Предрасполагающие факторы.




 

Эти факторы усиливают восприимчивость человека к психическому заболеванию и повышают вероятность его развития при воздействии провоцирующих факторов. Предрасполагающие факторы могут быть генетически обусловленными, биологическими, психологическими и социальными.

В настоящее время не вызывает сомнения генетическая предрасположенность таких заболеваний, как шизофрения, некоторых форм слабоумия, аффективных расстройств, эпилепсии.

Например, риск заболеваемости шизофренией для общей популяции составляет 0,7 – 1 %, а у монозиготных близнецов –40 – 50%. Если один родитель болен шизофренией, то риск развития заболевания у ребенка составляет от 10 до 19 %, а если больны оба родителя, то 27 – 60%. Риск развития эмоционального расстройства возрастает до 24 – 30%, если болен один из родителей, и до 35 – 44%, если больны оба.

Изучение генеалогическим методом (изучением родословных) семей лиц, страдающих психическими болезнями, убедительно показало накопление в них случаев психозов и аномалий личности. Увеличение частоты случаев болезни среди близких родственников было установлено для больных шизофренией, маниакально-депрессивным психозом (МДП), эпилепсией, некоторыми формами олигофрении.

При генетическом анализе важно учитывать клиническую форму заболевания. В частности, наследственный риск заболевания шизофренией во многом зависит от клинической формы болезни.

Результаты клинико-генетических исследований помогают определить степень риска заболевания или рождения психически неполноценного ребенка, наметить профилактические меры и составить прогноз развития психической болезни. Установление факта наследственного предрасположения помогает также в дифференциальной диагностике эндогенных (наследственных) расстройств психической деятельности и заболеваний экзогенной (в результате внешних причин) этиологии. Решить эту задачу без данных клинико-генетического исследования часто бывает затруднительно. Примером могут служить трудности дифференциального диагноза микроцефалии с умственной отсталостью, которая может возникать как в результате моногенной рецессивной мутации, так и под влиянием интоксикации плода при алкоголизме матери, при применении матерью тератогенных лекарственных препаратов, при воздействии рентгеновского облучения. Медицинская генетика не ограничивается изучением роли наследственного фактора при психических заболеваниях и частоты наследственных болезней. Она подвергает исследованию также закономерности, которым подчиняется их распространение в группах населения (популяции) в различных географических местностях, регионах, у лиц разных национальностей и во многих других группах, которые обусловливают сохранение и изменение генотипа того или иного заболевания при смене поколений.

Определенное предрасполагающее значение для развития психического заболевания имеют личностные особенности. Например, у тревожного по характеру, склонного к сомнениям индивида при психотравмирующем событии легче могут развиться состояния навязчивых страхов или тревожной депрессии.

Существует понятие «невротизм», которым определяется степень эмоциональной стабильности — от обидчивости, раздражительности, переменчивости настроения на одном конце спектра до уравновешенности на другом. Эти личностные переменные генетически обусловлены. Говорят также об «эмоциональной силе», подразумевая под этим термином ровный темперамент и способность личности легко справляться со стрессами и неблагоприятными жизненными ситуациями. Низкий уровень «эмоциональной силы» характерен для людей пассивных, с повышенной чувствительностью, склонных подолгу переживать неприятные события, неуверенных в себе, с заниженной самооценкой, эмоционально лабильных. Такие лица, сталкиваясь с жизненными трудностями, имеют больший риск развития психического расстройства.

Особенности личности могут не только оказывать неспецифическое влияние на развитие психического расстройства, но и отражаться на формировании клинической картины заболевания.

 

К биологическим факторам, повышающим риск возникновения психического расстройства или заболевания, относится возраст.

В определенные возрастные периоды личность становится более уязвимой при стрессовых ситуациях. К таким периодам относятся:

· младший школьный возраст, в котором отмечается большая распространенность страхов;

· подростковый период (12– 18 лет), для которого характерны повышенная эмоциональная чувствительность и нестабильность, нарушения поведения, в том числе с употреблением наркотиков, актами самоповреждения и попытками самоубийства;

· период инволюции – со свойственными личностными изменениями и снижением реактивности к воздействию психологических и социально-средовых факторов.

Многие психические заболевания имеют закономерность развития в определенном возрасте. Шизофрения чаще развивается в подростковом или молодом возрасте, пик лекарственной зависимости приходится на 18—24 года, в инволюционном возрасте увеличивается число депрессий, старческое слабоумие – удел пожилых и старых людей. В целом, пик заболеваемости типичными психическими расстройствами приходится на средний возраст.

Возраст не только влияет на частоту развития психических расстройств, но и придает своеобразную «возрастную» окраску их проявлениям. Для детского возраста характерны страхи темноты, животных, сказочных персонажей. Психические расстройства старческого возраста (бред, галлюцинации) часто отражают переживания бытового характера – ущерба, отравления, воздействия и всевозможных ухищрений с целью «избавиться от них, стариков».

Пол также в определенной мере обусловливает частоту и характер психических расстройств. Мужчины чаще, чем женщины, страдают шизофренией, алкоголизмом, наркоманией. Но у женщин злоупотребление алкоголем и психотропными веществами быстрее приводит к развитию наркотической зависимости и заболевания протекают злокачественнее, чем у мужчин.

Мужчины и женщины по-разному реагируют на стрессовые события. Это объясняется различными социально-биологическими их характеристиками. Женщины более эмоциональны и чаще, чем мужчины, испытывают депрессии, эмоциональные нарушения.

Специфичные для женского организма биологические состояния, такие как беременность, роды, послеродовой период, климакс, несут в себе множество социальных проблем и психотравмирующих факторов. В эти периоды повышается уязвимость женщин, актуализируются социально-бытовые проблемы. Только у женщин может развиться послеродовой психоз или депрессия со страхом за здоровье ребенка. Инволюционные психозы чаще развиваются у женщин. Нежелательная беременность – тяжелый стресс для девушки, и если отец будущего ребенка оставил девушку, то не исключено развитие тяжелой депрессивной реакции, в том числе с суицидальными намерениями. Женщины чаще подвергаются сексуальному насилию или жестокому обращению, результатом чего являются различные формы нарушений психического здоровья, чаще в виде депрессий. Девочки, подвергшиеся сексуальному насилию, в дальнейшем проявляют большую восприимчивость к психическим расстройствам.

Иерархия социальных ценностей у женщин и мужчин различна. Для женщины большее значение имеют семья, дети; для мужчин — его престиж, работа. Поэтому частая причина развития невроза у женщин — неблагополучие в семье, проблемы личного плана, а у мужчин — конфликт на работе или увольнение.

Даже бредовые идеи носят отпечаток социально-половой принадлежности. Например, убийство детей – как защита их от грозящей беды или как орудие мести супругу – чаще встречается у женщин.

Женщины в большей степени склонны признавать заболевание, высказывать психологические жалобы и запоминать психопатологическую симптоматику. Мужчины склонны «забывать» свои симптомы.

Психическое здоровье имеет непосредственную связь с состоянием физического здоровья. Нарушения соматического здоровья могут вызвать кратковременное психическое расстройство или хроническое заболевание. Нарушения со стороны психики выявляются у 40 – 50% больных соматическими заболеваниями.

 

Важное влияние на психическое здоровье оказывают социальные факторы. Их можно подразделить на социально-средовые, социально-экономические, социально-политические, экологические.

Человек – существо не только биологическое, но и социальное. Ребенок, лишенный социальной среды, не может стать полноценным человеком, он не овладевает речью, не имеет представления о правилах социального поведения. Поскольку человек живет в обществе, он должен подчиняться его законам и реагировать на изменения, происходящие в социальной жизни.

Из всех социальных факторов семья – главный. Ее влияние на состояние психического здоровья прослеживается в любом возрасте. Но особенное значение она имеет для ребенка, для формирования его характера, стереотипов поведения в различных ситуациях.

Нестабильные холодные отношения в семье, проявление жестокости в первую очередь сказываются на психическом здоровье ребенка. Это объясняется хрупкостью его психики, незрелостью эмоций и бурным реагированием на негативные события. Если ребенок не в состоянии справиться с ситуацией, у него начинают появляться поведенческие нарушения, формируется стереотипная патологическая реакция на стресс, которая в последующем, во взрослом состоянии, обернется невротическим или психопатическим развитием личности, агрессией, различными психосоматическими заболеваниями.

Дефицит родительской любви нередко ведет к развитию у ребенка депрессий. Чувство незащищенности в семье и обществе часто проявляется у ребенка различными страхами, коммуникативными нарушениями, поведенческими реакциями (протест, непослушание).

Другим патогенным фактором для психического развития ребенка является ситуация социальной депривации, обусловленная разладом в семье, утратой близких людей или разлукой с ними. Социальная депривация приводит к задержке умственного развития, эмоциональным нарушениям в виде депрессий, эмоциональной холодности, снижению воли, истощаемости побудительных мотивов, повышенной внушаемости, нарушениям в сфере общения. Такие дети легко вовлекаются в антисоциальные и преступные группировки, склонны к токсикоманиям, сексуальной распущенности. Отмечено, что смерть матери или развод родителей достаточно часто провоцировали у детей развитие страхов.

Утраты и проблемы в детстве повышают восприимчивость индивида к стрессам и психическим расстройствам, но не ведут непосредственно к развитию определенного психического заболевания. Тем не менее дети, проживающие в неблагополучных семьях, испытывающие неблагоприятные воздействия окружающей среды, относятся к группе риска развития психического заболевания должны находиться в сфере внимания не только социальных работников или педагогов, но и психологов, психиатров.

Для взрослого человека семейные взаимоотношения также имеют немаловажное значение для психического здоровья. В семье с комфортным психологическим климатом, с эмоциональной поддержкой негативное влияние на личность жизненных событий смягчается.

Если в семье межличностные отношения носят формальный, безразличный характер, то наблюдается дефицит в эмоциональной сфере и отсутствие поддержки в проблемных ситуациях. Семьи данного типа являются факторами риска нарушений психического здоровья.

Если в семье наблюдаются конфликтные отношения, жестокое отношение к детям или супруге, то такая семья сама становится фактором развития психических нарушений.

К социальным факторам, влияющим на психическое здоровье, можно отнести проблемы, связанные с работой, жильем, неудовлетворенность социальным положением, социальные катастрофы и войны.

 

Зарубежными исследователями было доказано, что депрессии чаще возникают у представителей среднего и низшего социальных слоев, где больше довлеет груз жизненных событий и обстоятельств.

Депрессия нередко развивается у лиц, потерявших работу. Причем безработица с большей вероятностью способствует развитию депрессии у тех, кто в прошлом уже терял работу. Даже после восстановления на работе депрессия может продолжаться в течение двух лет, особенно у лиц с неблагоприятным семейным климатом и отсутствием социальной поддержки.

Для настоящего времени характерны такие социально обусловленные патогенные факторы, как локальные войны, вооруженные конфликты, террористические акты, – они приводят к стойким нарушениям психического здоровья не только у непосредственных участников, но и у мирного населения. Человеку нелегко привыкнуть к войне – к ее опасностям и лишениям, к иной шкале жизненных ценностей и приоритетов. Психические расстройства выявляются у 60 – 85 % лиц, переживших столь мощные стрессогенные воздействия.

Современный период развития общества характеризуется также нарастанием противоречий между человеком и окружающей средой, что находит отражение в экологическом неблагополучии, в резком увеличении количества техногенных катастроф. Природные катаклизмы и техногенные катастрофы изменяют жизнь человека и потенцируют развитие психических расстройств. Их влияние на психическое здоровье доказано в ходе транскультуральных исследований, при обследовании населения в экологически неблагоприятных регионах, в районах природных и техногенных катастроф. Примером может служить авария на Чернобыльской АЭС. Спустя 10 лет с момента аварии психическое состояние у 68,9 % ликвидаторов соответствовало посттравматическому стрессовому расстройству, в 42,5% случаев имели место интеллектуально-мнестические расстройства. У каждого третьего ликвидатора был выявлен хронический алкоголизм, среди всех умерших за этот период 10% завершили жизнь самоубийством.

При экологическом неблагополучии наблюдается сосуществование психических, соматических и неврологических изменений; сопряженность экзогенных (внешних) и психогенных (личностных) реакций.

Эффективность психической адаптации к воздействию средовых факторов напрямую зависит от организации микросоциального взаимодействия. Социальная активность, широкий круг коммуникативных связей положительно сказываются на эмоциональном состоянии, повышают способность противостоять стрессам. Социальную поддержку обычно ищут среди близких людей — членов семьи или друзей. Такую поддержку могут оказать и коллеги по работе. В конфликтных ситуациях в семейной или производственной сфере, затруднениях в построении неформального общения сопротивляемость стрессам оказывается хуже, чем при эффективном социальном взаимодействии и наличии психологической поддержки. Сужением круга доверительного общения можно объяснить тот факт, что у домохозяек чаще развиваются симптомы психических расстройств, чем у работающих женщин. Наличие социальной поддержки, в том числе со стороны социальных работников, значительно снижает степень влияния негативных социально-психологических факторов, экономических трудностей (например, кратковременной потери работы). Эту модель называют моделью стресс-буфера. Социальная поддержка помогает сохранить положительную самооценку, оптимизм в отношении будущего, и тем самым предотвратить развитие невротических и эмоциональных реакций. Важно, чтобы степень социальной поддержки коррелировала с масштабом негативных жизненных событий.

 

Провоцирующие факторы.

Эти факторы вызывают развитие заболевания. Некоторые люди с повышенной восприимчивостью к психическому расстройству тем не менее не заболевают им никогда или не болеют очень долго. Обычно провоцирующие факторы действуют неспецифично. От них зависит время начала заболевания, но не сам характер болезни. Провоцирующие факторы могут быть физическими, психологическими или социальными. К физическим факторам относятся соматические заболевания и травмы, например опухоль мозга, черепно-мозговая травма или потеря конечности. В то же время физическое повреждение и заболевание может носить характер психологической травмы и вызвать психическое заболевание (невроз). Жизненные события могут выступать в роли как психологического фактора, так и социального (потеря работы, развод, утрата близкого, переезд на новое место жительства и т.д.).

Социально-психологические факторы находят отражение в клиническом оформлении и содержании болезненных переживаний. В последнее время получили распространение навязчивые страхи, которые связаны с реальной действительностью, – это спидофобия, радиофобия, идеи воздействия нейротропным оружием, у детей часты страхи, отражающие столь широко демонстрируемые теперь фильмы-ужасы с роботами, вампирами, привидениями, инопланетянами и т.п. Одновременно встречаются формы болезненных убеждений и страхов, которые пришли к нам из далекого прошлого – порчи, колдовства, одержимости, сглаза.

 

Поддерживающие факторы.

 

От них зависит длительность заболевания после его начала. При планировании лечения и социальной работы с больным особенно важно уделить им должное внимание. Когда первоначальные предрасполагающие и провоцирующие факторы уже прекратили свое воздействие, поддерживающие факторы существуют и могут поддаваться коррекции. На ранних стадиях многие психические заболевания приводят к вторичной деморализации и отказу от социальной активности, что, в свою очередь, продлевает первоначальное расстройство. Необходимо принимать меры для коррекции этих вторичных личностных факторов и устранения социальных последствий заболевания.

 

Психосоциальный стресс

 

Психосоциальный стресс (Психологический стресс) – чрезмерно высокий уровень эмоционального напряжения, который превосходит возможности человека управлять им. Он ведёт либо к болезням, либо вызывает состояние, при котором невозможна реализация физического и психического потенциала.

Хотя многие жалуются на стресс, но большинство относятся к нему не серьезно. Не все отдают себе отчет в том, что последствиями хронического стресса, помимо общеизвестных – усталости, сниженного настроения, раздражительности или апатии, нарушений сна и сексуальной потенции (зарубежные авторы используют специальный термин - "выгорание") являются еще и многочисленные заболевания, называемые болезнями адаптации (по Селье), или болезнями цивилизации, или психосоматическими заболеваниями.

Психологический стресс развивается при условии, что ситуация является (или только кажется) угрожающей. Это в первую очередь, угроза жизни, но может быть угроза потери любимого, собственности, авторитета, идеалов и т.д.

Известно, что стрессором (фактором, вызывающим стресс), могут быть как отрицательные, так и положительные события. Учёные установили, что человек реагирует одинаковым образом на перемены вообще, какими бы они не были.

К психологическим стрессорам относятся:

•внешние и внутренние требования и давления,

•семья,

•личностные проблемы,

•социальные проблемы,

•экологические проблемы,

•финансовые проблемы,

•работа (учёба).

Причиной стресса могут стать любые неприятные события, тяжелые испытания или утраты: семейные неурядицы; конфликты с начальством; болезни; травмы и ранения; потеря работы; финансовые или юридические проблемы; развод; тюремное заключение; участие в военных действиях; смерть любимого человека.

Но причиной стресса могут быть и события, несущие радость: женитьба; желанная беременность или известие о рождении ребенка; поступление в колледж или институт; успешное окончание университета; получение новой высокооплачиваемой работы; долгожданный уход на пенсию; рождественские каникулы; неожиданная финансовая удача; успех в делах.

Причиной стрессаможет быть любое значительным изменением в обыденном течении жизни – перемены, затрагивающие привычное окружение: переезд в новый дом, новый район, новый город, новую страну; новый сосед по комнате в общежитии; отъезд ребенка на учебу в другой город; появление нового члена семьи.

Стресс может развиться при изменении режима или условия работы, получении новых должностных обязанностей, изменения планов относительно карьеры. Повышение по службе доставляет радость и удовлетворение и вместе с тем заставляет изменить стиль работы и занять новое место в обществе. От человека могут потребоваться умения и опыт, которыми человек еще не обладает. При этом появляются новые обязанности. Перемены разрушают старые связи, оставляя меньше времени на общение с привычными людьми. Важный фактор развития стрессовой ситуации - изменения, сокращающие время отдыха и релаксации.

 

«Синдром большого города»

 

Загрязнение атмосферного воздуха влияет на психическое здоровье, вызывает массовые депрессии, неврозы, в том числе неврастению, и проблемы с памятью.

Согласно результатам научного исследования, в организме человека существует некий малоизученный механизм взаимосвязи физической активности мозга и чистоты окружающего воздуха. Как оказалось, при долговременном потреблении загрязненного воздуха у людей возникают проблемы с памятью, которые затем плавно перерастают в депрессию.

Данное исследование, проведенное коллективом экспертов во главе со студенткой университета штата Огайо, Лаурой Фокен, расширило диапазон результатов аналогичных работ в данном направлении. Новые данные подстегнули и других экспертов к тому, чтобы продолжить исследования и выяснить, как именно страдает человеческий мозг от грязного воздуха.

По мнению Л. Фокен, длительное пребывание в загрязненной атмосфере вызывает изменения в мозгу человека, после чего этот человек автоматически попадает в группу риска по состоянию здоровья. В частности, это касается тех, кто живет и работает в крупных городах.

Для получения более точных результатов ученые, как обычно, обратились к подопытным животным, на роль которых были выбраны лабораторные мыши. Сравнивая физические показатели мышей, живущих в загрязненных условиях, и тех мышей, которые дышали чистым воздухом, ученые пришли к определенным выводам, которые могут быть применены и к человеку. Как оказалось, у мышей, находившихся в первой группе, произошли значительные изменения в гиппокампе (участке мозга, отвечающем за работу памяти, а также за другие когнитивные функции).

Психологи выделяют отдельное явление, которое оказывает влияние на психическое здоровье – «синдром большого города».

Выделены даже симптомы. В первую очередь – усталость, перешедшая в хроническую форму. Избавиться от нее не помогает ни сон, ни длительный отдых. Могут неожиданно накатывать приступы необъяснимой агрессии. А самое главное – угнетающее чувство одиночества. И «букет» хронических заболеваний, которые возникают ниоткуда уже в молодом возрасте.

И хотя такая болезнь не признана официально и по сей день, специалисты уже давно изучают ее и предлагают способы профилактики и лечения. Сегодня мы расскажем о синдроме «большого города» с точки зрения психологии, иммунологии и экологии.

Синдром «большого города» появился еще на рубеже XIX - XX веков, когда стали возникать крупные населенные пункты. У жителей мегаполисов стали развиваться неврозы. В ответ на это ученые уже тогда разработали такой метод, как психоанализ.

Почему появился этот синдром? Человек много веков жил по законам природы: вставал с рассветом, ложился с закатом.

С появлением электричества световой день изменился, режим дня стал другим. Появилась «ночная жизнь». Также жизнь работающих людей стала протекать согласно ритму машины. На заводах и фабриках появились вторая, третья смены. Этот неестественный, не соответствующий природе человека режим и явился одной из причин появления синдрома «большого города».

Вторая – это скопление значительного количества людей на сравнительно маленькой территории (толпы на центральных улицах города, многоэтажки, дома, построенные «окно в окно»). Каждому человеку необходимо свое, персональное пространство. А в городе, особенно крупном, мы живем на 1/3, часто даже на 1/10 этого нужного личного пространства (проявляется в ощущении тесноты и раздражения в отношении других людей).

Скученность людей в городе приводит еще и к тому, что мы воспринимаем незнакомых как деревья. Если с кем-то на улице или в общественном месте случится беда – мало кто из прохожих обращает внимание. А в маленьких городках отношение к людям совсем другое, более человечное. И вот это противоречие – не можем всем дарить свое внимание (на всех нас не хватает) и то, что такое равнодушие к окружающим вроде бы преступно – тоже может привести к неврозу.

Еще одна причина – городская архитектура. Непродуманный ландшафт мегаполиса, серые безобразные дома, отсутствие деревьям – все это приводит к серьезным психологическим нарушениям, в том числе к приступам необъяснимой агрессии.

Есть и другие факторы, усиливающие действие синдрома «большого города»: влияние СМИ, социальное положение человека, грязь и неухоженность города. А также – экономическая нестабильность в стране, трагедии национального масштаба, теракты.

Одна из причин неврозов, в том числе неврастений, – ослабленная иммунная система. Поэтому человек, страдающий от повышенной утомляемости, часто болеет вирусными инфекциями: гриппом, ОРВИ, ангиной и даже папилломами.

Большой город со всеми своими привлекательными сторонами таит в себе опасность для здоровья. Одна из них – состояние окружающей среды. Запыленность, выхлопные газы от автомобилей, смог, выбросы, поступающие от промышленных предприятий – все это отражается на нашем физическом и психическом состоянии.

По оценке психиатров, 80% их пациентов страдают так называемым "синдромом большого города", основные признаки которого – подавленное состояние и психическая неуравновешенность. Есть основания полагать, что рост числа психических заболеваний в большей степени вызван противоестественной визуальной средой в городе.

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На сегодняшний день проблема психического здоровья в современном обществе является актуальной. Перейдя грань XXI века, человечество достигло небывалых высот в научно-технической сфере, промышленной, медицинской (фармакологической). Но одновременно с этим человечество потеряло свое поистине «человеческое» лицо. Современная ситуация в стране продолжает свидетельствовать о множестве нерешенных проблем социального характера: социальное расслоение на фоне экономического кризиса последних лет, широкое распространение алкоголизма и наркомании, распространение девиантного поведения среди молодежи, экстремизма и многое др. Все более повышается уровень психически больных людей в обществе. Урбанизация, ускорение темпа жизни, информационные перегрузки, усиливают нервное напряжение, что зачастую способствуют возникновению и развитию нервно-психической патологии. Нормой становится синдром «эмоционального выгорания» на работе и мн. др.


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Акимова Т.А., Кузьмин A.П., Хаскин В.В.Экология. Природа - Человек - Техника: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 343 с.

2. Беттен Л. Г. «Погода в нашей жизни», Издательство «Мир», Москва, 2011г.

3. Китаев-Смык Л.А. Стресс и психологическая экология //Природа, 2007, №7,С.- 98-105.

4. Николайкин Н.И.Экология: Учеб. для вузов / Н. И. Николайкин, Н. Е. Николайкина, О. П. Мелехова. — 3-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2010. — 624 с: ил.

5. Чернова Н.М., Былова А.М.Общая экология.- М.: Издательство: Дрофа, 2009.- 416с.

6. Немов Р.С. Общая психология: Краткий курс / Р.С. Немов. – СПб.: Питер, 2007. - 304 с

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: