Из вахтенного журнала К-278




Шаг в ледяную воду Норвежского моря перевернул судьбу

Выполнила:

Ученица 7 класса Козлова Ирина

Летневская средняя школа

Учитель: Васютина Е.А.

Руководитель школьного музея: Егорова Г.А.

Контактный телефон: 88314943116

Электронный адрес: letnevo_school@mail.ru

В данной исследовательской работе я бы хотела рассказать о судьбе моего папы - Козлова Юрия Владимировича, потому что мой папа - герой, служил на легендарной субмарине и сумел выжить в страшной катастрофе. Несмотря на то, что минуло уже четверть века с того трагического дня и из 69 членов экипажа погибли, 42 человека остались живы и мой папа тоже остался жив. Эта трагедия навсегда останется в истории и в сердцах людей.

 

Родился 12 ноября 1969 года в г. Лысково Горьковской области в рабочей семье. Отец - слесарь-инструментальщик, мать - рабочая электромеханического завода. Учился в школе №2 г. Лысково.

После школы поступил в сельскохозяйственный институт, после первого курса призван на военную службу в морфлот.

 

Козлов Юрий Владимирович

призывник морфлота

фото из личного архива

Довольно легко произошло становление Юрия Козлова как военного специалиста после призыва на флот. В Кронштадте прошел обучение по специальности "трюмный машинист электромеханической части подводной лодки". Получил направление в Западную Лицу на ПЛ "Комсомолец.

Прибыв из учебного подразделения, пошел служить на атомную подводную лодку. В числе первых сдал необходимые зачеты на допуск к самостоятельному обслуживанию заведования. Ему не стоило особого труда в короткий срок в совершенстве овладеть специальность трюмного, быть готовым в любую минуту заменить на боевом посту своего младшего командира. Суровый экзамен уготовило Юрию Норвежское море. И он выдержал его с честью.

 

А еще папа иногда вспоминает, как попал на "Комсомолец". Вроде бы обыкновенно, только вот в Западной Лице подводная лодка еще носила заводское название "Плавник".
- Когда я прибыл на базу флота, корабль был в автономном походе. Он вернулся, встал к пирсу, и я залюбовался: громадный, как морской кит. Меня вместе с другими молодыми представили экипажу субмарины и распределили нас по отсекам лодки. Через месяц мы ушли в первую "автономку", где нас посвящали в подводники, дали отпить соленой морской водицы. На глубине она холодная, зубы ломит. Знал ли я тогда, что хлебать эту воду мне придется в трагических обстоятельствах?

 

 

АПЛК-278 в то время считался суперсовременным, его величали кораблем XXI века. Правда, что таким был "Комсомолец"?

 

 

Да, настоящим был чудом. Его сверхпрочный титановый корпус позволял погружение на большую глубину. Рассказывали, на испытаниях были цифры предельной глубины. 900, 1000, 1100 метров. Это вдвое больше, чем может выдержать обычная подлодка. В один из походов наша атомарина также совершила глубоководное погружение. Я тогда находился на вахте в седьмом кормовом отсеке и передавал в ЦП показания глубиномеров каждые 50 метров. Ушли на глубину 850 метров, на которой не могла быть ни одна из атомных субмарин. Мы верили в непотопляемость нашей лодки, как люди с "Титаника". Даже говорили об этом: тут бояться нечего, ботиночки не замочишь. Чудовищные забортные давления в несколько тысяч атмосфер выдерживал титановый корпус.

 

Перед глазами его погибшие товарищи, те, которых хотел бы, да не смог спасти.
Папа вспоминает с той же грустью, для него в памяти отсеки лодки заселены товарищами, и чувствуется волнение. Тепло говорит о Романе Филиппове, капитане Буркулакове, коке Валерии Суханове из Выксы. С Ромой дружил и ходил в увольнения. Капитан был добрым и душевным офицером, к которому можно было обратиться в любое время. Валерий прекрасно готовил всякую вкуснятину, кулинарничал, - так жаль, что море забрало таких хороших парней…Но остались и живые товарищи!

 


Папа так рассказывал нам, своей семье, тот ужасный день. Ничто беды не предвещало. Шли 39-е сутки автономного плавания. Проснулся я и стал готовиться к вахте. Вдруг в наш пятый отсек забежал мичман и сообщил, что в седьмом что-то неладное. Закрыл люк. За те восемь минут жизни, что подарила ему судьба, мичман успел задраить люки в наш пятый, шестой, седьмой отсеки лодки. Он же привел в действие противопожарную систему корабля. Ценой своей жизни спас экипаж и лодку от огня.
В 11.03 на пульте командного пункта вспыхнуло табло: температура в седьмом отсеке выше 70 градусов. Включился сигнал аварийной тревоги, который поднимает всех на ноги и разделяет моряков на живых и мертвых. Выброс гидравлики. Бьет, как из огнемета, трудно дышать. Дальше - лавинообразное нарастание аварийной ситуации, когда начинается пожар в пяти из семи отсеках атомохода. Идет борьба за лодку и за человеческие жизни.

Обожженных и не задействованных в аварийных партиях членов экипажа, с ними Юрия, выводят по приказу командира за ограждение боевой рубки.
- Красиво уходил в бездну наш корабль, встав, как свеча. Завис немного кормою вниз, и плавно так, без воронки, ушел в пучину, - задумчиво вспоминает Юрий Владимирович. - Рулем зацепило капитана-лейтенанта Михаила Смирнова, он погиб у всех на глазах. Попрощавшись с кораблем, я поплыл к переполненному людьми плотику, который еще был перевернут, а моряки лежали друг на друге, стремясь удержаться, Лежащие на плотике держали тех, кто не убрался или кому стало плохо. Чтобы не терять сознание, они пели песню наших дедов. Мелодия звучит в ушах и сейчас: "Врагу не сдается наш гордый "Варяг"… Не знал я слов, но тоже запел. Очень захотелось жить.

Волнение моря (три балла), температура воды плюс два градуса, мы одеты только в хлопчатобумажные робы. Долгое ожидание спасателей. Все это было причиной гибели многих моряков. Кого волной смывало, а у кого от переохлаждения останавливалось дыхание.

По стечению обстоятельств мой папа оказался в аварийном отсеке атомохода. Такого зрелища, когда огонь распространяется чуть ли не мгновенно, он еще никогда не видел, и поэтому помнит всю свою жизнь. В те роковые минуты забыв о себе, он самоотверженно боролся с огнем, до последней минуты верил в спасение подводной лодки. И покинул боевой пост лишь тогда, когда потерял сознание.

Сознание уходило. Это увидел капитан второго ранга Владимир Елманов и схватил меня за воротник куртки, чтобы не унесло в бушующее море. Вначале я держал также за воротник земляка Рому Филиппова, но у него не выдержало и остановилось сердце. Я отключился, когда увидел оранжевый борт спасательного катера с плавбазы "Алексей Хлобыстов". Его спас командир турбинной группы капитан-лейтенант Сергей Дворов...Придя в сознание, забыв об обгоревшей руке, он помогал товарищам удерживаться на плаву...

 

Из вахтенного журнала К-278

В 11.14 по приказу командира АПЛ Ванина начинается аварийное всплытие со 157-метровой глубины. В воздух поднята авиация флота, в район бедствия отправлены быстроходные корабли ВМФ. На помощь идут рыбаки - сейнер БИ 0612 и плавбаза "Алексей Хлобыстов".
В 11.21 по приказу капитана 3-го ранга Манякина (погибнет от переохлаждения - В.К.) вахтенный капитан-лейтенант Игорь Орлов (погибнет) надежно заглушил реактор. Работу генераторов контролируют капитан 3-го ранга Испенков и матрос Филиппов. В ядовитом дыму пожара погибли мичман Бондарь и матрос Кулапин.
14.45. Самолет фиксирует неподвижную лодку с креном на правый борт, из рубки - клубы белого дыма.
16.25. Взрывы в кормовых отсеках.
16.50. Евгений Ванин приказывает экипажу готовиться к эвакуации.
17.08. "Непотопляемый" "Комсомолец" уходит в пучину моря.

- На плавбазу меня доставили не сразу, а долго возили с телами погибших. Когда выгружали, то не церемонились, бросили и меня на палубу, как труп. Может, был похож на неживого. Я застонал, и медсестра плавбазы Зинаида Дзиговская поняла, что на железе палубы живой. Пощупала пульс, он был еле различим, как она рассказывала мне потом. Сделала мне укол адреналина в останавливающееся сердце. Потом - второй, стала растирать и согревать. Спасла.

Теперь мы уже знаем счет потерям. Из 69 моряков подводной лодки "Комсомолец" в живых осталось 27. Из 15 матросов срочной службы — трое. Из обожженных — один, Юрий Козлов. Холодные воды Норвежского моря, похоже, не отразились на здоровье Юрия. Даже насморка не было. И все же... Ордена им вручали в южном санатории. Всем Красного Знамени рядовым и офицерам. Прилетал сам командующий флотом.

За мужество и самоотверженные действия, проявленные при выполнении воинского долга, Президиум верховного Совета СССР Указом от 12 мая 1989 года наградил матроса Козлова Юрия Владимировича орденом Красного Знамени.


После курса лечения в госпитале ВМФ всех спасенных отправили в отпуск. Вскоре подошло и увольнение в запас (как студент вуза Юрий служил половину срока). Он вернулся на второй курс Горьковского сельхозинститута, из которого и уходил на флот, а в 1994 году защитил диплом.

Начинает свою работу инженером в колхозе "Заветы Ильича".Здесь, в селе Кирикове, наступили хорошие деньки: оттаял душой после трагедии "Комсомольца", женился на любимой девушке, получил высшее образование и стал главным инженером большого хозяйства. Вырастил двух дочек.

Я люблю и горжусь своим папой! Считаю, что он достоин уважения, ведь ценой своей жизни он сохранил жизнь другим.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: