ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ПЕНИЮ




Начиная работу по разучиванию песни, педагог должен, отобрав произведение, тщательно ознакомиться с ним, определить его ху­дожественную ценность, воспитательно-образовательные задачи. Далее педагог должен сыграть песню, пропеть ее. Особенно важно спеть мелодию без сопровождения, так как это дает возможность определить интонационно сложные моменты, выявить другие ис­полнительские трудности.

Внимательно вслушавшись в музыкальное произведение, надо его проанализировать: определить основной характер, спектр чувств; отметить особенности средств музыкальной выразительности.

Анализ поможет уточнить характер исполнения песни - адек­ватно выразить ее основной образ, наметить те умения, которые следует выработать у детей при разучивании данной песни и подо­брать наиболее эффективные методические приемы обучения.

Анализировать произведение надо по следующему плану:

1. Записать его название, автора текста и музыки;

2. Определить основную идею произведения;

3. Определить его общий характер и воспитательную значимость;

4. Охарактеризовать его литературный текст: художественные качества, особенности (наличие обращений, диалогов, народных оборотов, поэтических сравнений), наиболее значимые слова; со­ответствует ли он музыкальной форме, детскому восприятию;

5. Охарактеризовать мелодию, форму песни, ее фортепианную партию, средства музыкальной выразительности: удобна ли мело­дия для запоминания, есть ли в ней трудные места (скачки вверх и вниз, большие интервалы), каково ее построение - восходящее, нисходящее или волнообразное, размер, темп, ритмический ри­сунок, характер (бодрый, спокойный, торжественный); какова ди­намика песни, ее лад и тональность, диапазон; выразительное ли фортепианное сопровождение, поддерживает ли мелодию песни, доступно ли для детского восприятия; какова форма песни - куп­летная, куплетная с запевом и припевом или сквозная; каковы ука­зания автора к исполнению.

Затем надо спланировать программные требования по основ­ным певческим навыкам - звукообразованию, дыханию, дикции, чистоте интонации, чувству ансамбля; выявить исполнительские трудности и выбрать методические приемы по разучиванию дан­ной песни.

Процесс разучивания песни включает 3 этапа.

1-й этап - ознакомление с песней. Целью первого этапа обуче­ния является: заинтересовать детей, раскрыть содержание музы­кального произведения, определить музыкальные средства выра­зительности.

2-й этап - разучивание песни. На этом этапе происходит основ­ная работа по обучению детей певческим умениям и навыкам.

3-й этап - закрепление песни. Работа над воссозданием музы­кально-художественного образа песни, над ее эмоционально-выра­зительным исполнением.

На первом этапе используются беседы, в ходе которых дети знако­мятся с содержанием песни, обращают внимание на ее художественный образ. Эти беседы тесно связаны с живым восприятием детьми песни. Также применяется показ картин, художественных игрушек, отвечающих тематике песен.

Не все песни требуют предварительной беседы. Если песня не сложная, доступна детям по содержанию, легко воспринимается ими, то следует ограничиться лишь ее названием. В таких случаях после первого прослушивания детям задаются вопросы: какая пес­ня по характеру, о чем она рассказывает и т. д. После этого песня исполняется педагогом еще раз.

На следующем занятии можно сыграть вступление и спросить, как называется песня, вступление к которой было исполнено. За­тем исполнить всю песню. Если в песне есть припев и он неслож­ный, то дети могут подпевать. На третьем занятии педагог дает де­тям еще раз прослушать песню и начинает разучивать ее с ними.

В процессе разучивания песни (2-й этап) ведется работа по раз­витию всех певческих навыков. Для выработки чистоты интонации нужно учить детей вслушиваться в звуки, различать высоту их зву­чания. На этом этапе можно использовать следующий игровой при­ем: большой паровоз гудит низко (фа1), а маленький высоко (до2). Необходимо добиваться точного звучания начальных звуков пес­ни. Для этого можно использовать такой прием, как пропевание первой ноты на слова: «Песенку начнем». Затем сразу начать пес­ню. Или же предложить детям потянуть первый звук, выравнивая его: «Все как один поем одинаково, как будто в дудочку дудим». Работая над мелодией, педагог должен сосредоточить на ней вни­мание детей: «Дети, послушайте внимательно. Я играю мелодию». Затем мелодия пропевается на определенные слоги с использова­нием какого-либо игрового приема: детям предлагается «сыграть» мелодию на дудочке, скрипочке, спеть, как гуси и т. д. Если мелодия напевная, то она пропевается на слоги, оканчивающиеся гласными звуками (ля-ля, ду-ду). Если мелодия легкого отрывистого звуча­ния, то она пропевается на слоги, оканчивающиеся на согласные звуки (динь-динь, тук-тук). Разучивая песню, в которой фразы ме­лодии разные по характеру звучания, можно предложить детям по­играть в оркестр. Например: «Сегодня мы не споем песню, а сыгра­ем. У нас будет оркестр, в оркестре играют разные инструменты: много дудочек и много бубенчиков. Дудочки играют протяжно - ду-ду, а бубенчики звонко - динь-динь».

При работе над мелодией необходимо выделять интонационно трудные мотивы, разучивать их отдельно. Например, в мелодии песни «Дед Мороз» В. Витлина есть скачок на большой интервал - ре~си. Можно отработать этот скачок, предложив детям позвать деда Мороза, пропев «а-у». Если в песне есть сложный ритмический рисунок, нужно попросить детей прохлопать («спеть руками»).! Педагог обращает внимание детей на разные длительности звуков. При этом используется игровое упражнение - зов детей. Напри­мер: «Пе-тя, где ты?» При обучении детей пению необходимо обра­щать их внимание на темповые и динамические изменения. Напри­мер, в песне «Детский сад» А. Филиппенко запев поется умеренно громко, а припев громко. Педагог, во-первых, своим исполнением дает почувствовать детям разницу, а во-вторых, в пояснении обра­щает внимание на связь характера музыки с ее динамикой: «Вы все любите игрушки, споем о них весело, звонко, громко».

Работая над дикцией, педагог добивается ясного правильного произношения слов. Разъяснять смысл трудных слов следует уже на первом этапе обучения. Однако дети могут понимать слова и все-таки неправильно их произносить. Это свидетельствует о несовер­шенной артикуляции. В таких случаях текст песни произносится шепотом сначала педагогом, а потом детьми обязательно в ее рит­ме. Изредка используется прием выделения слов, произношение которых требует коррекции. Развивая правильную дикцию, педа­гог обращает внимание и на выразительное произнесение отдель­ных слов в соответствии со смыслом предложения.

На втором этапе продолжается работа по развитию правильно­го дыхания, основные приемы которого показывает педагог. Ис­пользуются и упражнения, например «Паровозы». Дети должны глубоко вдохнуть воздух и выдохнуть на звук «ш», как будто пар выходит из паровоза. После этого можно пропеть фразу из разучи­ваемой песни. Особое значение в работе над ансамблем имеют ука­зания педагога, его жесты.

На третьем этапе рекомендуется использовать следующие при­емы: пение по рядам, подгруппам, пение соло без сопровождения. Можно среди хорошо поющих детей выбрать солиста, исполняю­щего запев песни, а остальные дети будут петь припев. Если в песне несколько действующих лиц, отражены какие-либо действия, ее можно «обыграть», спеть «по ролям».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: