Развитие движения анархо - синдикализма во Франции
Во второй пол. XIX - нач. XX вв.
Выполнил: студент 2 курс
Отделение ОНО
Ромашков Юрий Валерьевич
Проверил:
Доцент кафедры Всеобщая история
Меер Е.С.
Красноярск 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................................
ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФРАНЦУЗСКОГО АНАРХО- СИНДИКАЛИЗМА
1.1.Основные причины зарождения анархо - синдикализма.......................................................
1.2. Цели и методы борьбы анархо - синдикалистов и особенность его существования во Франции............................................................................................................................................
1.3. Значение анархо – синдикализма для рабочего движения Франции……………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..............................................................................................
ВВЕДЕНИЕ
Анархо-синдикализм возник в начале XX в. как социально-политическая концепция, синтезировавшая анархо-коммунистическую программу борьбы за безгосударственное общество самоуправления с практикой революционно-синдикалистского движения. Отметим, что под термином "революционный синдикализм" в то время понимали самоорганизованное рабочее движение, отстаивавшее любыми, даже самыми радикальными методами интересы трудящихся независимо от политических партий, парламента, предпринимателей, бюрократических органов власти. Революционные анархо - синдикалисты считали основанные на самоуправлении и свободные от функционеров профсоюзы единственной организующей силой трудящихся, правомочной выражать их интересы. Предполагалось, что в годы революции эти структуры возьмут в свои руки управление производством, преобразовавшись в организацию социалистического общества. Тем не менее, базовые, хотя местами и противоречивые основы были заложены ещё в конце XIX столетия, которые претерпели значительные изменения и вылились в неоднородные по организации и методам борьбы течения.
|
На практике близкие анархо-синдикалистам идеи ещё в XIX в. выдвигали теоретики социалистического и анархистского движений. Одним из первых в этом ряду можно считать Роберта Оуэна, ещё в 1833 г. выдвинувшего идею объединения профсоюзов Британии в единый профцентр, стремящийся к взятию производства в свои руки в результате всеобщей стачки.
Среди предшественников анархо-синдикализма во Франции можно с полным основанием назвать П.-Ж. Прудона, разработавшего концепцию "рабочих ассоциаций", постепенно берущих в свои руки производство. Прудон был противником государственного насилия в любых формах: будь то конституционная монархия Луи Филиппа, бонапартистская империя, якобинская республика или революционная диктатура. Проанализировав опыт революции 1848 г., Прудон сделал вывод: революция несовместима с государством, а попытки реализовать утопии приверженцев государственного социализма (Луи Блана, Огюста Бланки и других), рассчитывавших овладеть властью и использовать ее как инструмент преобразований, ведут только к победе реакции и к поражению революции. Прудон развил и популяризировал, применительно к жизненной конкретике, анархическое мировоззрение, во многом воспитав европейское общественное движение и подготовив появление поколения парижских коммунаров.
|
Государственной власти, иерархии, централизации, бюрократии и государственному праву Прудон противопоставил принципы федерализма, децентрализации, взаимности (мютюэлизма), свободного договора и самоуправления. Характеризуя современное общество, Прудон писал о круговой поруке буржуазии и власти, рынка и монополии: сочетание государственной централизации, чудовищных налогов и крупных монополий — с безудержной конкуренцией, пронизанной «духом не солидарности и корысти»[5, с. 24]. Во имя свободы Прудон нападал на государство, во имя равенства — на собственность.
Однако, арсенал средств борьбы, предлагаемых Прудоном, довольно скуден: организация в рамках существующего общества учреждений, основанных на принципе «взаимности» и вытесняющих структуры старого общества, пропаганда анархических идей и гражданское неповиновение власти. Впоследствии анархисты дополнят этот арсенал идеей вооруженного восстания, так и идеей всеобщей захватной стачки[9,с. 164].
Продолжая традиции Просвещения, Прудон наивно верил в то, что, открыв миру «вечную Истину и Справедливость», он тотчас уничтожит существующую ложь и несправедливость. Однако вера в прогресс парадоксально сочеталась у Прудона с глубоким пессимизмом в оценках современности. Подобно русским народникам, на которых его идеи оказали колоссальное влияние, Прудон принадлежит к тому направлению в социализме, которое не принимало наступающую индустриальную эпоху но опиралось на элементы традиционного общества: общину, традиционную мораль — стремясь трансформировать их в либертарно -социалистическом духе. Для этого направления характерен особый акцент на этическом моменте, глубокие и горькие пророчества в отношении грядущего общества-фабрики. Но, вместе с тем, и определенная слепота, консерватизм и наивность.
|
В центре всего учения Прудона и его последователей стоит принцип «равновесия» и «идея справедливости» — таков своеобразный мировоззренческий стержень, несущий на себе всю конструкцию его пестрых, разнообразных и часто меняющихся взглядов. Именно вера в Справедливость, будучи основным мотивом прудоновского учения, придает яркий этический характер всем социальным построениям Прудона. Принцип свободы отдельной личности, священный для Прудона, как и для всех анархистов, неразрывно связан для него с солидарностью людей, на которой основываются выдвинутые и развитые им принципы взаимности, федерализма и свободного договора. Историк анархизма Макс Неттлау пишет о Прудоне: «К несчастью, он умирал как раз в то время, когда возник Интернационал. Но в то же самое время огромная фигура Бакунина уже появилась, и на каких-нибудь 10 лет анархизм получил мощный толчок от этой замечательной личности»[5, 27].
Действительно, воздействие Бакунина как личности, как мыслителя и как пропагандиста было огромно. Большинство секций Интернационала поддерживало его идеи. Это привело к неизбежному столкновению с К.Марксом. Об этом столкновении П.А.Кропоткин писал так: «Разлад между марксистами и бакунистами отнюдь не был делом личного самолюбия. Он представлял собою неизбежное столкновение между принципами федерализма и централизации, между свободной коммуной и отеческим управлением государствам, между свободным и творческим действием народных масс и законодательным улучшением существующих условий, созданных капиталистическим строем»[8,с.22].
Промарксистский Генеральный совет Интернационала вел борьбу с Бакуниным довольно постыдными методами; в ход было пущено все: закулисные аппаратные интриги; организация фиктивных секций, создавших мнимое марксистское большинство на Лондонской конференции 1871 г. и на Гаагском конгрессе 1872 г.; бездоказательные обвинения, клевета и т.п. Однако даже достигнутая подобными средствами «победа» Маркса оказалась Пирровой — после «исключения» Бакунина из Интернационала «весь Интернационал восстал против недостойной комедии Гаагского съезда, так грубо подтасованного Главным Советом»[5,с.32]. Почти все секции Интернационала: бельгийские, французские, английские, испанские, итальянские, голландские, швейцарские и американские — отвергли решения, принятые в Гааге, и отказались подчиниться Генеральному совету, поддержавшему Маркса. Большинство этих секций, соединившись, образовали новый, анархический Интернационал, просуществовавший до 1879 г. Попытка Маркса превратить Международное товарищество рабочих в централизованную партию, исповедующую одну — «научно-социалистическую» — доктрину, полностью провалилась. Таким образом, приведённый выше пример наглядно иллюстрирует растущую силу анархизма и анархо - синдикализма не только в отдельных рабочих организациях, частью воспитанных ещё на идеях прудонизма, но и в секциях Интернационала.
Поддержавшие Бакунина в его анти авторитарных и федералистских тенденциях секции Интернационала, объединявшие десятки тысяч рабочих по всей Европе, дали толчок мощному развитию анархического движения в 1870-е гг. В некоторых странах, где был высок уровень социальной напряженности и отсутствовали реальные гражданские свободы (в Испании, в Италии), это движение вылилось в ряд восстаний; в других (в Швейцарии, в Бельгии) сложились мощные открыто действующие рабочие союзы анархической направленности. Роль идейного центра этого движения играла Юрская федерация (в Швейцарии).
В Западной Европе на смену Прудону и Бакунину пришла целая плеяда талантливых анархических писателей — теоретиков и пропагандистов. Среди них швейцарец Джеймс Гильом, бельгиец Цезарь де Пап, французы Элизе Реклю, Жан Грав и Луиза Мишель, итальянец Эррико Малатеста, немцы Макс Неттлау и Иоганн Мост и многие другие. Не ограничиваясь пропагандой, участием в рабочем движении и организацией кооперативов, профсоюзов и коммун, хотя и отрицая парламентскую борьбу, анархисты Европы и Америки зачастую инициировали антимилитаристские, феминистские, просветительские инициативы — которые способствовали освобождению личности и самоорганизации общества.
Значительными для становления французского анархизма как предтечи анархо - синдикалистского движения, стали события Парижской коммуны. Парижская коммуна сыграли в развитии анархистского движения роль завершающего этапа, когда развитие страны в русле империалистического капитализма, облачит его в одну из известнейших форм - анархо - синдикализм, который станет новым орудием для продолжения борьбы пролетариата. Э. Пуже писал после событий парижской коммуны: "Революция есть ряд мелких стычек и больших сражении с правительством и капиталом; в этой войне победы беспрерывно чередуются с поражениями; за наступлением следует отступление, иногда столь поспешное, что может казаться, что мы возвратились к временам первобытного варварства[9,с.126].
Анархисты (прудонисты) составляли значительную часть Совета Коммуны, и именно на их плечи легла вся позитивная, собственно социалистическая деятельность[4,с.46]. Важнейшим мероприятием Коммуны в социально-экономической сфере, осуществленным по инициативе прудонистов, был принятый 16 апреля 1871 г. декрет о передаче бездействующих предприятий, брошенных бежавшими из Парижа предпринимателями, в руки рабочих производственных ассоциаций. Этой и другими подобными мерами прудонисты стремились подготовить создание мощного сектора коллективизированных самоуправляющихся предприятий, альтернативных и частнокапиталистическим, и государственным. Стоит обратить особое внимание, что декларация «К французскому народу»[2,с.32], принятая Парижской коммуной 19 апреля, провозглашала вполне анархические идеи: федерализм, децентрализацию, самоуправление и автономию коммун - в качестве принципов устройства будущей социалистической Франции. Сама Коммуна, по признанию Карла Маркса, уже не была «вполне государством»: ликвидация чиновничьей иерархии, регулярной армии, самоуправление снизу доверху, опирающееся на принцип делегирования, - всё это куда больше походило на прудоновские и бакунинские модели общества, нежели на марксистскую «диктатуру пролетариата»[7,с.29]. Известно, что, учтя опыт Коммуны, Маркс, по образному выражению Ф.Меринга, снял перед ней шляпу и в работе «Гражданская война во Франции» во многом пересмотрел свою доктрину в прудоновском духе [5,с.48]. Отсюда можно задать смело вопрос: есть ли Коммуна первая попытка построения пролетарского государства с диктатурой во главе, как нам утверждает советская историография? Или же это скорее прообраз анархического устройства общества? Однако полуанархический социально-революционный эксперимент, как известно, длился недолго - 72 дня[4,с. 56].
Конец ХIХ-го века ознаменовался триумфальным шествием ницшеанства, ставшего популярным среди европейских интеллектуалов и художников, и это, в свою очередь, привело к ренессансу в богемной среде анархо- индивидуализма Штирнера, которого многие называли предтечей Ницше и трактовали порой весьма вульгаризировано.
Правительственные репрессии против революционеров привели к тому, что ряд анархистских групп Европы и Америки перешли к террористической деятельности против представителей власти. Эта деятельность получила широкую известность из всего того, чем занимались анархисты — т.к. террор всегда привлекает больше внимания в обществе, чем более мирные и конструктивные формы деятельности, так и потому, что власть имущим было выгодно представить все анархическое движение как сплошь террористическое, для того чтобы запугать им публику и развязать себе руки для любых действий. Тем не менее, как показывают современные исследования, на самом деле, такая картина не соответствовала действительности — лишь меньшая часть анархистов встала на путь террора. Волна анархо-террора конца XIX-го — начала XX-го веков получила название «равашолевщины» — в честь знаменитого французского террориста Равашоля. Жертвами анархистов стали итальянский король и австрийская императрица, президент США и многие другие коронованные и некоронованные особы. В некоторых случаях теракты носили характер возмездия за совершенные монархами злодеяния и проводились по инициативе анархических групп, но чаще они были слабо мотивированными актами отчаяния со стороны одиночек, не только не имевших отношения к анархо- организациям, но и слабо представлявших себе смысл идей анархизма.
Наиболее заметными явлениями в анархическом движении первых двух десятилетий XX века было возникновение прежде всего во Франции, Испании и Италии мощного анархо-синдикалистского движения и деятельность анархо-коммунистической рабочей организации ФОРА в Аргентине. Если труды Кропоткина явились попыткой развития анархической теории применительно к новым условиям, то появление анархо-синдикализма было новым шагом в тактике анархизма, пополнившим арсенал его средств, новыми орудиями, помимо пропаганды, террора и организации восстаний.
Анархо-синдикализму предшествовало появление так называемого «революционного синдикализма», а тот в свою очередь, представлял одну из разновидностей анархизма. Тысячи рядовых активистов социалистических и социал-демократических партий и профсоюзов, недовольные оппортунизмом своих боссов, чересчур увлекшихся парламентской деятельностью, начали отделяться в особое течение, получившее название революционный синдикализм. В первом десятилетии XX-го века в синдикалистских профсоюзах Италии и Франции состояло несколько миллионов трудящихся. Идеологами революционного анархо - синдикализма стали Фернанд Пеллутье, Эмиль Пуже и другие. Основными «столпами» синдикализма были аполитичность, анти капитализм и анти этатизм, отрицание организационного централизма и профсоюзной бюрократии, превознесение стихии жизни и повседневной классовой борьбы в сочетании с отказом от планирования будущего общества. Объявляя себя внепартийными организациями, революционные синдикаты, объединяли в своих рядах как социалистов и социал-демократов, так и анархистов, однако общий радикализм, организационный федерализм и стихийный антиэтатизм сближал их скорее именно с анархизмом, нежели с марксистскими течениями. Революционные анархо - синдикалисты, объединяя трудящихся по профессиям, рассматривали себя как возможный «каркас» будущего безгосударственного социалистического общества, а всеобщую захватную стачку считали наиболее мощным и действенным орудием социальной революции[8,с. 176].
При написании курсовой работы была использована литература различного направления: научная, а так же справочная. Данной теме свойственен определенный круг источников, которые можно условно разделить, имея в виду отечественные, на работы, современные тому или иному движению, источники советского периода и постсоветские исследования. Работ, современных интересующему нас периоду анархо - синдикалистского течения встречается практически немного. В основном присутствуют сочинения отдельных деятелей анархизма, как например, работы Э. Пуже, Р. Роккера или протоколы заседаний секций Интернационала, в среде которого велась борьба с анархистами и т.п.
Интересен в этом отношении труд Р. Роккера «Методы анархо – синдикализма», в котором автором наиболее подробно представлена методология борьбы, предложенная синдикалистами. Роккер даёт характеристику каждому методу и выводит конечные цели, в достижении которых эти методы положены.
В отечественной исследовательской школе до революционного периода особняком выделяется труд А. Борового: " Философия революционного синдикализма", в котором автором рассмотрены теоретические основы синдикалистских учений. Боровой отмечает многие аспекты данных учений, оговаривая, что "Будущее в глазах анархо - синдикализма — продукт творчества, сложного, не поддающегося учету, процесса, модифицируемого разнообразными привходящими факторами, иногда радикально меняющими среду, в которой протекает самое творчество. Знать это будущее, как знают его правоверные усвоители партийных манифестов, невозможно. Под реалистической, якобы, оболочкой партийной и парламентской мудрости реформизма, кроется, наоборот, самый беспредельный утопизм, вера в возможность путем словесных убеждений и частичных экспериментов — опрокинуть сложную, глубоко вросшую и в нашу психику, систему"[3,с. 26].
Но если дореволюционный период в отечественной науке в этом вопросе не многословен, то относительно исследователей советской историографической школы такого сказать нельзя. Например труды исследователя рабочего движения Франции А. Е. Рогинской содержат некоторые интересные наблюдения с привлечением различных источников информации того времени, но старательно подогнанных под заданные шаблоны демонстрации негативных сторон капитализма. В тоже время, анархисты, если они вообще упоминаются, предстают перед нами субъектами отрицательными, находящихся " в заблуждении", имеющих "ограниченность" политического кругозора.
В этом смысле достойней выглядят работы, посвящённые анархо - синдикализму В. В. Дамье, который, на наш взгляд, приводит объективные причины зарождения анархистских течений, подробно раскрывает сущность данного явления, не нарушая причинно - следственных связей.
При написании данной работы мы придерживались следующей логики исследования:
Объект исследования: Рабочее движение во Франции в кон. XIX – нач. ХХ вв.
Предмет: французский анархо – синдикализм.
Цель исследования: Выявить особенности анархо - синдикалистского движения во Франции в период конца XIX - нач. ХХ вв.
Задачи исследования:
1..Выявить причины зарождения и развития в рабочем движении Франции анархо - синдикализма.
2. Рассмотреть цели и методы борьбы, предложенными идейными представителями анархо - синдикализма.
3. Выявить особенности, присущие французскому анархо - синдикализму.
4. Определить значение анархо – синдикалистского движения для организаций трудящихся Франции и его влияние на рабочее движение за рубежом.
На наш взгляд, данная тема выбрана не случайно и носит, по сей день актуальный характер, так как анархо – синдикализм, пройдя сложный путь становления одной из общепризнанных пролетарских идеологий, ограничился не только первой половиной ХХ века, но и продолжил своё существование в дальнейшем. Не случайно один из известнейших представителей французского анархо – синдикализма Р. Рокер говорил следующее: «Организация берет свое происхождение в социальной жизни людей, общество - это прообраз любой организации, и проявляется оно только в форме организации»[10,с.7]. В целом, стоит заметить, что анархо – синдикализм претендует не просто на переустройство общества. Результатом такого переустройства должна стать новая личность, которая «создаст великие шедевры, особенно в архитектуре, этом самом социальном из искусств, и они не проистекут из изолированности индивидов, а родятся из великих социальных мыслей, чтобы стать проявлением общего творчества. Индивид чувствует себя свободным, и, тем не менее, он тысячами нитей связан с обществом, и именно эта свобода в привязанности придает его личности силу и характер»[11,с.7].
Конечно, идея новой личности не нова, но подобные высказывания можно услышать и поныне, отчасти изменилась лишь форма интерпретации.
ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФРАНЦУЗСКОГО АНАРХО- СИНДИКАЛИЗМА.