а уважением к их верованиям и традициям. В то время как православные молились внутри церкви, язычники поклонялись святым камням снаружи. Постепенно они переходили внутрь храма и становились христианами. Это смелое и красивое предположение, которое сейчас невозможно подтвердить или опровергнуть. Во всяком случае, невозможно было устоять перед соблазном войти в это весьма эффектное и монументальное здание.

Внутреннее убранство церкви было под стать красоте внешних стен. Храм украшали майоликовый пол из разноцветных плиток, стройные круглые колонны, вверху переходящие в крестообразное сечение, фрески, иконы и драгоценная утварь, а также невиданной красоты «царские врата», ведущие в затемненную алтарную часть церкви. Из-под сводов и барабана купола посредством особым образом расположенных небольших узких окон в центр храма на молящихся прядями ниспадал, словно струился, свет, создавая иллюзию божественного озарения. Еще одна особенность здания - голосники (глиняные сосуды, замурованные в кладке, горловины которых выходят наружу). Они густо расположены в верхних частях стен, облегчая их вес и улучшая акустику. Усиленный голосниками, голос священника звучал весьма величественно, вдобавок, с высоты хоров ему гармонично вторили голоса певчих, подхватываемые верующими. Так храм вкупе с прихожанами являл собой божественную симфонию, воплощенную в камне, плоти и слове.

Таким образом, особенностью храма, которая больше нигде не встречается, является необычный декор стен. Возведенные из плинфы, они украшены сложным орнаментом из разноцветных гранитных камней, цветной майоликовой плитки и даже зеленоватых поливных блюд и чаш. Для особого акустического эффекта в стены вмурованы так называемые «голосники» — глиняные сосуды наподобие кувшинов.

 

Борисоглебский храм прославился в XVI веке чудотворной иконой «Коложской Богоматери». Она представляет собой неточный список с иконы Одигитрии, привезенной в 1495 году в Вильну дочерью великого князя Иоанна III Еленою, когда она вступала в брак с Александром, князем литовским. Чудотворная икона написана на полотне, наклеенном на доску.

 

При церкви с незапамятных времен существовал православный Борисоглебский мужской монастырь. Есть мнение, что храм изначально строился как монастырский, что и объясняет его относительно отдаленное расположение oт старинного города. А, значит, при храме работали иконописцы, переписывались книги, обучались грамоте наши предки, велось летописание. Одна из святынь храма - чудотворная Коложская икона Божией Матери. Она была небольшого размера, но хранилась в большом и богатом окладе. По преданию, один нищий, который долгое время носил икону на шее, перед смертью пожертвовал ее храму, желая быть погребенным у его стен. Божественный лик считался чудотворным, но был утрачен во время Первой мировой войны. В настоящее время в церкви находится копия этой иконы.

Церковь и монастырь неоднократно разоряли завоеватели, опустошали пожары, но храм обычно недолго стоял в запустении, святыню раз за разом ремонтировали. Считается, что впервые храм восстанавливал знаменитый князь-воин Давыд Городенский, который, по древней легенде, похоронен у ее стен. Отстроил ее и Великий князь Литовский Витовт. Именно у стен Коложи собирал он белорусских воинов, отправляясь на Грюнвальдскую битву. Издавна под полом церкви и у ее подножия хоронили именитых горожан, а также павших на поле битвы воинов. Во время одной из войн захватчики варварски обрушили древние своды и купол внутрь стен, засыпали их доверху землей, чтобы установить на образовавшейся площадке пушки и обстреливать осажденный Старый гродненский замок. Но Коложа вновь была восстановлена, хотя свой прежний облик она не обрела и поныне.

Судьба Коложи.

Церковь стоит на самом краю берега: от обрыва южную стену отделяет около двух метров. Несмотря на то, что камни фундамента церкви не были скреплены связующим раствором и были лишь пересыпаны песком, храм простоял века. Однако, помимо пожаров и войн, у древнего памятника нашелся еще один грозный враг – буйные воды Немана. Уже в 1720 году размытый рекой обрыв подошел вплотную к церкви, вызвав наклон ее стен. Настоятель храма, пытаясь предотвратить обрушение здания, велел возвести у подошвы горы забор, а также посадить на склоне деревья, чтобы их корнями укрепить берег. В 1840 года появилась угрожающая трещина в западной стене здания, а в ночь с 1 на 2 апреля 1853 года южная стена и часть западной стены здания обрушились в Неман. В 1889 году по той же причине была утрачена апсида диаконика. С тех пор гродненцы не оставляли попыток спасти храм и восстановить его, но их усилия раз за разом пресекали новые войны, среди которых особое место занимают Первая и Вторая мировые. Тем не менее, здание получило новые, более легкие деревянные стену и кровлю. Берег под храмом был основательно укреплен, проведены консервационные работы.

В советское время Коложа была закрыта и передана на попечение Государственного историко-археологического музея, а позже - Республиканского музея атеизма и истории религии. Вместе с комплексом памятников Замковой горы она была объявлена историко-архитектурным заповедником. В 1991 году храм был возвращен Церкви и вновь стал действующим, особо почитаемым верующими гродненцами.

В последние годы в Беларуси делается многое для сохранения историко-культурного наследия наших предков, развития туризма. Настал черед восстановить и бесценный памятник древнебелорусского зодчества – Коложу. К радости ученых, общий вид церкви до ее разрушения в 1853 году сохранился в ряде рисунков и чертежей с описанием узоров каменной кладки и необходимых для ее восстановления размеров. Еще в 2000–2005 годах был укреплен склон Коложского плато, что дало возможность приступить к проектированию работ. Реставраторы планируют в точности восстановить утраченные в XIX веке уникальные стены храма.

Летом 2011 г. археологи провели раскопки вокруг церкви, чтобы более детально изучить культурные слои прилегающей к ней территории и состояние ее фундаментов, что дало ценную информацию для более точного восстановления церкви. В ходе раскопок были найдены многочисленные захоронения, а также установлено, что в межвоенные годы фундамент церкви по всему его периметру был укреплен мощным бетонным поясом, скрытым под землей. Окончательно подтверждено также, что вокруг храма не существовало систематической застройки, и он не был частью городского посада.

Для того, чтобы закрыть Коложу на реставрацию, было решено построить неподалеку новый церковно-приходской комплекс, куда перенести церковную утварь. Согласно проекту, в состав комплекса вошли домовая церковь, крестильная, два воскресных класса, библиотека, трапезная и мастерская. Сдача зданий в эксплуатацию запланирована на весну 2012 года. В этом году, в день памяти святых благоверных князей и страстотерпцев Бориса и Глеба, Преосвященнейший Артемий, епископ Гродненский и Волковысский, совершил чин освящения фундамента под строительство храма в честь Коложской иконы Божией Матери.

По окончании строительства внутри церкви возобновятся исследовательские работы. Археологи из Академии наук Беларуси изучат внутреннее пространство здания. Только после детальных исследований можно будет приступить к восстановлению самого храма. Реставрация Свято-Борисо-Глебской церкви – дело непростое и очень ответственное, ведь Коложа претендует войти в Список памятников всемирного наследия ЮНЕСКО как историко-культурная ценность мирового значения наивысшей категории. В ходе разработки и уточнения проекта реставрации ученые стараются услышать мнения многих специалистов, в том числе международных экспертов, изучить разные точки зрения по вопросу восстановления этого уникального храма.

На восстановление церкви требуются значительные средства. В ходе акции "Восстановим Коложу вместе”, инициированной председателем Гродненского облисполкома Семеном Борисовичем Шапиро, уже собрано более ста миллионов рублей. Гродненцы ожидают помощь и со стороны крупных предприятий республики. Вскоре бесценная жемчущина белорусской нации вновь воссияет во всей своей первозданной красоте.

Коложа – действующая церковь: ежедневно в ней проводятся службы. Несмотря на очень маленькие размеры (13*25 метров) церковь изнутри выглядит просторной, благодаря тонким стенам и особой конструкции опор, которые имеют эллипсовидную форму. Стены Борисоглебской церкви сделаны из плоского кирпича – плинфы и декорированы майоликовой плиткой и плоскими валунами. Кроме того, в стены встроено большое количество полых глиняных сосудов - голосников, что делает акустику церкви уникальной. Такая отделка, а также голосники является отличительной чертой Гродненской школы зодчества, весьма распространенной во времена Галицко-волынского княжества.

Внутренняя отделка церкви выполнена уже в XX веке, однако в некоторых местах сохранились фрагменты расписных фресок XII столетия.

 

2. Нижняя церковь XII в: структура храма и его условное название. Система кладки, итерьер, алтарь, полы. Конструкция храма и его последующая история.

 

По предположению Н.Н. Воронина, первый каменный собор Городенского княжения построен не позднее 1183, возможно, ещё при первом Городенском князе Всеволодке (княжил в 1127-42 гг.). Время постройки Нижней церкви специалисты относят к 1116 или 1128-1141 годам.

Шестистолпный одноапсидный храм с плоскими лопатками. Столпы квадратные со скошенными углами. Равно скошены углы и самого здания. Боковые восточные членения пониженные, что ведёт к переносу давления на западную пару столбов. В юго-западном углу располагалась винтовая лестница для подъема на хоры, выделенная полукруглой стенкой. В убранстве стен, кроме полихромных камней и плиток применены поливные блюда.

Храм погиб в пожаре 1184/1185 года, о котором летопись сообщает: «Городен погоре весь и церкы каменая от блистание молние и шибения грома». Стены, однако, уцелели местами на высоту до 350 см. Хорошо сохранился рисунок пола.

Нижняя церковь в Гродно — законсервированные руины памятника XII века, яркого примера гродненской школы архитектуры.

 

Нижняя церковь была расположена на территории Старого замка. По сути, это самая старая постройка в городе, к которой можно прикоснуться. А еще обидно, что не многие гродненцы могут увидеть это потрясающее историческое наследие. Сохранившиеся стены Нижней церковь находятся на территории Старого замка в специальном крытом павильоне, на котором можно рассмотреть табличку «Вход только по заявкам».

Сейчас руины Нижней церкви (1116 г. или 1128—41 гг.) можно увидеть, посетив специальный крытый павильон на территории Старого замка.

Нижней она называется потому, что была еще и Верхняя, построенная на ее руинах. История обнаружения церкви заслуживает внимания.

Весной 1931 в Гродно во время паводков уровень воды в Немане поднялся почти на 6 метров. Для укрепления размытых склонов Замковой горы весной 1932 года начали вынимать грунт с внутренней стороны Старого замка. В результате случайно обнаружили остатки здания и плинфы XII века. Буквально чуть позже при археологических раскопках, которые продлились до 1937 года, нашли церкви Нижнюю и Верхнюю. Таким образом, Нижняя церковь была выявлена во время археологических раскопок 1931—1937 гг. (И. Иодковский, Н. Воронин) на территории Старого замка.

Сейчас руины Нижней церкви можно увидеть, посетив специальный крытый павильон (см. выше), там же остались небольшие фрагменты Верхней церкви.

Верхняя церковь построена на руинах Нижней церкви в XIV-XV вв. (после консервации в 1939 г. руины Верхней церкви размещены в отдельном павильоне возле здания Гродненского историко-археологического музея (Старого замка), в которое обычных посетителей не пускают). Небольшие фрагменты Верхней церкви (конец XVI—начало XV вв.), построенной на остатках Нижней, так же находятся в этом павильоне. Основные фрагменты Верхнего храма были перенесены в отдельный, второй павильон, расположенный слева от входа в музей Старого замка. К сожалению, доступ туристов в этот павильон не предусмотрен.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: