В эволюции маньеризма обозначаются два этапа.
Первый хронологически был ограничен 20-30-ми годами XVI в. и включал творчество живописцев римско-тосканского круга.
4 слайд (3 картинки)
Основоположник маньеризма Якопо Понтормо (1494-1557).
· «Положение во гроб», предназначавшейся для церкви Санта Феличита во Флоренции. Женщины, склоняющиеся над телом Христа, отвлеченно-идеальны.
Описание картины: Их вытянутые, причудливо изгибающиеся фигуры, текучая линия силуэтов лишают их жизненной конкретности, а приподнятая линия горизонта создает иллюзию парения в воздухе. Усиливает ирреалистичность изображения высветленный колорит, построенный на диссонансах холодных прозрачных тонов.
5 слайд (3 картинки)
· Одним из своеобразных проявлений маньеризма позднего Понтормо стало так называемое готическое Возрождение - возвращение к средневековой мистической экзальтированности (Отрицательное нравственно-этическое качество личности, проявляющееся в неумеренной и безудержной восторженности по поводу самых простых вещей и событий, повышенной возбужденности) и экспрессии образов.
Его фресковый цикл в монастыре Чертоза ди Валь д'Эма, который он создавал вместе с А. Бронзино.
6 слайд
7 слайд (2 картинки)
Джулио Романо (1492-1546)
· Росписи зала Гигантов в летней резиденции правителей Мантуи.
Описание росписей: Джулио Романо изобразил картину грандиозной катастрофы, в облаках, образуя живое кольцо, парят боги во главе с мечущим молнии Зевсом, а с облаков стремительно низвергаются гиганты, на них обрушиваются огромные скалы и разлетаются на куски колонны.
8 слайд (3 картинки)
Первый этап маньеризма завершился творчеством пармского (родился в Парм е ) мастера Франческо Маццола, прозванного Пармиджанино (1503-1540).
|
Именно Пармиджанино выработал эстетический идеал маньеризма - рафинированную, утонченную, хрупкую, почти бесплотную красоту, которую он противопоставлял действительности.
· Художник выработал особый канон изображения, состоящий в чрезмерно вытянутых пропорциях человеческих фигур и в слишком маленьких головах и кистях рук, что усиливает их пластичность. Этот принцип «змеевидной фигуры» стад одной из главных изобразительных формул маньеризма и наиболее отчетливо просматривается в картине «Мадонна с длинной шеей».
9 слайд
Второй этап маньеризма - с 40-х годов и до конца 16 в.
Ведущие жанры:
o Парадный портрет;
o «Истории» (многофигурные росписи либо на религиозно-мифологические темы, либо восхваляющие правящие династии
10 слайд
В жанре портрета ведущее место занял Аньоло Бронзино (1503-1572).
· Он работал при дворе герцога Козимо I во Флоренции, и роскошь эмалевой живописи, почти неживые позы, блистательные наряды, наружное спокойствие при затаенной тревоге, лишь дрожащей в углах глаз, - все это составляло особенность живописной манеры придворного художника первых флорентийских герцогов. Он много раз писал самого Козимо I и его семью.
11 слайд
· За эту фарфоровую живопись, за краски, сияющие холодным блеском эмали, художник и получил, вероятно, свое прозвище (от итал brozino - бронзовый). Типичными для его творчества стали такие композиции, как в картине «Аллегория», состоящей из нагромождения обнаженных тел с преувеличенно нервными движениями и гипертрофированной мускулатурой.
|
12 слайд
Самым выдающимся представителем второго этапа маньеризма является Бенвенуто Челлини ( 1500-1571).
Все его скульптуры притом, что кажутся классическими, отличаются дробностью форм и повышенным вниманием ко всем деталям - так называемое декоративное направление.
· Типичным образцом маньеризма в прикладном искусстве является сделанная им для короля золотая солонка. Она представляет собой довольно сложную композицию из двух аллегорических фигур с соответствующими атрибутами, поддерживающими свои символы Земля - изящно выполненный храм, а Нептун - кораблик. В работе присутствуют и отмеченный дробностью формы классический круглый постамент, и виртуозно выполненные, необычайно изысканного силуэта золотые статуэтки Земли и Нептуна, храмик (перечница) и кораблик (солонка).
13 слайд (3 картинки)
· При всем увлечении мастера ювелирными работами, по возвращении во Флоренцию он создал статую Персея. Быть может, подражание Микеланджело подтолкнуло его к созданию героического образа, но, несмотря на то, что статуя очень красива, в ней преобладают черты, свойственные стилю флорентийского маньеризма выхолощенность содержания (Лишенный живого содержания, творческой силы.) и повышенное внимание к качеству поверхности.
14 слайд
· Последняя работа Челлини - мраморное Распятие в натуральную величину, подаренное им испанскому королю Филиппу II для Эскориала.
15 слайд
· Но наибольшую славу ему принесли «Жизнеописания..», ставшие выдающимся литературным памятником эпохи. Кроме этого, Челлини оставил трактат «Об искусстве ваяния», несколько «Рассуждений», сонеты и стихотворения, оказавшие влияние на художественную теорию и практику своего времени.
|