(КОМБИНИРОВАННЫЙ УРОК)
Дидактическая задача этапа | Содержание деятельности учителя | Условия получения положительного результата | Показатели выполнения дидактической задачи | |||||||||||||||||
1-й этап. Организация начала урока | ||||||||||||||||||||
Подготовить учащихся к работе на уроке | Приветствие, определение отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку; готовность наглядных пособий, доски, наличие мела, раздаточного материала и пр. Психологический настрой детей на предстоящую работу. Сообщение плана занятия. | Требовательность, собранность, доброжелательность, немногословность, четкость, ярко выраженная волевая направленность педагога и организованность детей | Кратковременность орг.момента. Быстрое включение всех учащихся в деловой ритм; полная готовность класса и оборудования к уроку. | |||||||||||||||||
2-й этап. Проверка выполнения домашнего задания | ||||||||||||||||||||
Определить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми или большин-ством учащихся. Устранить обнаружен-ные пробелы. | Выявления уровня знаний материала, заданного на дом. Определение типичных недостатков в знаниях и причин их появления. Организация работы по заполнению пробелов. | Целевая направленность проверки, оперативность, разнообразие методов и приемов, развивающий характер проверки. | Осознание учащимися уровня усвоения ими материала; желание и умение восполнить выявленные недостатки. | |||||||||||||||||
3-й этап. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока | ||||||||||||||||||||
Актуализировать опорные знания и способы деятельности | Постановка проблемных и репродуктивных вопросов с целью создания информационного поля, опираясь на которое можно наиболее эффективно преподнести новый материал | Системное видение учителем изучаемого детьми материала. Умение выстроить его в логической последовательности и заинтересовать детей последующей работой. | Быстрое, четкое, содержательное реагирование детей на поставленные вопросы. Видение незавершенности имеющихся знаний, умений и навыков. | |||||||||||||||||
4-й этап. Постановка цели занятия перед учащимися. | ||||||||||||||||||||
Нацелить детей на предстоящую учебно-познавательную деятельность | Декомпозиция общей цели на конкретные задачи. Преподнесение их ученикам в доступной форме. | Лаконичность, понятность, конструктивность, реальность достижения поставленной цели. | Видение учащимися конечного результата выполняемой ими деятельности. Понимание его значимости в процессе изучения темы, учебного предмета | |||||||||||||||||
5-й этап. Усвоение новых знаний. | ||||||||||||||||||||
Организовать усвоение новой информации | Сообщение учителем нового материала, восприятие его учащимися | Образность и системность изложения, умение перевести образы в сигналы, многократное повторение главного. | Сознательное восприятие и запоминание информацииучащимися. Владение ключевыми понятиями темы, видение связей между ними | |||||||||||||||||
6-й этап. Первичная проверка понимания | ||||||||||||||||||||
Проверить полноту и осознанность полученных знаний | Постановка вопросов, требующих осмысленного владения знаниями. Выявление пробелов в усвоении материала. Нацеливание школьников на их устранение | Мыслительная активность учащихся. Привлечение класса к оценке ответов школьников. | Понимание основного содержания усваиваемого материала. Умение отвечать на ключевые вопросы. Содержательные дополнения к ответам. | |||||||||||||||||
7-й этап. Закрепление знаний. Формирование способов деятельности по образцу. | ||||||||||||||||||||
Применить полученные знаний на практике | Организация деятельности по воспроизведению и коррекции полученных знаний и формированию умений и навыков | Многократность повторения деятельности в разных или одинаковых условиях. | Умение воспроизводить полученные знания, применять их к объяснению явлений, использовать для решения задач. Устранение недостатков в знаниях и умениях. | |||||||||||||||||
8-й этап. Творческое применение и добывание знаний и способов деятельности. | ||||||||||||||||||||
Научить выходить за пределы уже изученного, известного. | Постановка проблемных вопросов, наталкивание на правильное решение (или уведение от него). | Создание атмосферы коллективного поиска. Стимулирова-ние самостоятельности решений. Преодоление боязни неправильных ответов. | Применение старых знаний в новой ситуации и наоборот. Умение видеть проблемную ситуацию, задавать вопросы, находить нестандартные ответы, иметь свою точку зрения и уметь ее отстоять. Умение вести полемику. | |||||||||||||||||
9-й этап. Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности. | ||||||||||||||||||||
Интегриро-вать полученные знания и умения, включить их в межкурсовые и внутри-предметные системы. | Постановка вопросов, решение проблемных заданий, направленных на систематизацию знаний и умений. | Коллективный характер познавательной деятельности. Активность учащихся. Умение выделять главное и видеть связь между его частями. | Целостное видение проблемы. Умение в частном видеть общее, а в общем – частное. | |||||||||||||||||
10-й этап. Подведение итогов урока. Контроль результатов обучения. | ||||||||||||||||||||
Подвести итог обучению на уроке на содержательном (что усвоили) и технологическом (как этого достигли) уровнях. Проверить полноту, действенность, прочность и осознанность усвоенных ЗУНов | Постановка дополнительных вопросов, использование нестандартных ситуаций в применении проверяемых знаний и умений. Учет реальных учебных возможностей школьников и их соотнесение с желаемым результатом | Участие школьников в оценке всех и каждого на уроке. Конкретность предложений по ликвидации выявленных пробелов. Поддержание дальнейшего интереса к предмету, видение перспективы. | Выявление положительного и отрицательного в процессе и результатах учебной деятельности. Мотивированная оценка лучших ответов, определение мер для последующей работы тем, кто затрудняется. | |||||||||||||||||
11 этап. Информация о домашнем задании
|
|
|
Обеспечить дальнейшее усвоение изучаемого материала. Перевести знания из кратковременной памяти в долговременную | Методические советы по выполнению домашнего задания. Акцентирование внимания на наиболее сложных его моментах. | Краткость, четкость, конструктив-ность инструктажа. Дифференциро-ванность домашнего задания. Умение заинтересовать детей решением наиболее сложных задач. | Понятность предстоящей работы. Запись д/з на доске и в дневниках. Успешность выполнения домашней работы проверяется на следующем уроке. |
Применив метод долевого участия, указанные суммы можно перевести в проценты. При расчете за 100% принимается максимально возможная сумма баллов. Если в группе 10 требований, каждое из которых может быть максимально оценено в 2 балла по трехбалльной шкале (или в 3 балла по четырехбалльной), то максимально возможная сумма баллов для одной группы составит 10х2=20 (или 10х3=30), для четырех групп: 20х4=80 (или 30х4=120)
Обозначив суммарные показатели эффективности по четырем группам a, b, c, d, можно определить процентные показатели эффективности реализации требований каждой группы и урока в целом: Э1, Э2, Э3, Э4, Эу.
Для первой группы: 20 баллов- 100%
а ----------
Используя аналогичные пропорции для 2, 3 и 4 групп получаем:
Для подсчета эффективности урока в целом при составлении пропорции за 100% принимается величина (20 х 4 = 80) баллов
Эу -------------- (a + b + c + d)
Отсюда вытекает, что
Совершив соответствующие подсчеты, можно определить качество проведенного урока. Если процентный показатель эффективности урока
(Эу) < 45% - урок неудовлетворительный,
45-64% - удовлетворительный,
65-84 % - хороший,
85% и более – отличный
Применение количественных показателей эффективности урока позволяет сравнивать внешне несравнимые величины (например, качество уроков физики и музыки, литературы и физкультуры) по объективным параметрам и позволяет найти общие направления и резервы совершенствования учебного процесса по всем предметам.