Шизотимия
Установление контакта. Не ожидать и не требовать эмоционального резонанса. Не обижаться на холодные резкости и сарказмы. Не хвалить, не ругать. Никаких дружеских жестов и слов – приближаться медленно и осторожно. Не изумляться странностям и причудам. Побуждать к длинным фразам, медленно вытягивать нити…
Подчеркнуть интерес к внутреннему миру, возможность понимания.
Профилактика манипуляций. Главная его защита – отталкивание, отчуждение. Не следует на это поддаваться. Предложить ему занять удобную для него дистанцию (во всех смыслах) – и придерживаться ее. Для него оптимальная дистанция – лучший подарок и залог будущего успеха.
Конструктивный конфликт. Тайна шизоида реальна и представляет собой вызов консультанту, – разгадает ли он ее и в какой степени? Защитное презрение шизоида может быть оспорено, а его уникальность – нет.
Пусть в немногих и нечасто – но и он нуждается в людях. Ему нужно, чтобы его оценили, скрасили его вечное одиночество.
Паранойяльность
Установление контакта. Активное преодоление недоверия и подозрительности. Подчеркивать свою искренность и безвредность – для него. Избегать двусмысленных высказываний, пояснять даже очевидное. Не противоречить самому себе. Проявлять подчеркнутое уважение. Терпеливо переносить нападки злобы. Позитивно оценивать увлеченность – хвалить направленность сверхценной идеи, ее общий пафос. Если идея не нравится терапевту – пока промолчать об этом.
Профилактика манипуляций. Его недоверие и враждебность могут лишить консультанта уверенности. Не сдаваться, держась за мысль, что беседа полезна и приведет к успеху. По возможности не показывать внутреннего замешательства, не раскисать перед ним. Сохраняя самообладание, оставаться на своей дистанцированной позиции.
Конструктивный конфликт. Не прибегать к чрезмерной защите, разъяряясь, казалось бы, в естественном стремлении победить, превзойти заносчивого, спесивого, самоуверенного, явно презирающего тебя клиента. Спокойно и без обвинений выражать свое несогласие с его действиями, подчеркивая вместе с тем полное понимание его мотивов (кто же скажет, что справедливость – это плохо!). Избегать логических дискуссий, ибо он силен и в логике, и в паралогике. Больше обращать внимание на эмоциональные последствия той борьбы, которую он ведет с людьми.
Психастеничность
Установление контакта. Вдохнуть уверенность, рассеяв опасения. Сразу же гарантировать ему безопасность и подтверждать это по ходу общения. Не сердиться на его занудство и даже возможные поучения в адрес терапевта. Следует быть активным и настойчивым, чтобы добраться до его «тухлых» эмоций, пробудить живой интерес. Задать вопрос: «О чем Вы думаете, когда молчите?»
Профилактика манипуляций. Не поддаваться соблазну крайнего послушания, поспешного подчинения, которое охотно демонстрирует клиент. Вторая трудность – его постоянное бегство от своих эмоций в рационализацию, интеллектуализацию. Не ввязываться в общие рассуждения, держать нить беседы натянутой.
Конструктивный конфликт. Оспаривая его опасливую сверхготовность, сразу спросить: «А почему Вы придали такое значение подготовке к нашей встрече?.. Расскажите, как Вы это делали?» Можно столкнуться с его пробудившейся злостью – в свой адрес, конечно – и принять ее за признак пробудившейся активности, силы.
Эксплозивность
Отразить его состояние, но в смягченной форме. Вопрос «Вы разочарованы?» может восприниматься так: «Вы рассержены?».
Установление контакта. Максимум спокойствия и терпения, никакого страха! Признавать то, что в нем действительно хорошо. Игнорировать его негативизм! Не принимать оскорблений. Уступить в малом, дать выпустить пар.
Прямота, по-деловому, спокойствие. Серьезно отнестись к его враждебности как к помехе терапевтическому альянсу. Итак, нужно выяснить происхождение озлобленности.
Профилактика манипуляций. Отвечать враждебностью – это и будет вовлечением в манипуляцию. Хотя реактивная агрессивность консультанта естественна и нормальна. Отразите, что вы видите и что вам неприятна его агрессия, но не отвечайте. Остается принимать его враждебность, но не относить ее на счет своих ошибок, не дать себя обескуражить. Он умеет и льстить, угождать, это надо вовремя прочитать – и сказать ему об этом.
Конструктивный конфликт. Явной враждебности, в частности оскорблениям, нужно давать явный же отпор. Что недопустимо, то недопустимо – сказать сразу. Разговор на повышенных тонах и спор с приведением аргументов возможны и приемлемы.
Почувствовав скрытую враждебность клиента, мы должны попытаться ее вербализовать, выразить переживания открыто, чтобы снять эти молчаливые затруднения в процессе консультирования.
Явно асоциальным тенденциям нужно противопоставить поступки других людей, авторитетных для клиента, если таковые отыщутся. При этом терапевт должен отделить себя от сидящего в каждом ментора, воспитателя, полагаясь в основном на свои истинные чувства.