Учебно - методическоепособие
для самоподготовки студентов
по дисциплине ПМ04 «Выполнение работ по одной
или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих»
по МДК04 «Технология оказания медицинских услуг»
тема: «Оценка функционального состояния пациента»
по специальности
34.02.01 «Сестринское дело»
г. Челябинск 2015 - 2016 г.
Пояснительная записка
Данное учебно– методическое пособие предназначено для самоподготовки студентов к практическому занятию по МДК 04/03. «Технология оказания медицинских услуг» ПМ 04/ «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих».
Методическая разработка по теме «Оценка функционального состояния пациента» по МДК 04/.03 «Технология оказания медицинских услуг» предназначено для освоения студентом основного вида профессиональной деятельности (ВПД) – решения проблем пациента посредством сестринского ухода и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
· ПК4.1Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.
· ПК 4.2 Соблюдать принципы профессиональной этики.
· ПК 4.5 Оформлять медицинскую документацию.
· ПК 4.6 Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.
· ПК 4.7 Обеспечивать инфекционную безопасность
· ПК 4.8 Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала.
· ПК 4.11 Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.
Общих компетенций (ОК):
· ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
· ОК 2Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
|
· ОК 3Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
· ОК 4Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
· ОК 6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
· ОК 8Соблюдать правила охраны труда, противопожарной безопасности и техники безопасности.
Цели занятия
В ходе практического занятия студенты должны
УМЕТЬ:
· Измерять температуру тела пациента в подмышечной впадине медицинским термометром и отмечать данные температуры в температурном листе
· Строить график температурной кривой (недельной) по заданному типу (субфебрильная, фебрилитет с лизисом и кризисом, гектическую)
· Определять пульс на лучевой артерии, дать характеристику пульса, сделать графическую запись в температурном листе
· Определять приблизительную температуру тела в зависимости от частоты пульса
· Измерять А/Д, уметь дать оценку получившемуся результату, производить запись в температурном листе
· Определять суточный диурез, водный баланс
· Определять частоту дыхательных движений, давать характеристику, делать графическую запись в температурном листе
ЗНАТЬ:
· Особенности ухода и наблюдения за больными в различные периоды лихорадки
· Методы измерения температуры тела
· Типы лихорадок
· Виды термометров
· Особенности ведения медицинской документации (температурный лист)
|
Оснащение
1. Температурные листы
2. Медицинские термометры
3. Лотки медицинские
4. Емкость для дезинфекции термометров
5. Дезинфицирующее средство
6. Ватные шарики, марлевые салфетки
7. Антисептический раствор (70% этиловый спирт)
8. Аппараты для измерения артериального давления
9. Фонендоскопы
10. Секундомер
11. Методическая разработка для студентов по данной теме
12. Учебная доска
Терминологический словарь
Термин | Определение |
Тахипноэ | Учащенное дыхание |
Брадипноэ | Замедленное дыхание |
Диспноэ (одышка) | Затруднение дыхания, сопровождающееся ощущением нехватки воздуха и стеснением в груди |
Апноэ | Остановка дыхания |
Инспираторная одышка | Одышка с затрудненным вдохом |
Экспираторная одышка | Одышка с затрудненным выдохом |
Тахисфигмия | Учащение пульсовых волн |
Брадисфигмия | Урежение пульсовых волн |
Тахикардия | Увеличение частоты сердечных сокращений |
Брадикардия | Уменьшение частоты сердечных сокращений |
Дефицит пульса | Разница между частотой сердечных сокращений и частоты пульса |
Пульсовое давление | Разница между систолическим и диастолическим давлением |
Гипертензия | Временное повышение артериального давления |
Гипертония | Длительное повышение артериального давления |
Гипотония | Снижение артериального давления |
Диурез | Процесс образования и выделения мочи |
Суточный диурез | Количество мочи выделенной за сутки (в норме 1,0 – 2,0 литра) |
Полиурия | Увеличение количества суточной мочи (более 2,0 литров) |
Олигоурия | Уменьшение количества суточной мочи (менее 500,0 мл) |
Анурия | Отсутствие мочи в мочевом пузыре вследствие прекращения её выделения из почек |
Дневной диурез | Количество мочи в мочевом пузыре с 8.00 до 20.00 (2/3 от суточного) |
Ночной диурез | Количество мочи в мочевом пузыре с 20.00 идо 8.00 (1/3 от суточного) |
Никтурия | Увеличение ночного диуреза |
|
Температура тела человека — это баланс между образованием тепла в организме (как продукта всех обменных процессов в организме) и отдачей тепла через поверхность тела, особенно кожу (до 90-95%), а также через лёгкие, фекалии и мочу.
Терморегуляция – процесс, в результате которого регулируется образование и выделение тепла организмом.
Теплообразование – процесс в основном химический. Источником служат процессы окисления, то есть сгорание углеводов, жиров и отчасти белков во всех клетках и тканях организма, в первую очередь скелетных мышцах и печени.
Теплоотдача – процесс в основном физический. Теплоотдача осуществляется путем: теплоизлучения, теплопроведения и испарения воды с поверхности кожи и легких.
Температура тела — это не постоянная величина.
Значение температуры зависит от:
- времени суток. Минимальная температура бывает утром (3-6 часов), максимальная — во второй половине дня (14-16 и 18-22 часа). У работающих в ночное время могут быть обратные отношения. Разница между утренней и вечерней температурой у здоровых людей не превышает 10С;
- двигательной активности. Покой и сон способствуют снижению температуры. Сразу после еды также наблюдается небольшое повышение температуры тела. Значительное физическое и эмоциональное напряжение может вызвать повышение температуры на 1 градус;
- гормонального фона. У женщин в период беременности и менструальном периоде тела несколько повышается.
- возраста. У детей она выше в среднем, чем у взрослых на 0,3—0,4°С, в преклонном возрасте может быть несколько ниже.
Термометрия, виды и устройство термометров
Термометрия (греч. «thermē» - теплота, и «metreō» - измерять) — совокупность методов и способов измерения температуры, в том числе, температуры тела человека. В медицинской практике в нашей стране и большинстве других стран для термометрии используется шкала температур Цельсия.