Начало большого восстания.




 

Летом 1850 г. Хун Сюцюань призвал своих сторонников со­браться в деревне Цзинь-тянь (тот же Гуйпин) в Гуанси, чтобы подготовиться к решительной борьбе с властями. На призыв от­кликнулись примерно 20—30 тыс. человек — мужчины, женщи­ны, дети. Многие, продав все имущество, приходили к тайпинам целыми семьями и даже кланами.

Уже на ранней стадии восстания сторонники Хун Сюцюаня стремились реализовать некоторые важнейшие принципы его уче­ния. Одним из них было положение об изначальном равенстве всех людей. В этом сказалось влияние как христианских идей, так и ки­тайской традиции, связанной с историей религиозных сект и тай­ных обществ. Как мы видели ранее, принцип изначального равен­ства всех созданий Божьих исповедовался и последователями ре­лигиозных сект, в основе верований которых лежали в первую очередь буддийские принципы. Сторонники Хун Сюцюаня попы­тались воплотить эти верования в некоторых общественных ин­ститутах. Одним из наиболее важных нововведений у восставших стали общественные кладовые, куда последователи движения долж­ны были отдавать все имущество, превышающее минимум, необ­ходимый для самой простой жизни. Сюда впоследствии передава­лось также захваченное повстанцами в ходе гражданской войны.

Тайпинское руководство разделило своих последователей на мужские и женские отряды, объявив, что вступление в брак бу­дет разрешено после победы народной войны. В тайпинских рядах были запрещены и сурово карались употребление табака и нар­котиков; а также азартные игры. В знак непризнания власти мань­чжурской династии тайпины отрезали косу и носили распущен­ные волосы, спадавшие на плечи. По этой причине в правитель­ственных источниках их часто называли «длинноволосыми».

Социальный состав восставших был разнородным — это было в полном смысле народное движение, собравшее под свои зна­мена людей разного общественного положения и различных на­циональностей. В его рядах были земледельцы-хакка, а также те, кто принадлежал к местным кланам, рабочие-углежоги и шахте­ры, занятые на разработках в горных районах Гуанси, бедняки и состоятельные люди, выходцы из семей шэнъши, ханьцы и пред­ставители местных народов, в первую очередь чжуан, и др. Но, разумеется, основную массу составляли те, кого можно отнести к низам тогдашнего китайского общества, — его маргиналы и даже люмпены.

Тем не менее из этой крайне разнородной массы людей, уви­девших в движении тайпинов путь к иной, более достойной жизни, его руководителям удалось создать вполне дисциплинирован­ное и боеспособное войско. У ж е летом и осенью 1850 г. повстан­цам пришлось неоднократно вступать в военные действия с от­рядами деревенской самообороны, которые по приказанию мест­ного начальства направлялись на подавление начавшейся смуты. Выступления, организованные местными могущественными кла­нами, были отражены восставшими.

Число сторонников движения росло, ему становилось тесно в отдаленном, богом забытом районе Гуанси. В январе 1851 г. было официально объявлено о начале восстания и образовании Не­бесного государства великого благоденствия, а также об основ­ной цели восставших — свержении установившегося обществен­ного порядка, воплощением которого в глазах тайпинов была правящая маньчжурская династия.

Казалось, что инсургенты стремятся полностью искоренить все, что имело хоть какое-то отношение к китайской культуре и ис­торической традиции, и утвердить на их месте совершенно дру­гие, западные, ценности. Они расправлялись со всеми, кто так или иначе был связан со службой правящей династии. Беспощад­но уничтожались все члены семей, в домашнем скарбе которых были найдены хотя бы отдельные предметы церемониальной одежды чиновника. Руководители движения объявили об отказе от традиционной системы экзаменов и набора посредством нее кандидатс)в на государственную службу. Они выступали против традиционных китайских религиозных «трех учений», назвав их ересью, безжалостно уничтожая при этом культовые сооружения и изваяния святых, дорогие сердцу не только книжника-чинов­ника, но и простого человека. На место всего этого они выдвину­ли христианство в интерпретации Х у н Сюцюаня как единствен­но верное учение.

Однако движение тайпинов не означало полного разрыва с прошлым. Уже в самом названии тайпинского государства (Тай-пин таньго — Небесное государство великого благоденствия) обнаруживается сочетание христианских влияний с вполне тра­диционными представлениями. «Небесное государство» — эту первую часть названия, скорее, можно отнести к влиянию за­падных религиозных концепций. Хотя для тайпинов Бог — это «тянь-чжу» (Хозяин Неба), т.е. Бог Отец по библейской тради­ции. В сознании простого китайца он вполне мог совмещаться с привычным представлением о Небе, которое также способно к творению, но это принципиально иной акт, нежели тот, кото­рый лежит в основе христианских учений.

Явное воздействие традиционных китайских представлений мы находим во второй части названия государства, созданного тайпинами, — «великое благоденствие». Именно этот термин встречаем в древнем трактате «Чжоу ли» (Ритуал Чжоу). Именно оттуда главным образом были почерпнуты Хун Сюцюанем ос­новные идеи, связанные с принципами государственного и об­щественного строя, который инсургенты были призваны утвер­дить в своем государстве.

Думается, что ничего принципиально нового не было и в об­ращении к иностранному религиозному учению, в данном слу­чае христианству. Достаточно вспомнить, что идеология религи­озных сект восприняла ряд положений буддизма, китайцам был известен и ислам, хотя родина этих учений далеко от Китая. Да и само христианство не являлось совершенно новым и неизвест­ным китайцам учением. Несмотря на гонения в XVIII в., христиане существовали в цинской державе. Шокирующей была та жест­кость в религиозной пропаганде и действиях, которой отлича­лись тайпины. Впоследствии это сослужило им плохую службу, оттолкнув их потенциальных последователей из числа простых китайцев или шэныпи, готовых откликнуться на призыв к воз­рождению китайской государственности, но неспособных отка­заться от традиционной китайской учености, постижение кото­рой составляло смысл их существования.

Тайпинское восстание принято разделять на несколько этапов. Первый этап охватывает 1850—1853 гг. Это было время, когда вос­ставшие собирали силы, создавали вооруженные отряды, в даль­нейшем превратившиеся в армии, и с боями продвигались на север. Он завершился осадой и захватом Нанкина, который был превращен тайпинами в столицу своего государства. Наивысший подъем восстания пришелся на 1853—1856 гг. В этот период ин­сургентам удалось не только создать вполне стабильное государ­ственное образование на территории нескольких приморских про­винций нижнего течения Янцзы, но и предстать в качестве ре­альной угрозы цинской династии. События, связанные с кровавой междоусобной борьбой в тайпинском руководстве осенью 1856 г., делят историю восстания на восходящий период и время, когда восставшие безуспешно пытались удержать завоеванное в тяже­лой борьбе. 1856—1864 гг. — последний этап в тайпинской исто­рии, завершившийся падением Нанкина и гибелью всех основ­ных участников тайпинской драмы.

Осенью 1851 г. тайпины захватили небольшой город в север­ной Гуанси — Юнъань, где пробыли до весны следующего года. Здесь было завершено образование политических институтов тай-пинского государства, Небесным ваном (правителем) стал Хун Сюцюань, что свидетельствовало о его главенствующем положении в тайпинской иерархии. Ян Сюцин, командующий тайпинс-кими войсками, получил титул Восточного вана. Вэй Чанхуэй стал Северным ваном, а Ши Дакай — Отдельным ваном. Каждый из этих правителей имел под своим командованием собственные вооруженные силы и административный аппарат. Верховным вож­дем считался Хун Сюцюань, которого вскоре стали приветство­вать обращением «ваньсуй» (пожелание «десяти тысяч лет жиз­ни»). Однако истинным военным руководителем и верховным администратором был Ян Сюцин, государственный талант кото­рого раскрылся в полной мере. Впоследствии Хун большую часть времени проводил за написанием религиозных и философских сочинений, в то время как главное бремя государственных забот лежало на плечах Ян Сюцина.

Осенью 1852 г. тайпины были блокированы в Юнъане регу­лярными правительственными войсками. Сумев неожиданным ударом прорвать осаду, нанеся поражение цинским отрядам, пытавшимся остановить их, с боями они двинулись на север. Не­удачи сменялись громкими победами. Тайпинам так и не удалось овладеть столицей Хунани г. Чанша, несмотря на его длитель­ную осаду, однако наступление на Учан — столицу Хубэя — за­вершилось захватом этого важнейшего политического и военно­го центра Китая (февраль 1853 г.). В руки тайпинов, которых к этому времени насчитывалось, очевидно, до полумиллиона че­ловек, попали запасы вооружения из учанских арсеналов. На Янц­зы ими также было захвачено большое количество речных судов.

В сложившейся обстановке руководству повстанцев предстоя­ло сделать серьезный выбор — решить, куда двигаться дальше. Можно было продолжить наступление на север с целью захвата столицы и свержения маньчжурской власти. Избери тайпины этот вариант, им, возможно, удалось бы сбросить цинское владыче­ство, поскольку в этот момент центральное правительство не рас­полагало сколько-нибудь значительными силами между Учаном и Пекином, способными остановить инсургентов.

Однако было принято другое решение — повернуть на восток и, спустившись по течению Янцзы, овладеть Нанкином и пре­вратить его в столицу тайпинского государства. За этим решени­ем стояли опасения повстанцев, бывших южан, слишком далеко уходить на север, который представлялся им незнакомым и чуж­дым. Не последнюю роль сыграли также воспоминания о том, что победитель монгольской династии Юань Чжу Юаньчжан так­же сначала столицей своего государства сделал именно Нанкин.

В марте после ожесточенной осады тайпины захватили Нан­кин. С этого времени город оставался столицей Небесного госу­дарства вплоть до его падения в 1864 г.

 

Второй этап борьбы.

 

Сделав своей базой провинции центрально-южного Китая, расположенные главным образом в бассейне нижнего течения Янцзы, восставшие не отказались полностью от идеи подчине­ния Северного Китая. У ж е весной 1 8 5 3 г. ими была организована первая экспедиция для завоевания Пекина. Несмотря на то что войсками командовал один из наиболее талантливых тайпинских военачальников, поход закончился неудачей, главным образом из-за недостаточного количества сил. К октябрю того же года ар­мии, численность которой сократилась до 20 тыс. человек, уда­лось дойти до пригородов Тяньцзиня, но взять город столь не­многочисленные силы, лишенные к тому же осадной артилле­рии, не смогли. Посланный в начале 1854 г. на помощь второй отряд, насчитывавший приблизительно 40 тыс. человек, не смог поправить дело. Оправившись к этому времени от первых пора­жений, цинские войска после нескольких месяцев упорных боев разгромили обе армии, участвовавшие в северной экспедиции, их командиры были взяты в плен и казнены. Таким образом, тай-пины как минимум дважды упустили реальный шанс положить конец маньчжурскому правлению и объединить Китай под влас­тью Небесного вана.

Вначале правительственные силы были слишком слабы и по­стоянно терпели поражения от восставших. Опасаясь вступить с тайпинами в решающее сражение, цинские армии следовали за ними на почтительном расстоянии. После того как тайпины осе­ли в Нанкине, правительственные войска создали два укреплен­ных лагеря на подступах к городу, накапливая силы и готовясь к решительному сражению, которое должно было привести к пе­релому в военных действиях. Однако этот перелом был связан не столько с активностью войск центрального правительства, сколько с формированием новых вооруженных сил, находившихся под контролем китайских чиновников-военачальников и созданных на основе отрядов ополчения могущественных кланов в тех райо­нах, по которым прокатились волны тайпинского нашествия. Первыми такими соединениями были отряды «хунаньских мо­лодцов», сформированные по разрешению цинского правитель­ства видным чиновником хунаньского происхождения Цзэн Го-фанем (1811—1872). Первые победы над тайпинами принадлежа­ли именной хунаньской армии.

Создание китайских армий, находившихся под контролем имен­но китайских, а не маньчжурских военачальников, означало очень многое с точки зрения будущности тайпинского государства. Мест­ная китайская элита, представленная могущественными кланами и связанным с ними чиновничеством, предпочла оказать поддержку маньчжурской династии, а не тайпинам, разрыв которых с общественными устоями конфуцианской государственности, как: мы уже говорили, оказался слишком радикальным.

Складывание региональных военных формирований, находив­шихся под номинальным контролем центра, имело и еще одно весьма важное для будущего политического развития Китая по­следствие: тем самым были заложены ростки явления, которое в китаеведческой литературе принято называть «региональным милитаризмом». Суть его состояла в том, что ослабленная разви­вавшимся династийным кризисом, внутренними смутами и внеш­ними вторжениями императорская власть была уже не способна удерживать страну в рамках системы централизованного контро­ля. Влиятельные местные чиновники, подчинившие себе много­численные вооруженные формирования, созданные первоначаль­но для борьбы с тайпинами, превращались в силу, политически весьма независимую от пекинских властей. Этот процесс имел и другую сторону — «региональными милитаристами» были не мань­чжуры, а представители китайской по своему происхождению чиновничьей элиты. В этом находило выход ее стремление к со­циальному самоутверждению, и маньчжурская правящая груп­па, желавшая продолжения своего правления в Китае, вынужде­на была с этим смириться.

Между тем, превратившись во властителей Нанкина и терри­тории площадью примерно 50 на 100 км вокруг него, тайпинские правители все более утрачивали облик аскетических руководите­лей народного движения. Содержание кладовых использовалось для строительства роскошных дворцов, содержания многочисленной челяди и гаремов. Уравнительные принципы, не забытые оконча­тельно, были оставлены исключительно для подданных.

Именно в Нанкине, положение в котором прочно контроли­ровалось тайпинской администрацией и армией, повстанцы на практике попытались реализовать свое видение общества «всеоб­щей гармонии». Городское население делилось на мужскую и жен­скую общины, отношения между которыми были ограничены; последние в свою очередь делились на объединения по профес­сиональному признаку. Ткачи изготавливали ткани, женщины-швеи шили из них одежду, оружейники делали доспехи и мечи, а гончары — посуду для дворцов тайпинских правителей. Деньги в этом царстве уравнительного коммунизма были отменены, и каждый мог, по крайней мере, рассчитывать, что его нужды бу­дут удовлетворены из общественных кладовых. Однако эта систе­ма, введенная в практику общественной жизни в Нанкине, про­существовала недолго и была отменена в результате протестов И недовольства горожан.

За этими мерами, принятыми тайпинами, стояло не только стремление на практике осуществить идеи примитивного социализ­ма, весьма распространенные в традиционных обществах различ­ных типов и питавшиеся идеологией сельских и городских низов, но и желание утвердить модель восточного деспотизма в ее наибо­лее чистом виде — так, как она была описана в древних трактатах.

Этой же цели была подчинена и программа преобразований в сельских районах, так никогда и не осуществленная в жизни. Ее основные положения сформулированы в сочинении «Земельная система Небесной династии», автором которого был сам Хун Сюцюань. Эта система основывалась на уравнительном распреде­лении земли между общинами, которые одновременно являлись религиозными и низшими военными объединениями. Их члены совместно отправляли культы, связанные с христианским уче­нием, интерпретированным и преобразованным Хун Сюцюанем. Каждая из таких общин выделяла мужчин боеспособного возрас­та для службы в армии. Все, что превышало минимум необходи­мых потребностей, подлежало сдаче в государственные хранили­ща. В этом проявилось стремление Хун Сюцюаня утвердить обра­зец восточного деспотизма в его наиболее классическом виде. Аграрная программа Хун Сюцюаня не была направлена на лик­видацию крупного землевладения. Ее цель состояла в экспроприа­ции земли всех землевладельцев в пользу государства. Вряд ли можно было ожидать, что деревня (может быть, за исключением наиболее обездоленных ее жителей) охотно откликнется на выд­вижение программы такого рода.

Тем не менее практическое проведение политики тайпинской администрации в жизнь в перешедших под ее контроль сельских районах говорило о ее определенных социальных ориентациях. В сущности, тайпины не приняли практических мер, которые мож­но было бы интерпретировать как стремление изменить характер аграрного строя. Правда, они пытались, сократить арендную пла­ту в случае неурожая или стихийных бедствий. Впрочем, все это входило в традиционный перечень мер, которые должна была осуществлять любая династия, стремившаяся управлять в соот­ветствии с принципами дао и дэ.

В целом, однако, вплоть до осени 1856 г. положение в тайпинс-ком лагере оставалось стабильным. Тайпинам удалось удерживать весьма значительную территорию, имевшую стратегическое зна­чение, и не только успешно отбивать атаки, но и наносить пора­жения правительственным войскам и отрядам местных военных предводителей, выступивших на стороне цинского правительства.

Тайпинское государство было резко ослаблено внутренней борьбой, вспыхнувшей осенью 1856 г. и отметившей собой рубеж, после которого восстание пошло по нисходящей линии. Причины происшедшего по-разному оценивались историками, но более всего это походило на стремление захватить верховную власть в тайпинском государстве. Действующими лицами сентябрь­ских событий были все основные руководители тайпинского го­сударства, сумевшие уцелеть в ходе походов и боев. Прежде всего это была борьба между Небесным ваном Хун Сюцюанем и его наиболее влиятельным соратником Ян Сюцином, уже ко време­ни занятия Нанкина сосредоточившим главные нити политичес­кого и военного контроля в своих руках.

После превращения Нанкина в тайпинскую столицу отноше­ния между ними стали резко ухудшаться, начало чему было по­ложено еще в конце 1853 г., когда Ян под предлогом того, что его устами вещает Сам Бог Отец, осудил Хуна за недостойное поведение, объявив, что он «начал слишком много грешить».

В начале лета 1856 г. произошел еще один эпизод, который также можно было истолковать как претензию Ян Сюцина на захват главенствующего положения в тайпинской иерархии. На этот раз «Бог Отец» потребовал, чтобы Хун Сюцюань пожелал ему, Ян Сюцину, не «девять тысяч лет жизни», а все «десять», что по существующему церемониалу было положено желать только самому Хун Сюцюаню.

Ян Сюцин, который деспотическими методами правления восстановил против себя других тайпинских руководителей, для рядовых тайпинов продолжал оставаться любимым и почитае­мым предводителем восстания. Об истинных причинах сентябрь­ских событий 1856 г. можно строить предположения, внешне же их канва выглядит следующим образом.

На рассвете 2 сентября 1856 г. части, верные Северному вану Вэй Чанхуэю, ворвались в резиденцию Яна и безжалостно унич­тожили всех, кто там находился, включая и самого Ян Сюцина. Через несколько дней после этого был издан эдикт от имени Хун Сюцюаня, в котором Вэй Чанхуэй подвергался осуждению за происшедшее, более того, он был приговорен к публичному наказанию палками во дворце верховного правителя тайпинов. Уцелевшие сторонники Ян Сюцина, которых в Нанкине насчи­тывалось несколько тысяч человек и которые, несомненно, пред­ставляли опасность для участников заговора, желая быть свиде­телями унижения своего врага, без оружия собрались в указан­ном месте. Но здесь они были окружены бойцами Вэй Чанхуэя и безжалостно и хладнокровно уничтожены.

Узнав о случившемся, Ши Дакай, находившийся в это время на войне, снял войска с передовых позиций и в октябре объявился у стен Нанкина. Происшедшее вызвало его крайнее осуждение, которое он и не пытался скрывать. Вэй готовил расправу и над Ши Дакаем, надеясь таким образом избавиться от основных со­перников в борьбе за главную роль в тайпинской державе.

Ши Дакаю чудом удалось избежать смерти. Получив сообщение о готовящейся расправе над ним, он бежал из города. По одним сведениям, его верные люди помогли ему спуститься с городской стены по веревке, по другим — телохранители вынесли его за пре­делы Нанкина в корзине, в которой обычно зеленщики доставля­ли в город овощи. Тогда по распоряжению Вэя была совершена расправа над членами семьи Ши Дакая, оставшимися в городе.

Однако победа Вэй Чанхуэя была непродолжительной. Через месяц по требованию Ши Дакая и других многочисленных руко­водителей тайпинов он был лишен жизни вместе с несколькими сотнями своих приверженцев. Ши Дакай с триумфом вернулся в Нанкин.

Не совсем ясна роль, которую в этих событиях играл Хун Сюцюань. Скорее всего, он являлся участником заговора, направ­ленного против Яна, но впоследствии стал опасаться чрезмер­ного усиления власти того, кто, выполняя его волю, расправил­ся с Восточным ваном. Тем не менее устранение Вэй Чанхуэя, а которого и была возложена вся ответственность за трагические события, помогло ему сохранить ореол верховного правителя, чрезмерным доверием которого воспользовались враждебно на­строенные приближенные.

Последовавшие государственные перевороты и контрперевороты были поистине ужасны. Погибли тысячи людей, составляв­шие цвет тайпинского военного командования и политического руководства. По данным источников, их число составило более 20 тыс. человек.

Все это вызвало рост взаимного недоверия в тайпинском ру­ководстве и в конечном счете привело к расколу движения. В 1856 г. Ши Дакай, очевидно не без оснований опасавшийся за свою без­опасность, покинул Нанкин и со своими вооруженными при­верженцами (около 100 тыс.) отправился в самостоятельный по­ход, надеясь основать новый центр тайпинского движения в бо­гатой провинции Сычуань.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: