Анализ педагогических ситуаций и решение педагогических задач.




Анализ педагогической ситуации

Для того, чтобы организовать анализ, необходимо:

1. Выбрать методику, соответствующую ситуации и провести изучение нужной характеристики на условном объекте.

2. Провести анализ данных, которые были получены.

3. На основе рекомендаций психологов предложить какие-то приемы коррекции характеристик личности.

 

Педагогическая задача

Педагогическая ситуация и педагогическая задача являются единицами педагогического процесса. В результате взаимодействия учителей с воспитанниками обычно возникают разные ситуации. Те, которые соотносятся с целью деятельности, а также с условиями ее осуществления, - это и есть педагогические задачи.

 

В любой преподавательской деятельности есть педагогические ситуации, и их решение должно быть всегда в пользу ученика, ориентировано на развитие и совершенствование его личности в будущем. Таким образом, учитель – это человек, который должен не только отлично знать свой предмет, но и являться хорошим психологом

 

Моделирование педагогических ситуаций в процессе взаимодействия

Педагогическая ситуация – кратковременное взаимодействие учителя с учеником (коллективом класса) на основе противоположных норм, ценностей и интересов, сопровождающееся значительными эмоциональными проявлениями и направленное на перестройку сложившихся взаимоотношений (в лучшую или худшую сторону).

Несмотря на кратковременность, педагогическая ситуация глубоко затрагивает две формы активности человека: взаимодействие, т. е. видимое поведение, и взаимоотношения – скрытые от глаз психологические реальности (установки, ожидания, эмоциональные реакции).

Отметим, что в острых педагогических ситуациях больше всего «работает» особый вид взаимодействия и взаимоотношений – организационные, деловые или, как их называл А. С. Макаренко, отношения не равенства, не равностояния, а зависимости и подчинения, т. е. отношения ответственной зависимости. Это самый трудный для школьников (и взрослых) вид отношений, где труднее добиться согласия, сотрудничества. Неслучайно А. С. Макаренко считал необходимым воспитание у школьников двух способностей: «способности приказывать и способности подчиняться».

Можно условно выделить три фазы протекания педагогической ситуации.

Первая фаза – конфликтное острое начало с явным нарушением социально ценных норм и ценностей одним из участников ситуации.

Вторая фаза – ответная реакция «соперника», от формы и содержания которой зависит исход противоборства, и самое главное, – последствия, т. е. направление перестройки сложившихся ранее отношений. Естественно, что вторая фаза – центральное звено ситуации; она, как правило, носит стрессогенный характер (ставит под угрозу честь личности; дефицит времени и информации сокращает возможность достойного ответа и т. д.). Так как в подобных ситуациях выручают выдержка, находчивость и опыт преодоления подобных ситуаций, то главное внимание будущему педагогу следует обратить больше всего на этот надежный компонент, т. е. на приобретение опыта решения педагогических ситуаций.

Третья фаза – относительно быстрое и радикальное изменение бытующих норм и ценностей (иногда вплоть до разрушения отдельных норм) в двух различных направлениях – улучшения или ухудшения ранее сложившихся отношений. В любом случае педагогические последствия благодаря третьей фазе бывают весьма значительными.

Стили и модели педагогического общения. Профессиональное умение педагога в общении с воспитанниками. Средства коммуникации и профессиональной педагогической деятельности.

1. Стиль общения – устойчивая форма способов и средств взаимодействия людей друг с другом.

Стиль общения должны отличать:

1. Пристальное внимание к мыслительному процессу ученика. Малейшее движение мысли должно быть замечено, одобрено.

2. Наличие эмпатии – умение понять цели, мотивы и деятельность ученика, поставить себя на его место, умение прогнозировать его деятельность.

3. Доброжелательность, заинтересованность в успехе ученика.

4. Рефлексия – непрерывный, строгий анализ своей деятельности как педагога и введение быстрых поправок в учебный процесс.

Ответная реакция учеников при таком стиле общения – доверие, свобода, отсутствие страха, радостное отношение к учителю, доброжелательное отношение детей друг к другу (Л.В. Петляева).
Можно выделить шесть основных стилей руководства учащимися:
· Автократический (самовластный), когда преподаватель осуществляет единоличное управление коллективом учеников, не позволяя им высказывать свои взгляды и критические замечания, осуществляет жесткий контроль за выполнением своих требований;
· Авторитарный (властный), допускает возможность для школьников участвовать в обсуждении учебной или коллективной жизни, но решение принимает все равно учитель в соответствии со своими установками;
· Демократический стиль предполагает учет мнения учеников, педагог стремится понять детей, убедить, ведет диалогическое общение «на равных»;
· Игнорирующий стиль характеризуется тем, что учитель редко вмешивается в жизнедеятельность школьников, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей передачи учебной и административной информации;
· Попустительский стиль, конформный проявляется в случае, когда преподаватель идет на поводу желаний детей;
· Непоследовательный, алогичный стиль – в зависимости от внешних обстоятельств и настроения преподаватель осуществляет любой из названных стилей руководства, что ведет к дезорганизации и появлению конфликтных ситуаций.

Известный психолог В.А.Кан-Калик выделяет следующие стили педагогического общения:
1) Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом. О таких говорят: «За ним дети буквально по пятам ходят».

2) Общение на основе дружеского расположения предполагает увлеченность общим делом. Педагог выполняет роль наставника, участника совместной учебной деятельности. Однако следует избегать панибратства.

3) Общение-дистанция. Во взаимоотношениях прослеживается дистанция во всех сферах, в обучении, со ссылкой на авторитет и профессионализм, а в воспитании со ссылкой на опыт и возраст. Такой стиль формирует отношение учитель – ученики. Но это не означает, что ученики должны воспринимать учителя как сверстника.

4) Общение – устрашение – негативная, антигуманная форма общения, вскрывающая педагогическую несостоятельность.

5) Общение – заигрывание. Характерно для молодых преподавателей, стремящихся к популярности. Такое общение обеспечивает ложный, дешевый авторитет. Педагогическое общение выполняет ряд функций, основные из них: обучающая и воспитывающая, поскольку образовательный процесс имеет воспитывающий и развивающий характер. Обучающая функция может быть соотнесена с трансляционной. Обучающая функция как проявление трансляционной, которая присуща всем формам научения, реализуется в процессе дошкольного, школьного, вузовского образования. Как форма взаимодействия учителя со школьниками педагогическое общение выполняет функцию облегчения или фасилитации. К.Роджерс называет учителя фасилитатором общения. Это означает, что учитель помогает ученику выразить себя, то положительное, что есть в нем. В.А Крутецкий выделяет еще организаторскую функцию.

Таким образом, педагогическое общение выполняет обучающую, воспитывающую, организаторскую и фасилитативную функции.

2. Модели педагогического общения.

В педагогической практике чаще наблюдается сочетание стилей в той или иной пропорции. Из популярных за рубежом классификаций стилей педагогического общения наиболее интересной представляется типология профессиональных позиций учителя, предложенная М. Таленом.

Модель первая – «Сократ». Это учитель с репутацией любителя споров и дискуссий, намеренно их провоцирующий на занятиях. Ему свойственны индивидуализм, несистематичность в учебном процессе из-за постоянной конфронтации.

Модель вторая – «Руководитель групповой дискуссии». Главным в учебно-воспитательном процессе считает достижение согласия и установление сотрудничества между учащимися, отводя себе роль посредника.

Модель третья- «Мастер». Учитель выступает как образец для подражания и прежде всего в отношении к жизни.

Модель четвертая - «Генерал.» Подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, т.к. считает, что всегда прав. В педагогической практике самый распространенный стиль.

Модель пятая - «Менеджер». Стиль, сопряженный с атмосферой эффективной деятельности класса, поощрением их инициативы и самостоятельности. Учитель

стремиться к обсуждению с каждым учеником смысла решаемой задачи, качественному контролю и оценке конечного результата.

Модель шестая - «Тренер» Учитель-вдохновитель групповых усилий, для которого важен не каждый ребенок в отдельности, а блестящий успех, победа.

Модель седьмая - «Гид» Воплощенный образ ходячей энциклопедии. Лаконичен, сдержан, точен. Технически безупречен, поэтому зачастую скучен.

Основание для классификации Талена – выбор роли педагогом на основании собственных потребностей, а не потребностей учащихся.

Важнейшим фактором, определяющим эффективность педагогического общения, является тип установки педагога. Под установкой понимается готовность реагировать определенным образом в однотипной ситуации. Наличие негативной установки на того или иного ученика можно определить по следующим признакам:

Преподаватель плохому ученику дает меньше времени на ответ, не использует наводящие вопросы и подсказки, при неверном ответе спешит переадресовать вопрос другому ученику или отвечает сам, чаще порицает и меньше поощряет, не реагирует на успехи. О наличии положительной установки можно судить по таким деталям: дольше ждет ответа на вопрос, задает наводящие вопросы, поощряет улыбкой, не спешит с оценкой при неверном ответе и т.д. Исследования показывают, что плохие ученики в 4 раза реже обращаются к педагогу, остро чувствуют несправедливость и болезненно переживают. Реализуя свою позицию, учитель оказывает сильное влияние на ученика, как бы определяя дальнейшую программу его развития.

Причины, препятствующие установлению оптимального педагогического общения:
· Педагог не считается с индивидуальными особенностями ребенка, не стремиться понять его.
Ученик не понимает своего учителя, потому не принимает его как своего наставника.
· Действия преподавателя не соответствуют причинам и мотивам поведения ученика или сложившейся ситуации.
· Преподаватель высокомерен, унижает достоинство ученика.
· Ученик сознательно не принимает требований учителя и даже всего коллектива.

В качестве профессионально значимых и обязательных качеств педагога С.А. Козлова, Т.А. Куликова выделяют:

-педагогическую направленность, как комплекс психологических установок на работу с детьми, профессионально ориентированных мотивов и способностей, профессиональных интересов и личностных качеств, а также профессиональное самосознание;

-эмпатию, выражающуюся в эмоциональной отзывчивости на переживания ребенка, в чуткости, доброжелательности, заботливости, верности своим обещаниям;

-педагогический такт, проявляющийся в умении сохранять личное достоинство, не ущемляя самолюбие детей, их родителей, коллег по работе;

-педагогическую зоркость, предполагающую умения фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику становления личности каждого воспитанника и коллектива в целом;

-педагогический оптимизм, основанный на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ребенка, в результативность образовательной работы;

-культуру профессионального общения, предполагающую организацию правильных взаимоотношений в системах «педагог – ребенок», «педагог – родитель», «педагог – коллеги»;

-педагогическую рефлексию, как самоанализ проделанной работы, оценку полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: