ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (ДО)




Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего образования

«Северо-осетинская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

 

 

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ

И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Кусова А.Р., Битарова И.К., Перисаева З.А

СОВРЕМЕННЫЕ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДОШКОЛЬНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ

Методическое пособие

для студентов педиатрического факультета

Владикавказ 2015г.

УДК 613.95

ББК 51.28

 

Кусова А.Р., Битарова И.К., Перисаева З.А.

Современные санитарно-гигиенические требования к дошкольным организациям: методическое пособие для студентов педиатрического факультета

Северо-Осетинская государственная медицинская академия. - Владикавказ, 2016. - 22с.

 

Данное методическое пособие содержит материал, отражающий современные гигиенические требования к расположению, планировке и режиму работы детских дошкольных организаций. Изложены данные о видах и оборудовании помещений в детских садах, их минимальной площади, принципах зонирования земельного участка и благоустройства групповых площадок. Приведена информация о построении режима дня ребенка дошкольного возраста и о способах оценки его готовности к обучению в школе

Пособие снабжено таблицами, тестовыми заданиями, списком основной и рекомендуемой дополнительной литературы, облегчающими усвоение материала.

Методическое пособие «Современные санитарно-гигиенические требования к дошкольным организациям», подготовлено по дисци­плине «Гигиена» в соответствии с Федеральным государственным образо­вательным стандартом высшего профессионального образования для студентов, обучающих­ся по специальности Педиатрия (31.05.02)

УДК 613.95

ББК 51.28

Рецензенты:

Калоева З.Д. - профессор, доктор медицинских наук, заведующая кафедрой детских болезней №2 ФГБОУ ВО СОГМА Минздрава России.

Аликова З.Р. – доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой гуманитарных, социальных и экономических наук ФГБОУ ВО СОГМА Минздрава России.

 

Утверждено и рекомендовано к печати Центральным координационным учеб­но-методическим советом ФГБОУ ВПО СОГМА Минздрава России (протокол № 3 от 7 декабря 2015г.).

 

© Северо-Осетинская государственная медицинская академия, 2015

© Кусова А.Р., Битарова И.К., Перисаева З.А. 2015


В сохранении и укреплении здоровья подрастающего поко­ления большое значение имеет гигиенически полноценная среда обитания, которая определяется благоустройством и са­нитарным состоянием образовательных организаций. Вдошкольных образовательных организациях дети получают физическое, интеллектуальное, нравствен­ное, трудовое и эстетическое воспитание в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, а также не­обходимые для их возраста знания и умения. Наиболее массовыми типами дошкольных организаций являются детские ясли-сады.

 

ОСНОВЫПРОЕКТИРОВАНИЯ, СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ

ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (ДО)

Дошкольные организации принимают детей в возрасте от 2 мес. до 7 лет и находятся в структуре органов образования. Они могут функционировать в режиме кратковременного пребывания (до 5 часов в день), сокращенного дня (8 - 10 часов в день), полного дня (12 часов в день), продленного дня (14 часов в день) и круглосуточного пребывания детей. Их максимальная вместимость — не более 14 групп, или 350 мест.

Проектирование и строительство ДО осуществляется с учетом следующих гигиенических принципов:

- групповая изоляция в здании и на участке - необходима в связи с большой восприимчивостью детей до 7 лет к инфек­ционным заболеваниям и отсутствием достаточной иммунной прослойки среди них. В соответствии с принципом групповой изоляции каждая группа детей должна иметь полный набор помещений в здании и на участке;

- обеспечение условий для двигательной активности - по­зволяет удовлетворить большую потребность детей дошкольного возраста в движениях;

- создание благоприятного воздушно-теплового режима - необходимо в связи с относительно высоким обменом веществ при одновременном несовершенстве процессов терморегуляции у ребенка;

- обеспечение достаточного естественного освещения и инсоляции - необходимо в целях профилактики нарушений реф­ракции, так как у детей дошкольного возраста не закончено формирование зрительного анализатора, а выполняемая зри­тельная работа достаточно велика. Также воздействие лучистой энер­гии солнца, особенно ультрафиолетовой радиации, способству­ет полноценному росту и развитию организма;

- создание условий для организации рационального питания.

Гигиенические требования к выбору и планировке территории ДО

 

ДО размещают, как правило, на внутриквартальных территориях жилых микрорайонов, при обеспечении удоб­ных подходов к зданиям со стороны прилегающих транспорт­ных коммуникаций, за пределами санитарно-защитных зон предприятий. Радиусы обслуживания в городах составляют 300 м. Участок детского дошкольного учреждения должен иметь ограждение высотой от 0,75 до 1,6 м.

Необходимо учитывать нормативные уровни шума (до 45 дБ) и загрязнения атмосферного воздуха для территории жилой застройки, нормативные уровни естественного освещения помещений и игровых площадок. Если градостроительные усло­вия не позволяют осуществить эти требование, защита ДО обеспечивается различными градостроительными сред­ствами (экранами, выемками, кавальерами и т.д.), устройством звуко- и пылепоглощающего озеленения из густолистых дре­вонасаждений.

Озеленение является важным средством формирования благоприятных оздоровительных условий на участке, оказывает непосредственное влияние на температуру воздуха, его влажность, солнечную радиацию, способствует ослаблению отрицательных факторов окружающей городской среды. Озеленение должно составлять не менее 50 % территории участка. Для районов Крайнего Севера, а также в городах в условиях сложившейся (плотной) городской застройки допускается снижение озеленения до 20%. В площадь озеленения участка вклю­чаются зеленые насаждения газонов, цветников и травяное покрытие групповых и физкуль­турных площадок. Во избежание излишнего затенения помещений рекомендуется высаживать кустарник не ближе 5 м от здания, а деревья — не ближе 10-15м. При озеленении территории не проводится посадка плодоносящих деревьев и кустарников, ядовитых и колючих растений.

На земельных участках ДО размеща­ются следующие площадки — групповые, для занятий физкультурой, хозяйственные.

Основными элементами участка являются групповые площад­ки, предназначенные для проведения игр и занятий на све­жем воздухе. При размещении груп­повых площадок должна обеспечиваться их удобная связь с выходами из соответствующих групповых ячеек и с общей физкультурной площадкой, должны исключаться пересечения путей движения различных групп, пути следования детей не должны проходить через хозяйствен­ную площадку. Для изоляции групповых площадок применяется зеленая изгородь из кустарников в одну полосу шириной 0,75—1 м. Рекоменду­емая высота зеленой изгороди групповой площадки 0,8 м.

Рекомендуемая площадь составляет не менее 7,0 м2 на 1 ребенка для детей младенческого и раннего возраста (до 3 лет) и не менее 9,0 м2 на 1 ребенка дошкольного возраста (от 3 до 7 лет). В условиях сложившейся (плотной) городской застройки допускается использование совмещенных групповых площадок и размещение их за пределами участка.

Для обеспечения необходимых условий инсоляции и солнцезащиты на групповых площадках создаются две контрастные по режиму радиационные зоны — открытая и затененная. Для защиты детей от солнца и осадков устанавливается теневой навес площадью из расчета не менее 1м2 на одного ребенка. Для групп с численностью менее 15 человек площадь теневого навеса должна быть не менее 20 м2. Теневые навесы рекомендуется оборудовать деревянными полами (или другими строительными материалами, безвредными для здоровья человека) на расстоянии не менее 15 см от земли.

Планировка групповых площадок предусматривает четкое зонирование территории с выделением зон для тихих игр, подвижной деятельности, свободных индивидуальных или кол­лективных игр. Зона тихих игр формируется в непосредственной близости от навеса. Зона подвижной деятель­ности детей предназначается для гимнастики и игр с мячом, должна иметь четкое ограничение оборудованием, располага­емым в основном по границе с одной или двух сторон.

На участках дошкольных учреждений необходимо предусматривать игровое оборудование, способствующее физи­ческому развитию детей и соответствующее их возрастным осо­бенностям: для спокойных игр, подвижной деятельности, для сюжетно-ролевых игр, для игр с водой, малые архитектурные формы.

Ежегодно, в весенний период, на игровых площадках проводится полная смена песка. Вновь завозимый песок должен соответствовать гигиеническим нормативам по паразитологическим, микробиологическим, санитарно-химическим, радиологическим показателям. Песочницы в отсутствие детей необходимо закрывать во избежание загрязнения (крышками, полимерными пленками или другими защитными приспособлениями). При обнаружении возбудителей паразитарных болезней проводят внеочередную смену песка.

Групповые площадки соединяются кольцевой дорожкой шириной 1,5 м, которую можно совмещать с проездом к зда­нию. На кольцевой дорожке возможно нанесение разметки и установление дорожных знаков для обучения детей правилам поведения пешеходов на улице — создается предметно-пространственная среда, имитирующая городскую застройку, дорожную сеть с улицами, тротуарами, пешеходными переходами, перекрестками.

Покрытие групповых площадок и физкультурной зоны должно быть травяным, с утрамбованным грунтом, беспыльным, либо выполненным из материалов, не оказывающих вредного воздействия на человека. На групповых площадках раннего возраста и 1-й младшей группы лучшим является сплошное травяное покрытие, за исключением подходов к теневым навесам и мощения вокруг песочниц. Твердое плиточное покрытие устраивают перед те­невыми навесами и скамьями, так как трава в этих местах систематически вытаптывается, образуются углубления, кото­рые заполняются дождевой водой.

Для хранения игрушек, используемых на территории, колясок, санок, велосипедов, лыж выделяется специальное место, защищенное навесом от осадков..

Физкультурная площадка на участке предназначена для проведения утренней гимнастики, под­вижных игр, физкультурных занятий и праздников. Эту пло­щадку рекомендуется размещать ближе к групповым площадкам дошкольного возраста. Покрытие дорожки грунтовое.

Зона с гимнастическим оборудованием и спортивными сна­рядами (игровой гимнастический комплекс) имеет травяное покрытие. Яма для прыжков должна быть длиной не менее 3 м, шириной 1,5— 2 м, глубиной 30—40 см. Полосу препятствий рекомендуется устраивать на дорожке длиной 50 м и шириной 2,0—2,5 м.

Открытые плавательные бассейны для дошкольных учреж­дений свыше 250 мест используются в теплый период года для купания и закаливающих процедур, в холодное время как каток. Ванны бассейна размещаются на территории участка рядом с физкуль­турной площадкой. Для закаливания детей и игр с водой на участке могут ус­траиваться фигурные фонтанчики и водные забавы.

Хозяйственная зона должна располагаться со стороны входа в производственные помещения столовой и иметь самостоятельный въезд. В условиях сложившейся (плотной) городской застройки допускается отсутствие самостоятельного въезда с улицы. В случае невозможности оборудования самостоятельного въезда на территорию хозяйственной зоны подъезд автотранспорта осуществляется в период отсутствия детей в дошкольной организации. На территории хозяйственной зоны должны быть предусмотрены места для сушки постельных принадлежностей и чистки ковровых изделий, возможно размещение овощехранилища. Необходимо оборудовать площадку для сбора мусора с твердым покрытием на расстоянии не менее 15 м от здания. Размеры площадки должны превышать площадь основания контейнеров.

Уборка территории проводится ежедневно: утром за 1 - 2 часа до прихода детей или вечером после ухода детей. При сухой и жаркой погоде полив территории рекомендуется проводить не менее 2 раз в день. В зимнее время – рекомендуется проводить очистку территории от снега по мере необходимости, территорию допускается посыпать песком, использование химических реагентов не допускается.

 

Гигиенические принципы планировки зданий ДО

 

Здание ДО общего типа должно иметь не более 3 этажей. Для сельской местности рекомендуются одноэтажные здания, как правило, небольшой вместимости — до 150 мест. Наиболее оптимальным является размещение ДО в отдельно стоящем здании. При этом по композиционному приему структура зданий может быть разде­лена на:

• централизованную (компактную), позволяющую создать наиболее короткие внутренние связи между помещения­ми отдельных групповых ячеек и общего назначения;

• блочную, предусматривающую размещение функциональных групп помещений в отдельных блоках, непосред­ственно примыкающих друг к другу или с переходами.

В зданиях дошкольных учреждений выделяются помещения:

- групповые ячейки (изолированные помещения для каждой детской группы);

- дополнительные помещения для занятий с детьми (музыкальный зал, физкультурный зал, кабинет логопеда и другие);

- сопутствующие помещения (медицинский блок, пищеблок, постирочная);

- служебно-бытового назначения для персонала.

Поэтажное расположение помещений внутри здания долж­но обеспечивать их удобную вертикальную связь, со­ответствовать санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям. Все помещения для детей должны размещаться только в наземных этажах. В трехэтажных зданиях на 3-м этаже рекомен­дуется располагать только помещения старших дошкольных групп, залы для музыкальных занятий, а также служебно-бы­товые помещения и прогулочные веранды. Групповые ячейки для детей до 3-х лет располагают только на 1-м этаже. Размещение помещений для пребывания детей и помещений медицинского назначения в подвальных и цокольных этажах зданий Не допускается.

Высота помещений должна быть не менее 3 м. Все помещения, предназначенные для длительного пребы­вания детей, должны иметь естественное освещение. Без есте­ственного освещения могут быть буфетные, приемная изоля­тора, комната персонала, кладовая чистого белья (при нали­чии в здании комнаты кастелянши). В помещениях групповых не менее 50 % оконных проемов должно быть оборудовано верхними фрамугами. Не допускает­ся располагать окна групповых над окнами кухни и постирочной.

Для детей поручни в зданиях детских дошкольных учрежде­ний должны располагаться у стен или на ограждении лестниц на высоте 0,5 м; для взрослых — на высоте 0,85 м. На остекленных дверях должны предусматриваться защит­ные решетки высотой не менее 1,2 м.

Каждую возрастную группу детей следует размещать в помещениях групповой ячейки, изолированных от помещений других групповых ячеек. При этом должна быть обеспечена удобная связь групповых ячеек с помещениями для физкультурных, музыкальных и специализированных занятий, а так­же с медицинскими помещениями и пищеблоком. Допускается оборудование единого входа с общей лестницей - не более чем на 4 группы, независимо от их расположения в здании.

В групповой ячейке предусматриваются следующие комнаты:

· групповая — для игр, занятий, принятия пищи;

· спальня — для дневного (и ночного) сна детей;

· раздевальная — для переодевания детей и хранения верх­ней одежды;

· туалетная;

· буфетная — для мытья и хранения посуды.

Групповая ячейка проектируются таким образом, чтобы взаимосвязь всех помещений осуществлялась через групповую комнату, которая функционально должна быть свя­зана с раздевальной, спальней, туалетной и буфетной комна­тами.

Таблица 1

Рекомендуемые площади помещений групповой ячейки

Вид помещений Площадные показатели (не менее)
Групповые ячейки
раздевальная 18 м2; для групп наполняемостью менее 10 - человек площадь раздевальной допускается определять из расчета 1,0 кв.м на 1 ребенка, но не менее 6 кв.м
групповая 2,5м2 на 1 ребенка в группах для детей младенческого и раннего возраста; 2,0 кв. м на 1 ребенка в дошкольных группах
буфетная 3,0 м2
спальня 1,8м2 на 1 ребенка в группах для детей младенческого и раннего возраста, 2,0 кв. м на 1 ребенка в дошкольных группах,
туалетная 12 м2 для групп для детей младенческого и раннего возраста; 16 кв. м для дошкольных групп
Медицинский блок
медицинский кабинет не менее 12 м2
процедурный кабинет не менее 8 м2
туалет с местом для приготовления дезинфицирующих растворов не менее 6 м2

Раздевальная - предназначена для приема, осмот­ра, переодевания детей и хранения верхней одежды. Шкафы для одежды и обуви желательно разместить по периметру помещения для удобства наблюдения за детьми и оборудовать индивидуальными ячейками - полками для головных уборов и крючками для верхней одежды. Каждая индивидуальная ячейка маркируется. Необходимо предусмотреть условия для сушки верхней одежды и обуви детей. В тамбурах вновь строящихся объектов дошкольных организаций допускается установка стеллажей для игрушек, используемых на прогулке.

Для осмотра и переодевания детей младенческого и раннего возраста помещение раздевальной оборудуют пеленальными столами, рабочими столами и стульями, умывальной раковиной, шкафом для одежды матерей. Необходимо предусмотреть отдельное место для грудного кормления детей.

Групповая – должна обеспечивать оптимальные условия для игр и занятий детей. Площадь групповой комнаты - для групп раннего возраста (до 3 лет) не менее 2,5 м2 и для дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) - не менее 2,0 м2 на 1 ребенка.

Помещение зонируется на игровое пространство и пространство, от­веденное для занятий и питания, оборудованное стола­ми и стульями. Размещение столов и стульев меняется в зави­симости от вида деятельности детей в помещении.

Для обеспечения нормальной зрительной работы детей во время занятий, особенно в дошкольных группах, предусмат­ривается возможность симметричного размещения столов от­носительно грифельной доски. Расстояние от первого ряда сто­лов до грифельной доски должно быть не менее 1 м. Для детей старшей и подготовительной групп рекомендуется использовать столы с изменяющимся наклоном крышки до 30 градусов. Подбор мебели для детей следует проводить с учетом антропометрических показателей

В групповых для детей младенческого и раннего возраста рекомендуется устанавливать в светлой части помещения групповой манеж размером 6,0 x 5,0 м с высотой ограждения - 0,4 м, длинной стороной параллельно окнам и на расстоянии от них не менее 1,0 м. Для ползания детей на полу выделяют место, ограниченное барьером, устанавливают горки с лесенкой высотой не более 0,8 м и длиной ската - 0,9 м, мостики длиной 1,5 м и шириной 0,4 м с перилами высотой 0,45 м.

Размещение аквариумов, животных, птиц в помещениях групповых, цветов в горшках на подоконниках не допускается.

Во вновь строящихся дошкольных организациях в составе групповых должны быть предусмотрены отдельные спальные помещения. Площадь спален должна быть на одно место не менее: в ясельных груп­пах — 1,8 м2, в дошкольных группах — 2 м2. Спальни оборудуют стационарными кроватями. В уже существующих дошкольных организациях при отсутствии спален или их недостаточной площади допускается организовывать дневной сон детей дошкольных групп в групповых на раскладных кроватях с жестким ложем или на трансформируемых (выдвижных, выкатных) одно - трехуровневых кроватях. Должно быть предусмотрено место для их хранения, а также для индивидуального хранения постельных принадлежностей и белья. Кровати должны соответствовать росту детей. Расстановка кроватей должна обеспечивать свободный проход детей, а также достаточное удаление от наружных стен и отопительных приборов.

Спальные помещения в период бодрствования детей допускается использовать для организации игровой и образовательной деятельности. При этом должен строго соблюдаться режим проветривания и влажной уборки: в спальне должна быть проведена влажная уборка не менее чем за 30 минут до сна детей, при постоянном проветривании в течение 30 минут.

Дети обеспечиваются индивидуальными промаркированными постельными принадлежностями, полотенцами, предметами личной гигиены. На 1 ребенка следует иметь не менее 3 комплектов постельного белья и полотенец, 2 комплектов наматрасников.

Туалетные - проектируются как еди­ное помещение, состоящее из зоны умывания и уборной. В зоне умывания размещают детские умывальники и душевой поддон, имеющий подход с трех сторон, вешалки для полотенец (отдельно для рук и для ног) по списочному составу детей, хозяйственный шкаф и шкаф для уборочного инвентаря. Наиболее удобным является размещение умы­вальников по центру помещения, так как при этом увеличи­ваются участки свободных стен, которые можно использовать для расстановки вешалок для полотенец. Детская туалетная должна быть обеспечена персональными горшками для каждого ребенка, фактически находящегося в группе, а для детей в возрасте 5-7 лет - персональными сидениями на унитаз, изготовленными из материалов, безвредных для здоровья и допускающих обработку моющими и дезинфицирующими средствами, или одноразовыми сидениями на унитаз.

В туалетной младшей и средней группы в умывальной зоне устанавливаются 4 умывальные раковины для детей и 1 умывальную раковину для взрослых, 4 детских унитаза. В туалетных старшей и подготовительной групп устанавливаются умывальные раковины для детей из расчета 1 раковина на 5 детей, 1 умывальная раковина для взрослых, детские унитазы или из расчета 1 унитаз на 5 детей. Детские унитазы рекомендуется устанавливать в закрывающихся кабинах, высота ограждения кабины - 1,2 м (от пола), не доходящая до уровня пола на 0,15 м.

В старших и подготовительных группах рекомендуется организовать раздельные туалетные комнаты (кабинки) для мальчиков и девочек.

При проектировании буфетных помещений площадью не менее 3 м2 следует предусматривать возможность размещения встроенного буфетного оборудования, состоящего из двух основных отделений: шкафного с двухчашечной мойкой и отделения с выдвижным раздаточным сто­лом.

Залы для физкультурных и музыкальных занятий предусмат­риваются во всех дошкольных учреждениях вместимостью 4 и более групп. Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях при численности воспитанников более 120 детей рекомендуется предусматривать два зала: один - для занятий музыкой, другой – для занятий физкультурой. Залы не должны быть проходными. При численности воспитанников до 120 человек и в уже существующих зданиях допускается один общий зал. При этом рекомендуется иметь хорошо оборудованную физкультурную площадку для занятий физкультурой на свежем воздухе.

В дошкольных организациях предусматриваются помещения по медицинскому обслуживанию детей. Для вновь строящихся зданий независимо от их вместимости предусматривается медицинский блок, имеющий отдельный вход из коридора, состоящий из медицинского и процедурного кабинетов, туалета. В туалете предусматривается место для приготовления дезинфицирующих растворов.

Допускается использование помещений медицинского блока (медицинский или процедурный кабинет) для временной изоляции заболевших.

Служебно-бытовые помещения дошкольных учреждений — кабинет заведующего, комната завхоза, методический каби­нет, хозяйственная кладовая и кладовая чистого белья, убор­ные для персонала, столярная мастерская, столовая.

Пищеблок размещается на 1-м этаже, что обеспечивает наи­более удобную связь с остальными группами помещений. Из пищеблока предусматривается самостоятельный выход наружу. Проходные кладовые или проход в кладовую через кухню не допускаются. В кухнях следует устанавливать обору­дование, работающее на электричестве. Питание детей организуют в помещении групповой. Доставка пищи от пищеблока до групповой осуществляется в специально выделенных промаркированных закрытых емкостях. Маркировка должна предусматривать групповую принадлежность и вид блюда (первое, второе, третье).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: