Рисование и конструирование, так же как игра, возникают в предметной деятельности ребенка. Их развитие тесно связано с развитием игры, и часто действия ребенка по созданию рисунка или конструкции прямо включены в игру. Как и детская игра, рисование и конструирование направлены на изображение окружающего. Но разница состоит в том, что в игре изобразительное значение имеет сам ее процесс - действия и слова ребенка, а в рисовании и конструировании - их продукт, результат - созданные ребенком рисунок или конструкция.
Развитие рисования. В раннем детстве развитие включает три основных этапа: доизобразительный этап, этап узнавания предмета в случайном сочетании линий и этап намеренного изображения.
1 этап - Доизобразительное рисование. На этом этапе ребенок еще не понимает, что линии и пятна на бумаге могут что-то изображать. Он только усваивает действия с карандашом и бумагой, впервые обращает внимание на то, что карандаш оставляет на бумаге следы, и пытается их получить. Начинается это в конце младенчества или в начале раннего детства.
Такие действия относятся к числу предметных: карандаш для ребенка - орудие, воздействующее определенным образом на бумагу. И действует он с ним поначалу крайне неловко, нанося нечеткие прерывающиеся закругленные линии - «каракули». Постепенно ребенок лучше овладевает способами использования карандаша. Каракули становятся четче, разнообразнее. Это и «мотки» линий, и ломаные прямые, и галочки, и точки. Каракули в виде линий и пятен ребенок наносит на бумагу и красками, используя в качестве орудия кисточку. Вопросы взрослых «Что рисуешь?», «Что ты нарисовал?», их предложения что-нибудь нарисовать и даже показ на этой стадии ни к чему не ведут. Затратив большие усилия, можно добиться, чтобы ребенок воспроизводил показанные взрослым простые формы, но для самого ребенка они остаются теми же каракулями, не имеющими связи реальными предметами (даже если научить ребенка называть кружок «мячиком», а галочку «птичкой»).
|
2 этап - Узнавание предмета. Этот этап начинается с того, что ребенок (обычно внезапно) обнаруживает сходство своего «рисунка» (каракулей) с каким-нибудь предметом.
На этапе узнавания каракулей некоторые дети задерживаются очень долго. Они уже настолько владеют техникой рисования, что могут получать самые разнообразные сочетания линий и пятен, но так и не приходят к пониманию того, что можно заранее наметить тему рисунка. Один мальчик вплоть до пяти лет, когда начинал рисовать, говорил: «Сейчас посмотрим, что получится» - И начинал наносить на бумагу разные линии. Иногда в этих линиях он улавливал сходство с каким-нибудь предметом, а иногда это не удавалось. В этих случаях ребенок огорчался и говорил: «Ничего не получилось». Такие задержки в развитии рисования обычно случаются, если взрослые им не руководят (или руководят неумело, обращая внимание главным образом на техническую сторону).
3 этап - Переход к намеренному изображению. Графические образы. Переход к намеренному изображению состоит в том, что ребенок, прежде чем начать рисовать, придумывает (и обычно говорит), что именно он собирается изобразить.
Напервых порах намерения детей очень неустойчивы, они легко меняются в самом ходе рисования под влиянием впечатления от уже нанесенных на бумагу линий.
|
Постепенно, однако, ребенок усваивает способы изображения некоторых предметов и рисует их достаточно уверенно. Часто это бывает связано с ограничением круга изображаемых предметов. То, что ребенок умеет рисовать, он охотно повторяет по многу раз, а то, что не умеет, не хочет рисовать вовсе.
Переход ребенка к этапу намеренного изображения осуществляется под руководством взрослых. Если на этапе доизобразительного рисования их вопросы и обучающие воздействия мало что дают, то теперь, когда ребенок понял, что рисунок изображает какую-то действительность, он охотно учится, подражая взрослым, рисовать новые предметы, хотя технические возможности еще очень ограничены, и поэтому мало-мальски сложный образец ребенок упрощает, переиначивает по-своему. Так, появляется, например, типичное для начального периода овладения рисованием изображение человека - «головоног», состоящий из неровного круга («головы») и отходящих от него двух линий («туловища» и «ног»).
Хороший прием приучения детей к намеренному изображению - совместное рисование взрослого и ребенка, при котором взрослый предлагает ребенку дополнить готовое изображение деталями, не требующими использования сложной техники.
Когда ребенок выражает намерение нарисовать определенный предмет, он не думает о том, как выглядит этот предмет в действительности, а пытается представить себе, как должен выглядеть рисунок и какие движения следует проделать, чтобы этот рисунок получить. Такие представления называются графическими образами. В раннем детстве графические образы мало похожи на изображаемые предметы, но ребенок удовлетворяется минимальным сходством, а часто и просто тем, что знает, какие предметы обозначены на рисунке. Источники графических образов собственные каракули ребенка, которым раньше было придано определенное значение, и подражание взрослым.
|
Тесная связь рисования с игрой обнаруживается в том, что рисунок очень часто используется детьми в качестве своеобразной игрушки, с которой происходят разные воображаемые события.
Развитие конструирования. Конструирование в раннем детстве - это создание простейших построек из строительного материала. дети строят предметы мебели (стол, стул, диван), дорожки, заборчики, горки, лесенки, мостики и др. В отличие от рисования, конструирование возникает только при прямом обучении со стороны взрослых. Если предоставить строительный материал в свободное пользование ребенка, он будет манипулировать им, использовать детали в качестве заместителей предметов в изобразительной игре, но не начнет самостоятельно строить подобия предметов. Этому его нужно научить.
Техникой простейшего конструирования - созданием построек из двух-трех деталей - овладеть гораздо легче, чем техникой рисования. Поэтому центр тяжести здесь с самого начала лежит в усвоении изобразительного значения построек.
При овладении конструированием, так же как и в рисовании, могут происходить своего рода маленькие «открытия» - узнавание в случайно образовавшемся сочетании деталей знакомого предмета.
Пониманию изобразительного значения построек способствует их обыгрывание, включение в изобразительную (и затем сюжетную) игру. На построенных ребенком стульчиках и диванах сидят куклы, «пьют чай». Они же «ходят» по построенным дорожкам, «живут» В домиках.
Понимание изобразительного значения построек, в свою очередь, способствует переходу ребенка от «буквального» повторения построек, показанных взрослым, К их видоизменениям, начаткам самостоятельного намеренного конструирования, которое станет особой деятельностью ребенка позднее, в дошкольном возрасте.