ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ РЕЖИМА ДНЯ ДЕТЕЙ




 

Режим дня детей и подростков в соответствии с возраст­ными особенностями включает следующие обязательные эле­менты:

- режим питания (интервалы между приемами пищи и кратность питания);

- время пребывания на воздухе в течение дня;

- продолжительность и кратность сна;

- продолжительность и место обязательных занятий, как дома, так и в условиях образовательных учреждений;

- свободное время, двигательная активность ребенка по собственному выбору.

Соблюдение режима дня, начало и конец всех его элемен­тов, видов деятельности всегда в одно и то же время приводят к возникновению у детей достаточно прочных условных реф­лексов на время. Вследствие этого организм ребенка в каждый момент как бы подготовлен к предстоящему виду деятельности. При этом все процессы (за­нятия, питание, засыпание и т.д.) протекают с меньшей «фи­зиологической стоимостью» (быстрее и легче).

Эмо­циональное состояние ребенка, его радости и неудачи отра­жаются на процессах роста и развития. Правильно организованный режим дня создает ровное, бод­рое настроение, интерес к учебной и творческой деятельнос­ти, играм, способствует нормальному развитию ребенка. Психическая напряжен­ность, депрессии, психологическая травма всегда приводят к торможению роста. Такие психологически сложные для ребен­ка ситуации, как поступление в детский сад, ясли или шко­лу, могут затормозить рост на несколько недель. Полоса школь­ных неудач или семейных конфликтов может приводить к зна­чительному отставанию в росте. Это связано с включением при доминировании состояния тревоги и депрессии нейроэндокринных механизмов, блокирующих процессы роста детей.

Педиатры отмечают два ведущих для нормального роста де­тей фактора режима дня - адекватная физическая под­вижность и достаточность сна.

Адекватная физическая активностьобеспечивает ту степень вертикальной и переме­жающейся по направлению механической нагрузки на скелет, которая является стимулятором остеогенеза и роста хряща. Мышечная работа активизирует и выделение гормонов — сти­муляторов роста. Избыточная вертикальная нагрузка, возника­ющая, например, при переноске тяжестей, дает противополож­ный эффект — торможение роста. Поэтому врачи должны по­стоянно контролировать режим жизни детей: не допускать ни гипокинезии, ни занятий такими видами спорта или работы, которые могут вредно отразиться на развитии.

Физическое развитие детей первого года жизни организуют в форме индивидуальных занятий, включающих комплексы массажа и гимнастики по назначению врача.

Начиная с 9 месяцев, с детьми проводят разнообразные подвижные игры в индивидуальном порядке, ежедневно, не ранее чем через 45 минут после еды. Длительность занятия с каждым ребенком составляет 6 - 10 минут. Допускается объединение детей в небольшие группы (по 2 - 3 ребенка).

С детьми второго и третьего года жизни занятия по физическому развитию осуществляют по подгруппам воспитатели 2 - 3 раза в неделю. С детьми второго года жизни ее проводят в групповом помещении, с детьми третьего года жизни - в групповом помещении или в физкультурном зале.

Образовательную деятельность по физическому развитию детей в возрасте от 3 до 7 лет организуют не менее 3 раз в неделю. Ее длительность зависит от возраста детей и составляет:

· в младшей группе - 15 мин.,

· в средней группе - 20 мин.,

· в старшей группе - 25 мин.,

· в подготовительной группе - 30 мин.

Один раз в неделю для детей 5 - 7 лет следует круглогодично организовывать занятия по физическому развитию на открытом воздухе. В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях физкультурные занятия организуют на открытом воздухе максимально. Работа по физическому развитию проводится с учетом здоровья детей при постоянном контроле со стороны медицинских работников.

Вторым важным моментом режима дня является достаточ­ность сна. Именно во сне осуществляются все основные мета­болические и клеточные перестройки, определяющие форми­рование скелета ребенка.

В первые месяцы жизни центральная нервная система (ЦНС) отличается функциональной слабостью. Внешние раздражите­ли являются сильными для нервной системы ребенка и вызы­вают ее быстрое истощение. В связи с этим активное бодрство­вание ребенка осуществляется незначительное время (5—7 ч) и через каждые 1,5—2 ч ребенок засыпает. При правильной организации жизни ребенка уже к концу 1-го месяца форми­руется суточный ритм бодрствования и сна. Наиболее благоприятное влияние на сон оказывает свежий воздух. Он воздействует на кожу, слизистые оболочки носа и верхних дыхательных путей, вызывает быстрое наступление сна. Сон на воздухе может заменить прогулку, особенно в холод­ное и переходное время года.

Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12 - 12,5 часа, из которых 2 - 2,5 часа отводится на дневной сон. Для детей от 1 - 1,5 года дневной сон организуют дважды в первую и вторую половину дня общей продолжительностью до 3,5 часа. Оптимальным является организация дневного сна на воздухе (веранды). Для детей 1,5 - 3 лет дневной сон организуют однократно продолжительностью не менее 3 часов.

Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3 - 7 лет составляет 5,5-6 часов, до 3 лет - в соответствии с медицинскими рекомендациями.

Перед сном не рекомендуется проведение подвижных эмоциональных игр, закаливающих процедур. Детей с трудным засыпанием и чутким сном рекомендуется укладывать первыми и поднимать последними. В разновозрастных группах более старших детей после сна поднимают раньше. Во время сна детей присутствие воспитателя (или его помощника) в спальне обязательно.

Недосыпание оказывает неблагоприятное влияние на выс­шую нервную деятельность детей. При дефиците сна отмеча­ются резкие колебания вегетативной реактивности, значительно снижается работоспособность. Однако, как правило, эти нарушения вначале носят обратимый характер и исчезают при установлении правильного режима сна. Длительное недо­сыпание может привести к переутомлению и невротическим расстройствам.

Существенное значение в режиме дня имеет пребывание детей на свежем воздухе. Откры­тый воздух благотворно влияет на растущий организм: он ак­тивизирует обменные процессы и оказывает положительное влияние на процессы роста и развития. Общая продолжительность пребыва­ния на открытом воздухе детей 1-го года жизни должна со­ставлять не менее 5—6 ч в сутки.

Кроме дневного сна на воз­духе, в режиме дня должны быть предусмотрены ежедневные прогулки продолжительностью около 3-4 часов в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже минус 15оС и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать. Летом все игры и занятия должны проводиться на свежем воздухе, в холодное время года предусматриваются прогулки 2 раза в день по 1,5—2 ч. в первую половину дня и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой.

Непрерывная образовательная деятельность для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет не должна превышать 10 мин. Возможно проводить занятия в первую и во вторую половину дня (по 8-10 минут), а также на игровой площадке во время прогулки.

Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей:

· от 3 до 4 лет - не более 15 минут,

· от 4 до 5 лет - не более 20 минут,

· от 5 до 6 лет - не более 25 минут,

· от 6 до 7 лет - не более 30 минут.

Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут, а в старшей и подготовительной - 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы должны составлять не менее 10 минут.

Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 25 - 30 минут в день.

Для профилактики утомления детей рекомендуется проводить физкультурные, музыкальные занятия, ритмику и т.п. Домашние задания во всех группах отсутствуют.

На самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, личная гигиена, подготовка к образовательной деятельности) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов. Для игровой деятельности отводится время утром (до завт­рака), во время прогулок в первой и второй половине дня, после дневного сна и вечером перед сном. Детские игры по характеру и содержанию многообразны: спокойные и подвиж­ные, индивидуальные и коллективные, бытовые и дидактичес­кие. Они помогают детям глубже познать окружающий мир, способствуют формированию логического мышления, произвольного внимания. Подвижные игры оказывают влияние на развитие двигательных навыков, способствуют воспитанию активности, находчивости, смелости.

Дети дошкольного возраста учатся выполнять несложные обязанности. Их трудовое воспитание складывается из самооб­служивания, посильного участия в поддержании чистоты и порядка в групповом помещении и на участке, дежурств при приеме пищи, ухода за растениями и животными в живом уголке (кролики, белки и др.). Дети с интересом и удоволь­ствием занимаются такой деятельностью, но она все же утом­ляет их. Поэтому интенсивная деятельность (вскапывание гря­док, поливка растений, расчистка дорожек от снега) должна продолжаться у детей средней группы не более 7—10 мин в день, у детей старшей группы — 15 мин. Продолжительность более легкой деятельности хозяйственно-бытового характера (уборка комнаты, мытье игрушек) может быть до 25—30 мин. В младшей группе дети выполняют более простые действия и в течение более короткого времени.

Кратность приема пищи определяется временем пребывания детей в ДО и режимом работы групп (завтрак или обед, или завтрак и обед, или полдник). Для детей, начиная с 9-месячного возраста, оптимальным является прием пищи с интервалом не более 4 часов. Режим питания детей по отдельным приемам пищи, в зависимости от их времени пребывания в дошкольных организациях, представлен в таблице.

 

Таблица 3

Режим питания детей

Время приема пищи Режим питания детей в дошкольных организациях (группах)
8-10 часов 11-12 часов 24 часа
830-900 завтрак завтрак завтрак
1030-1100 (рекомендуемый) второй завтрак второй завтрак второй завтрак
1200-1300 обед обед обед
1530- 1600 полдник полдник* полдник
1830 - 1900 - ужин ужин
21 00 - - 2 ужин

*При 12-часовом пребывании возможна организация как отдельного полдника, так и «уплотненного» полдника с включением блюд ужина.

 

Питание должно быть организовано в соответствии с примерным меню, рассчитанным не менее чем на 2 недели, на основе рекомендуемых среднесуточных наборов продуктов. В примерном меню содержание белков должно обеспечивать 12-15% от калорийности рациона, жиров 30-32% и углеводов 55-58%.

Примерное меню должно содержать:

· информацию об основных пищевых веществах и энергии по каждому блюду, приему пищи, за каждый день и в целом за период его реализации,

· ссылки на рецептуры используемых блюд и кулинарных изделий, в соответствии со сборниками рецептур,

· итоговые цифры процентного содержания белков, жиров и углеводов;

· среднесуточное количество витамина С.

Завтрак должен состоять горячего блюда (каша, запеканка, творожные и яичные блюда и др.), бутерброда и горячего напитка. Обед должен включать закуску (салат или порционные овощи, сельдь с луком), первое блюдо (суп), второе (гарнир и блюдо из мяса, рыбы или птицы), напиток (компот или кисель). Полдник включает напиток (молоко, кисломолочные напитки, соки, чай) с булочными или кондитерскими изделиями без крема, допускается выдача творожных или крупяных запеканок и блюд. Ужин может включать рыбные, мясные, овощные и творожные блюда, салаты винегреты и горячие напитки. На второй ужин рекомендуется выдавать кисломолочные напитки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: