Статья 331 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает, что к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования.
Этот образовательный ценз установлен в статье 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», где указано, что право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Таким образом, образовательный ценз – это наличие любого (а не только педагогического) среднего профессионального или высшего образования. В других законах Российской Федерации есть четкие требования к специальности. Так, ст. 69 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что в медицинской или фармацевтической деятельности допускаются лица, имеющие медицинское или фармацевтическое образование соответственно.
В ст. 4 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» еще более четко определено, что судьей может быть лицо, имеющее высшее образование по специальности или направлению подготовки «Юриспруденция».
Однако имеющиеся в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» нормы не означают, что к педагогической деятельности будут допускаться лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование по любой специальности или направлению подготовки. Дело в том, что требования к лицам, осуществляющим ту или иную деятельность устанавливаются еще и в профессиональных стандартах и требованиях. Так, согласно приказу Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» для учителей и воспитателей установлены более конкретные требования:
1) высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика»;
2) высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей преподаваемому предмету;
3) высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.
Для второго случая в приказе сделана существенная оговорка: с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности.
В отличие от иных профессий (например, судей, врачей и т.п.) для учителей и воспитателей не установлено ни в законе, ни в профессиональном стандарте требований к опыту работы. Следовательно, даже без какого-либо стажа можно при наличии необходимого образования осуществлять педагогическую деятельность.
Следует также учитывать, что вне зависимости от того, что лицо обладает требуемым образовательным цензом, к педагогической деятельности не допускаются лица:
|
· лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
|
· имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности;
· имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
· признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
· имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
С 2015 года эти лица и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к педагогической деятельности при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к педагогической деятельности.
|
Статья 89. Управление системой образования
1. Управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер.
2. Управление системой образования включает в себя:
1) формирование системы взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;
2) осуществление стратегического планирования развития системы образования;
3) принятие и реализацию государственных программ Российской Федерации, федеральных и региональных программ, направленных на развитие системы образования;
4) проведение мониторинга в системе образования;
5) информационное и методическое обеспечение деятельности федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;
6) государственную регламентацию образовательной деятельности;
7) независимую оценку качества образования, общественную и общественно-профессиональную аккредитацию;
8) подготовку и повышение квалификации работников федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей и педагогических работников образовательных организаций.
3. Государственное управление в сфере образования осуществляют в пределах своих полномочий федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В муниципальных районах и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.
4. Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, являются федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, а также федеральные государственные органы, имеющие в своем ведении образовательные организации.
5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, осуществляет координацию деятельности в сфере образования федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иных субъектов системы образования.