Вид игры | Нозологическая группа | Задачи и содержание работы | Условия, методы обучения игре |
Сюжетно-ролевая игра | ЗПР | Цель: формирование наглядно-образного мышления у детей 5-6 лет с ЗПР в условиях обучения сюжетно-ролевой игре. Задачи: - расширять знания детей о функциональных особенностях персонажей сюжетно-ролевых игр; - совершенствовать умения детей взаимодействовать в игре, пользуясь соответствующими атрибутами, предметами-заместителями и воображаемыми действиями; - учить детей логически соединять несколько сюжетов в один, выразительно передавать образ в игре через мимику, жесты, пантомимику; - воспитывать культуру общения в игре, совершенствовать коммуникативные навыки; - развивать наглядно-образное мышление и творческое воображение; - формировать умения детей планировать игровую деятельность применительно к сюжету; - развивать у дошкольников умение разворачивать действия в воображаемом речевом плане. Описание методики Методика обучения сюжетно-ролевой игре включает такие компоненты: - демонстрация педагогом элементов сюжетно-ролевой игры с предварительным и попутным разъяснением их смысла; - последующее введение детей в роль и в игровую ситуацию; - выполнение детьми игровых действий по подражанию; - выполнение детьми игровых действий по подражанию; - самостоятельное выполнение детьми игровых действий. В работе необходимо учитывать принципы как общей, так и коррекционной дошкольной педагогики: принцип развивающего обучения; принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии; деятельностный принцип, определяющий подходы к содержанию и построению обучения с учетом ведущей для каждого возрастного периода деятельности. | Приемы: - организация экскурсий, прогулок; - беседы; - игры, этюды на развитие умений выражать эмоциональное состояние персонажа и передавать его образ. Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, педагог должен играть вместе с ними на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе развертывать игру особым образом, так чтобы детьми сразу открывался и усваивался новый, более сложный способ ее построения; при формировании игровых умений необходимо одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам — взрослому или сверстнику; педагогический процесс организации игры должен включать моменты формирования игровых умений в совместной игре педагога с детьми и создания условий для самостоятельной игры дошкольников. С целью обогащения содержания сюжетно-ролевых игр необходимо организовать: экскурсии, работу с кавролинографом, показ видео и фото презентаций, рассказывание по детским рисункам, беседы. Перед экскурсией ставить понятную и близкую для ребенка цель (например: пойдем к врачу, чтобы врач осмотрел Машу и дал ей лекарство и т.п.). На экскурсиях создаются условия для активной деятельности детей, руководить наблюдением детей за деятельностью взрослых людей, с помощью объяснений и вопросов обращать их внимание на выполняемые людьми действия, их последовательность, используемые предметы, четко фиксировать их в речи и требовать от детей развернутых ответы. Необходимо создавать у детей положительный настрой, что способствует возникновению у них желания отобразить увиденное в своих играх. Использовать дидактические игры, которые способствуют закреплению знаний полученных детьми на экскурсии. Например, после экскурсии в магазин предлагаются детям игры: «Овощи-фрукты», «В магазине», «Кому, что нужно для работы» и т.п. Можно использовать такие виды работ как беседа по картинке, рисование на заданную тему. Включать в занятия этюды на развитие умений выражать эмоциональное состояние персонажа и передавать его образ. Например: «Сердитый покупатель», «Грубиян», «Вежливый мальчик» и т.п. |
Подвижная игра | Нарушения опорно-двигательного аппарата | Задачи ортопедических игр: воспитывать сознательное отношение к занятиям; усваивать и закреплять элементы навыков правильной осанки, мелкой моторики пальцев ног; обучать навыкам принимать и фиксировать правильную осанку; обучать правильному выполнению упражнений для формирования осанки и укрепления свода стопы; обучать массажу рук и стоп мячами-массажерами; В соответствии с задачами ортопедические игры делят на пять основных групп. Направленные на ознакомление со свойствами материалов (камешки, песок, вода и т.д.). Направленные на совершенствование отдельных элементов техники движений (держи спину, проверь осанку и т.д.). Направленные на ознакомление с окружающим (животные, растения и т.д.). Направленные на развитие физических качеств. Проводимые как с предметами (мячами, обручами, палочками и т.д.), так и без них. | – можно вводить специальные правила, которые облегчают задания для детей с тяжелыми нарушениями в развитии или несколько усложнять их для более подвижных детей; – можно вводить специальные функции – дети с тяжелыми двигательными нарушениями получают задание, не предъявляющее высоких требований к моторике, но имеющее для детей особое значение; – можно ставить альтернативные задачи – для детей с тяжелыми нарушениями даются специальные задания (попасть в специальную мишень), это сравнивается с попаданием в нормальную мишень; – следует учитывать конфронтацию – совместная игра самостоятельно передвигающихся игроков и игроков на колясках, при этом они получают различные задания, связанные с движением, но в игре они равноправные соперники. Правильно подобранные подвижные игры способствуют оздоровлению и укреплению организма детей. Дети стараются достичь поставленной в игре цели, проявляя инициативу, смекалку, волю. Объясняя игру, следует убедиться, что дети поняли ее содержание и правила. Необходимо показать двигательные задания. Игру следует начать организованно, а в процессе игры необходимо следить за выполнением правил и двигательных заданий, осуществлять судейство. При проведении игры педагогу всегда нужно быть готовым оказать детям помощь и страховку. Нельзя позволять детям унижать или оскорблять друг друга за неудачно выполненные задания. Всячески следует поощрять взаимопомощь и взаимовыручку. |
|
|
|
Сюжетно-ролевая игра
«Что бы это значило?»
Цель:научить детей находить или домысливать смысловые содержания абстракций, приписывать им произвольное значение, отталкиваясь от любых внешних признаков.
Материал: набор из 24 сложносимволических знаков на карточках. Детям предлагается посмотреть и расшифровать символы.
дидактические игры для детей с зпр