Эпидемиологическая классификация пневмоний




Федеральное государственное бюджетное

Образовательное учреждение

Высшего образования

«Башкирский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

 

 

Кафедра госпитальной терапии №1

 

Утверждаю

Зав. кафедрой профессор Муталова Э.Г.

«29» июня 2016г.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

на тему «Особенности течения, дифференциальная диагностика пневмоний различной этиологии».

Методические указания

для студентов для (практических занятий)

 

Дисциплина Госпитальная терапия

Специальность 31.05.01

Курс V

Семестр IX

 

Уфа 2016

Тема: «Особенности течения, дифференциальная диагностика пневмоний различной этиологии».

На основании рабочей программы дисциплины госпитальная терапия, утвержденной «16 » июня 2016 г.

Рецензенты:

1.Заведующий кафедрой врача общей практики и внутренних болезней с курсом скорой медицинской помощи ГБОУ ВПО «Ижевская Государственная Медицинская Академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации,

д.м.н., профессор Пименов Л.Т.

2. Главный врач ГБУЗ РБ ГКБ №13 Сабиров Р.М.

 

 

Автор: доц. Асадуллина Г.В., асс. Галяутдинова В.Р.

 

 

Утверждение на заседании № 9 кафедры госпитальной терапии №1 от «3» марта 2016 г.

 

 

1.Тема и ее актуальность.

Под пневмонией следует понимать группу различных по этиологии, патогенезу и морфологической характеристике локализованных в легких инфекционно-воспалительных процессов с преимущественным поражением респираторных отделов и формированием внутриальвеолярной воспалительной экссудации. Пневмонии относятся к числу наиболее распространенных инфекционных заболеваний.

До середины 30-х годов, пока не стали применять эффективные этиотропные препараты (сульфаниламиды, затем антибиотики), заболеваемость пневмониями составляла в крупных городах России 3-5 случаев на 1000 населения в год, причем до половины случаев составляли крупозные пневмонии, летальность при которых превышала 30 %. В последние три десятилетия летальность при пневмониях среди взрослого населения в регионах, где обеспечено оказание своевременной медицинской помощи, составляет доли процента. Снижение легальности при острых первичных пневмониях, их относительно легкое, иногда абортивное течение при своевременном лечении породили в 60 - 70 -х годах оптимистическое отношение к острым легочным заболеваниям. Число крупозных пневмоний в 60-х годах снизилось до 5-6%, чаще наблюдалось их атипичное течение. Однако с 70-х годов удельный вес крупозных пневмоний стал превышать 10 %. Определилась группа пневмоний с ранними тяжелыми осложнениями и опасностью летального исхода, плохо поддающихся лечению, склонных к затяжному и хроническому течению.

Заболеваемость первичными пневмониями не снизилась. Возросло число пневмоний, которые протекают относительно легко и лечатся амбулаторно. Так, в США заболеваемость острыми пневмониями увеличилась с 10 до 16 на 1000 человек, ежегодные трудопотери превысили 10000 человеко-лет.

Все эти факторы определяют актуальность и социальную значимость данной проблемы. Приведем следующее наблюдение,

Ранее ничем не болевший 27 летний мужчина поступил в пульмонологическое отделение с жалобами на лихорадку, сильный озноб, влажный кашель в течение 4 дней. Отмечает быструю утомляемость и одышку при движении. Мокрота вязкая, обильная, имеет ржавую окраску. Рентгенограмма грудной клетки выявила инфильтрацию нижней доли слева. Был выявлен возбудитель - Streptococcus pneumoniae. Больному был назначен ампициллин по 500 мг х 4 р. в сутки в/м. Однако состояние больного не улучшилось. После изучения результатов чувствительности к антибиотикам больному был назначен ванкомицин по 1 г внутривенно каждые 12 часов. В результате проведенного комплексного лечения через 2 недели исчезли все симптомызаболевания; через 4 недели - зарегистрировано рентгенологическое разрешение инфильтрата. Так, правильная диагностика и тактика лечения заболевания обеспечили выздоровление больного.

2.Учебные цели: овладение врачебными навыками диагностики и лечения пневмоний, умения оказать неотложную помощь при возникновении осложнений заболевания.

Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать (исходные базисные знания и умения):

- анатомо-физиологические особенности и методику исследования органов дыхания;

- современные положения в понимании этиологии и патогенеза, особенности клинической картины пневмоний различной этиологии; варианты течения и возможных осложнений, диагностические критерии заболевания;

- показатели лабораторных и инструментальных методов исследования;

- принципы терапии больных пневмонией различной этиологии;

- принципы оценки прогноза заболевания, диспансерного наблюдения и профилактики;

- деонтологические принципыобщения с больными.

 

 

Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь:

- выбрать из анамнеза, данных объективного обследования симптомы, характерные для пневмоний;

- обосновать больному предварительный диагноз;

- составить план лабораторного и инструментального обследования;

- сформулировать и обосновать согласно Международной классификации окончательный клинический диагноз:

- провести дифференциальную диагностику с другими заболеваниями;

- составить и обосновать комплексный план лечения;

- прогнозировать течение заболевания для жизни, трудоспособности, выздоровления.

 

3.Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

Вопросы для самоподготовки:

1) этиология пневмоний;

2) основные механизмы патогенеза пневмоний;

3) классификация пневмоний;

4) клинические проявления пневмоний;

5) лабораторно-инструментальные методы исследования в диагностике пневмоний.

6) лечение пневмоний.

4.Вид занятия: практическое занятие.

5.Продолжительность занятия: 6 академических часов

6.Оснащение:

6.1. Дидактический материал (мультимедийные атласы и ситуационные задачи, рентгенотека, наглядные пособия);

6.2. ТСО (компьютеры, видеодвойка, мультимедийные проекторы и др.)

7. Содержание занятия:

7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений.

Задания для самоконтроля: (решение студентами индивидуальных наборов тестов по теме)

 

Задание (тесты) 1.

1. РЖАВУЮ ОКРАСКУ МОКРОТЫЧАЩЕ ВСЕГО ВЫЗЫВАЕТ

1) клебсиелла

2) стафилококк

3) стрептококк

4) пневмококк

 

2. НАЗОВИТЕ ВОЗБУДИТЕЛИ, КОТОРЫЕ ЯВЛЯЮТСЯ УСТОЙЧИВЫМИ К ДЕЙСВИЮ АНТИБИОТИКОВ

1) стрептококк

2) клебсиелла

3) микоплазма
4) стафилококк

 

3. В ОТНОШЕНИИ МИКОПЛАЗМЕННОЙ ПНЕВМОНИИ НЕ ВЕРНО УТВЕРЖДЕНИЕ

1) чаще встречается среди подростков и молодых людей.

2) осложнения не характерны

3) чаще встречается среди пожилых людей

4) частое вовлечение в патологический процесс других органов и систем (артралгии, миалгии, миокардиты)

 

4.ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ МИКОПЛАЗМЕННОЙ ПНЕВМОНИИИ ПРЕДПОЧТИТЕЛЕН АНТИБИОТИК

1) пенициллин

2) амоксициллин

3) бактрим

4) кларитромицин

 

5. УТВЕРЖДЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНО ПНЕВМОНИИ, ВЫЗВАННОЙ Pneumocystis carinii, НЕВЕРНО

1) часто встречается у ВИЧ-инфицированных и других пациентов с иммунодефицитными состояниями.

2) рентгенографическая картина разнообразна

3) это часто встречающийся вид возбудителя

4) часто сопровождается гипоксемией

 

6.ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ПРИЗНАК ОЧАГОВОЙ ПНЕВМОНИИ

1) шум трения плевры

2) лихорадка

3) влажные мелкопузырчатые хрипы

4) бронхиальное дыхание в месте притупления

 

7. R –ЛОГИЧЕСКИЙОНИИ ПРИЗНАК КРУПОЗНОЙ ПНЕВМОНИИ

1) диффузное снижение прозрачности

2) картина ателектаза

3) очаговые тени

4) гомогенное затемнение соответствующей доли или сегмента

 

8.ЛЕЧЕНИЕ КРУПОЗНОЙ ПНЕВМОНИИ СЛЕДУЕТ НАЧИНАТЬ С

1) тетрациклин

2) цефтриаксон

3) гентамицин

4) линкомицин

 

9. НОРМЕ СООТВЕТСТВУЮТ ПОКАЗАТЕЛИ ВНЕШНЕГО ДЫХАНИЯ

1) ЖЕЛ - 88 %

2) ОФВ1 – 70 %

3) Ра02 - 60 мм рт. ст.

4) РаСО2 - 60 мм рт. ст.

 

10.РЕЗКОЕ СНИЖЕНИЕ ЖЕЛ ХАРАКТЕРНО

1) очаговая пневмония

2) муковисцидоз

3) фиброзирующий альвеолит

4) хронический обструктивный бронхит.

 

 

7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

 

Эпидемиологическая классификация пневмоний

(Европейское респираторное общество,1993; Стандарты (протоколы) диагностики и лечения больных с неспецифическими заболеваниями легких, МЗ РФ, 1998)

I. Внебольничная (в том числе атипичная) пневмония, развившаяся во внебольничных условиях.

II. Внутрибольничная (госпитальная или нозокомиальная) пневмония, развившаяся в течение 48-72 часов и более после поступления больного в стационар по поводу другого заболевания.

III. Пневмония у лиц с тяжелыми нарушениями иммунитета (врожденный иммунодефицит, ВИЧ-инфекция, лекарственная (ятрогенная) иммуносупрессия).

IV. Аспирационная пневмония.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: