Цели и методы борьбы синдикалистов. Особенность существования анархо - синдикализма во Франции.




Таким образом, французский анархо - синдикализм, являлся сравнительно влиятельным движением в среде трудящихся Франции, завоевавшим в нач.XX века популярность в среде рабочего класса. Тем не менее, данная система ценностей постепенно сходит с авансцены. Почему это стало возможным? А. Боровой объясняет это следующим образом: "В центре синдикального движения — личность, единственная подлинная реальность социального миpa. Личности объединяются по признаку, характеризующему положение их в производственном процессе, в определенных местных и профессиональных группах, именуемых синдикатами. Объединение это ставить себе совершенно определенные реальные цели: защиту жизненных, экономических интересов своих членов. Синдикат есть средство, орудие в руках образующих его рабочих — не более. Совокупность синдикатов представляет — организацию «класса», «пролетарскую организацию». Класс, как таковой, есть, конечно, социологическая абстракция; в мире вещей — он искусственная группировка в целях самозащиты определенной совокупности индивидуальностей. Когда мы говорим о «воле», «психологии», «политике» класса—то, очевидно, имеем в виду не какую-либо вне личностей, самостоятельно живущую субстанцию, но совокупность лиц, связанных однородным положением в производстве, потребностью в защите однородных интересов и вытекающей отсюда необходимостью однородных актов"[3, с.14]. Итак, рабочий синдикализм, в том числе и анархо - синдикализм предстаёт как временное и "необходимое" объединение рабочих в борьбе за свои права. Более того, это объединение рабочих для борьбы вне каких - либо партий и организаций. "Политическая борьба сосредоточена не в политических партиях, а в организациях трудящихся, созданных для экономической борьбы. Признание этого анархо-синдикалисты ставят в центр своей деятельности по социалистическому просвещению масс и усилению их экономической и социальной мощи. Их метод – метод прямого действия в экономических и политических битвах наших дней. Это единственный метод, позволяющий что-либо достичь во все решающие моменты истории" - так определял предназначение и методологию анархо - синдикализма Р. Роккер[10,с.19]. Итак, необходимо заранее отметить, что анархо-синдикализм признаёт только низовую, неиерархическую, самоорганизацию трудящихся и потому отвергает участие в органах власти, а также политические партии и иерархические профсоюзы. Отсюда вытекают следующие цели, которые ставили перед собою анархо - синдикалисты как Франции, так и других стран господствующего

империализма:

Первой целью считается свободное объединение людей в коммуны и их федерации вплоть до всемирного уровня. Отсюда своеобразная интернациональность синдикализма, объединяющего рабочие организации европейских стран. Напомним, что всякая эксплуатация субъекта пролетариата по положению анархо - синдикалистов отсутствует, а значит, организацию труда в свои руки возьмёт сам производитель. Отсюда следующая цель - организация труда посредством создания ассоциаций производителей. Рабочие-анархисты организуются в профсоюзы и общества рабочего сопротивления — меж профессиональные или по отдельным профессиям, а также территориальные объединения. В таких организациях не должно быть каких либо вождей, а также «освобождённых», оплачиваемых функционеров. И как итог развития нового общества - ликвидация частной собственности и государства — капитализма и иерархии, принуждения, будь то экономическое, или внеэкономическое. Результатом этого акта должно явиться не только иначе построенное общество, очищенное от социальной иерархии и, следовательно, от классовых предрассудков, но и формировании новой личности, свободно развивающейся во всех направлениях. Отсюда не сложно выявить и общие методы, характерные для анархо - синдикализма. Так как по мнению анархо - синдикалистов "Политическая борьба сосредоточена не в политических партиях, а в организациях трудящихся, созданных для экономической борьбы. Признание этого анархо-синдикалисты ставят в центр своей деятельности по социалистическому просвещению масс и усилению их экономической и социальной мощи. Их метод – метод прямого действия в экономических и политических битвах наших дней. Это единственный метод, позволяющий что-либо достичь во все решающие моменты истории"[10,с.21]. Под прямыми действиями анархо-синдикалисты понимают все способы непосредственной борьбы трудящихся против их экономических и политических угнетателей. Главные из таких способов: забастовка во всех видах – от простой борьбы за зарплату до всеобщей стачки; бойкот; саботаж в самых различных формах; антимилитаристская пропаганда; в критических ситуациях- вооруженное сопротивление людей, защищающих свою жизнь и свободу. Итак, мы видим, что методы довольно разнообразны, но чтобы понять их действительные практические возможности, рассмотрим каждый из них в отдельности, подобрав, к случаю, конкретный пример из истории движения французского анархо - синдикализма.

Первый метод борьбы, довольно широко применявшийся и французскими рабочими - участниками анархо - синдикатов - это стачка солидарности. Стачка солидарности – это сотрудничество между непосредственно затронутыми и другими категориями трудящихся с тем, чтобы помочь какой-либо одной профессии одержать победу в борьбе, распространив забастовку в случае необходимости и на другие отрасли. В этих случаях работники не ограничиваются финансовой помощью своим борющимся братьям, но они идут дальше и, парализуя целые отрасли промышленности, останавливают всю экономическую жизнь. Тем самым их требования становятся эффективнее. Исследователь данного вопроса Р. Роккер отмечал: "Огромная сила всеобщей стачки состоит в том, что она одним ударом парализует всю экономическую систему и потрясает ее до основания. Ее действие отнюдь не зависит от практической готовности всех без исключения трудящихся – ведь и в политическом перевороте никогда не участвуют все граждане. Если прекратится работа наиболее важных отраслей, этого будет достаточно, чтобы остановить весь экономический механизм, который не может функционировать без ежедневных поставок угля, электроэнергии, сырья. Когда правящий класс сталкивается с энергичным и организованным трудящимся классом, закаленным в повседневной борьбе и сознающим, что поставлено на карту, он более склонен уступить"[10,с.24]. Так, например, поступили французские рабочие, руководимые ВКТ в знаменитых забастовках 1900 - х годов.

Следующим, не менее эффективным методом, который применяли анархо - синдикалисты, стал бойкот. Трудящиеся могут прибегнуть к нему как производители и как потребители. Систематический отказ потребителей покупать у фирм, торгующих товарами, производимыми в условиях, против которых борются профсоюзы, часто может иметь решающее значение, особенно в отраслях, где производятся товары массового потребления. Бойкот может настроить общественное мнение в пользу трудящихся, если он сопровождается соответствующей пропагандой. Этикетка, которую члены профсоюза прикрепляют к товару, — эффективное средство обеспечить бойкот, поскольку она дает знать покупателям, о каких продуктах их предупреждают. В этом отношении бойкот встречался намного реже, чем стачка, хотя он так же требовал совместных действий от потребителя и профсоюзов.

Среди средств, находящихся в арсенале анархо-синдикалистов, саботаж – одно из самых страшных для предпринимателей. Он наиболее резко осуждается как «незаконный». В действительности мы имеем дело с методом экономической малой войны, который столь стар, как сама система эксплуатации и политического угнетения. Во многих случаях трудящиеся просто вынуждены прибегать к нему, когда другие средства не приносят успеха. Саботаж заключается в том, что работники организуют любые возможные помехи в нормальном ходе работы. Чаще всего это происходит тогда, когда предприниматель пытается воспользоваться тяжелой экономической ситуацией или иной благоприятной возможностью для ухудшения обычных условий труда, снижения заработной платы или увеличения продолжительности рабочего времени. Сам термин происходит от французского слова «сабо», деревянный башмак, и означает «работать неуклюже, как деревянный башмак». Значение саботажа прекрасно выражено формулой: за плохую плату – плохая работа. Сам предприниматель действует также, когда устанавливает цены на свои товары в зависимости от их качества. Производитель находится в том же положении: его товар – собственная рабочая сила, и он имеет право распорядиться ею так, как сочтет наилучшим.

Так же следует уделить внимание пропаганде. Особенно пропаганде антимилитаристской. Убежденные противники любых национальных амбиций, анархо - синдикалисты, всегда уделяли значительное место в своей деятельности антимилитаристской пропаганде, стараясь убедить трудящихся в солдатской форме сохранять верность своему классу и не обращать оружие во время стачек против своих братьев по классу. Это стоило им больших жертв, но они никогда не прекращали усилий, поскольку знают, что смогут завоевать свои права лишь в непрестанной борьбе против господствующей власти. В данном случае, можно привести пример работы отделений ВКТ, занимавшихся антимилитаристской, антиколониальной и классовой пропагандой. Так при подготовке празднования 1 мая 1906 года, в свет усилиями пропагандистов были выпущены в свет сотни листовок и прокламаций.

В заключении следует отметить, что ни один из вышеприведённых методов в отдельности использовался редко. К примеру, масштабной стачке или бойкоту всегда предшествовала усиленная пропаганда.
Однако возможно ли среди общих признаков, присущих анархо - синдикализму, как движению общеевропейскому, выделить признаки, которые охарактеризовали бы его как явление социально - политической жизни Франции? На первый взгляд, если мы подвергнем деятельность ВКТ рассмотрению на предмет методов борьбы, то они вполне совпадут с методами, применяемыми анархо - синдикалистами других стан Европы. Так Свободное объединение немецких профсоюзов (СОНП), созданное в 1897 г. «локалистами» или противниками образования бюрократических центральных профобъединений, в начале 1900-х гг. приняло концепцию всеобщей стачки и методы прямого действия, а в 1912 г. утвердило программу, составленную под влиянием французской ВКТ. И таких примеров существует масса. Тем не менее, отличительная черта французского анархо - синдикализма присутствует и заключается она, как ни странно, во влиянии национал - синдикализма.

Идеология национал -синдикализма сложилась во Франции как синтез националистических идей лидера "Аксьон Франсез" Ш. Морраса и революционного синдикализма Ж. Сореля. По мнению Сореля, новая пролетарская мораль и идеология могут развиваться уже в недрах капитализма, внутри профсоюзов, этих чисто пролетарских классовых органов. На базе профсоюзов сформируется новое общество, которое заменит существующее капиталистическое.

Первая открытая попытка сближения Сореля и «интегральных националистов» была предпринята в апреле 1909 года, когда, прочитав второе издание «Расследования о монархии» Морраса, Сорель выразил свое восхищение основателю «Аксьон Франсез». Три месяца спустя Сорель публикует в «Divinire soziale» Энрико Леоне, самом влиятельном издании итальянских революционных синдикалистов, почтительный отзыв об идеях Морраса, ответ на который будет опубликован месяц спустя в журнале "Аксьон Франсез" под заголовком «Анти парламентские социалисты». Моррас уже в 1900 г. начал готовить почву для будущих контактов с левым нонконформизмом. «Настоящая социалистическая система, — отмечает он, — будет освобождена от всякого элемента демократизма». Моррас отвергает эгалитаризм и марксистский интернационализм, но в то же время для него «социализм, освобожденный от демократических и космополитических элементов, может подойти национализму как хорошо сделанная перчатка к прекрасной руке».

На волне общего подъёма во Франции националистических и реваншистских настроений, в 1908 году выходит труд Сореля "О насилии", в котором очевидно влияние идей Прудона. Труд представляет собой сборник небольших работ, связанных с друг другом по смыслу. Сореля интересует значение насилия в политической борьбе, в особенности при всеобщей забастовке. Он осуждает упадническое буржуазное общество. Моральное разложение общества обусловлено относительностью ценностей, гедонизмом, коррупцией и ложью политиков, интеллектуалов и граждан. Демократические институты, партии и парламенты, служат лишь сокрытию угнетения и эксплуатации пролетариата буржуазией, создавая видимость улучшения положения рабочего класса посредством реформ и компромиссов.

Власти разлагающейся буржуазии Сорель противопоставляет идею всеобщей стачки, что в данном случае является известным методом борьбы рабочих анархо - синдикалистов. Устраиваемая профсоюзами стачка должна перерасти в революцию и устранить государство и буржуазную культуру.

Цель же революции по Сорелю — сохранение жизненных сил общества посредством создания новой культуры и морали производителей, что так же отвечает выше представленым целям синдикалистского движения.

Итак, мы видим, что на ряду с общими для рабочего анархо - синдикалистского движения Европы во французском анархо - синдикализме присутствует отличающая его черта, а именно своеобразная "примесь" анархо - национализма, идеологи которого во многом являлись проповедниками методов борьбы, применяемых синдикалистами. Именно поэтому французский анархо - синдикализм соединил в себе казалось бы несоединимые вещи: с одной стороны - это рабочий интернационализм, отказ воевать с "братьями по классу", с другой - глубокие националистические тенденции, стремительно развивающиеся во французском обществе в период до Первой Мировой войны.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: