А. Анализ современных учебно-методических комплексов начального общего образования и их образовательных, обучающих, воспитательных и развивающих возможностей




При ответе на вопросы этой части необходимо выполнить анализ Примерной основной образовательной программы начального общего образования, рабочих программ и учебников по математике, русскому языку, чтению, технологии, окружающему миру в начальных классах с точки зрения психолого-педагогических основ. Показать возможность и особенности формирования конкретных предметных знаний и умений в соответствии с ФГОС, реализацию принципов развивающего обучения, возможность личностно-ориентированного обучения, формирования учебной деятельности, коммуникативных умений и реализации дифференцированного подхода в различных УМК.

 

Б. Анализ практики организации обучения

Раздел предполагает выполнение следующих заданий:

1. Выполнить анализ конспектов уроков по разным педагогическим системам (на материале основных дисциплин начальной школы) и их корректировку по следующим аспектам:

- формулировка цели и учебных задач;

- соответствие содержания поставленным задачам;

- специфика применения методов и форм организации обучения, прогнозируемая результативность в достижении личностных, метапредметных и предметных результатов;

- приемы стимулирования мыслительной деятельности младших школьников на разных этапах урока;

2. На основе анализа конспекта конкретного урока проиллюстрировать образовательные и воспитательные возможности в аспекте развития творчества и одаренности у детей в условиях личностно-ориентированного обучения.

3. На основе анализа конкретного урока или фрагмента показать на материале конкретного предмета использование:

- метода моделирования (работа с учебной моделью в процессе обучения младших школьников);

- методов формирования умений и навыков в структуре развития личности младшего школьника (на материале конкретного предмета);

- методов, обеспечивающих взаимосвязь репродуктивной и творческой деятельности младших школьников;

- методов использования медиапрограмм в обучении в начальных классах.

4. Спроектировать изучение темы (раздела) по предмету в рамках выбранной дисциплины, спрогнозировать определенный уровень усвоения знаний, умений, навыков.

5. На основе анализа фрагмента урока по одной из технологий обосновать целесообразность использования предложенных приемов и методов решения конкретной учебной задачи.

6. Выполнить анализ предложенной проблемной ситуации (по видам затруднений) на материале предметов начальной школы. Обосновать правильность постановки вопросов, целесообразность и возможные способы организации деятельности учащихся по ее разрешению. По необходимости скорректировать проблемный диалог.

8. Проиллюстрировать решение задач практико-ориентированного обучения, основываясь на материале одного из уроков (технологии, изобразительного искусства, литературного чтения, естествознания).

9. Показать возможные формы и методы диагностики обученности и уровня усвоения знаний, умений и навыков на основе выделенных критериев оценки по конкретным темам (на материале математики и русского языка).

10. Дополнить фрагмент урока по организации КОД (контрольно-оценочной деятельности) учащихся, формированию самоконтроля (по любой дисциплине), воспитанию оценочной самостоятельной учащихся.

11. Проанализировать конспект урока с точки зрения организации разных видов контроля и оценки. Показать возможности безотметочного обучения.

 

В. Организация воспитательного процесса в начальных классах

1. Проанализировать содержание конкретного плана воспитательной работы класса, школы на основе требований к организации современного воспитательного процесса.

2. Выполнить анализ предложенной программы воспитания школьников начальных классов.

3. Выполнить анализ воспитательного мероприятия или внеклассного мероприятия по предмету (по выбору) и скорректировать его по следующим параметрам:

- постановка целей и задач;

- соответствие содержания поставленным целям, задачам и возрасту учащихся;

- соответствие методов и форм проведения задачам и возрастным особенностям младших школьников

4. Предложить и обосновать решение конкретных педагогических задач на основе положений теории воспитания.

5. Выполнить анализ проекта КТД (коллективного творческого дела) как воспитательного мероприятия для учащихся начальной школы. Обосновать воспитательные и развивающие возможности социального проекта с учетом возрастных особенностей.

6. Проанализировать и скорректировать план подготовки и проведения родительского собрания.

7. Обосновать отбор методов исследования и выстроить их в определенной последовательности при проведении диагностики уровня воспитанности младших школьников.

 

 


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. – 2 – е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011.

2. Педагогика / В.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 4-е изд. – М.: Школьная Пресса, 2012.

3. Подласый. И.П. Педагогика начальной школы. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008. - 464 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=55866).

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. – М., 2002.

2. Воронцов А.Б. Чудрина Е.В. Учебная деятельность. – М.: Издатель Рассказов А.И., 2004.

3. Гельфман Э.Г., Холодная М.А. Психодидактика школьного учебника. Интеллектуальное воспитание учащихся. – СПб., 2006.

4. Дьяченко В.К. Коллективный способ обучения. – М.: Народное образование, 2004.

5. Зимняя И.Я. Педагогическая психология. Учебник для ВУЗов. – М.: Логос, 2002.

6. Коррекционная педагогика в начальном образовании /Г.Ф. Кумарина, М.Э. Вайнер, Ю.Н. Вьюнкова и др.; Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: «Академия», 2003.

7. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика. – М., 2007.

8. Кукушин. В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. – Ростов н/Д: Изд. «Феникс», 2004.-384 с.

9. Лихачев Б. Т.. Педагогика. Курс лекций [Электронный ресурс] / М.:ВЛАДОС, 2010. -648с. - 978-5-691-01654-7 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56553

10. Мельникова Е.Л. Проблемный урок или как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002.

11. Мониторинг учебно-предметных компетенций в начальной школе. Под ред. П.Г. Нежнова, Б.И. Хасана, Б.Д. Эльконина. – М.: Университетская книга, 2007.

12. Педагогические технологии/ Под. ред. В.С. Кукушина.- М.: Изд. центр «Март»; Ростов н/Д: Изд.центр «Март», 2004.- 336 с.

13. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: М.: Гум. изд. центр ВЛАДОС, 2010.

14. Подласый И.П. Педагогика: учебник. – 2 – е изд., доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010.

15. Хуторской А.В. Современная дидактика. – СПб., 2001.

16. Шадриков В. Д., Зиновьева Н. А., Кузнецова М. Д.. Развитие младших школьников в различных образовательных системах [Электронный ресурс] / М.: Логос, 2011. -230с. - 978-5-98704-619-7 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119470

17. Якиманская И. С.. Основы личностно ориентированного образования [Электронный ресурс] / М.:БИНОМ. Лаборатория знаний,2013. -222с. - 978-5-9963-2246-6 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=214545

 

Список литературы по реализации и сопровождению ФГОС НОО

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009.

3. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2011.

4. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2011.

5. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

6. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: просвещение, 2010.

7. «Перспектива». Сборник рабочих программ. Система учебников «Перспектива»: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / авторы:Л.Г. Петерсон, О.А. Железникова, Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина, М.В. Бойкина, А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая, Н.И. Роговцева, С.В. Анащенкова. – М.: Просвещение, 2011.

8. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением от 8 апреля 2015 года) // Реестр примерных основных общеобразовательных программ / https://fgosreestr.ru/

9. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

10. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / под ред. А.Б. Воронцова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

11. Развитие исследовательских умений младших школьников / под ред. Н.Б. Шумаковой. – М.: Просвещение, 2011.

12. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / авторы: С.В. Анащенкова, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, М.В. Бойкина, С.И. Волкова, В.Г. Горецкий, М.Н. Дементьева, Л.М. Зеленина, В.П. Канакина, Л.Ф. Климанова, М.И. Моро, А.А. Плешаков, Н.И. Роговцева, С.В. Степанова, Н.А. Стефаненко, Т.Е. Хохлова. – М.: Просвещение, 2011.

13. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 31 с.

14. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/922

15. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

«Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина»

(ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина»)

 

Институт педагогики и психологии

 

ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

 

 

по направлению подготовки

44.03.05 Педагогическое образование

 

 

профиль

Дошкольное образование

 

форма обучения

очная

 

Сыктывкар – 2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа государственного экзамена составлена в соответствии с ФГОС ВО (от 09.01.2016г. №91) в соответствии с ОПОП по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, профиль Дошкольное образование с учетом требований к профессиональной компетентности воспитатель детского сада, представленных в профессиональном стандарте педагога.

Выпускник по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, профиль Дошкольное образование подготовлен к следующим видам профессиональной деятельности: педагогическая, проектная.

Выпускник, освоивший ОПОП по направлению 44.03.05 Педагогическое образование по профилю Дошкольное образование готов решать следующие профессиональные задачи:

педагогическая деятельность:

изучать возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования;

обучать и воспитывать в сфере образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов;

использовать технологий соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной деятельности;

организовывать взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями (законными представителями), участвовать в самоуправлении и управлении школьным коллективом для решения задач профессиональной деятельности;

формировать образовательную среду для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий;

обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса.

проектная деятельность:

проектировать содержания образовательных программ и современных педагогических технологий с учетом особенностей образовательного процесса, задачи воспитания и развития личности через преподаваемые учебные предметы;

моделировать маршруты воспитания, обучения и развития обучающихся, а также собственный образовательный маршрут и профессиональную карьеру.

В результате освоения ОПОП по направлению 44.03.05 Педагогическое образование профиль Дошкольное образование у выпускника сформированы следующие компетенции:

общекультурные:

· способен использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения (ОК-1);

· способен анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования гражданской позиции (ОК-2);

· способен к самоорганизации и самообразованию (ОК-6);

· способен использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности (ОК-7)

общепрофессиональные:

  • готов осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);
  • способен осуществлять воспитание, обучение и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе, особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2);
  • готов к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса (ОПК-3);
  • готов к профессиональной деятельности в соответствии с нормативными, правовыми актами в сфере образования (ОПК-4);
  • владеет основами профессиональной этики и речевой культуры (ОПК-5);
  • готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся (ОПК-6)

профессиональные:

педагогическая деятельность

  • готов реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1);
  • способен использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2);
  • способен решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3);
  • способен использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов (ПК-4);
  • способен осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся (ПК-5);
  • готов к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ПК-6);
  • способен организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность, инициативность и самостоятельность, развивать творческие способности (ПК-7)

проектная деятельность:

  • способностью проектировать образовательные программы (ПК- 8);
  • способностью проектировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся (ПК-9);
  • способностью проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития (ПК-10).

 

Содержание программы государственного экзамена состоит из следующих частей:

часть 1. Теоретические основы дошкольного образования

часть 2. Практико-ориентированные профильные задачи

Теоретические основы дошкольного образования включают следующие тематические блоки:

Блок 1. Нормативно-правовые основы дошкольного образования

Блок 2. Теоретико-методологические основы дошкольного образования

Блок 3. Содержание дошкольного образования на современном этапе

Блок 4. Педагогическая деятельность по организации различных видов деятельности детей дошкольного возраста

Блок 5. Методическое обеспечение образовательной деятельности в ДОО

Практико-ориентированные профильные задачи включают набор профессиональных задач, определяющих проектирование, организацию и реализацию педагогической деятельности педагога дошкольного образования.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

ЧАСТЬ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Блок 1. Нормативно-правовые основы системы дошкольного образования

Тема 1. Система дошкольного образования РФ: состояние и перспективы развития

Цели, задачи и принципы дошкольного образования. Дошкольная образовательная организация (далее ДОО): понятие, цели деятельности, направленность. Группа детей дошкольного возраста как структурная единица ДОО.

Нормативно-правовое обеспечение дошкольного образования (Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам – образовательным программам дошкольного образования, СанПин и др.).

Перспективы развития системы дошкольного образования. Обеспечение качества дошкольного образования. Современные формы дошкольного образования.

 

Блок 2. Теоретико-методологические основы дошкольного образования

Тема 2. Теоретико-методические основы обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования

Понятие «готовность к школе», «школьная зрелость». Аспекты готовности к школе (физиологический, психологический, социально-личностный), их взаимосвязь. Формирование предпосылок универсальных учебных действий (познавательных, личностных, регулятивных, коммуникативных). Преемственность между детским садом и школой – условие непрерывного образования и воспитания личности. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Направления работы детского сада, школы и семьи по подготовке детей к обучению в школе.

 

Тема 3. Концептуальные основы реализации ФГОС дошкольного образования

Понятие «детство». Теории и подходы к развитию ребенка в отечественной психолого-педагогической науке: культурно-историческая концепция развития высших психических функций (Л.С. Выготский), теория деятельности (А.Н. Леонтьев), обогащение (амплификация) детского развития (А.В. Запорожец), личностно-ориентированный подход. Принципы дошкольного образования.

 

Тема 4. Педагогический процесс в ДОО

Сущность педагогического процесса, его характеристики. Структура педагогического процесса. Особенности организации педагогического процесса в ДОО (ранний возраст и дошкольный возраст).Модели и формы организации педагогического процесса.Модели организации образовательной деятельности (предметно-средовая, интегрированная, событийная, блочно-модульная и др.). Взаимодействие педагога и детей в образовательном процессе ДОО.

 

Тема 5. Организованная образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста Особенности организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. Особенности образовательной деятельности в ходе режимных моментов. Особенности организации самостоятельной деятельности детей. Построение организованной образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором ребенок становится субъектом образования. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Развитие детского сообщества. Детская субкультура, ее учет при отборе содержания образовательного материала в ДОО.

Тема 6. Развитие ребенка в младенчестве и раннем возрасте

Теоретические основы развития, воспитания и обучения детей раннего возраста. Особенности периода раннего детства и его значение для полноценного развития растущей личности. Основные показатели познавательного, эмоционально-социального, речевого, физического развития и развития бытовых навыков детей от 1 года до 3 лет. Цель, задачи и содержание воспитательной работы и особенности обучения в раннем детстве.

Зарождение и развитие предметной и игровой деятельности. Развитие познавательных процессов. Формирование личности ребенка в раннем детстве. Адаптация детей к условиям ДОО. Организация педагогической работы в группах раннего возраста.

Тема 7. Развитие ребенка в дошкольном возрасте

Социальная ситуация развития дошкольника. Психологические новообразования ребенка-дошкольника. Учет психологических особенностей развития ребенка при проектировании образовательного процесса. Особенности возрастного развития детей дошкольного возраста (средний и старший дошкольный возраст).

Тема 8. Теоретические основы семейного воспитания детей

Семья как оптимальная воспитательная среда. Основные функции семьи. Проблемы семейного воспитания. Типы семейного воспитания. Проблемы детско-родительских отношений и благополучия семьи. Воспитательные позиции родителей, определяющие общий стиль семейного воспитания. Принципы современного семейного воспитания

 

 

Блок 3. Содержание дошкольного образования на современном этапе

 

Тема 9. Социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста

Закономерности социального развития ребенка в дошкольном детстве. Развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. Социально-коммуникативное развитие дошкольников: значение, задачи. Принципы социально-коммуникативного развития. Содержание социально-коммуникативного развития дошкольников. Методы социально-коммуникативного развития, их характеристика.

Тема 10. Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста

Задачи и содержание воспитания безопасного поведения в дошкольном возрасте. Технологии воспитания безопасного поведения дошкольников. Этапы воспитания безопасного поведения в дошкольном возрасте. Формы, методы, приемы и средства воспитания безопасного поведения у дошкольников.

Тема 11. Художественно-эстетическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста

Становление эстетического отношения к окружающему миру. Специфика художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру. Задачи и содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста».

Планируемые результаты освоения содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

Тема 12. Речевое развитие детей дошкольного возраста

Закономерности речевого развития ребенка в раннем, младшем и дошкольном возрасте. Структура речевой деятельности. Задачи и содержание образовательной области «Речевое развитие». Формирование компонентов устной речи (фонематического, лексического, грамматического): задачи, принципы, методы, формы средства. Развитие форм связной речи у детей дошкольного возраста.

Развитие речи как средства общения, познания и культуры. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Планируемые результаты освоения содержания образовательной области «Речевое развитие».

 

Тема 13. Физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста

Понятия «физическое воспитание», «физическое совершенство», «физическая культура». Задачи и содержание образовательной области «Физическое развитие». Средства и формы организации физического развития и воспитания детей дошкольного возраста. Методы физического развития и воспитания детей дошкольного возраста. Технологии физического воспитания.

Понятие «культура здоровья». Задачи и содержание воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста. Технологии воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста. Планируемые результаты освоения содержания образовательной области «Физическое развитие».

 

Тема 14. Познавательное развитие детей дошкольного возраста

Понятие «познавательное развитие», структура, характеристика. Закономерности познавательного развития детей дошкольного возраста. Сенсорное воспитание как основа познавательного развития детей. Задачи и содержание образовательной области «Познавательное развитие».

Содержание познавательного развития ребенка (формирование элементарных математических представлений, экологическое воспитание и др.). Средства и формы организации познавательного развития и воспитания детей дошкольного возраста. Методы познавательного развития и воспитания детей дошкольного возраста. Технологии познавательного развития. Планируемые результаты освоения содержания образовательной области «Познавательное развитие».

 

Тема 15. Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста

Характеристика понятия «этническая культура», «этнокультурное воспитание», факторы формирования этнической культуры. Место и значение этнокультурного воспитания в образовательном процессе детского сада. Средства этнокультурного воспитания (пословицы, загадки, народные песни, сказки), факторы этнокультурного воспитания (природа, игра, слово, традиции, искусство, труд и др.), особенности их включения в образовательный процесс детского сада.

Формирование основ этнокультуры коми у детей дошкольного возраста, задачи. Формы, методы и средства приобщения дошкольников к этнической культуре народа коми. Организация различных видов детской деятельности с этнокультурным содержанием (игровая деятельность, продуктивная, восприятие художественной литературы и др.).

 

 

Блок 4. Педагогическая деятельность по организации различных видов деятельности детей

 

Тема 16. Виды детской деятельности, их характеристика

Виды детской деятельности как основа организации образовательного процесса в ДОО. Организация разнообразных видов деятельности как условие развития, обучения и воспитания дошкольников (вид, содержание, способы организации и руководства детской деятельностью). Развитие ребенка как субъекта детских видов деятельности. Показатели освоения ребенком позиции субъекта деятельности (самостоятельность мотивации и целеполагания, самостоятельность организации и способов осуществления деятельности, самоконтроль и самооценка, результативность деятельности). Социокультурный опыт как основа развития субъктности ребенка дошкольного возраста.

Тема 17. Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста

Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, ее своеобразие. Исследование проблем игры детей в психолого-педагогической науке. Классификация игр. Характеристика различных видов игр дошкольников (творческие, игры с готовым содержанием и правилами). Современные требования к игрушке как к предмету детской игры. Современные подходы к руководству игровой деятельностью дошкольников.

 

Тема 18. Формирование предметной деятельности детей

Психолого-педагогическая характеристика предметной деятельности детей. Характеристика предметных действий. Признаки предметного действия. Отличие предметных действий от простого манипулирования предметами. Способы употребления предметов-орудий. Техника предметных действий и ее усвоение детьми раннего и дошкольного возраста. Содержание и условия формирования предметной деятельности.

Тема 19. Формирование элементарной трудовой деятельности детей дошкольного возраста

Психолого-педагогическая характеристика трудовой деятельности детей дошкольного возраста. Виды детского труда (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, ручной труд.). Формы организации труда детей: индивидуальный труд (поручения и дежурства); коллективный или совместный труд. Методы педагогического руководства трудовой деятельностью детей. Формирование ценностного отношения к труду. Ознакомление детей с трудом взрослых.

Тема 20. Формирование коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста

Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками. Формы общения детей со взрослыми и их характеристика. Условия развития общения дошкольника со взрослым. Формирование познавательного общения. Формирование личностного общения. Формы общения детей со сверстниками и их характеристика. Условия развития общения дошкольника со сверстниками. Типичные трудности в общении с дошкольниками.

 

Тема 21. Формирование познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста

Структура познавательно-исследовательской деятельности детей. Этапы развития познавательно-исследовательской деятельности. Исследовательская активность дошкольников. Роль чувственного опыта в познании ребенком окружающего мира. Роль детских видов деятельности в познавательном развитии ребенка. Технологии проведения демонстрационного эксперимента и элементарных опытов с детьми дошкольного возраста. Моделирование как метод развития познавательной деятельности детей. Метод проектов как инновационная форма образовательной деятельности.

Тема 22. Развитие изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

Задачи и содержание приобщения детей к изобразительному искусству и развития творчества в изобразительной деятельности.

Характеристика форм организации детской изобразительной деятельности в дошкольном учреждении. Виды изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация). Подходы к организации детской изобразительной деятельности в отечественных и зарубежных научных школах.

Виды практических занятий, различающиеся по целям: занятия связанные с освоением техники изображения, материалов и инструментов; занятия, связанные с освоением выразительных средств языка изобразительного искусства; занятия, связанные с поиском и созданием образа. Особенности организации различных видов изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста (младший, средний, старший). Организация самостоятельной детской изобразительной деятельности. Коллективные формы детской изобразительной деятельности, их значение для развития дошкольников. Особенности предметно-развивающей среды для детского творчества.

 

Тема 23. Формирование художественно-конструктивной деятельности дошкольников

Характеристика понятий «конструирование» и «конструктивная деятельность», значение конструктивной деятельности в развитии и воспитании дошкольников разных возрастных групп. Виды детского конструирования (художественное и техническое конструирование), их особенности. Материалы для технического конструирования (строительные материалы, пластмассовые и металлические конструкторы, крупногабаритные модули). Материалы для художественного конструирования (бумага, картон, природный материал, бросовый материал). Техники работы с бумагой.

Особенности обучения дошкольников разных возрастных групп конструированию из различного материала и конструкторов. Организация конструирования из песка, снега, льда на участке детского сада. Формы конструирования в детском саду (конструирование по образцу, конструирование по условиям, конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам, по теме, по замыслу). Организация детского творческого конструирования.

Тема 24. Формирование музыкальной деятельности детей дошкольного возраста

Задачи и содержание музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Технологии музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

Организации музыкальной деятельности детей в повседневной жизни детского сада. Формы детского музицирования, их значение для развития дошкольников: развитие музыкальных способностей, обогащение эмоциональной сферы, освоение детьми способов позитивного взаимодействия с окружающими.

Музыкальные праздники и развлечения. Требования к организации с детьми разных возрастных групп. Организация взаимодействия педагогов, детей и родителей в процессе подготовки и проведения музыкальных праздников в ДОО.

Роль предметно-развивающей среды в развитии самостоятельной детской музыкальной деятельности. Организация музыкальных центров и студий в детском образовательном учреждении. Музыкальная одаренность в дошкольном возрасте.

Музыкальный репертуар, критерии отбора (художественность, качественность исполнения (аудиозаписи), яркость музыкальных образов, доступность детскому восприятию, соответствие виду деятельности, слушательским и исполнительским возможностям детей).

 

Тема 25. Формирование двигательной деятельности детей дошкольного возраста

Двигательная деятельность как основной фактор, определяющий здоровье. Понятия: двигательное умение, двигательный навык. Факторы, влияющие на успешность обучения двигательным действиям. Развитие самостоятельности и творчества в физических упражнениях.

Характеристика физических качеств у детей дошкольного возраста. Понятия: выносливость, сила, гибкость, быстрота, ловкость. Значение развития физических качеств у детей дошкольного возраста.

Организация и методика проведения различных видов двигательной деятельности ребёнка: физкультурные занятия, утренняя гимнастика, физкультминутки, физкультпаузы, динамические паузы, физкультурный досуг, физкультурные праздники, прогулки, активный отдых, дни здоровья, занятия спортом.

Взаимодействие ДОО и семьи в решении вопросов физического воспитания дошкольников.

 

Тема 26. Восприятие художественной литературы детьми дошкольного возраста

Компоненты литературного развития детей (читательский интерес, восприятие художественного произведения, накопление читательского опыта). Особенности восприятия детьми произведений художественной литературы. Литературное развитие дошкольников в различных видах деятельности детей.

Отбор книги для чтения детям разных возрастов. Основные методы литературного развития детей дошкольного возраста. Формы взаимодействия педагога и детей в литературном развитии.

 

Блок 5. Методическое обеспечение образовательной деятельности в ДОО

 

Тема 27. Образовательная среда ДОО для ребенка дошкольного возраста

Понятия «образовательная среда», «развивающая предметно – пространственная среда». Требования к развивающей предметно – пространственной среде. Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды в группах детей раннего возраста, младшего дошкольного и старшего дошкольного возраста.

Тема 28. Педагогическая диагностика образовательных достижений детей дошкольного возраста и мониторинг образовательного процесса

Понятие педагогической диагностики. Функции педагогической диагностики. Объект и предмет педагогической диагностики. Виды педагогической диагностики. Принципы педагогической диагностики. Этапы педагогической диагностики. Методы педагогической диагностики.

Понятие «мониторинг образовательного процесса». Направления образовательного мониторинга в детском саду (качество результатов деятельности, качество педагогического процесса, качество условий деятельности). Измерительные инструменты мониторинга. Этапы мониторин



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: