Конституционные основы противодействия коррупции в Республике Беларусь (часть 2)




Норма Конституции Республики Беларусь, содержащаяся в части второй статьи 2 Конституции Республики Беларусь, в соответствии с которой гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией Республики Беларусь, коррелируется с принципом неотвратимости ответственности, закрепленным абзацем шестым статьи 4 Закона Республики Беларусь от 20.07.2006 N 165-З «О борьбе с коррупцией» (далее — Закон N 165-З) и абзацем седьмым статьи 4 Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 N 305-З «О борьбе с коррупцией» (далее — Закон N 305-З). Суть общеправового принципа неотвратимости ответственности состоит в обязательном выявлении и наказании всех лиц, совершивших правонарушения. Кроме того, необходимо учитывать и необходимость своевременного привлечения лица, виновного в совершении правонарушения, к ответственности. Аналогичным образом реализуется этот принцип и в рамках борьбы с коррупцией и заключается в том, что за каждое совершенное коррупционное или создающее условия для коррупции правонарушение лицо, виновное в его совершении, должно быть привлечено к юридической ответственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

 

Не в последнюю очередь неотвратимость наказания гарантируется атмосферой общественной нетерпимости к различным проявлениям коррупционного поведения, осуждением служебной нечистоплотности, возведением коррупции в степень аморального, безнравственного поведения [1]. Неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений — это своеобразный показатель доверия власти и общества. Только в обстановке общественного доверия, уверенности в торжестве справедливости, в том, что виновное лицо понесет заслуженное наказание, граждане будут обращаться в правоохранительные органы, а не предпочтут навязанные им коррупционные схемы в качестве оптимальных путей реализации собственных интересов и проблем.

 

Принцип неотвратимости ответственности имеет большое значение и для реализации принципа приоритета мер предупреждения коррупции, появившегося в Законе N 305-З, поскольку неотвратимость ответственности, как правило, удерживает лицо от преступного деяния как тогда, когда оно еще только намеревается совершить преступление, так и тогда, когда, будучи осужденным за первое преступление, оно начинает осознавать неизбежность наказания за любое преступление в будущем.

 

Одним из основополагающих принципов права является принцип презумпции невиновности, закрепленный в статье 26 Конституции Республики Беларусь, заключающийся в том, что никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда, и в том, что обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Принцип презумпции невиновности имеет непосредственное применение и в сфере противодействия коррупции, в то же время он взаимосвязан с принципом личной виновной ответственности, обозначенным в абзаце седьмом статьи 4 Закона N 165-З и абзаце восьмом статьи 4 Закона N 305-З. Принцип личной виновной ответственности реализуется, во-первых, посредством правильной квалификации содеянного при обязательном учете вины лица, совершившего преступление; во-вторых, в процессе назначения наказания личный виновный вклад лица в преступление учитывается при избрании ему меры наказания. В итоге наказание за преступление должно носить сугубо личный характер. Это требование лежит в основе принципа индивидуализации наказания. Таким образом, применительно к рассматриваемой сфере общественных отношений лицо подлежит ответственности за совершение коррупционного или создающего условия для коррупции преступления только при установлении его вины с учетом индивидуализации наказания. При этом по общему правилу лицо не обязано доказывать свою невиновность.

 

Следование принципу презумпции невиновности призвано служить гарантией справедливого правосудия и соблюдения прав и свобод человека. С реализацией прав и свобод связан принцип гуманизма, предусмотренный различными статьями Конституции Республики Беларусь, который является также и неотъемлемым принципом борьбы с коррупцией. Он находит свое воплощение не только в рамках статьи 4 Закона N 165-З и статьи 4 Закона N 305-З, но и в иных положениях, содержащихся в законодательстве об ответственности за коррупционные и создающие условия для коррупции преступления и административные правонарушения.

 

Так, согласно статьям 2 и 21 Конституции Республики Беларусь человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. Обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства. В связи с этим право каждого на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство, предусмотренное статьей 28 Конституции Республики Беларусь, также отражает сущность принципа гуманизма.

 

Обеспечению защиты прав и свобод способствуют и нормы статьи 23 Конституции Республики Беларусь, в рамках которой в соответствии с частью первой статьи 23 Конституции Республики Беларусь ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц; статьи 27 Конституции Республики Беларусь, в которой установлено, что никто не должен принуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников, а доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы; статьи 58 Конституции Республики Беларусь, устанавливающей, что никто не может быть понужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией Республики Беларусь и ее законами, либо к отказу от своих прав. Следует также отметить, что обеспечению обозначенных и иных прав и реализации принципа гуманизма способствует обязанность каждого уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц, предусмотренная статьей 53 Конституции Республики Беларусь.

 

Принцип гуманизма выражается и в том, что лицу, совершившему преступление или правонарушение, должны быть назначены наказание или иная мера ответственности, необходимые и достаточные для его исправления. Наказание и иные меры ответственности не имеют своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства. Подтверждением тому служит статья 25 Конституции Республики Беларусь, часть третья которой закрепляет норму о том, что никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию, а также без его согласия подвергаться медицинским или иным опытам, являющаяся логическим продолжением части первой статьи 25 Конституции Республики Беларусь, указывающей на то, что государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности, а ограничение или лишение личной свободы возможно только в случаях и порядке, установленных законом.

 

Это далеко не полная характеристика статей Конституции Республики Беларусь, в рамках которых в достаточной степени может быть раскрыт как принцип гуманизма, так и иные принципы. В то же время применительно к сфере борьбы с коррупцией с учетом содержания преамбулы Закона N 165-З и преамбулы Закона N 305-З принцип гуманизма можно сформулировать следующим образом: законодательство о борьбе с коррупцией направлено на защиту прав и свобод граждан, общественных интересов от угроз, вытекающих из проявлений коррупции. Лицу, совершившему коррупционные и создающие условия для коррупции преступления или административные правонарушения, должна быть назначена мера уголовной или административной ответственности, необходимая и достаточная для исправления или воспитания лица, совершившего правонарушение. Меры ответственности в отношении физических лиц не имеют своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства, а в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — не имеют своей целью причинение вреда их деловой репутации. Каждому, кто обвиняется в совершении коррупционных правонарушений, гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в соответствии с законодательством.

 

Каждый из охарактеризованных принципов, закрепленных в Конституции Республики Беларусь, находит свое отражение и воплощение и в иных нормативных правовых актах, входящих в систему антикоррупционного законодательства Республики Беларусь [2].

 

Анализируя конституционные основы противодействия коррупции и учитывая, что коррупция угрожает стабильности и безопасности общества, нанося ощутимый урон его социально-экономическому и политическому развитию, и что «готовность к эффективной борьбе с коррупцией является важнейшим показателем цивилизованности государства, его приверженности к демократическим принципам и ценностям» [3], необходимо обратить внимание на статью 59 Конституции Республики Беларусь, содержащую положение о том, что государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь. Следует также иметь в виду, что государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности. Эти органы и лица несут ответственность за действия, нарушающие права и свободы личности. Таким образом, реализация норм статьи 59 Конституции Республики Беларусь способствует осуществлению отдельных мероприятий, направленных на борьбу с коррупцией, и находит свое непосредственное отражение и закрепление в антикоррупционном законодательстве.

 

Кроме того, статья 60 Конституции Республики Беларусь каждому гарантирует защиту его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки. Частью третьей статьи 115 Конституции Республики Беларусь предусмотрено право сторон и лиц, участвующих в процессе, на обжалование решений, приговоров и других судебных постановлений. С целью защиты прав, свобод, чести и достоинства граждане в соответствии с законом вправе взыскать в судебном порядке как имущественный вред, так и материальное возмещение морального вреда.

 

Согласно статье 62 Конституции Республики Беларусь каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, органах местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях и в отношениях с должностными лицами и гражданами. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государственных средств.

 

В некоторой степени так называемый антикоррупционный потенциал присутствует в тех положениях Конституции Республики Беларусь, в которых перечислены функции и компетенция государственных органов (высших должностных лиц). Например, Президент Республики Беларусь в соответствии со статьей 79 Конституции Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти. Президентом Республики Беларусь осуществляется подбор и расстановка кадров, в том числе и в области противодействия коррупции. Решая кадровые вопросы в рассматриваемой сфере общественных отношений, Глава государства осуществляет непосредственное их регулирование. Статьей 85 Конституции Республики Беларусь предусмотрено, что Президент Республики Беларусь, являясь Главой государства, на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь издает декреты, указы, распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории страны, в том числе по вопросам борьбы с коррупцией [2]. Следовательно, в соответствии с Конституцией Республики Беларусь на Главу государства возложены важнейшие функции и задачи, в том числе осуществляемые посредством реализации мер, направленных на противодействие коррупции.

 

Аналогичным образом могут быть представлены закрепленные в Конституции Республики Беларусь и направленные на обеспечение мер борьбы с коррупцией полномочия иных высших должностных лиц, государственных органов: Правительства Республики Беларусь, Парламента Республики Беларусь, Судов Республики Беларусь, Прокуратур Республики Беларусь (в том числе государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, государственных органов и иных организаций, участвующих в борьбе с коррупцией). В то же время считаем целесообразным отметить, что деятельность обозначенных органов и порядок их взаимодействия в рассматриваемой сфере общественных отношений заслуживают отдельного внимания и могут быть охарактеризованы в рамках самостоятельного исследования. Тем не менее анализ положений антикоррупционного законодательства [2] показывает, что в целом все они имеют необходимые полномочия по обеспечению эффективного правового регулирования, совершенствованию правоприменительной практики в направлении обеспечения мер, направленных на борьбу с коррупцией, и формируются в соответствии с конституционными основами противодействия этому негативному явлению.

 

В связи с этим целесообразно сослаться на Послание Конституционного Суда Республики Беларусь Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания Республики Беларусь «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2013 году», принятое решением Конституционного Суда Республики Беларусь от 21.01.2014 N Р-915/2014 «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2013 году», в рамках которого отмечено, что утверждение во всех сферах государственной и общественной жизни конституционной законности, обеспечение конституционализации общественных отношений, формирование конституционной культуры являются обязанностью всех государственных и общественных институтов, должностных лиц и граждан. Через осмысление и реализацию конституционных положений происходит становление человека и гражданина как носителя конституционных прав, свобод и обязанностей, активного участника конституционных отношений. Обозначенная позиция весьма актуальна и при характеристике антикоррупционной политики государства.

 

В заключение можно сделать вывод о том, что конституционализация общественных отношений предполагает прямое воздействие конституционных принципов и норм на социально-экономические и общественно-политические процессы посредством правовых механизмов обеспечения верховенства Конституции Республики Беларусь и ее прямого действия. В Конституции Республики Беларусь заложен значительный потенциал правовых преобразований. Путем толкования конституционных положений, выявления конституционно-правового смысла норм законодательных актов обогащается содержание Конституции Республики Беларусь, осуществляется его приращение доктринальными положениями. Это многократно усиливает регулятивный потенциал Конституции Республики Беларусь, открывает простор ее прямому действию, позволяет гражданам и должностным лицам воспринимать Основной Закон нашего государства не просто как совокупность правовых норм и принципов, обладающих высшей юридической силой, а как наполненный реальным содержанием общественный договор, на основе которого достигаются общественное согласие и доверие между личностью, обществом и государственной властью [4].

 

Таким образом, будучи Основным Законом, обладающим высшей юридической силой, Конституция Республики Беларусь представляет собой фундамент, юридическую основу проводимых в государстве и обществе преобразований, определяет характер взаимоотношений общества и государственной власти, главные направления развития государства, его ценностные установки, в том числе и в рамках противодействия коррупции.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: