ЛЕКЦИЯ 4 (САРП)
Глазомерная оценка ситуации
по первичной радиолокационной информации
Обязательным этапом обработки радиолокационной информации (даже при использовании САРП) является глазомерная оценка ситуации. Она осуществляется сразу же после обнаружения эхо-сигнала цели и не прекращается до полного расхождения с целью.
Для опытного наблюдателя глазомерная оценка позволяет понять развитие ситуации, прогнозировать динамику действий всех участвующих судов, отобрать опасные и потенциально опасные цели для взятия на автосопровождение с последующей автоматической прокладкой. Радиолокационная же прокладка (ручная или автоматическая) позволяет получить объективные цифровые параметры, характеризующие ситуацию, и тем самым подтвердить или опровергнуть предварительные выводы.
"Отсеивание" на основе глазомерной оценки безопасной цели позволяет избежать переполнения схемы АС при плавании в районах интенсивного судоходства.
В большинстве случаев (за исключением районов рыбного промысла) движение основной массы эхо-сигналов на экране РЛС и САРП достаточно закономерно и совпадает с направлением основных морских путей. При работе РЛС в режиме относительного движения встречные суда имеют длинные следы послесвечения ("хвосты"), параллельные линии курса судна-наблюдателя и направленные в сторону его движения. Следы эхо-сигналов неподвижных целей направлены так же, но примерно вдвое меньше. У судов-попутчиков следы послесвечения практически отсутствуют, если их скорости равны скорости судна-наблюдателя. Небольшой след позади эхо-сигнала "попутчика" означает, что скорость судна меньше, впереди его эхо-сигнала - что скорость больше. У судов, следующих пересекающимися курсами, следы послесвечения не параллельны курсу судна-наблюдателя и следам послесвечения основного судопотока. По направлению следа можно с точностью до 10-15° оценить направление ЛОД цели (однако надежную оценку курса цели получить затруднительно).
|
Все случаи перемещений эхо-сигналов, параллельных ОК, характеризуются простыми зависимостями:
а) изменение скоростей судов не нарушает параллельности перемещения эхо- сигналов отметке курса (ОК), изменяется лишь относительная скорость и соответственно длина следа послесвечения;
б) разворот ЛОД цели (если собственное судно не маневрирует) указывает на изменение курса (поворот) цели в ту же сторону;
в) изменение курса собственного судна (при постоянстве ЭДЦ) нарушает параллельность перемещения эхо-сигналов; ЛОД целей разворачиваются для наблюдателя в сторону, противоположную повороту, но на различные углы (в зависимости от относительной скорости цели);
г) эхо-сигнал от неподвижной (относительно воды) цели перемещается параллельно ОК собственного судна при любых его поворотах, если при неизменных курсе и скорости собственного судна эхо-сигнал неподвижной прежде цели начал перемещаться непараллельно ОК судна, это указывает на начало движения цели курсом, не параллельным курсу судна (если же неподвижная прежде цель начала двигаться курсом, параллельным курсу судна, этот маневр может быть не обнаружен, так как изменится лишь относительная скорость перемещения эхо-сигнала, но не его направление).
|
При перемещении эхо-сигнала цели непараллельно отметке курса собственного судна возможны следующие варианты:
а) эхо-сигнал цели перемещается по ЛОД, проходящей через начало развертки или вблизи него, указывая на реальную опасность столкновения; пеленг на цель при этом не изменяется либо изменяется очень медленно;
б) эхо-сигнал цели перемещается по ЛОД, пересекающей курс судна по носу и проходящей от центра развертки на дистанции Дкр > Дкр. доп; при этом наблюдаемое судно идет на пересечение курса собственного судна по носу слева направо (пеленг увеличивается) либо справа налево (пеленг уменьшается);
в) эхо-сигнал цели перемещается по ЛОД, проходящей по корме судна и отстоящей от центра развертки на дистанцию Дкр > Дкр. доп; при этом судно пересекло или будет пересекать курс наблюдаемого судна.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Включать режим отображения прошлых положений выбранной цели (целей) следует заблаговременно, так как на их построение может потребоваться до 8-12 мин.
В отличие от следов послесвечения (фактических или синтезированных), "прошлые положения" целей являются дискретными (точечными). Если в первом случае о скорости перемещения эхо-сигнала по экрану можно судить по длине "хвоста", то в режиме "прошлых положений" - по расстояниям между четырьмя точками (пятой точкой является текущая отметка цели). Постепенное увеличение (уменьшение) этих расстояний в режиме ИД укажет на разгон (торможение) цели, а в режиме ОД - на увеличение (уменьшение) скорости сближения. Если все последующие точки ложатся на одной прямой и на одинаковых расстояниях, то цель следует постоянным курсом и с постоянной скоростью. Излом траектории "прошлых положений" цели означает поворот цели в режиме ИД либо маневр цели и (или) судна в режиме ОД. Для однозначной трактовки маневрирования цели более предпочтителен режим ИД.
|
В отличие от векторной информации, теряющей достоверность при маневрировании цели и (или) судна, информация о "прошлых положениях" цели абсолютно достоверна при любом маневре. Благодаря режиму "прошлых положений" судоводитель, временно не наблюдавший за экраном, может восстановить для себя прошедший участок траектории сопровождаемой цели. В отличие от векторной индикации, которая дает только мгновенную экстраполяцию параметров движения цели, индикация следов дает важную дополнительную информацию о прошлых и будущих положениях объекта, что позволяет обнаруживать маневр цели быстрее и надежнее, чем по векторной индикации; обнаруживать маневр цели даже при отсутствии постоянного наблюдения; определять характер маневрирования цели; более уверенно прогнозировать ближайшее положение цели в момент и после окончания маневра; прогнозировать вероятность маневра цели при дальнейшем развитии ситуации (в особенности по навигационным условиям, при расхождении с другой целью.
Неровность траектории или видимая нестабильность "прошлых положений" целей указывает на низкую точность данных САРП и необходимость их проверки.
При глазомерной оценке ситуации важно иметь в виду следующее:
эхо-сигналы, обнаруженные впереди траверза, требуют большего внимания, так как среди них наиболее вероятны сигналы опасных целей, время сближения с которыми мало из-за большой относительной скорости;
в большинстве ситуаций цель тем опаснее, чем ближе эхо-сигнал, чем ближе ЛОД к центру развертки, чем меньше запас времени до точки кратчайшего сближения;
степень опасности цели должна оцениваться с учетом возможных маневров собственного судна; так, из двух встречных судов более опасно то, которое находится не слева, а справа от ОК, если планируется сделать отворот вправо; при возможном уменьшении скорости судна более опасной будет та цель, ЛОД которой проходит близко по корме, и т. д.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Четкое понимание закономерностей относительного перемещения эхо-сигналов с учетом возможных маневров собственного судна и цели играет важнейшую роль при глазомерной оценке ситуации по данным РЛС (САРП).
При использовании САРП с векторным представлением информации судоводителя нередко допускают ошибки в оценке ситуации, многие из которых являются довольно типичными:
1. Под влиянием стрессовой ситуации или из-за недостаточности знаний судоводитель может перепутать относительные и истинные векторы и при этом ошибочно пытаться измерять Дкр относительно истинного вектора и ошибочно принять относительный вектор цели за ее курс.
2. Судоводитель может растягивать "истинные" векторы целей, чтобы посмотреть динамику развития ситуации (что само по себе является полезным вариантом проигрывания и анализа ситуации), но при этом он ошибочно считает точку пересечения истинных векторов точкой кратчайшего сближения (что справедливо только в одном частном случае - когда суда идут на столкновение).
3. Если САРП допускает возможность комбинированных режимов индикации (т. е. истинные векторы в сочетании со стабилизацией изображения в ОД либо относительные векторы в сочетании с ИД), то вектор и след послесвечения цели не будут соответствовать друг другу, что может ошибочно трактоваться как маневр цели.
4. Если САРП допускает возможность одновременной индикации на экране векторов и "прошлых положений" целей различного типа (например, истинный вектор в сочетании с "прошлыми положениями" целей в ОД), то их рассогласование может ошибочно трактоваться как маневр цели.
5. Ошибочно отождествляют предвычислительные в режиме "имитация маневра" и реально складывающиеся значения Дкр.
6. Иногда забывают вводить верное значение скорости при включении режима "имитация маневра" в САРП, где используются регуляторы аналогового типа.
7. На 2-й - 3-й минутах с момента начала АС цели векторы постепенно стабилизируются, в этот период можно прийти к ошибочному заключению об изменении курса или рыскании цели.
Полная оценка ситуации - важный этап обработки радиолокационной информации, обобщающий результаты визуального, слухового и радиолокационного наблюдения, всю первичную и вторичную радиолокационную информацию, полученную на основе глазомерной оценки, ручной (рис. 16) или автоматической прокладки, а также конкретные навигационно-гидрографические и гидрометеорологические условия плавания, требования МППСС-72 или местных правил.
МАНЕВРИРОВАНИЕ ПРИ РАСХОЖДЕНИИ СУДОВ
Выбор маневра расхождения
Расхождение в море - один из самых сложных элементов судовождения. Необходимо не только знать МППСС-72 и уметь применять их в различных условиях плавания, но и обладать способностью предвидеть дальнейшее развитие ситуации сближения с учетом как своих соображений, так и вероятной точки зрения судоводителя приближающегося судна. Не менее важно уметь быстро и решительно действовать, принимая в каждом конкретном случае правильное решение на основе полной оценки ситуации, правил плавания, знаний, опыта и профессионального мастерства.
Выбор маневра для безопасного расхождения с судами надлежит осуществлять заблаговременно в строгом соответствии с МППСС-72, сообразуясь с конкретными обстоятельствами сближения судов и условиями плавания.
Задача выбора маневра состоит в том, чтобы найти новые значения курса и (или) скорости, в результате использования которых ЛОД опасно сближающихся судов вышли бы за пределы установленной для данных конкретных условий зоны радиусом Дкр.доп, а соответствующая сигнализация прекратила бы свое действие.
Процесс принятия решения о маневре включает в себя анализ сложившейся ситуации, мысленное выдвижение различных вариантов решения, оценку выдвинутых вариантов (альтернатив) и выбор того варианта решения, который обеспечивает достижение требуемого результата.
Использование САРП позволяет проиграть и выбрать маневр для расхождения, обосновав его необходимость, приемлемость и своевременность в конкретной ситуации. Основой проигрывания и выбора маневра является решение векторного треугольника скоростей
Поскольку значение Vц не зависит от судоводителя, изменение вектора относительной скорости Vотн может быть достигнуто только изменением вектора собственного судна Vн, т. е. маневром курсом и (или) скоростью.
Геометрически наиболее эффективным будет такой маневр, который приведет к быстрому развороту ЛОД на значительный угол (а = ЛОД2 - ЛОД1) или к быстрому уменьшению относительной скорости, обусловив улучшение ситуации.
При этом, чем больше собственное судно уступает в скорости, тем больший угол отворота (при прочих равных условиях) потребуется для увеличения дистанции расхождения.
Если же скорость судна превышает скорость цели, действует обратная зависимость: даже небольшое изменение курса судна может обеспечить значительный разворот ЛОД. Этим можно воспользоваться, например, при обгоне другого судна.
Однако "геометрический" аспект не является единственным. Опыт показывает, что практически в любой ситуации (если не упущено время!) имеется не один, а несколько маневров, каждый из которых позволит избежать чрезмерного сближения и столкновения. Очевидно, что из возможных маневров судоводитель должен выбрать такой, который позволит решить задачу с наименьшими потерями времени при полном соответствии с МППСС-72 и (или) местным правилам плавания.
В соответствии с МППСС-72 и хорошей морской практикой выбранный маневр должен быть заблаговременным, своевременным, решительным, заметным для других судов, ведущих радиолокационное наблюдение, и целесообразным, т. е. логичным и понятным.
В общем случае, когда суда находятся на виду друг у друга, либо судно уступает дорогу, либо ему уступают дорогу (за исключением расхождения на контркурсах), т. е. процесс расхождения в море в условиях нормальной видимости базируется на принципе односторонних привилегий. В зависимости от взаимного расположения в пределах визуальной видимости нескольких судов любое из них может очутиться одновременно как в роли "привилегированного", так и уступающего дорогу. При плавании в условиях ограниченной видимости, когда суда не находятся на виду друг у друга, принцип односторонних привилегий не применяется.
Сохранение при определенных обстоятельствах курса и скорости также является маневром и должно быть соответственно обоснованно.
Один из важнейших принципов, положенных в основу МППСС-72, - это маневрировать таким образом, чтобы действия судоводителя могли быть легко поняты судоводителем другого судна. Маневр, противоречащий МППСС-72, не может считаться эффективным, так как он не будет понят другими судами и может вызвать ответные действия, ведущие к ухудшению ситуации или ее непредсказуемому развитию. Отрицательно сказываются на качестве маневрирования необоснованные ошибочные действия (из-за неправильного толкования МППСС-72 или под влиянием психофизиологических факторов.
Маневр на расхождение следует предпринимать заблаговременно, сразу после того, как будет установлена опасность столкновения либо ситуация чрезмерного сближения. В общем случае заблаговременным считается маневр, выполняемый с достаточным запасом времени для предупреждения неблагоприятных действий другого судна или принятия дополнительных мер с целью улучшения ситуации. Нельзя ждать, пока приближающееся судно достигнет границ опасной зоны и обстановка станет критической.
ПОМНИТЕ