Историко-филологическое определение понятия секта




Существуют два мнения о происхождении слова секта. Одни полагают, что существительное секта (secta) происходит от латинского глагола seqour (sequi), который обозначает «идти вслед», «следовать за». Другие слово секта производят от глагола secare – «отсекать», «отделять». Последнюю точку зрения в литературе по сектам отстаивал американский ученый Лион в своей книге «Исследование сект», вышедшей в 1891 г. Независимо от Лиона в начале XX века такого же взгляда на происхождение слова секта в русском богословии придерживался В. Терлецкий. Этимологические построения Лиона и В. Терлецкого хотя и являются самостоятельными и отличаются одно от другого, но, по мнению их современников, они не получили широкого распространения и были признаны не убедительными.

В настоящее время версия происхождения слова secta как производного от глагола secare – «отсекать», «отделять» рассматривается как одна из возможных, однако, отмечается, что более правдоподобным является его происхождение от sequi, в значении следовать какой либо личности или учению.

В классическом латинском языке слово секта означало образ мышления или тип жизни, учение, группу людей и, в более конкретном смысле, обозначало философскую школу или же политическую партию. В последнем специальном значении древние писатели говорят о политических сторонниках римского государственного мужа Антония (ум. 30 г. до Р.Х.) как о секте. Тацит (род. ок. 50 г.) сектой именовал философские школы стоиков (stoicae sectae) и киников (cynican sectam).

В указанный период слово секта употреблялось для выражения скорее общности в чем-то и согласия, чем обособленность от чего-либо и первоначально этимологически никакое оскорбительное или унизительное значение не было связано с этим термином.

В таком смысле западные христианские писатели первых веков используют этот термин применительно к христианству. Тертуллиан (160 - 222) именует христианство сектой. Он в Апологетике называет христианскую религию сектой.

Апологет Минуций Феликс (ум. ок. 210 года) считает, что христианство есть secta, возглавляемая самим Богом».

Святитель Киприан использует слово секта в значении и веры и учения. В другом месте учение христианской веры он называет сектантским. «Страдают во благо. Учение нашей веры».

В IV веке это понятие было более конкретизировано в латинском переводе Библии - Vulgata. Блаженный Иероним Стридонский (340 или 350 - 420) чаще всего переводит греческое слово ересь на латинский словом secta. В Вульгате оно употребляется или в нейтральном значении для наименования религиозного учения или течения вероисповедания, не давая им какой либо оценки, или же используется для названия учения противоставляющего себя и отвергавшего новозаветное учение Церкви, то есть в качестве синонима греческого слова ересь.

Во времена апостолов слово секта означало религиозную партию выделяющуюся из общества верующих по причине разномыслия по вопросам веры, церковной дисциплины.

Так, например, греческое выражение htvn Naxwraion airesiV (“представитель назорейской ереси” (Деян.24,5)), Вульгата переводит secta Nazarenorum (то же употребление в Деян.26,5; 28,22). Это выражение принадлежит ритору Тертуллу, обвинявшему апостола Павла перед Феликсом. Тертулл иначе и не мог назвать христианство как ересью, ибо для него оно было явлением предосудительным. Слово секта приобретает в Деяниях отрицательное значение, оно обозначает учение противопоставляющее себя общерелигиозной норме. В таком же смысле оно используется и в другом тексте книге Деяний (24,14): «Но в том признаюсь тебе, что по учению, которое они называют ересью, я, действительно, служу Богу отцов моих, веруя всему написанному в законе и пророках».

В более конкретном значении употребляет Вульгата слово секта в апостольских посланиях. В послании Галатам (5,20) словом секта обозначено подлежащее осуждению направление во внутренней жизни христианской общины. В нем говорится, что поступающие по делам плоти, лишаются Царства Божия. К ним апостол относит: «прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение,... распри, разногласия (соблазны), ереси” и заключает: “... поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал.5,19-21). Характерно, что в данном месте слово секта как и в греческом ересь поставлено после слова разногласия. Этим делается существенное различие ереси или секты от простого разногласия.

Во Втором Послании апостола Петра слово секта употребляется более ясно в качестве синонима греческому слову airesiV. В тексте: «у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель» слово ересь переводится с греческого как секта (2 Петр. 2,1.).

Однако, наряду со словом секта блаженный Иероним использует и латинизированный греческий термин ересь (haeresis), применительно к лжеучениям фарисеев и саддукеев (Деян.5,17; 15,5).

На примере словоупотребления термина секта в Вульгате видно, что в западной христианской литературе шел процесс становления термина секта в значении близком к греческому слову ересь, как сознательного уклонения от общехристианской догмы и жизни.

В последующем в западном богословии такое употребление слова секта было сохранено. В таком смысле оно используется блаженным Августином. Сущность секты, по блж. Августину, составляет разномыслие и установление обрядов.

Но, несмотря на это, нельзя сказать, чтобы последующие памятники церковной древности свидетельствовали об особенном распространении в церкви слова secta в указанном смысле. Древне-церковное право, вообще богословская наука на Западе, избегая слова secta, вместо него, принимает греческое слово haeresis, haeretici и пр., и в уклонениях от церкви различают еретиков, которые колеблют авторитет церковный и придумывают новое учение, и схизматиков, которые не подчиняются только церковной иерархии.

Латинизированный греческий термин haeresis получил намного большее распространение поскольку был более конкретным и ясным, и указывал на искажение учения Церкви, тогда как слово секта помимо этого использовалось для обозначения религиозного сообщества или вероисповедания.

Поэтому начиная с первых ересиологических трудов западных писателей в них преимущественно используется термин haeresis, а не secta. Слово haeresis употребляет в своих противоеретических работах святой Ипполит Римский (170 - 236). Этот же термин использовался при переводе с греческого на латынь сочинения священномученика Иринея Лионского (130 - 202) («Обличение и опровержение лжеименного знания»), написанного в восьмидесятых годах второго века, под названием «Пять книг против ересей».

Тертулиан антихристианские учения также называл ересями, используя, как и святой Ипполит латинский вариант греческого слова ересь В сочинении «О Крещении» он упоминает о некой Квинтилле, принадлежащей к ереси кайян. Блж. Августин (354 - 430), для описания лжеучений в своем сочинении «Книга о ересях» (428 г.) употреблял латинизированный термин haeresis.

Таким образом, в трудах западных церковных писателей преобладающее распространение получил термин haeresis. Его использования позволяло более точно классифицировать учения в чем-либо несогласные с церковным сознанием, тогда как слово секта имело более широкий диапазон значения: от наименования вероисповедания (сообщества), придерживающегося определенного учения, без его оценки, до употребления в качестве синонима греческого ересь, - и, следовательно, было менее конкретным. И хотя с IV века этот термин приобретает смысл близкий понятию ересь, он, как свидетельствуют средневековые богословские труды и канонические постановления, не стал общепринятым.

Мартин Лютер в своем переводе Библии старался возвратить значению «секта» прежний смысл «религиозной партии, без указания на ложность доктрины». В местах, где подразумевался отрицательный смысл, Лютеру было необходимо было оставить прежний смысл. В данных отрывках слова секта было переведено словом «ересь» нем. – dia rotte (сборище, толпа, банда, шайка). Сейчас слово «ересь» очень редко встречается в лексике Западного христианства вследствие его обмирщенности. Это – тревожное явление, поскольку вместе с сектами, возникшими на Западе, в Россию проникают самые настоящие ереси.

В XIX веке термин «секта» получил государственно-правовой смысл: «Сектой называли каждое религиозное общество не принадлежащие господствующей церкви и требующей у государства признания им терпимости».

Наряду с термином «секта» в западном христианском мире вводится термин «культ».

Название культа меняется в зависимости от конфессиональной принадлежности и от обстоятельств времени. Поэтому единого мнения, что есть культ — нет.

Слово «культ» происходит от латинского слова поклоняться и почитать кого-либо. Вошел в употребление в XVII веке, а в середине XIX использовался для обозначения обособленной религиозной группы.

Большой популярностью среди протестантских апологетов пользуется известный протестантский богослов Уолтер Мартин. В своей книге «Царство культов» он приводит следующее определение понятия «культ», дополняя определение этого термина доктора Чарльза Брэйдена: «Культ – 1) это религиозная группа, которая значительно отличается от религиозных групп, считающихся общепринятыми в нашей культуре, по одному или более аспектов исповедания или обрядов; 2) это сообщество людей, объединившихся вокруг определенного человека или истолкования Библии».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: