Предвыборная агитация: особенности правового регулирования, порядок и правила проведения




 

Основы регулирования предвыборного процесса определяются Федеральным законом № 67-ФЗ от 12 июня 2002г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Предвыборной агитацией законодатель называет деятельность, осуществляемую в период избирательной кампании и имеющую целью побудить или побуждающую избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них) либо против всех кандидатов (против всех списков кандидатов) (ст.2.4). (3, с.62.)

Федеральным законом (ст.49) установлено, что правомерная предвыборная агитация (агитационный период) начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов и создания соответствующего избирательного фонда. Со дня начала избирательной кампании и до дня выдвижения кандидата, списка кандидатов и создания соответствующего избирательного осуществляемая в любой форме предвыборная агитация со стороны потенциального кандидата является противоправной (противозаконной).

Законодатель также установил обязательный для всех субъектов агитационной деятельности срок окончания агитационного периода (правомерной предвыборной агитации) - в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования (ст.49, п.1). Федеральный закон запрещает проведение предвыборной агитации в день голосования и в предшествующий ему день. (ст.49, п.3)

Экземпляры печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии иных агитационных материалов до начала их распространения должны быть предоставлены кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, инициативной группой по проведению референдума и иной группой участников референдума в соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума. Вместе с указанными материалами должны быть также представлены сведения о месте нахождения (об адресе места жительства) организации (лица), изготовившей и заказавшей (изготовившего и заказавшего) эти материалы. (ст.54) (4, с.41 46)

Анализ агитационных печатных материалов (обращений), опубликованных в ходе предвыборной агитации по выборам депутатов городской Думы IV созыва МО г. Муравленко ЯНАО в соответствии с риторическими особенностями жанра обращения

 

Обращение (как и вся предвыборная кампания) должно быть четко ориентировано на определенную публичную (или массовую, если выступаем по телевидению) аудиторию. Очень важно обращаться не к широким народным массам, ко всем избирателям, а иметь в виду именно свой электорат, сказать нечто, что окажется топосом именно для него. (5, с. 193-194)

Так, например, в обращении кандидата в депутаты Никитина М.Н. сказано: "Уважаемые жители избирательного округа №2! Многие из нас, приехав в город Муравленко на 2-3 года подзаработать, живут здесь уже второй, а некоторые и третий десяток лет. Город стал родным и любимым, он стал Родиной наших детей, местом, где мы с вами живем! (…) Микрорайонам, в которых расположен избирательный округ №2 присущи все общегородские проблемы. Но особенно остро выражена проблема ветхого и аварийного жилья. В своей программе эту проблему я ставлю на первое место (…)" (6, с.13)

В обращениях целого ряда кандидатов в депутаты отсутствует адресность, четкая ориентированность на конкретную аудиторию избирателей. Примерами могут служить следующие обращения:

Молдован Е.В., в котором приведены данные биографии, а затем отмечено: "Я убеждена в том, что в любой работеважно придерживаться двух правил успеха: "Мы будем развивать положительные стороны, и тогда отрицательные будут уменьшаться" и "Мы будем активно бороться с проблемами, и тогда они будут решены". Приняв решение об участии в предстоящих выборах в депутаты Городской Думы, вполне осознаю всю степень ответственности. Верю в то, что мой труд может быть полезен"; (7, с.6) Рубачева Э.В., в котором после описания биографических данных сказано: "… Основным пунктом своей программы считает "Город для жителей, а жители - нефтяники"; (8, с.5)

Как должно быть построено обращение? Действия, к которым оратор побуждает в обращении, необходимо четко обозначить во вступлении, там же кратко изложить обстоятельства, заставившие оратора обратиться к слушателям и пояснить, почему и насколько полезно для адресата (а не для обращающегося) выполнение этих действий. При этом оратору необходимо учитывать ценности слушателей, начинать речь с мыслей, которые будут восприняты как абсолютно разумные и правильные, чтобы добиться взаимопонимания с аудиторией. Следует помнить, что слушатель способен принять идею, если речь затрагивает его личностно. И для реализации всего этого у оратора, по законам соразмерности частей, только несколько фраз. (5, с. 194)

Вот фрагмент выступления, соответствующий выше приведенным требованиям:

Молдован Е.В.: "Я директор школы №2, молодой директор. К сожалению, самой плохой по техническому состоянию школы. И в эту школу ходят учиться Ваши дети и мой ребенок. Я иду в депутаты, чтобы построить рядом с нашей школой еще одну - новую. В настоящее время работа по данному направлению продвигается. Выберете меня депутатом, и мы с вами решим следующие задачи для жителей нашего микрорайона за предстоящие пять лет…" (9)

Хотелось бы также отметить, что среди большинства анализируемых обращений, на наш взгляд, вступление либо отсутствовало, либо не соответствовало выше приведенным требованиям.

В основной части следует аргументировать необходимость выполнения слушателями названных действий, чтобы они сознательно смогли осуществить свой выбор. Так основная часть обращения, призывающего избирателей отдать голоса за определенного кандидата, обычно состоит из двух содержательных блоков (микротем):

1) сообщение сведений о кандидате как о человеке, достойном и способном выполнять свои будущие обязанности;

2) представление и обоснование программы будущих действий, из чего избиратели смогли бы понять, что это именно тот человек, который вам нужен.

В первой микротеме не следует подробно излагать всю биографию кандидата, достаточно сообщить только то, что даст слушателям представление о человеке опытном, способном в сложившихся обстоятельствах действовать предпочтительным для них образом, а также о его политической ориентации, нравственных и духовных принципах, жизненных приоритетах, т.е. все то, что будет вызывать к нему доверие избирателей.

Во второй микротеме оратору следует изложить и аргументировать программу будущих действий: перечислить конкретные дела, связанные с проблемами общественной жизни и сложившейся ситуацией, которые он хотел бы сделать, если будет избран. Главное - оратору необходимо пояснить, как именно он намерен все это осуществлять, обосновав предполагаемые действия как наиболее правильные в реальных условиях, чтобы слушатели могли представить, насколько обещаемое выполнимо, оценить формы и методы предстоящей работы нынешнего претендента и сделать выбор "своего" кандидата. (5, с. 194-196)

Вот, например:

Подорога А.А.: "Говорят, что большие начальники - это люди с несгибаемой волей, жесткие и категоричные. Однако сейчас на смену суровым начальникам приходят руководители новой формации: это молодые и доброжелательные люди, образованные и простые в общении. Такие, как гендиректор транспортной компании Александр Подорога. Личностные качества молодых руководителей удачно сочетаются в нем с мощной внутренней энергией, силой характера и целеустремленности. Это позволяет руководителю оперативно принимать правильные управленческие решения, отстаивать свою точку зрения и тем самым пользоваться беспрекословным авторитетом в коллективе своего предприятия.

Как и любой руководитель, Александр Александрович не может похвастаться простой трудовой биографией. Однако у него есть очень важная черта характера: он всегда добивается выполнения поставленных задач - какими бы сложными они не были. Иллюстрацией его целеустремленности может служить трудовая книжка транспортного "генерала": от простого рабочего до руководителя высшего звена крупнейшего на Ямале специализированного предприятия.

На своем посту генерального директора он проявил себя как вдумчивый руководитель.

По мнению Александра Александровича, в эффективном управлении предприятии и городом есть множество общих моментов. И топ-менеджер, и депутат городской Думы должны обладать фундаментальными знаниями в области экономики, чтобы оценивать эффективность вложений и направлять бюджетные средства в нужном направлении…". (10, с.5)

Такое представление полностью реализует свои задачи, создает положительный портрет кандидата, способного справиться со своими будущими обязанностями и вызывающего доверие избирателей. Хотя с точки зрения соразмерности частей, оно выглядит излишне пространным. В данном случае это объясняется тем, что вторая часть обращения с четким представлением и обоснованием программы будущих действий практически отсутствует.

В отличие от предыдущего примера, в следующем обращении первая микротема, включающая сведения о биографии, взглядах, приоритетах и моральных качествах претендента, слабо выражена. Однако в нем четко представлена и обоснована реальная программа действий, которая находится в сфере профессиональной компетенции кандидата:

Гаврилова Л. К.: "…Не буду заострять свое внимание на отдельных проблемах, они все на поверхности. Обозначу лишь одну из наиболее актуальных на сегодняшний день - это проблема деревянного жилья. (…) Для того, чтобы сегодня эффективно решать данную проблему, необходима программа по восстановлению зданий и переселению жителей. И, конечно же, адекватное финансирование этой программы.

Мне часто приходится выступать на заседаниях городской Думы, где я отстаиваю позиции по многим профессиональным вопросам. Наиболее актуальные из них - это вопросы капитального и текущего ремонта жилого фонда, вопросы переселения из ветхого и аварийного жилья, вопросы подготовки к зиме и многие другие. Зачастую для более эффективного решения этих вопросов и не хватает статуса депутата. Статус депутата городской Думы я рассматриваю как механизм или возможность реализации своего профессионального опыта, возможность реально участвовать в формировании городского бюджета, где средства должны рационально распределяться на наиболее приоритетные и остро стоящие проблемы…" (11, с.11)

В заключении, подводя итог сказанному, можно еще раз заострить внимание на основных приоритетах и принципах будущей деятельности, обратиться к избирателям с призывом поддержать добрые начинания или выразить надежду на это, заверить их в верности избранному пути, напомнить слушателям о том, чего от них хотят, предупредить их об ответственности, словом, закончить на высокой эмоциональной ноте.

Если кандидат сам обращается к избирателям, то не следует завершать речь прямым призывом проголосовать за себя, который может быть расценен избирателями как посягательство на право самим осуществить свой выбор и вызвать их негативную реакцию. (5, с. 196-198). Поэтому более предпочтительна форма косвенного побуждения:

Линденгольц А. Ю.: "… Если вас волнуют те же проблемы и вы готовы доверить их решение городской Думе, я надеюсь на вашу поддержку. Вместе мы справимся! Призываю вас принять активное участие в выборах городской Думы!" (12, с.12)

Варакин Н. Ф.: "23 октября 2005 года состоятся выборы в представительный орган местного самоуправления. Именно от вас зависит, кто будет представлять ваши интересы в городской Думе, кому вы доверите эту нелегкую ответственную работу, кто будет от вашего имени работать над формированием и реализацией социальной политики города, кто будет вашим помощником, а если потребуется, и защитником в решении повседневных вопросах, касающихся каждого. Уверен, вы сделаете правильный выбор. С уважением, кандидат в депутаты городской Думы города Муравленко Н.Ф. Варакин" (13)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: