ОПОРНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ СТРУКТУРНОГО АНАЛИЗА УРОКА




(КОМБИНИРОВАННЫЙ УРОК)

  Дидактическая задача этапа Содержание деятельности учителя Условия получения положительного результата Показатели выполнения дидактической задачи  
           
  1-й этап. Организация начала урока  
  Подготовить учащихся к работе на уроке Приветствие, определение отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку; готовность наглядных пособий, доски, наличие мела, раздаточного материала и пр. Психологический настрой детей на предстоящую работу. Сообщение плана занятия. Требовательность, собранность, доброжелательность, немногословность, четкость, ярко выраженная волевая направленность педагога и организованность детей Кратковременность орг.момента. Быстрое включение всех учащихся в деловой ритм; полная готовность класса и оборудования к уроку.  
  2-й этап. Проверка выполнения домашнего задания  
  Определить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми или большин-ством учащихся. Устранить обнаружен-ные пробелы. Выявления уровня знаний материала, заданного на дом. Определение типичных недостатков в знаниях и причин их появления. Организация работы по заполнению пробелов. Целевая направленность проверки, оперативность, разнообразие методов и приемов, развивающий характер проверки. Осознание учащимися уровня усвоения ими материала; желание и умение восполнить выявленные недостатки.  
  3-й этап. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока  
  Актуализировать опорные знания и способы деятельности Постановка проблемных и репродуктивных вопросов с целью создания информационного поля, опираясь на которое можно наиболее эффективно преподнести новый материал Системное видение учителем изучаемого детьми материала. Умение выстроить его в логической последовательности и заинтересовать детей последующей работой. Быстрое, четкое, содержательное реагирование детей на поставленные вопросы. Видение незавершенности имеющихся знаний, умений и навыков.  
  4-й этап. Постановка цели занятия перед учащимися.  
  Нацелить детей на предстоящую учебно-познавательную деятельность Декомпозиция общей цели на конкретные задачи. Преподнесение их ученикам в доступной форме. Лаконичность, понятность, конструктивность, реальность достижения поставленной цели. Видение учащимися конечного результата выполняемой ими деятельности. Понимание его значимости в процессе изучения темы, учебного предмета  
  5-й этап. Усвоение новых знаний.  
  Организовать усвоение новой информации Сообщение учителем нового материала, восприятие его учащимися Образность и системность изложения, умение перевести образы в сигналы, многократное повторение главного. Сознательное восприятие и запоминание информацииучащимися. Владение ключевыми понятиями темы, видение связей между ними  
6-й этап. Первичная проверка понимания  
Проверить полноту и осознанность полученных знаний Постановка вопросов, требующих осмысленного владения знаниями. Выявление пробелов в усвоении материала. Нацеливание школьников на их устранение Мыслительная активность учащихся. Привлечение класса к оценке ответов школьников. Понимание основного содержания усваиваемого материала. Умение отвечать на ключевые вопросы. Содержательные дополнения к ответам.  
  7-й этап. Закрепление знаний. Формирование способов деятельности по образцу.  
  Применить полученные знаний на практике Организация деятельности по воспроизведению и коррекции полученных знаний и формированию умений и навыков Многократность повторения деятельности в разных или одинаковых условиях. Умение воспроизводить полученные знания, применять их к объяснению явлений, использовать для решения задач. Устранение недостатков в знаниях и умениях.
  8-й этап. Творческое применение и добывание знаний и способов деятельности.
  Научить выходить за пределы уже изученного, известного. Постановка проблемных вопросов, наталкивание на правильное решение (или уведение от него). Создание атмосферы коллективного поиска. Стимулирова-ние самостоятельности решений. Преодоление боязни неправильных ответов. Применение старых знаний в новой ситуации и наоборот. Умение видеть проблемную ситуацию, задавать вопросы, находить нестандартные ответы, иметь свою точку зрения и уметь ее отстоять. Умение вести полемику.
  9-й этап. Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
  Интегриро-вать полученные знания и умения, включить их в межкурсовые и внутри-предметные системы. Постановка вопросов, решение проблемных заданий, направленных на систематизацию знаний и умений. Коллективный характер познавательной деятельности. Активность учащихся. Умение выделять главное и видеть связь между его частями. Целостное видение проблемы. Умение в частном видеть общее, а в общем – частное.
  10-й этап. Подведение итогов урока. Контроль результатов обучения.  
  Подвести итог обучению на уроке на содержательном (что усвоили) и технологическом (как этого достигли) уровнях. Проверить полноту, действенность, прочность и осознанность усвоенных ЗУНов Постановка дополнительных вопросов, использование нестандартных ситуаций в применении проверяемых знаний и умений. Учет реальных учебных возможностей школьников и их соотнесение с желаемым результатом Участие школьников в оценке всех и каждого на уроке. Конкретность предложений по ликвидации выявленных пробелов. Поддержание дальнейшего интереса к предмету, видение перспективы. Выявление положительного и отрицательного в процессе и результатах учебной деятельности. Мотивированная оценка лучших ответов, определение мер для последующей работы тем, кто затрудняется.  
                                         

11 этап. Информация о домашнем задании

Обеспечить дальнейшее усвоение изучаемого материала. Перевести знания из кратковременной памяти в долговременную Методические советы по выполнению домашнего задания. Акцентирование внимания на наиболее сложных его моментах. Краткость, четкость, конструктив-ность инструктажа. Дифференциро-ванность домашнего задания. Умение заинтересовать детей решением наиболее сложных задач. Понятность предстоящей работы. Запись д/з на доске и в дневниках. Успешность выполнения домашней работы проверяется на следующем уроке.  

 

Применив метод долевого участия, указанные суммы можно перевести в проценты. При расчете за 100% принимается максимально возможная сумма баллов. Если в группе 10 требований, каждое из которых может быть максимально оценено в 2 балла по трехбалльной шкале (или в 3 балла по четырехбалльной), то максимально возможная сумма баллов для одной группы составит 10х2=20 (или 10х3=30), для четырех групп: 20х4=80 (или 30х4=120)

Обозначив суммарные показатели эффективности по четырем группам a, b, c, d, можно определить процентные показатели эффективности реализации требований каждой группы и урока в целом: Э1, Э2, Э3, Э4, Эу.

Для первой группы: 20 баллов- 100%

а ----------

Используя аналогичные пропорции для 2, 3 и 4 групп получаем:

 

Для подсчета эффективности урока в целом при составлении пропорции за 100% принимается величина (20 х 4 = 80) баллов

Эу -------------- (a + b + c + d)

Отсюда вытекает, что

Совершив соответствующие подсчеты, можно определить качество проведенного урока. Если процентный показатель эффективности урока

(Эу) < 45% - урок неудовлетворительный,

45-64% - удовлетворительный,

65-84 % - хороший,

85% и более – отличный

Применение количественных показателей эффективности урока позволяет сравнивать внешне несравнимые величины (например, качество уроков физики и музыки, литературы и физкультуры) по объективным параметрам и позволяет найти общие направления и резервы совершенствования учебного процесса по всем предметам.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: