ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К СИСТЕМАТИЧЕСКОМУ ОБУЧЕНИЮ




 

Основные проблемы гигиены обучения детей основательно и образно определил выдающийся гигиенист, основоположник гигиены детей и подростков Ф.Ф.Эрисман: «Мы говорили уже о тех расстройствах здоровья, которым подвергаются учащиеся через внешнюю обстановку учебных заведений; мы видели, что у ребенка появляются неправильности кровообращения, что его питание страдает, что он делается кривым и близоруким. К со­жалению, мы должны здесь прибавить, что в течение школьной жизни дитя нередко становится и умственным калекой...».

«Гигиена... должна требовать упрощения и сокращения программ... Никак нельзя допустить, чтобы 14-летний ребенок сидел весь день над книга­ми (в школе и дома) и чтобы не имел времени для движения на открытом воздухе. В самой школе должно больше, чем до сих пор, заботиться о физических упражнениях»1.

Суждения Ф.Ф.Эрисмана актуальны и сегодня. Кроме того, усугубившаяся ситуация с состоянием здоровья и физичес­ким развитием детей делает актуальной и проблему функци­ональной готовности ребенка к систематическому обучению в школе.

Успешность обучения, работоспособность и адаптация де­тей к учебным нагрузкам зависят от их функциональной го­товности. Определение готовности детей к обучению в школе проводится врачом дошкольного образовательного учреждения или детской поликлиники (если ребенок не посещает детский сад) по медицинским и психофизиологическим критериям.

Медицинские критерии: 1) уровень биологического разви­тия; 2) состояние здоровья в момент осмотра; 3) острая забо­леваемость за предшествующий год.

Психофизиологические критерии развития школьно-необ­ходимых функций: 1) результаты выполнения теста Керна — Иразека, состоящего из трех заданий: нарисовать человека, срисовать короткую фразу («Он ел суп»), срисовать группы точек; 2) качество звукопроизношения (наличие де­фектов); 3) результаты выполнения монометрического теста «вырезание круга».

Готовность детей к школе определяется врачами в 2 этапа, в ходе которых предусматриваются оздоровление дошкольни­ков и коррекция развития школьно-необходимых функций.

Первое углубленное обследование детей проводится в ок­тябре — ноябре года, предшествующего поступлению в школу. Углубленный медицинский осмотр (плановая диспансеризация) осуществляется в детском саду или детской поликлинике. В те же сроки врачом детского образовательного учреждения или детской поликлиники проводится психофизиологическое ис­следование развития школьно-необходимых функций.

Детям, имеющим отклонения в состоянии здоровья, назна­чают комплекс лечебных и оздоровительных мероприятий. Дошкольникам, у которых выявлено отставание в развитии школьно-необходимых функций (моторика, речь), рекоменду­ется комплекс упражнений по их коррекции. Рекомендованные лечебные и оздоровительные мероприятия осуществляют вра­чи — специалисты детской поликлиники. Занятия по устране­нию дефектов звукопроизношения проводит врач-логопед.

Упражнения или занятия по развитию моторики (рисова­ние, лепка, игры с мелкими конструкторами и др.) могут осуществлять воспитатели детских садов или родители.


Участковый педиатр или врач дошкольного учреждения контролируют выполнение назначенных мероприятий.

 

Примеры выполнения и оценки теста Керна – Иразека.

 

Повторный медицинский осмотр всех детей проводят перед поступлением их в школу (в апреле — мае теми же специали­стами). Одновременно проходит повторное психофизиологичес­кое обследование детей, признанных неготовыми к школе при первом обследовании.

После проведения повторного обследования выносят окон­чательное решение о готовности ребенка к школе.

Не готовыми к обучению считаются дети, имеющие отклоне­ния в состоянии здоровья, отстающие в биологическом разви­тии, а также выполняющие тест Керна — Иразека с оценкой 9 баллов и более и имеющие дефекты звукопроизношения.

Заключение о готовности к школе производят на основа­нии результатов первого и второго обследования, занесенных в медицинскую карту развития ребенка. В порядке исключения может быть проведено дополнительное медицинское или пси­хофизиологическое исследование детей непосредственно перед началом учебного года.

К началу учебного года медицинский персонал информи­рует учителей о готовности ребенка к обучению. Детям, не готовым к школьному обучению, желательно предоставить временную отсрочку поступления в школу.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература:

1. Гигиена детей и подростков: учебник / Кучма В.Р. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015.

2. Гигиена детей и подростков. Руководство к практическим занятиям: учебное пособие / Под ред. В.Р. Кучмы. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012.

3. СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" 15.05. 2013 г.

 

Дополнительная литература:

1. Кучма В.Р., Сердюковская Г.Н., Демин А.К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. М., 2000.

2. Гигиена детей и подростков. Руководство для санитарных врачей. Под ред. Г.Н. Сердюковской и А.Г. Сухарева. – М.: Медицина, 1986.

3. Физиология детей и подростков (под ред. А.А. Баранова, Л.А. Щеплягиной) М., 2000.

4. Александровская Э.М., Гильяшева И.Н. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника Р.Кеттела. – М. 1995.

5. Люшер М. Цвет вашего характера. – М 1997.

6. Панасюк А.Ю. Адаптированный вариант методики Д.Векслера. – М. 1973.

Нормативные документы:

1. МР № 08-14/3 от 22.04.82 от 22.04.82. Методические рекомендации «Контроль за развитием и состоянием здоровья детей раннего и дошкольного возраста».

2. № 11-14/4-6 от 25.01.84. Методические указания «Использование скрининг-тестов при массовых медицинских обследованиях детей дошкольного и школьного возрастов».

3. № 01-19/31-17 от 17.03.86. Методические рекомендации «Оценка физического развития и состояния здоровья детей и подростков, изучение медико-социальных причин формирования отклонений в здоровье».

4. № 08-14/4 от 27.04.82. Методические рекомендации по комплексной оценке состояния здоровья детей и подростков при массовых врачебных осмотрах.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: