Итак, вы решили подключить к своему дому или земельному участку (ЗУ) электричество и написали Заявление в сетевую организацию (СО). СО выдала вам проект договора (Д) и технических условий (ТУ). Вам надо подписать эти документы, но у вас возникли сомнения в искренности СО. Так на что надо обратить внимание? ВНИМАНИЕ! Вам выдали проект, а не документ обязательный к подписанию и вы можете проверить все ли в нем вас устраивает. Если документы в какой то части не соответствуют законодательству, то вы вправе требовать привести эти части в соответствие.
1. Основным документом регламентирующим взаимоотношения между вами и СО является постановление правительства РФ №861 от 27.12.2004 N 861 (последняя редакция от 04.02.2017) и вам придется ознакомиться с четвертой частью этого документа, который называется «ПРАВИЛА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРИСОЕДИНЕНИЯ ЭНЕРГОПРИНИМАЮЩИХ УСТРОЙСТВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ …» (ПТП). Далее многочисленные ссылки на пункты без уточнений относятся именно к этому документу. В первой части постановления, которая называется «ПРАВИЛА НЕДИСКРИМИНАЦИОННОГО ДОСТУПА К УСЛУГАМ ПО ПЕРЕДАЧЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ И ОКАЗАНИЯ ЭТИХ УСЛУГ» (ПНД) даются определения понятиям, использующихся в ПП РФ 861.
2. Первым делом вам надо сравнить полученные Д и ТУ с типовыми (Приложение 8), которые представлены в ПТП приложение 8. Документы должны соответствовать типовым полностью вплоть до запятых.
3. Внимательно прочтите свою заявку и вспомните, какой объект вы заявили к подключению в своей заявке в п.5? Какой документ прикладывали к заявке, копию свидетельства на землю или на дом? Как в заявке в п.5 вы наименовали свое энергопринимающее устройство (ЭПУ)?
|
По сути вариантов для подключения два. Это или вводно-распределительное устройство (ВРУ) земельного участка или ВРУ дома.
В договоре в п.1 и ТУ п.1 должно быть написано то же устройство. Хоть вместо ВРУ можно использовать и другие названия, главное, что бы то что написала СО в Д и ТУ вас устраивало и вы можете настаивать на своей редакции названия. Плохо когда вы написали ВРУ земельного участка (т.к. дома на нем нет), а СО пишет ВРУ жилого дома. Это несоответствие в договоре и «на земле» может в дальнейшем привести к конфликту с СО.
4. В поданной заявке вы должны были в соответствии с п.14.в) (отсылка к п.9.б)) указать месторасположение своего ВРУ. Это должен был быть план вашего ЗУ с указанием места ВРУ. Если вы этого не сделали, а оно надо, то можете подать в СО дополнительный документ, в котором со ссылкой на ПТП и приложите потребный план. План расположения ВРУ важный момент и не стоит им пренебрегать.
5. СО часто требует вынести ваше ВРУ с прибором учета за территорию участка мотивируя это требованием беспрепятственного доступа к счетчику. Это совершенно незаконное требование. Конечно СО так удобнее - контролировать показания просто, а воровать ЭЭ намного сложнее. Но это ваше имущество и вы определяете порядок доступа к нему. Правила проведения осмотров описаны в ПП РФ 442 в пунктах начиная со 170-го. Из которых следует, что о проведения подобных проверок вас должны уведомить за пять дней, а вы можете и вовсе отказать в проверке. Ну и имейте ввиду, что ваше ВРУ является источником повышенной опасности и если вы его разместили в общественном месте, то в случае поражения случайных прохожих электрическим током, вина ляжет на вас. И вина и возмещение ущерба, а если кого убьет…
|
6. Следующим любимым место СО нарушить закон является п.7 ТУ. Если у вас написано, что точка присоединения находится на проводах ЛЭП, на опоре…,т.е. в любом месте за территорией вашего ЗУ это противозаконно.
Согласно определения ПТП: «точка присоединения к электрической сети» - место физического соединения энергопринимающего устройства (ЭПУ) потребителя услуг по передаче электрической энергии (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) с электрической сетью сетевой организации.
Из определения следует, что точка присоединения находится на ЭПУ заявителя, которое в свою очередь находится на доме или ЗУ заявителя и уж никак не может находится за пределами ЗУ заявителя. Это очень важное место в проекте и от результатов его разрешения зависит в дальнейшем очень много. Где пройдут границы ответственности, кто будет покупать кабель СИП, кто будет отвечать за него… Самым удобным для заявителя местом точки присоединения является входные контакты автоматического выключателя (АВ, в просторечии автомат) в составе ВРУ.
Согласно п.25(1). В технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 настоящих Правил (мы это п.14), должны быть указаны:
а) точки присоединения, которые не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя. Т.е. вы можете указывать месторасположения своего ВРУ по своему усмотрению - вот для чего был нужен план участка, и настаивать на точке присоединения на контактах АВ (на ЗУ не далее 25 метров от его границ).
|
СО регулярно трактует эти 25 метров, как расстояние от границы ЗУ заявителя до своей опоры, что противозаконно. Об этом нарушении есть многочисленные решения ВАС, ФАС.
Из за своей масштабности этот вопрос более подробно рассмотрен в отдельной главе.
7. Теперь обратим внимание на пункты ТУ, которые перечисляют работы СО (это пункты 10 типовых ТУ) и пункты, которые перечисляют работы заявителя (это пункты 11 типовых ТУ). Согласно пп 6 и 8 договора (и п.25 (1)г)) - распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены ЭПУ заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены ЭПУ заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются СО). Запомните, все, что ЗА границей вашего ЗУ, делает СО и вас не должно интересовать как они проведут свою ЛЭП через овраг или дорогу. Они справятся. Вам надо смонтировать свое ВРУ в границах своего ЗУ, в том месте, которое вы указали на плане, уведомить о своей готовности СО и ждать осмотра и когда они произведут фактическое присоединение вашего ВРУ к своим сетям.
8. СО очень часто в ТУ в обязанности заявителя включает какие то работы и устройства ссылаясь на ПУЭ. ПУЭ это «ПРАВИЛА УСТРОЙСТВА ЭЛЕКТРОУСТАНОВОК» издание седьмое (ПУЭ-7). Это незаконно, т.к. в предисловии к главе 4 ПУЭ-7 указано – Требования ПУЭ обязательны для всех организаций независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, а также для физических лиц, занятых предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Как видно, нас простых физлиц там нет. Поэтому, при монтаже своих электроустройств вам стоит посматривать в ПУЭ для собственной электробезопасности, но СО не имеет права обязывать вас это делать. Но на саму СО ПУЭ распространяется категорически и неотвратимо и вы можете требовать от СО выполнение любых работ строго в соответствии с этим документом. Вообще то ПУЭ на нашей стороне, особенно когда их должна выполнять СО.
9. Требование к заявителю по разработке градостроительного плана является незаконным, т.к. согласно статьи 48 п.3 Градостроительного кодекса - Осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи).
10. Требование к заявителю предоставить и согласовать бог знает с кем однолинейную схему является незаконным (касается заявителей с напряжением более 35 кВ).
11. Требование к заявителю проложить ЛЭП для подключения своего ВРУ является незаконным. Такие заявители как мы не строят ЛЭП и не владеют ими.
12. СО часто в ТУ, а если в ТУ нет упоминания об этом, то в момент осмотра и присоединения настаивает на установку автомата перед счетчиком. Причем требует автомат на 25А. Это противозаконно. СО считает, что если с каждой фазы снять 25 ампер, то это и будет 15 кВт. Это правда так. Но это значит, что вам придется самостоятельно следить за равномерным распределением нагрузки по фазам. Это совершенно неестественная для вас функция и при ее неисполнении будет происходить ограничение разрешенной вам мощности. Согласно п.25(1)в) в ТУ должны быть указаны (среди прочего) - требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности; Обратите внимание, что про автомат нет ни слова, а контроль и ограничение это две совершенно разные функции. Контроль может осуществляться и с помощью счетчиков (тех моделей, в которых есть эта функция), а в Правилах есть лишь упоминание про коммутационный аппарат, а им может быть и простой рубильник.
Пункты с 6 по 12 подпадают под требование п.19 - Запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные настоящими Правилами.
13. Если Вы не согласны с какими то пунктами Д и ТУ, то пишите мотивированный отказ от подписания Д и ТУ в соответствии с п.15 - В случае несогласия с представленным сетевой проектом договора и (или) несоответствия его настоящим Правилам заявитель вправе в течение 30 дней со дня получения подписанного сетевой организацией проекта договора и технических условий направить сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами.
СО должна рассмотреть ваши претензии и в течении 5 дней выслать вам исправленный вариант.
14. Все общение с СО необходимо вести строго по административному протоколу. Свои заявки, МО, акты и прочие документы даже не предусмотренные ПТП, отправляются по почте заказным письмом с уведомлением о вручении (с описью всех отправляемых документов) или лично в канцелярию СО с обязательной отметкой о дате приема документа на копии этого документа. Копии с отметками СО складываете в папочку.
15. Частенько СО не получает наших писем на почте. Это неважно, т.к. в соответствии со статьей 165.1. Главы 9 Гражданского кодекса - Юридически значимые сообщения - Заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Возможно вам придется отстаивать свои права в суде или других надзорных органах и все эти сведения, о направленых вами в адрес СО документах, могут сыграть решающую роль.