ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ПЕНИЮ




Музыкальный слух - способность воспринимать ладовые и звуковысотные соотношения. Он формируется в процессе музыкаль­ной деятельности ребенка на основе имеющихся у него задатков. И от того, насколько благоприятны условия для их развития, зави­сит успешность формирования музыкального слуха. Собственно говоря, процесс формирования музыкального слуха есть повто­ряющийся акт восприятия.

По определению психолога Б.М. Теплова главными компонен­тами музыкального слуха являются:

¨ звуковысотный слух;

¨ тембровый;

¨ гармонический;

¨ мелодический;

¨ динамический.

Важнейшее проявление музыкального слуха - восприятие вы­соты звука.

Формирование музыкального слуха - это процесс его первона­чального становления. Он отличается от процесса развития музы­кального слуха, так как развивать можно только то, что уже имеет­ся (например, можно развивать у детей точность реакции, скорость реакции). Развитие слуха зависит и от многих немузыкальных фак­торов. Например, от состояния умственных способностей, наличия здорового или больного голосового аппарата, даже от состояния здоровья ребенка.

Согласно исследованию педагога-музыканта И.П. Гейнрихса, в группах детского сада всегда есть дети, которые:

♦ могут спеть чисто данный звук (конечно, в объеме их диапа­зона); у этих детей слух сформировался очень рано, может быть даже незаметно для окружающих под влиянием усло­вий жизни или на основе очень хороших задатков;

♦ большинство звуков поют правильно, а отдельные звуки неверно; у таких детей формирование слуха близко к завер­шению;

♦ поют то интонационно точно, то фальшиво;

♦ все звуки поют неверно;

♦ верхние и нижние звуки поют фальшиво, а средние - интона­ционно точно дети со средним диапазоном голоса;

♦ поют в широком диапазоне, но вне всякой связи с заданными звуками.

В последних четырех случаях имеет место несформированный музыкальный слух. Педагог должен проверить с этой точки зрения каждого ребенка, выделить детей с несформированным музыкаль­ным слухом и начать с ними работу.

Уже отмечалось, что формирование слуха связано с неоднократ­ным восприятием музыкальных звуков. Учеными-физиологами Алмазовым Е.И., Блиновым М.П., Егоровым А.М., Мальцевой Е.А., Морозовым В.П., Овчинниковой О.В., Эрбштейн М.С., использо­вавшими в своих исследованиях специальную аппаратуру, доказа­но, что как у детей, так и у взрослых при восприятии музыки на­блюдается движение голосовых связок. Они являются в некотором роде органом восприятия. И на первом этапе формирования у ре­бенка музыкального слуха главным условием восприятия звуков является воспроизведение их голосом, т. е. двигательное отражение звука. Если дети с низкими голосами – «гудящие», у которых нарушена координация слуха и голоса, адекватно воспримут зву­ки, - они их воспроизведут. Следовательно, процесс восприятия определяется как рефлекторное установление временных нерв­ных связей в коре головного мозга, его слуховых и двигательных сферах.

Принимая это во внимание, педагоги, обучающие пению, на­правляют процесс воспроизведения детьми звука путем подстраивания воспроизводимой высоты к заданной. Ребенок при помощи педагога находит нужную высоту - наступает момент восприятия. Затем ребенок воспроизводит мелодию, однако скорее неосознан­но, физиологически ощущая унисон.

Педагог помогает этому процессу - словом поощряет ребенка, который получает удовольствие от достижения цели. В его мозгу образуется связь между концами двигательного и слухового ана­лизаторов. Конечно, в первое время эта связь является очень хруп­кой, быстро нарушается. Закрепляется она только путем неоднок­ратного повторения акта подстраивания певческого голоса ребенка к данной высоте мелодии.

Формируя музыкальный слух, необходимо помнить, что имеют­ся три фактора, тормозящие этот процесс. А именно:

♦ болезненное состояние голосового и слухового аппарата;

♦ ослабленное общее физическое состояние организма;

♦ неспособность мозга к образованию нервных связей и их за­креплению.

В процессе формирования музыкального слуха нужно выяснить, что именно мешает тому или иному ребенку достичь должных ре­зультатов.

Для того, чтобы дети правильно воспроизводили звуки, необхо­димо сформировать и закрепить в их памяти слуховое представле­ние об унисоне, заниматься расширением диапазона голоса, раз­вивать его гибкость и пластичность. Предлагаем практические рекомендации.

1. Для того, чтобы сформировать у ребенка представление об унисоне, педагогу необходимо подбирать материал с учетом тех звуков, которые есть в его диапазоне.

2. Определить диапазон голоса каждого ребенка. Начинать петь на тех звуках, которые воспроизводятся детьми легко. Для этого подобрать нужные попевки (например, «Гуси шли домой») и транс­понировать их в удобную для голоса тональность (ми мажор, ре мажор). Активизировать процесс дыхания (активный, но бесшум­ный вдох - постепенный выдох).

3. Расширять диапазон голоса ребенка путем пения по полуто­нам вверх.

4. Если ребенок остановился на определенном звуке, то следует сразу взять более высокий звук.

5. Бывают случаи, когда ребенок соло поет верно, а в хоре невер­но. Тогда необходимо с ним индивидуально работать на каждом занятии в течение нескольких секунд, проводить как бы индивиду­альную подстройку.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: