Режим дня детей и подростков в соответствии с возрастными особенностями включает следующие обязательные элементы:
- режим питания (интервалы между приемами пищи и кратность питания);
- время пребывания на воздухе в течение дня;
- продолжительность и кратность сна;
- продолжительность и место обязательных занятий, как дома, так и в условиях образовательных учреждений;
- свободное время, двигательная активность ребенка по собственному выбору.
Соблюдение режима дня, начало и конец всех его элементов, видов деятельности всегда в одно и то же время приводят к возникновению у детей достаточно прочных условных рефлексов на время. Вследствие этого организм ребенка в каждый момент как бы подготовлен к предстоящему виду деятельности. При этом все процессы (занятия, питание, засыпание и т.д.) протекают с меньшей «физиологической стоимостью» (быстрее и легче).
Эмоциональное состояние ребенка, его радости и неудачи отражаются на процессах роста и развития. Правильно организованный режим дня создает ровное, бодрое настроение, интерес к учебной и творческой деятельности, играм, способствует нормальному развитию ребенка. Психическая напряженность, депрессии, психологическая травма всегда приводят к торможению роста. Такие психологически сложные для ребенка ситуации, как поступление в детский сад, ясли или школу, могут затормозить рост на несколько недель. Полоса школьных неудач или семейных конфликтов может приводить к значительному отставанию в росте. Это связано с включением при доминировании состояния тревоги и депрессии нейроэндокринных механизмов, блокирующих процессы роста детей.
Педиатры отмечают два ведущих для нормального роста детей фактора режима дня - адекватная физическая подвижность и достаточность сна.
Адекватная физическая активностьобеспечивает ту степень вертикальной и перемежающейся по направлению механической нагрузки на скелет, которая является стимулятором остеогенеза и роста хряща. Мышечная работа активизирует и выделение гормонов — стимуляторов роста. Избыточная вертикальная нагрузка, возникающая, например, при переноске тяжестей, дает противоположный эффект — торможение роста. Поэтому врачи должны постоянно контролировать режим жизни детей: не допускать ни гипокинезии, ни занятий такими видами спорта или работы, которые могут вредно отразиться на развитии.
Физическое развитие детей первого года жизни организуют в форме индивидуальных занятий, включающих комплексы массажа и гимнастики по назначению врача.
Начиная с 9 месяцев, с детьми проводят разнообразные подвижные игры в индивидуальном порядке, ежедневно, не ранее чем через 45 минут после еды. Длительность занятия с каждым ребенком составляет 6 - 10 минут. Допускается объединение детей в небольшие группы (по 2 - 3 ребенка).
С детьми второго и третьего года жизни занятия по физическому развитию осуществляют по подгруппам воспитатели 2 - 3 раза в неделю. С детьми второго года жизни ее проводят в групповом помещении, с детьми третьего года жизни - в групповом помещении или в физкультурном зале.
Образовательную деятельность по физическому развитию детей в возрасте от 3 до 7 лет организуют не менее 3 раз в неделю. Ее длительность зависит от возраста детей и составляет:
· в младшей группе - 15 мин.,
· в средней группе - 20 мин.,
· в старшей группе - 25 мин.,
· в подготовительной группе - 30 мин.
Один раз в неделю для детей 5 - 7 лет следует круглогодично организовывать занятия по физическому развитию на открытом воздухе. В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях физкультурные занятия организуют на открытом воздухе максимально. Работа по физическому развитию проводится с учетом здоровья детей при постоянном контроле со стороны медицинских работников.
Вторым важным моментом режима дня является достаточность сна. Именно во сне осуществляются все основные метаболические и клеточные перестройки, определяющие формирование скелета ребенка.
В первые месяцы жизни центральная нервная система (ЦНС) отличается функциональной слабостью. Внешние раздражители являются сильными для нервной системы ребенка и вызывают ее быстрое истощение. В связи с этим активное бодрствование ребенка осуществляется незначительное время (5—7 ч) и через каждые 1,5—2 ч ребенок засыпает. При правильной организации жизни ребенка уже к концу 1-го месяца формируется суточный ритм бодрствования и сна. Наиболее благоприятное влияние на сон оказывает свежий воздух. Он воздействует на кожу, слизистые оболочки носа и верхних дыхательных путей, вызывает быстрое наступление сна. Сон на воздухе может заменить прогулку, особенно в холодное и переходное время года.
Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12 - 12,5 часа, из которых 2 - 2,5 часа отводится на дневной сон. Для детей от 1 - 1,5 года дневной сон организуют дважды в первую и вторую половину дня общей продолжительностью до 3,5 часа. Оптимальным является организация дневного сна на воздухе (веранды). Для детей 1,5 - 3 лет дневной сон организуют однократно продолжительностью не менее 3 часов.
Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3 - 7 лет составляет 5,5-6 часов, до 3 лет - в соответствии с медицинскими рекомендациями.
Перед сном не рекомендуется проведение подвижных эмоциональных игр, закаливающих процедур. Детей с трудным засыпанием и чутким сном рекомендуется укладывать первыми и поднимать последними. В разновозрастных группах более старших детей после сна поднимают раньше. Во время сна детей присутствие воспитателя (или его помощника) в спальне обязательно.
Недосыпание оказывает неблагоприятное влияние на высшую нервную деятельность детей. При дефиците сна отмечаются резкие колебания вегетативной реактивности, значительно снижается работоспособность. Однако, как правило, эти нарушения вначале носят обратимый характер и исчезают при установлении правильного режима сна. Длительное недосыпание может привести к переутомлению и невротическим расстройствам.
Существенное значение в режиме дня имеет пребывание детей на свежем воздухе. Открытый воздух благотворно влияет на растущий организм: он активизирует обменные процессы и оказывает положительное влияние на процессы роста и развития. Общая продолжительность пребывания на открытом воздухе детей 1-го года жизни должна составлять не менее 5—6 ч в сутки.
Кроме дневного сна на воздухе, в режиме дня должны быть предусмотрены ежедневные прогулки продолжительностью около 3-4 часов в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже минус 15оС и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать. Летом все игры и занятия должны проводиться на свежем воздухе, в холодное время года предусматриваются прогулки 2 раза в день по 1,5—2 ч. в первую половину дня и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой.
Непрерывная образовательная деятельность для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет не должна превышать 10 мин. Возможно проводить занятия в первую и во вторую половину дня (по 8-10 минут), а также на игровой площадке во время прогулки.
Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей:
· от 3 до 4 лет - не более 15 минут,
· от 4 до 5 лет - не более 20 минут,
· от 5 до 6 лет - не более 25 минут,
· от 6 до 7 лет - не более 30 минут.
Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут, а в старшей и подготовительной - 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы должны составлять не менее 10 минут.
Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 25 - 30 минут в день.
Для профилактики утомления детей рекомендуется проводить физкультурные, музыкальные занятия, ритмику и т.п. Домашние задания во всех группах отсутствуют.
На самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, личная гигиена, подготовка к образовательной деятельности) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов. Для игровой деятельности отводится время утром (до завтрака), во время прогулок в первой и второй половине дня, после дневного сна и вечером перед сном. Детские игры по характеру и содержанию многообразны: спокойные и подвижные, индивидуальные и коллективные, бытовые и дидактические. Они помогают детям глубже познать окружающий мир, способствуют формированию логического мышления, произвольного внимания. Подвижные игры оказывают влияние на развитие двигательных навыков, способствуют воспитанию активности, находчивости, смелости.
Дети дошкольного возраста учатся выполнять несложные обязанности. Их трудовое воспитание складывается из самообслуживания, посильного участия в поддержании чистоты и порядка в групповом помещении и на участке, дежурств при приеме пищи, ухода за растениями и животными в живом уголке (кролики, белки и др.). Дети с интересом и удовольствием занимаются такой деятельностью, но она все же утомляет их. Поэтому интенсивная деятельность (вскапывание грядок, поливка растений, расчистка дорожек от снега) должна продолжаться у детей средней группы не более 7—10 мин в день, у детей старшей группы — 15 мин. Продолжительность более легкой деятельности хозяйственно-бытового характера (уборка комнаты, мытье игрушек) может быть до 25—30 мин. В младшей группе дети выполняют более простые действия и в течение более короткого времени.
Кратность приема пищи определяется временем пребывания детей в ДО и режимом работы групп (завтрак или обед, или завтрак и обед, или полдник). Для детей, начиная с 9-месячного возраста, оптимальным является прием пищи с интервалом не более 4 часов. Режим питания детей по отдельным приемам пищи, в зависимости от их времени пребывания в дошкольных организациях, представлен в таблице.
Таблица 3
Режим питания детей
Время приема пищи | Режим питания детей в дошкольных организациях (группах) | ||
8-10 часов | 11-12 часов | 24 часа | |
830-900 | завтрак | завтрак | завтрак |
1030-1100 (рекомендуемый) | второй завтрак | второй завтрак | второй завтрак |
1200-1300 | обед | обед | обед |
1530- 1600 | полдник | полдник* | полдник |
1830 - 1900 | - | ужин | ужин |
21 00 | - | - | 2 ужин |
*При 12-часовом пребывании возможна организация как отдельного полдника, так и «уплотненного» полдника с включением блюд ужина.
Питание должно быть организовано в соответствии с примерным меню, рассчитанным не менее чем на 2 недели, на основе рекомендуемых среднесуточных наборов продуктов. В примерном меню содержание белков должно обеспечивать 12-15% от калорийности рациона, жиров 30-32% и углеводов 55-58%.
Примерное меню должно содержать:
· информацию об основных пищевых веществах и энергии по каждому блюду, приему пищи, за каждый день и в целом за период его реализации,
· ссылки на рецептуры используемых блюд и кулинарных изделий, в соответствии со сборниками рецептур,
· итоговые цифры процентного содержания белков, жиров и углеводов;
· среднесуточное количество витамина С.
Завтрак должен состоять горячего блюда (каша, запеканка, творожные и яичные блюда и др.), бутерброда и горячего напитка. Обед должен включать закуску (салат или порционные овощи, сельдь с луком), первое блюдо (суп), второе (гарнир и блюдо из мяса, рыбы или птицы), напиток (компот или кисель). Полдник включает напиток (молоко, кисломолочные напитки, соки, чай) с булочными или кондитерскими изделиями без крема, допускается выдача творожных или крупяных запеканок и блюд. Ужин может включать рыбные, мясные, овощные и творожные блюда, салаты винегреты и горячие напитки. На второй ужин рекомендуется выдавать кисломолочные напитки.