Педагогическое взаимодействие. Стили педагогической деятельности




 

1. Общий алгоритм педагогической деятельности и педагогического взаимодействия

· Педагогическая деятельность

· Особым видом общественно полезной деятельности взрослых является педагогическая деятельность, которая представляет собой процесс подготовки ребенка к жизни в соответствии с устоявшимися экономическими, нравственными, политическими, культурными и другими целями общества. Педагогическая деятельность является сознательным влиянием взрослых людей на процесс воспитания детей, целью которого является преобразование человеческой природы.

· Педагогическая деятельность организует объективный процесс воспитания, так как оперирует такими понятиями, как педагогическая теория (теоретические знания); педагогический опыт (практический опыт); система специальных учреждений. Она изучает законы воспитания и основывается на достоверных знаниях, что позволяет ей стать глубоко осознанной, эффективной, способной к разрешению возникающих противоречий.

· К цели педагогической деятельности относится воспитание детской личности. В свою очередь, педагогическая цель отражает философские, экономические, нравственные, правовые, эстетические представления общества о совершенном человеке и его предназначении в жизни общества.

· Деятельность учителя – всегда творческая деятельность. При этом должна учитываться логика деятельности с опорой на потребности и интересы ребенка и воспитательные цели и задачи.

· Педагогическое взаимодействие

· Любой процесс представляет собой смену одного состояния другим. В педагогическом процессе таким двигателем является педагогическое взаимодействие – это преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.

· Основные характеристики педагогического взаимодействия:

· 1) взаимопознание; 2) взаимопонимание; 3) взаимоотношение; 4) взаимные действия; 5) взаимовлияние.

Проблема, задача (определяемая ФГОС)
Схема педагогического взаимодействия

Педагог (преподаватель)
Студенты (академическая группа)
Варианты решения проблемы
Культурно-исторический аналог решения проблемы
Образовательный продукт (гипотеза, проект, определение и др.)

 

 


 

 

Педагогическое взаимодействие и его виды

Типы взаимодействия

Выделяют взаимодействия по субъекту:

- личность - личность (ученик-ученик, педагог-ученик, педагог-педагог,
педагог-родитель);

- личность - группа или коллектив (ученик-группа, ученик-класс,
педагог - детский коллектив, педагог - педагогический коллектив и т.д.);

- коллектив - коллектив (класс - класс, ученический коллектив -педагогический коллектив и т.д.).

Каждый из этих типов имеет свои особенности в зависимости от возраста: одновозрастное и разновозрастное взаимодействие, взаимодействие в коллективе младших и старших школьников и т.д.

Можно говорить о прямом и косвенном взаимодействии.

Выделяют следующие три признака:

• отношение взаимодействующих сторон к интересам друг друга;

• наличие осознаваемой общей цели совместной деятельности;

• субъектность позиции по отношению друг к другу.


Различные сочетания этих признаков дают определенные типы взаимодействия: сотрудничество, диалог, соглашение, опека, подавление, индифферентность, конфронтация. В своих научных работах Л.В. Байбородова предлагает следующую характеристику типов педагогического взаимодействия.

Сотрудничество педагогов и школьников, членов коллектива - это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого учас­тника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач. Сотрудничество не допускает бессмысленной, нерезультативной работы. При сотрудничестве возможны конфликты, противоречия, но они разрешаются на основе общего стремле­ния к достижению цели, не ущемляют интересов взаимодействующих сторон, позволяют подняться коллективу, его членам на новый качественный уровень. У школьников формируется отношение к себе и другим людям как творцам общей пользы, как единомышленникам и товарищам по общей заботе.

Большим воспитательным потенциалом обладает диалоговое взаимодействие. Оно предполагает равенство позиций партнеров, уважительное, положительное отношение взаимодействующих сторон друг к другу; характеризуется преобладанием в его структуре когнитивного или эмоционального компонентов. Такое взаимодействие помогает "чувствовать партнера", лучше узнать, понять и мысленно встать на его позицию, прийти к согласию. Принятие партнера таким, каков он есть, уважение и доверие к нему, искренний обмен мнениями позволяют выработать в результате сходные установки, взгляды, убеждения на ту или иную ситуацию. Эффективность диалогу обеспечивает его открытость, искренность, эмоциональная насыщенность, отсутствие предвзятости.

Педагоги и школьники в повседневной жизни участвуют в разных диалогах. Отсутствие навыка ведения продуктивного диалога приводит к недоброжелательности в отношениях, недоразумениям, спорам, конфликтам. И наоборот, правильно, грамотно построенный диалог созда­ет благоприятные условия для сотруднического взаимодействия участников педагогического процесса.

В основе соглашения лежит договоренность взаимодействующих сторон в их роли, позиции и функциях в коллективе, в конкретной деятельности. Этот тип характеризуется достаточно развитым когнитивным компонентом. Участники взаимодействия знают возможности и потребности друг друга, понимают необходимость догово­риться, скоординировать свои действия в целях достижения положительного результата. В ряде случаев этот тип взаимодействия является наиболее эффективным, например, если между взаимодействующими сторонами существует психологическая несовместимость, что вполне естественно. Заинтересованность в положительном результате работы, понимание необходимости вклада каждой стороны в общий итог побуждает партнеров договариваться.

Опека - это забота одной стороны о другой (учителя об учениках, старших о младших). Одни действуют только по преимуществу как передатчики, а другие - как активные потребители готового опыта, и, таким образом, взаимодействие носит односторонний, опекающе-потребительский характер. Сущность данного типа взаимодействия определяет И.П.Иванов: у ребенка как будто и требуют активной самостоятельной деятельности, но тут же гасят ее, стремясь дать ему указание, внести в него уже готовый опыт, постоянно открыто воспитывать. Воспитанники относятся к воспитателям как к людям, которые должны постоянно о них заботиться, более или менее требовательным, добрым, справедливым, а к себе более или менее заинтересованным, самостоятельным. Только или но преимуществу получая для себя готовый опыт во всех областях жизни, воспитанники не могут в полной мере превращать знание в убеждения, делать их руковод­ством к практическому действию на общую пользу. Они не могут в полной мере сформулировать умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Мало того, именно односторонне-потребительская позиция воспитанников к окружающему миру и к себе формирует у них жадность, грубость, лень, ненависть.

Подавление достаточно распространенный тип взаимодействия, который проявляется в пассивном подчинении одной стороны другой. Такое взаимодействие проявляется в виде открытых, жестких указаний, требований, предписаний, что и как сделать. Подавление может быть неявным, скрытым, под влиянием личностной силы, авторитета одного из участников взаимодействия. Известны случаи, когда коллектив подавляет личность и отдельная личность, в том числе и ученик, подавляет коллектив. Проявление данного типа взаимодействия в детских коллективах обусловлено, как правило, подражанием авторитарному стилю педагогического руководства. Взаимодействие-подавление приводит к напряжению во взаимоотношениях, вселяет в детей страх, неприязнь к педагогу. Ребенок перестает любить школу, где его заставляют делать то, что он не всегда понимает, принуждают выполнять неинтересную работу, игнорируют его как личность. У детей формируется пассивность, приспособленчество, инфантильность, неуверенность и беспомощность, деспотичность.

Индифферентность - равнодушие, безучастность друг к другу. Этот тип взаимодействия в основном характерен для людей и групп, которые никак не зависят друг от друга либо плохо знают своих партнеров. Они могут участвовать в совместной деятельности, но при этом быть безразличными к успехам партнеров. Для такого типа характерна неразвитость эмоционального компонента, нейтральные формальные отношения, отсутствие взаимовлияния или несущественное воздействие друг на друга. Главный путь перехода к другим, более плодотворным типам взаимодействия - включение в совместную творческую деятельность, когда создаются условия для совместных переживаний, ощутимого вклада каждого в общий результат, возникновения отношений зависимости. Индифферентный тип взаимодействия может перейти и в конфронтацию при неправильной организации деятельности и отношений в процессе работы, противопоставлении успехов, достижений вза­имодействующих сторон.

Конфронтация - скрытая неприязнь друг к другу или одной стороны по отношению к другой, противоборство, противопоставление, столкновение. Конфронтация может быть следствием неудачного диалога, соглашения или конфликта, психологической несовместимости людей. Конфронтация характеризуется явным расхождением целей и интересов; иногда цели совпадают, но личностный смысл существенно расходится.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: