КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ




Система раннего развития ребёнка «БАКАЛИБРИКИ».

Р.Х. Шарипов,

Специалист по ТРИз 4 уровня
г. Самара

 

КОНЦЕПЦИЯ

Один из постулатов ТРИЗ гласит: «Изобретательству можно и нужно учить». Результативность процесса обучения во многом зависит от того, в каком возрасте начато обучение. Г.С.Альтшуллер говорил, что обучение изобретательскому мышлению надо начинать как можно раньше. Раньше всех (с пятидневного возраста) свои услуги предлагает ребенку система раннего развития американского врача и педагога Глена Домана.

Эта система и была взята за основу при разработке нашей системы раннего развития «Бакалибрики». Глен Доман доказал, что учеба эффективна только в период роста мозга. А мозг человека растет до семи - семи с половиной лет, но сильней всего он растет в первые три года. Косвенно этот тезис доказывается тем фактом, что детей –маугли, попавших в человеческое общество в возрасте, превышающем семилетний, невозможно научить говорить, мыслить, есть сидя за столом, ходить на двух ногах, пользоваться инструментами. Они остаются на уровне развития животного на всю оставшуюся жизнь. Цель системы Глена Домана – «дать детям неограниченные возмож-ности в жизни». Цель нашей системы добавление к длинному списку возможностей предлагаемых системой Глена Домана еще одной - стать творческой личностью, изобретателем. Это достигается тем, что система Домана дополняется курсом развития творческого воображения, формальной логики, контрадикционного анализа и креативной логики в формах, доступных маленьким детям.

 

АКТУАЛЬНОСТЬ

Существует такое психическое явление – из двух конкурирующих сообщений лучше запоминается то, которое получено раньше. Для того, чтобы запомнить запоздавшее сообщение необходимо опровергнуть опередившее. Тот, кто имел дело с маленькими детьми, знает насколько трудно опровергнуть то, во что ребенок уже поверил.

В настоящее время на детей из средств массовой информации обрушивается мощный поток ложной информации – это низкопробные диснеевские и отечественные мультфильмы, телеспектакли, компьютерные игры, журналы и открытки с изображением вымыш-ленных героев, действующих в вымышленных условиях по вымышленным правилам - телепузики, Лунтик, черепашки- ниндзя, человек-паук, котопёс, и т.д. и т.п. Этот поток формирует в сознании ребенка искаженную картину мира.

Ориентируясь на искаженную картину мира, ребенок может допустить смертельно опасные ошибки. Например, игрушечные мишки и мультики про них, не способствуют формированию отношения к медведю, как к опасному хищнику. В 2006 году 14-летнему Олегу Ермоленко из маленького села Феськовка, что в Черниговской области в зоопарке медведь оторвал обе руки. Мальчик хотел сфотографировать бурого медведя Тимку, но так, чтобы не было видно решеток клетки. Хищник, испугавшись фотовспышки, схватил Олега за руки, поднялся во весь рост и начал бить его о свою клетку. Специалисты говорят, что еще немного и Тимка втащил бы ребенка внутрь сквозь решетку, словно тряпичную куклу. Мальчишку удалось отбить, но, увы, он остался без рук.

Не совсем правильное отношение к собакам, сформированное у детей не без участия мультфильмов и сказок, привело к тому, что участились случаи нападения собак на детей со смертельным исходом, не говоря уже о многочисленных случаях увечья.

«Кошечки», «киски» тоже не всегда безобидны. Редкий ребенок обходится без царапин и укусов, нанесенных этими домашними питомцами, способными заразить очень неприятными болезнями.

Противостоять потоку ложной информации можно только встречным потоком качественной информации. Причем, донести качественную информацию до ребенка необходимо раньше, чем он начнет получать не качественную. Поскольку, во-первых, переучивать всегда несравненно тяжелее, чем учить, во-вторых, переучить не всегда удается. Одна из задач системы раннего развития заключается именно в опережении, в упреждении потока ложной информации потоком истинной информации. Начинать работу с ребенком следует, по рекомендации Глена Домана, с пятидневного возраста.

 

Цели программы:

1. Подготовка ребенка к успешному освоению методов проектирования, изобретательства.

2. Обучение методам быстрого восприятия и обработки информации с тем, чтобы не тратить много времени на освоение общеобразовательной программы.


Задачи программы:

1. Мотивация детей на творчество.

2. Развитие высших психических функций – речи, памяти, внимания, воображения.

3. Формирование и закрепление навыков логического и творческого мышления.

4. Формирование и закрепления морально-волевых и нравственных качеств творческой личности.

 

Новизна программы «Бакалибрики» заключается в том, что:

- программа направлена на формирование творческой личности;

- программа является системой – целесообразной совокупностью функционально связанных элементов. Все элементы программы неразрывно связаны между собой и дают системный эффект (достижение цели) только при освоении каждого из элементов. Для того чтобы творить новое, ребенок должен знать последние достижения науки и техники (владеть базой знаний) и уметь применять алгоритмы креативной логики. Эффективное применение креативной логики требует хорошо развитых левополушарных функций мозга, правополушарных функций мозга и правильно выстроенных межполушарных связей. Для того чтобы добытое новое знание довести до уровня проекта а проект до реализации ребенок должен владеть основными элементами риторики, техникой быстрого набора текста и элементарными знаниями в области информатики;

- обучение по настоящей программе рассчитано на использование самых современных интерактивных средств обучения – сенсорных досок, компьютера, проектора. Все учебные материалы разработаны и продолжают разрабатываться только в электронной форме;

- программа рассчитана на максимально раннее начало обучения – от 2 месяцев.

- процесс обучения опирается только на положительную мотивацию, отрицательные эмоции и отрицательное стимулирование категорически запрещено;

-в программе используются максимально алгоритмизированные учеб-но-методические материалы;

- в программе широко используются элементы мнемотехники.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ

База знаний

База знаний – первое, с чем должен познакомиться ребенок. Сначала вводятся понятия частей его тела и объектов ближайшего его окружения (микробаза знаний). Постепенно круг понятий должен расширятся и заканчиваться хотя бы минимальными знаниями обо всех объектах Вселенной (минимальной базой знаний). Для того, чтобы максимальную базу знаний сделать доступной для ребенка, его необходимо обеспечить критериями качества информации, обучить технике быстрого чтения и путям поиска информации в библиотеках и Интернет.

Доьсье

База знаний дает только шапочное знакомство с единичным понятием. Для того, чтобы иметь полное представление об объекте, необходимо ознакомиться с досье (полной информацией) на него. Программа «Бакалибрики» предлагает досье на ряд ключевых объектов общей картины мира – космоса, неорганосферы, фитосферы, зоосферы, техносферы и ноосферы.

Развитие речи

Развитие речи начинается с освоения ребенком произношения гласных звуков. Для этого ему предъявляют фрагменты фильмов с демонстрацией артикуляции этих звуков. Врожденная способность ребенка подражать движениям мимических мышц, губ и языка обеспечивает ему правильную технику исполнения этих речедвигательных операций. Далее, то же самое проделывается с каждым согласным звуком. Закрепление навыков произношения звуков производится путем разучивания и многократного исполнения «слогопесен», «чистоговорок» и скороговорок.

Техника чтения

Технику чтения ребенок начинает осваивать со знакомства со звуками. После освоения звуков ему предлагается побуквенное чтение коротких слов, обозначающих объекты ближайшего окружения, хорошо знакомые ребенку. После этого ребенок должен выучить все виды элементарных смысловых рядов и научиться распознавать их за очень короткий промежуток времени. Далее следует познакомить его со всеми видами сложных смысловых рядов и после этого переходить к изучению частных текстов досье, это позволит ему без труда структурировать полные тексты досье. Ускорение процесса чтения научно-популярных текстов сводится к расширению поля ясного видения, подавлению артикуляции, приобретенной на первых этапах обучения чтению и к постоянным тренировкам в виде чтения детских энциклопедических текстов.

Формальная логика

Формальная логика начинается с семантики. Ребенок должен научиться определять смысловую нагрузку слов. После этого его можно знакомить и логикой сложных смысловых рядов, с правилами их построения и всеми видами ошибок, которые можно допустить при их построении. После этого следует перейти к изучению умозаключений и законов логики. Завершается изучение формальной логики освоением процедур доказательств и опровержений.

Математика

Изучение математики начинается со счета. Сначала осваивается счет по одному до 10, потом по одному до 20. После этого – счет десяткам до 100 и счет до 100 по одному. После запоминания таблицы сложения с помощью опорной сети памяти, которая осваивается в курсе «Тренировка памяти», вводятся понятия разрядов и осваиваются алгоритмы сложения двузначных, а потом и трехзначных чисел. После доведения до автоматизма процедуры сложения на задачах на отыскание целого по частям, переходят к освоению вычитания через триады примеров на сложение-вычитание. Доведение до автоматизма процедур вычитания производятся при решении задач на отыскание части по целому и части и на задачах на сравнение. После этого переходят к разучиванию таблицы умножения с помощью опорной сети памяти. Процедура умножения закрепляется и доводится до автоматизма при решении задач на отыскание объема по темпу и кратности. После этого вводится операция деления через триады примеров на умножение-деление. Разучивание таблицы квадратов становится возможным только после полного овладения ребенком опорной сетью памяти и заключается в разучивания рифмованных легенд таблицы квадратов. Ребенок, запомнивший таблицу квадратов чисел без труда справляется с табличным извлечением квадратного корня.

Письмо

Для овладения письмом ребенок должен довести до автоматизма написание элементов букв. Для этого он должен многократно (более 38 раз) выполнить написание каждого элемента букв, соединений элементов в букву и соединений букв. Это занятие довольно скучное, поэтому требует хорошей мотивации – демонстрации выполненных заданий группе, выставление на всеобщее обозрение тетрадей и прописей, похвалы, «наград», повышения рейтинга.

Быстрый набор текста

Обучение быстрому набору текста следует начинать с постановки рук на клавиатуру вслепую. После этого необходимо овладеть техникой удара-броска в процессе печатания под диктовку слов и предложений, содержащих буквы сначала только для указательных пальцев. После овладения ребенком печатания этой группы букв, следует добавить к ним слова и предложения, содержащие еще и буквы, которые контролируют средние пальцы. Когда ребенок освоит и эти буквы можно добавлять в его арсенал печатание букв, за которые отвечают безымянные пальцы, а затем и букв, за которые отвечают мизинцы. Продолжается обучение быстрому набору текстов овладением печатанием цифр и знаков. После этого следует организовать ускорение процесса набора текста, например, устраивая конкурсы и соревнования, давая печатать тексты на время и фиксируя рекорды.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: