Основные направления по реализации программы




Пояснительная записка

Ничто нам не стоит так дёшево,

Но ценится мерой большой,

Как сделать хоть малость хорошего

Для радости чьей- то чужой.

И щедро себя отдавая,

Ты будешь согрет и любим.

Цена – это память чужая

Делам и поступкам твоим.

 

Глобальные социальные, экономические, политические и культурные изменения, происходящие в современном российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию подрастающего поколения. Как подчеркивается в Концепции модернизации Российского образования, развивающемуся обществу необходимы инициативные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание. Согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р, важно «привлекать детей к участию в социально значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, спортивных и благотворительных проектах, в волонтерском движении». В настоящее время развитие волонтерского движения связано с растущим числом социальных проблем, в решение которых, при современной экономической ситуации, волонтеры незаменимы.

Огромное количество людей всех возрастов, которые знакомятся с волонтерским движением, становятся носителями идеи добровольчества. Поэтому сегодня волонтерское движение это новое социальное явление. Для подрастающего поколения волонтерство — это активное осуществление общественно значимой деятельности, которая способствует удовлетворению потребности в общении со сверстниками и взрослыми, признанию у старших, самостоятельности, самоутверждению и самоуважению, приобретению уверенности в себе и своей значимости для других. В совместных делах ребята могут получить позитивный опыт социального взросления, социальной ответственности, активной жизненной позиции.

Актуальность. Задача социального становления личности ребенка сегодня является важной и актуальной. Ведущие современные педагоги, психологи, философы и социологи считают, что добровольная общественная деятельность сегодня не только сможет помочь решить многие социальные проблемы общества, но и будет способствовать развитию социально-значимых качеств юношей и девушек, формированию у них активной жизненной позиции. Поэтому изучение воспитательных возможностей волонтерского движения приобретает особую актуальность. Приобщению к активной социальной, досуговой, познавательной и другим видам деятельности способствует создание волонтёрских отрядов на базе средних школ. Деятельность волонтерского отряда МАОУ Домодедовской СОШ №4 с УИОП основана на программе "Наш выбор».

Процесс воспитания активности строится на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Данная программа призвана сформировать в участниках добровольческого объединения лидеров, способных вести за собой своих сверстников, как умелых организаторов разнообразных интересных дел, что и является педагогической целесообразностью программы. Содержание программы, способствует формированию активной гражданской позиции и создает мотивацию на принятие активной социальной роли даже у тех ребят, которые в силу ряда причин не имеют ярко выраженных лидерских способностей.

Новизна. В данной программе соединены разные направления воспитательной деятельности от пропаганды здорового образа жизни, физического и творческого развития личности, трудового и экологического воспитания до формирования гражданской позиции подрастающего поколения, через включение детей в социально-значимую деятельность и развитие самоуправления обучающихся.

Педагогическая целесообразность. Данная программа призвана сформировать в участниках добровольческого объединения лидеров, способных вести за собой своих сверстников, как умелых организаторов разнообразных интересных дел, что и является педагогической целесообразностью программы. Программа, способствует формированию активной гражданской позиции и создает мотивацию на принятие активной социальной роли даже у тех ребят, которые в силу ряда причин не имеют ярко выраженных лидерских способностей.

Разработка программы «Наш выбор» предполагает учет ряда принципов:

 

- ориентация на широкое гуманитарное содержание, позволяющее гармонично сочетать национальные и общечеловеческие ценности;

- формирование у воспитанников целостного и эмоционально-образного восприятия мира;

- обращение к тем проблемам, темам, образовательным областям, которые являются личностно значимыми для детей того или иного возраста и которые недостаточно представлены в основном образовании;

- развитие ключевых компетенций у воспитанников;

- обязательная опора на содержание основного образования, использование его историко-культурологического компонента;

- реализация единства образовательного процесса.

 

Цель: создание условий для формирования нравственных и коммуникативных качеств личности, через организацию общественно- полезной деятельности, способствующей самореализации личности обучающегося.

 

Задачи:

- формировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров и возродить идею шефства как средства распространения волонтерского движения;

- предоставлять подросткам информацию по актуальным темам и создать условия, позволяющие ученикам своими силами вести волонтерскую деятельность..

- организовать условия, способствующие оказанию позитивного влияния волонтеров на сверстников при выборе ими жизненных ценностей.

- проводить досуговые мероприятия творческой и спортивной направленности;

- участвовать в проведении социальных акций и социальных дел;

- обучаться основам работы с различными видами информации;

- учиться работе с людьми различных социальных категорий (дети с ограниченными возможностями здоровья, подростки девиантного поведения и т. д.).

- формировать организаторские умения и навыки;

- развивать коммуникативные качества, умение работать в команде;

- формировать активную жизненную позицию и стремление заниматься волонтерской (добровольческой) работой;

- развивать навыки ученического самоуправления;

- прививать опыт и навыки для реализации собственных идей и проектов;

- развивать уверенность в себе, умение обмениваться информацией, дискутировать и защищать свою точку зрения, выступать на публике;

- формировать активную гражданскую позицию, неравнодушного отношения к жизни;

- развивать толерантные качества личности, милосердия, доброты, отзывчивости;

- формировать потребности в ведении здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья;

- развивать потребность в добровольческой деятельности, формирование отношения к социальному служению как к норме жизни;

- содействовать развитию системы совместной деятельности детей и взрослых;

- формировать личную ответственность за выполняемую работу.

 

Основные принципы программы:

· самоуправление;

· добровольность;

· гласность;

· законность;

· непрерывность и систематичность проводимой работы;

· осознание личностной и социальной значимости своей деятельности;

· ответственное отношение к деятельности.

 

Основные методы работы:

  • сотрудничество, наставничество, доверие и понимание;
  • мотивация к деятельности через поиск интересов подростков;
  • стимулирование и создание ситуации успеха;
  • педагогическое предостережение, анализ поступков людей и конкретных конфликтных ситуаций, методы переубеждения и переключения на новую общественную деятельность;
  • опора на личностный потенциал и индивидуальность каждого ребенка, обращение к самолюбию, самоуважению, чувству прекрасного.

 

Работа по данной программе доказывает свою актуальность, т.к:

  • Формирует здоровый жизненный стиль, активную гражданскую позицию и правовую грамотность успешной, конкурентоспособной личности человека, через привлечение к профилактической работе самих подростков, что особенно ценно в условиях ограниченности времени школьной действительности.
  • Формирует устойчивые конструктивные установки, как у самих волонтеров, так и у тех ребят, с кем они занимаются.
  • В процессе работы происходит мощнейшее восполнение дефицита социальной востребованности и реализацию лидерского потенциала, зачастую мнимо реализуемых в асоциальной и даже антисоциальной сферах.
  • Развиваются навыки и совершенствуются знания, которые пригодятся ребятам для взрослой жизни и будущей профессиональной деятельности.
  • Таким образом, происходит подготовка детей к благополучной социальной адаптации в современном обществе.

Основные направления по реализации программы

Информационный блок

1. Создание, выпуск и распространение информационных листовок.

2. Помещение материалов на школьный сайт.

3. Разработка и создание электронных пособий для сопровождения занятий, тренингов.

4. Сбор информации об объектах, о людях, нуждающихся в посильной помощи волонтеров.

5. Проведение общешкольных линеек.

 

Патриотический блок.

1..Сбор информации для стендов на патриотическую тематику

2. Проведение бесед, круглых столов, мероприятий на воспитание гражданско-патриотических чувств личности (Примерные темы: «У каждой состоявшейся личности есть Родина, у каждого гражданина-Отечество», «Как строятся отношения со своей малой и большой Родиной, Отечеством, также должны строиться отношения гражданина со своим государством», «Когда я думаю о современной России...»

3. Подготовка агитбригад для внеклассного мероприятий, направленных на формирование и развитие личности гражданина-патриота.

4. Роль волонтера в решении социальных проблем местного сообщества. Объекты волонтерской деятельности.

5. Организация социальных дел гражданско-патриотической направленности.

6. Выпуск стенгазеты и оформление коллажа о деятельности волонтерского объединения. Фотоотчет. Написание отчета о добровольческой работе волонтеров школы. Оформление фотоальбома с активистами школьного самоуправления.

7. Акции «Георгиевская ленточка», «Спасибо деду за Победу». Празднование Дня победы на городской площади.

 

 

Валеологический блок

1. Школьные Дни здоровья.

2. Сбор и обобщение информации о вредных привычках человека, причинах их появления (Профилактика ВИЧ, пивного алкоголизма, табакокурения, интерактивных зависимостей, наркотиков)

3. Рассказы и беседы о социально опасных болезнях общества.

4. Мероприятия, популяризирующие здоровый жизни.

5. Разъяснительная работа по пропаганде ЗОЖ, и профилактике социально- негативных явлений в подростковой и молодежной среде. Встреча с инспектором КДН. Встреча со школьным психологом.

6. Разработка агитационных буклетов, памяток, рекомендаций, презентаций о здоровом питании. 7. Разработка и проведение классных часов по профилактике компьютерной и игровой зависимости.

 

Блок «Милосердие»

1. Разработка и реализация проектов и акций.

2. Акция «Старший брат», «Яблоневый цвет». Сбор и отправка книг и канцелярских товаров для детского дома, школ — интернатов, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, оставшимся без попечения родителей.

3. Акция «Ладонь добра».

4. Акция «Забота». Помощь одиноким людям, ветеранам ВОВ, труженикам тыла, детям войны, малообеспеченным.

5. Акция «Ветеран живёт рядом»

6. Организация и проведении акции ко Дню пожилого человека.

 

Творческий блок

1. Планирование и проведение творческих мероприятий. Игровые технологии в работе волонтера: игры-адаптации, игры с эстрады, игровая программа. Организация игровых переменок, детских праздников. Игры - кричалки. Познавательная игра. Коллективное творческое дело (КТД).

2. Организация театральных представлений, декламации стихов, чтение коротких рассказов (сопровождаемое показом слайдов и т. п.) Помощь в организации и проведении праздников.

3. Организация игр и конкурсов для детей младшего школьного возраста и дошкольников. Создание методической папки, включающей разработки мероприятий, игр, конкурсов, сценариев.

4. Международный день толерантности. Подготовка занятия о толерантном отношении друг к другу, о готовности помогать другим, уметь принимать помощь от других.

5. Проведение Уроков Доброты. Разработка презентации «Культура разных народов межличностные отношения.

6. Участие в школьных, муниципальных и региональных творческих конкурсах.

 

Координационный блок

1.. Координация работы группы волонтеров руководителем группы.

2. Формирование органов ученического самоуправления в школе.

3. Организация встреч с администрацией и педагогическими работниками учреждения, с родителями и социальными партнерами.

4. Организация акций, анкетирований, экскурсий.

5. Волонтерское движение.

6. Проектирование и реализация социально-значимых проектов.

7. Информация о мероприятиях, посвященным Международным дням и акциям.

 

Экологический блок

1. Организация и проведение экологических акций

2. Участие в организации и проведении мероприятий, посвящённых сохранению окружающей среды

3. Подготовка агитбригад, направленных на природоохранную деятельность.

4. Акции «Чистый город». «Наш лес. Посади своё дерево», «Сохраним леса России», «Лес Победы».Уборка территории школы. Организация конкурса рисунков и плакатов «Мы за чистый город»

5. Международный День птиц. Раздача бумажных журавликов с рассказом истории о журавлях. Призыв беречь природу.

 

Планируемые результаты:

- формирование знаний о методиках проведения досуговых мероприятий творческой и спортивной направленности; технологиях социальной акции и технологиях проведения социальных дел; направлениях деятельности волонтеров;

- развитие организаторских, коммуникативных, лидерских способностей, навыков ученического самоуправления; умений представлять материал с помощью средств мультимедийных презентаций;

- формирование активной жизненной позиции и стремления заниматься волонтерской (добровольческой) работой;

- степень развития сплоченного детского коллектива;

- степень развития умений обмениваться информацией, дискутировать и защищать свою точку зрения, выступать на публике;

- наличие базы данных волонтерского отряда, занимающегося непосредственно волонтерской деятельностью;

 

- организация и проведение мероприятий по обмену опытом волонтерских отрядов; - самостоятельная организация и проведение обучающимися акций, мероприятий, КТД, конкурсов, игр;

- высокий уровень развития активной гражданской позиции, неравнодушного отношения к жизни;

- высокий уровень развития толерантных качеств личности, милосердия, доброты, отзывчивости;

- потребность у обучающихся в ведении здорового образа жизни, сохранении и укреплении здоровья;

- потребность в добровольческой деятельности, формирование отношения к социальному служению как к норме жизни;

- уровень развития у детей личностной ответственности за выполняемую работу.

Формы организации добровольческой (волонтёрской) деятельности:

· индивидуальная;

· групповая;

· работа по подгруппам.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: