Маневрирование при расхождении судов




ЛЕКЦИЯ 4 (САРП)

Глазомерная оценка ситуации

по первичной радиолокационной информации

Обязательным этапом обработки радиолокационной информации (даже при ис­пользовании САРП) является глазомерная оценка ситуации. Она осуществляется сразу же после обнаружения эхо-сигнала цели и не прекращается до полного расхождения с целью.

Для опытного наблюдателя глазомерная оценка позволяет понять развитие ситуа­ции, прогнозировать динамику действий всех участвующих судов, отобрать опасные и потенциально опасные цели для взятия на автосопровождение с последующей автомати­ческой прокладкой. Радиолокационная же прокладка (ручная или автоматическая) по­зволяет получить объективные цифровые параметры, характеризующие ситуацию, и тем самым подтвердить или опровергнуть предварительные выводы.

"Отсеивание" на основе глазомерной оценки безопасной цели позволяет избежать переполнения схемы АС при плавании в районах интенсивного судоходства.

В большинстве случаев (за исключением районов рыбного промысла) движение основной массы эхо-сигналов на экране РЛС и САРП достаточно закономерно и совпа­дает с направлением основных морских путей. При работе РЛС в режиме отно­сительного движения встречные суда имеют длинные следы послесвечения ("хвосты"), параллельные линии курса судна-наблюдателя и направленные в сторону его движения. Следы эхо-сигналов неподвижных целей направлены так же, но примерно вдвое меньше. У судов-попутчиков следы послесвечения практически отсутствуют, если их скорости равны скорости судна-наблюдателя. Небольшой след позади эхо-сигнала "попутчика" означает, что скорость суд­на меньше, впереди его эхо-сигнала - что скорость больше. У судов, следующих пересе­кающимися курсами, следы послесвечения не параллельны курсу судна-наблюдателя и следам послесвечения основного судопотока. По направлению следа можно с точностью до 10-15° оценить направление ЛОД цели (однако надежную оценку курса цели получить затруднительно).

Все случаи перемещений эхо-сигналов, параллельных ОК, характеризуются простыми зависимостями:

а) изменение скоростей судов не нарушает параллельности перемещения эхо- сигналов отметке курса (ОК), изменяется лишь относительная скорость и соответствен­но длина следа послесвечения;

б) разворот ЛОД цели (если собственное судно не маневрирует) указывает на из­менение курса (поворот) цели в ту же сторону;

в) изменение курса собственного судна (при постоянстве ЭДЦ) нарушает параллельность перемещения эхо-сигналов; ЛОД целей разворачиваются для наблюдателя в сторону, противоположную повороту, но на различные углы (в зависимости от относительной скорости цели);

г) эхо-сигнал от неподвижной (относительно воды) цели перемещается параллель­но ОК собственного судна при любых его поворотах, если при неизменных курсе и ско­рости собственного судна эхо-сигнал неподвижной прежде цели начал перемещаться непараллельно ОК судна, это указывает на начало движения цели курсом, не параллель­ным курсу судна (если же неподвижная прежде цель начала двигаться курсом, парал­лельным курсу судна, этот маневр может быть не обнаружен, так как изменится лишь относительная скорость перемещения эхо-сигнала, но не его направление).

При перемещении эхо-сигнала цели непараллельно отметке курса собственного судна возможны следующие варианты:

а) эхо-сигнал цели перемещается по ЛОД, проходящей через начало развертки или вблизи него, указывая на реальную опасность столкновения; пеленг на цель при этом не изменяется либо изменяется очень медленно;

б) эхо-сигнал цели перемещается по ЛОД, пересекающей курс судна по носу и проходящей от центра развертки на дистанции Дкр > Дкр. доп; при этом наблюдаемое суд­но идет на пересечение курса собственного судна по носу слева направо (пеленг увели­чивается) либо справа налево (пеленг уменьшается);

в) эхо-сигнал цели перемещается по ЛОД, проходящей по корме судна и отстоящей от центра развертки на дистанцию Дкр > Дкр. доп; при этом судно пересекло или будет пе­ресекать курс наблюдаемого судна.

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Включать режим отображения прошлых положений выбранной цели (целей) сле­дует заблаговременно, так как на их построение может потребоваться до 8-12 мин.

В отличие от следов послесвечения (фактических или синтезированных), "про­шлые положения" целей являются дискретными (точечными). Если в первом случае о скорости перемещения эхо-сигнала по экрану можно судить по длине "хвоста", то в ре­жиме "прошлых положений" - по расстояниям между четырьмя точками (пятой точкой является текущая отметка цели). Постепенное увеличение (уменьшение) этих расстоя­ний в режиме ИД укажет на разгон (торможение) цели, а в режиме ОД - на увеличение (уменьшение) скорости сближения. Если все последующие точки ложатся на одной пря­мой и на одинаковых расстояниях, то цель следует постоянным курсом и с постоянной скоростью. Излом траектории "прошлых положений" цели означает поворот цели в ре­жиме ИД либо маневр цели и (или) судна в режиме ОД. Для однозначной трактовки ма­неврирования цели более предпочтителен режим ИД.

В отличие от векторной информации, теряющей достоверность при маневрирова­нии цели и (или) судна, информация о "прошлых положениях" цели абсолютно досто­верна при любом маневре. Благодаря режиму "прошлых положений" судоводитель, вре­менно не наблюдавший за экраном, может восстановить для себя прошедший участок траектории сопровождаемой цели. В отличие от векторной индикации, которая дает только мгновенную экстраполяцию параметров движения цели, индикация следов дает важную дополнительную информацию о прошлых и будущих положениях объекта, что позволяет обнаруживать маневр цели быстрее и надежнее, чем по векторной индикации; обнаруживать маневр цели даже при отсутствии постоянного наблюдения; определять характер маневрирования цели; более уверенно прогнозировать ближайшее положение цели в момент и после окончания маневра; прогнозировать вероятность маневра цели при дальнейшем развитии ситуации (в особенности по навигационным условиям, при расхождении с другой целью.

Неровность траектории или видимая нестабильность "прошлых положений" целей указывает на низкую точность данных САРП и необходимость их проверки.

 

При глазомерной оценке ситуации важно иметь в виду следующее:

эхо-сигналы, обнаруженные впереди траверза, требуют большего внимания, так как среди них наиболее вероятны сигналы опасных целей, время сближения с которыми мало из-за большой относительной скорости;

в большинстве ситуаций цель тем опаснее, чем ближе эхо-сигнал, чем ближе ЛОД к центру развертки, чем меньше запас времени до точки кратчайшего сближения;

степень опасности цели должна оцениваться с учетом возможных маневров собст­венного судна; так, из двух встречных судов более опасно то, которое находится не сле­ва, а справа от ОК, если планируется сделать отворот вправо; при возможном уменьше­нии скорости судна более опасной будет та цель, ЛОД которой проходит близко по кор­ме, и т. д.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Четкое понимание закономерностей относительного перемещения эхо-сигналов с учетом возможных маневров собственного судна и цели играет важнейшую роль при глазомерной оценке ситуации по данным РЛС (САРП).

 

При использовании САРП с векторным представлением информации судоводителя нередко допускают ошибки в оценке ситуации, многие из которых являются довольно типичными:

1. Под влиянием стрессовой ситуации или из-за недостаточности знаний судоводи­тель может перепутать относительные и истинные векторы и при этом ошибочно пы­таться измерять Дкр относительно истинного вектора и ошибочно принять относитель­ный вектор цели за ее курс.

2. Судоводитель может растягивать "истинные" векторы целей, чтобы посмотреть динамику развития ситуации (что само по себе является полезным вариантом проигры­вания и анализа ситуации), но при этом он ошибочно считает точку пересечения истин­ных векторов точкой кратчайшего сближения (что справедливо только в одном частном случае - когда суда идут на столкновение).

3. Если САРП допускает возможность комбинированных режимов индикации (т. е. истинные векторы в сочетании со стабилизацией изображения в ОД либо относительные векторы в сочетании с ИД), то вектор и след послесвечения цели не будут соответство­вать друг другу, что может ошибочно трактоваться как маневр цели.

4. Если САРП допускает возможность одновременной индикации на экране векто­ров и "прошлых положений" целей различного типа (например, истинный вектор в соче­тании с "прошлыми положениями" целей в ОД), то их рассогласование может ошибочно трактоваться как маневр цели.

5. Ошибочно отождествляют предвычислительные в режиме "имитация маневра" и реально складывающиеся значения Дкр.

6. Иногда забывают вводить верное значение скорости при включении режима "имитация маневра" в САРП, где используются регуляторы аналогового типа.

7. На 2-й - 3-й минутах с момента начала АС цели векторы постепенно стабилизи­руются, в этот период можно прийти к ошибочному заключению об изменении курса или рыскании цели.

Полная оценка ситуации - важный этап обработки радиолокационной информации, обобщающий результаты визуального, слухового и радиолокационного наблюдения, всю первичную и вторичную радиолокационную информацию, полученную на основе глазомерной оценки, ручной (рис. 16) или автоматической прокладки, а также конкретные навигационно-гидрографические и гидрометеорологические условия плава­ния, требования МППСС-72 или местных правил.

 

МАНЕВРИРОВАНИЕ ПРИ РАСХОЖДЕНИИ СУДОВ

Выбор маневра расхождения

Расхождение в море - один из самых сложных элементов судовождения. Необхо­димо не только знать МППСС-72 и уметь применять их в различных условиях плавания, но и обладать способностью предвидеть дальнейшее развитие ситуации сближения с учетом как своих соображений, так и вероятной точки зрения судоводителя прибли­жающегося судна. Не менее важно уметь быстро и решительно действовать, принимая в каждом конкретном случае правильное решение на основе полной оценки ситуации, правил плавания, знаний, опыта и профессионального мастерства.

Выбор маневра для безопасного расхождения с судами надлежит осуществлять заблаговременно в строгом соответствии с МППСС-72, сообразуясь с конкретными об­стоятельствами сближения судов и условиями плавания.

Задача выбора маневра состоит в том, чтобы найти новые значения курса и (или) скорости, в результате использования которых ЛОД опасно сближающихся судов вышли бы за пределы установленной для данных конкретных условий зоны радиусом Дкр.доп, а соответствующая сигнализация прекратила бы свое действие.

Процесс принятия решения о маневре включает в себя анализ сложившейся ситуа­ции, мысленное выдвижение различных вариантов решения, оценку выдвинутых вари­антов (альтернатив) и выбор того варианта решения, который обеспечивает достижение требуемого результата.

Использование САРП позволяет проиграть и выбрать маневр для расхождения, обосновав его необходимость, приемлемость и своевременность в конкретной ситуации. Основой проигрывания и выбора маневра является решение векторного треугольника скоростей

Поскольку значение Vц не зависит от судоводителя, изменение вектора относи­тельной скорости Vотн может быть достигнуто только изменением вектора собственно­го судна Vн, т. е. маневром курсом и (или) скоростью.

Геометрически наиболее эффективным будет такой маневр, который приведет к быстрому развороту ЛОД на значительный угол (а = ЛОД2 - ЛОД1) или к быстрому уменьшению относительной скорости, обусловив улучшение ситуации.

При этом, чем больше собственное судно уступает в скорости, тем больший угол отворота (при прочих равных условиях) потребуется для увеличения дистанции расхож­дения.

Если же скорость судна превышает скорость цели, действует обратная зависи­мость: даже небольшое изменение курса судна может обеспечить значительный разво­рот ЛОД. Этим можно воспользоваться, например, при обгоне другого судна.

Однако "геометрический" аспект не является единственным. Опыт показывает, что практически в любой ситуации (если не упущено время!) имеется не один, а несколько маневров, каждый из которых позволит избежать чрезмерного сближения и столкнове­ния. Очевидно, что из возможных маневров судоводитель должен выбрать такой, ко­торый позволит решить задачу с наименьшими потерями времени при полном соответ­ствии с МППСС-72 и (или) местным правилам плавания.

В соответствии с МППСС-72 и хорошей морской практикой выбранный маневр должен быть заблаговременным, своевременным, решительным, заметным для других судов, ведущих радиолокационное наблюдение, и целесообразным, т. е. логичным и по­нятным.

В общем случае, когда суда находятся на виду друг у друга, либо судно уступает дорогу, либо ему уступают дорогу (за исключением расхождения на контркурсах), т. е. процесс расхождения в море в условиях нормальной видимости базируется на принципе односторонних привилегий. В зависимости от взаимного расположения в пределах визу­альной видимости нескольких судов любое из них может очутиться одновременно как в роли "привилегированного", так и уступающего дорогу. При плавании в условиях огра­ниченной видимости, когда суда не находятся на виду друг у друга, принцип одно­сторонних привилегий не применяется.

Сохранение при определенных обстоятельствах курса и скорости также является маневром и должно быть соответственно обоснованно.

Один из важнейших принципов, положенных в основу МППСС-72, - это маневри­ровать таким образом, чтобы действия судоводителя могли быть легко поняты судово­дителем другого судна. Маневр, противоречащий МППСС-72, не может считаться эф­фективным, так как он не будет понят другими судами и может вызвать ответные дейст­вия, ведущие к ухудшению ситуации или ее непредсказуемому развитию. Отрицательно сказываются на качестве маневрирования необоснованные ошибочные действия (из-за неправильного толкования МППСС-72 или под влиянием психофизиологических факто­ров.

Маневр на расхождение следует предпринимать заблаговременно, сразу после то­го, как будет установлена опасность столкновения либо ситуация чрезмерного сближе­ния. В общем случае заблаговременным считается маневр, выполняемый с достаточным запасом времени для предупреждения неблагоприятных действий другого судна или принятия дополнительных мер с целью улучшения ситуации. Нельзя ждать, пока при­ближающееся судно достигнет границ опасной зоны и обстановка станет критической.

 

ПОМНИТЕ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: