Несмотря на большое разнообразие тем, событий, жанров у летописца «Повести» есть определенная цель – рассказать об истории Руси как пути от тьмы к свету – от язычества к христианству. На исторические события он смотрит с точки зрения христианской морали, видит в истории и в делах людей борьбу двух начал – света и тьмы, Бога и дьявола. «Наводит Бог в гневе иноплеменников на землю, и только в горе люди вспоминают о Боге; междоусобная война бывает от дьявольского соблазна. Бог ведь не хочет зла людям, но блага, а дьявол радуется злому убийству и кровопролитию, разжигая ссоры, зависть, братоненавидение, клевету».
Подобно законам движения истории, от тьмы к свету складывается и жизнь человека. Летописец описывает жестокую месть княгини-язычницы Ольги древлянам за убийство ее горячо любимого мужа, князя Игоря. Но Таинство Крещения, которое она приняла одной из первых на Руси, преобразило темную язычницу. Воды Крещения омыли ее языческий грех. Благодаря Крещению прошла Ольга путь от языческой тьмы к свету христианской жизни, от греха к искуплению.
На страницах, посвященных описанию крещения Ольги, летописец иносказательно сравнивает ее с Божией Матерью, матерью Христа. В евангельском повествовании ангел Гавриил, явившись Богородице Марии, чтобы возвестить ей о скором рождении младенца Иисуса, сказал: «радуйся, благодатная! Господь с тобою; благословенна ты между женами». А в «Повести временных лет» патриарх, после того как совершил крещение Ольги, сказал: «Благословенна ты в женах русских, так как возлюбила свет и оставила тьму. Благословят тебя русские потомки в грядущих поколениях твоих внуков». То есть летописец опять проводит такую аналогию: как мать Христа является матерью всего рода человеческого, так и княгиня Ольга, приняв крещение, станет матерью рода русского. Ведь после ее крещения появились на Руси первые христиане.
|
И, отпуская княгиню на родную землю, патриарх ей вослед произносит следующие слова, словно заключив в них всю библейскую историю: «В Христа ты крестилась, в Христа облеклась, и Христос сохранит тебя, как сохранил Еноха в древнейшие времена, а затем Ноя в ковчеге, Авраама от Авимелеха, Лота от содомлян, Моисея от фараона, Давида от Саула, трех отроков в печи, Даниила от зверей, - так и тебя избавит Он от диавола и от сетей его». Здесь сделаем необходимые пояснения. Патриарх в данном случае перечисляет героев Ветхого Завета, которые, как говорит Библия, были избранниками Божьими и которых в свое время Бог спас от неминуемой смерти.
Енох, по библейскому преданию, был одним из благочестивейших патриархов допотопного мира. Сведения о нем в Библии крайне скупы. В книге бытия дважды лишь говорится, что он «ходил пред Богом» (Быт. 5: 22, 24) и что «всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет» (Быт. 5: 23), когда «Бог взял его», (Быт. 5: 24), то есть, как позднее комментирует апостол Павел в одном из своих посланий, переселил его в жилище блаженства, так как он не видел смерти. Древние иудеи и некоторые арабские писатели считали Еноха, к которому прилагали эпитет ученого, изобретателем письменности, арифметики и астрономии.
Ной, о котором не единожды упоминает летописец на страницах своего повествования, был спасен Богом вместе со своею семьей от великого потопа, повелев ему построить ковчег. «И сказал Господь Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег: ибо тебя увидел я праведным предо Мною в роде сем… ибо чрез семь дней, Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что Я создал с лица земли» (Быт. 7: 1, 4). После потопа Ной также является на страницах священной истории, как великое звено, соединяющее древний мир с новым. Позже апостол Петр называет его проповедником правды, и в спасении людей от потопа в ковчеге видит указание на духовное спасение людей через крещение. А апостол Павел представляет пример Ноя, как образец веры и праведности.
|
Авраам считается патриархом еврейского народа и одним из главных героев ветхозаветной истории. Ему в Библии, которая называет его «другом Божиим», посвящено большое количество страниц. Апостол Иаков так говорит о нем: «Веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим» (Иак. 2: 23). Патриарх, крестивший княгиню Ольгу, говорит, что Бог сохранил Авраама от Авимелеха, имея в виду следующий эпизод Библии: однажды царь Герарский Авимилех, введенный в обман Авраамом, который, живя в Гераре, выдавал свою жену Сарру за сестру, похитил ее с тем, чтобы жениться на ней, ибо эта женщина ему очень нравилась; но Господь ночью открыл ему всю правду, и он удержался от совершения греха.
Лот, еще один ветхозаветный герой, был племянником Авраама. Библия говорит, что Лот жил в одном из нечестивейших городов того времени - Содоме, жители которого были «злы и весьма грешны пред Господом» (Быт. 13: 13). Бог решил наказать этот грешный город, и ниспослал на него небесный огонь. От общей гибели спасся один только Лот со своим семейством, которое вывели из города по повелению Божию ангелы, потому что он был единственным человеком в этом городе, который вел праведную жизнь.
|
Моисея, которому Бог открыл на горе Синай десять заповедей, Бог спас от фараона, преследовавшего еврейский народ вместе с его предводителем Моисеем, сумевшим вывести его из Египта, таким образом избавив людей из египетского рабства.
Давида (автора книги библейских Псалмов), ставшего впоследствии царем, как далее упоминает патриарх, Бог избавил от царя Саула, который покушался на его жизнь, устроив побег этого праведника в другую страну. А четвертый из больших пророков Библии, Даниил, брошенный в львиный ров за свою привязанность к отеческой вере, был спасен чудесным образом из пасти львов.
Ставя княгиню Ольгу в один ряд с выше названными библейскими праведниками, патриарх только что принявшей крещение Ольге словно предрекает ей: ты будешь, как и Енох, иметь такую же веру; как и Ной, ты соединишь древний мир с новым, т.е. от язычества ты приведешь свой народ к христианству; как Авраам был праотцом еврейского народа, так и ты станешь праматерью народа русского; как и Лот, ты послужишь образцом высокой праведности и на тебя будут равняться многие народы, принявшие христианство; как и Моисей, который дал иудеям десять заповедей, ты дашь Святой Руси законы нравственности, без которых немыслима христианская жизнь; и за твою праведную жизнь, за твою веру Бог тебя помилует от жестокости и коварства недругов, как он спас Давида, и от смерти, как он помог Даниилу.
Итак, патриарх княгиню Ольгу благословляет на великое служение, отправляя ее в свою землю. И снова летописец в истории Ольги проводит аналогию с Библией: «Произошло это, как при Соломоне: пришла царица эфиопская к Соломону, стремясь услышать многую премудрость Соломона и увидела свидетельства этой мудрости. Так же и эта блаженная Ольга искала настоящей божественной мудрости, но та (царица эфиопская) – человеческой, а эта Божьей». Соломон, которого упоминает летописец, был сыном псалмопевца Давида и взошел на царский престол после смерти своего отца. Его перу принадлежит библейская книга Притч. Соломон прославился на весь мир, прежде всего, своей мудростью. Услышав о мудрости и славе Соломона, как повествует Библия, однажды к нему в Иерусалим пришла с богатыми дарами царица Савская (т.е. эфиопская), чтобы испытать его загадками, и беседовала с ним обо всем, что было у нее на сердце. «И объяснил ей Соломон все слова ее и не нашлось ничего незнакомого Соломону, чего он не объяснил бы ей» (III книга царств, 10: 1-3). Летописец сравнивает Ольгу с этой царицей, потому что она, как и та, искала мудрости, но мудрости не человеческой, а божественной. Царица говорила с Соломоном о земных вещах, а княгиня, приняв крещение, получила от патриарха наставление в своей дальнейшей духовной жизни. «Эта же блаженная Ольга с малых лет искала мудростью, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг – Христа», - продолжает летописец.
Многочисленные цитаты из Библии, которые неспроста приводит летописец в своем повествовании, подтверждают его мысль о том, что христианство, провозгласив божественность человеческой души, преображает и самого человека в существо, пусть несовершенное, обремененное грехами, но все же подобное Богу, и способное – в идеале – жить по божественным законам.
Сравнивая языческий и христианский мир, летописец приходит к выводу, что язычество есть тьма, а христианство – свет. «Ибо не знают, не разумеют те, кто ходят во тьме», «Огрубели сердца их, с трудом уши их слышат, а очи видят» - цитирует он книгу Псалмов Давида. А цитаты из книги притчей Соломоновых встречаются у него почти на каждой строчке.
Уговаривая сына принять крещение, Ольга говорит ему: «Я познала Бога, сын мой, и радуюсь если и ты познаешь – тоже станешь радоваться». Но, видя упорство сына-язычника, она отступает, произнеся такие слова: «Да будет воля Божья; если захочет Бог помиловать род мой и народ русский, то вложит им в сердце то же желание обратиться к Богу, что даровал и мне».
Летописец, повествуя о смерти Ольги, сокрушается, что не удалось ей при жизни увидеть свою Русь христианскою. Но ею уже было положено начало христианской веры, и, оплакивая ее смерть, летописец говорит: «Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед светом. Она ведь сияла; как луна в ночи, так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи; были тогда люди загрязнены грехами, не омыты святым крещением. Эта же омылась в святой купели, и сбросила с себя греховные одежды первого человека Адама, и облеклась в нового Адама, то есть в Христа». А далее летописец восклицает: «Радуйся, русское познание Бога, начало нашего с ним примирения!» Это - начало восхваления Ольги как праматери народа русского. Ольга еще не причислена к лику святых, но автор уже предрекает, что это рано или поздно произойдет, потому что эта строка летописи очень напоминает начало церковного акафиста. Акафист – это название хвалебных песнопений в честь Христа, Богородицы Марии, а также святых. Как правило, каждая песнь акафиста начинается со слова «Радуйся!» Поэтому можно сделать вывод, что летописец уже сам причислил Ольгу к лику святых. «Память праведника бессмертна, так как признается он Богом и людьми», - заключает летописец. И далее опять летописец цитирует Соломона: «Праведники живут вовеки; награда им от Господа и попечение о них у Всевышнего. Посему получат они царство красоты и венец доброты от руки Господа, ибо Он покроет их десницею и защитит их мышцею», а потом от себя добавляет: «Защитил ведь он и эту блаженную Ольгу от врага и супостата – дьявола», словно вновь напоминая слова патриарха, обращенные к Ольге после ее крещения.
В летописной трактовка Ольга – образ мудрой женщины, наделенной красотой, сильной волей, настойчивостью и находчивостью. Она – преданная супруга, дорогой ценой заставившая врагов своего мужа заплатить за расправу с ним, попечительная мать, устроительница Русской земли, отважная воительница и – после крещения – столп христианской веры, первая в русском княжеском роде принявшая крещение, жадно слушающая в Царьграде поучения патриарха и по возвращении на Русь становящаяся, по выражению летописи, духовной «начальницей» Русской земли, предтечей ее христианского обновления. Светящаяся среди язычников, как бисер в грязи, как луна в ночи, она подобна «деннице перед солнцем и заре перед светом».