В основу построения урока И.Я. Лернер положил логику усвоения материала, которую можно представить в виде сменяющих друг друга учебных состояний школьника: воспринял понял
запомнил
повторил по образцу
повторил в новой ситуации, значит, усвоил. В своей целостности эта логика проявляется в комбинированном уроке, структура которого состоит из одиннадцати основных звеньев:
1) организационный момент;
2) проверка домашнего задания;
3) проверка ранее усвоенных знаний и умения для подготовки к новой теме;
4) постановка цели занятия перед учащимися;
5) организация восприятия и осмысления новой информации;
6) первичная проверка понимания;
7) организация способов деятельности по образцу;
8) творческое применение и добывание новых знаний и способов деятельности;
9) обобщение и систематизация полученных знаний и способов деятельности;
10) контроль результатов учебной деятельности, их оценка;
11) домашнее задание к следующему уроку.
Представленная последовательность и содержание перечисленных звеньев комбинированного урока жестко не фиксируются. Учителю дается возможность видоизменять его структуру, внося целесообразные коррективы.
Типы урока в данном подходе определяется по ведущему звену деятельности на уроке. Если ведущим звеном является усвоение новых знаний, то, в соответствии с этим, тип урока определяется как урок усвоения новых знаний.
Если на уроке в основном формируются умения и навыки, то тип урока определяется как урок формирования умений и навыков.
В педагогических пособиях основой для определения типа урока чаще выступает основная дидактическая цель, которая, по сути, и определяет основное звено деятельности на уроке. Поэтому противоречия в данных подходах нет. Однако предпочтение мы все-таки отдаем первому, так как основной определяем цель, соответствующую четвертому компоненту социального опыта (см. целеполагание на уроке ).
Обобщая большинство общепринятых подходов, можно сказать, что в современной школе в основном функционируют шесть типов урока:
1) урок усвоения новых знаний;
2) урок формирования умений и навыков;
3) урок повторения и закрепления полученных ЗУНов (в некоторых подходах отрицают наличие такого типа урока, но перед контрольной работой учитель, как правило, проводит такой урок – значит, он есть);
4) урок обобщения и систематизации полученных знаний и способов деятельности (иногда их рассматривают как два отдельных типа урока);
5) контрольно-проверочный урок В некоторых подходах его именуют урок контроля и коррекции ЗУНов. В некоторых – разделяют на два отдельных типа: урок контроля и урок коррекции ЗУНов (например, выполнение контрольной работы и следующая за ней работа над ошибками);
6) к омбинированный урок.
Вид урока, который определяется по ведущему методу на уроке (М.И. Махмутов). Так, урок усвоения новых знаний (тип урока) можно провести в виде лекции, конференции, деловой игры, самостоятельной работы и пр. (виды урока); урок формирования умений и навыков – в виде лабораторной или практической работы, семинара, исследования, концерта. В этом случае творческий урок будет фигурировать как вид урока в пределах заданного его типа.