Это высшее руководство организации: президент и вице-президенты (директор и его заместители).
Высшие менеджеры отвечают за принятие важнейших решений для организации в целом или для ее основных частей.
Руководители среднего уровня управления заняты в основном разработкой долгосрочных (перспективных) планов, формированием стратегических целей, адаптацией организации к переменам, управлением отношениями организации и внешней среды.
К высшему звену относятся 3-7 % управленческого персонала.
Стратегический менеджмент - вид управления, при котором высшее руководство переносит центр внимания на окружение фирмы с тем, чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения. Стратегический менеджмент предусматривает:
· определение ключевых позиций на перспективу в зависимости от приоритетности целей;
· выделение ресурсов организации под стратегические цели фирмы;
· создание центров руководства каждой стратегической целью;
· оценку и стимулирование производственных подразделений и их руководителей по мере достижения стратегических целей.
Стратегический менеджмент - это процесс, предусматривающий три этапа.
1. В рамках стратегического планирования определяют долгосрочные перспективы развития предприятия и его главных подразделений.
2. На этапе реализации планов разрабатывают мероприятия по осуществлению фирменной стратегии.
3. В процессе контроля определяют основные проблемы в области стратегии компании.
Маркетинговый менеджмент призван посредством маркетинговой деятельности по реализации созданного организацией продукта увязать в единый процесс удовлетворение потребностей клиентов организации и достижение ее целей. Предусматривает такие процессы и действия:
· изучение и сегментация рынка;
· разработка товаров;
· ценообразование;
· создание систем сбыта;
· распределение и сбыт созданной продукции;
· реклама.
Производственный менеджмент предполагает, что руководители определенного уровня и соответствующие функциональные службы управляют процессом переработки сырья, материалов и полуфабрикатов в готовую продукцию. Операции производственного менеджмента:
· управление разработкой и проектированием продукта;
· выбор технологического процесса, расстановка кадров, техники;
· управление закупкой сырья, материалов и полуфабрикатов;
· управление запасами на складах, включающее в себя управление хранением закупленных товаров, полуфабрикатов собственного изготовления для внутреннего пользования и конечной продукции;
· контроль качества.
Финансовый менеджмент состоит в управлении процессом движения финансовых средств в организации; включает в себя:
· составление бюджета и финансового плана;
· формирование денежных ресурсов;
· распределение денег между структурами, определяющими жизнедеятельность организации;
·оценку финансового потенциала организации.
Кадровый менеджмент связан с использованием возможностей работников для достижения целей организации.
Его элементы:
· подбор и расстановка кадров;
· обучение и развитие кадров;
· компенсация за выполненную работу;
· создание условий на рабочем месте;
· поддержка отношений с профсоюзами и разрешение трудовых споров.
Инновационный менеджмент состоит в управлении исследованиями, разработками и развитием фирмы; управляет такими действиями:
· развитием собственной научной, научно-технической и экспериментальной базы;
· проведением исследований самостоятельно и в кооперации с другими организациями;
· оформлением заказов на проведение научных исследований или экспериментальных работ сторонней организацией;
· приобретением лицензий на право производства товаров или услуг;
· управлением новыми проектами, программами.